Умберто Нобиле
Umberto Nobile

Итальянский дирижаблестроитель. Исследователь Арктики. Генерал.


Умберто Нобиле родился 21 января 1885 года в городе Лауро, Италия. Мальчик вырос в многодетной семье служащего. Первоначальное образование получил в государственной и частной школах, а затем в университете Неаполя, где изучал электротехнику и инженерное дело. После его окончания в 1908 году молодой человек пошел работать в дорожно-мостовое управление, а через год перешел в генеральную инспекцию железных дорог, где занимался электрификацией оборудования.

     В 1910 году Нобиле впервые увидел полеты на биплане и так увлекся воздухоплаванием, что в 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме, которое готовило специалистов по сооружению воздухоплавательных аппаратов. После вступления Италии в Первую мировую войну, Нобиле несколько раз пытался попасть в действующую армию, но по состоянию здоровья ему всякий раз отказывали.

     В итоге Умберто направили на авиационный завод в Риме, где строились и испытывались воздухоплавательные аппараты для военно-морского флота Италии. В эти годы Нобиле работал над созданием различных типов авиационной техники и дирижаблей, а также принимал участие в их испытательных полетах. С тех пор навсегда связал свою жизнь с воздухоплаванием.

     Помимо строительства дирижаблей, Нобиле занимался и преподаванием. Также являлся автором своей первой книги «Элементы аэродинамики». Уже тогда пришел к выводу, что полужесткие дирижабли среднего размера превосходят жесткие и мягкие дирижабли, и внес ряд коренных улучшений в конструкцию этих летательных аппаратов. В 1919 году, уже будучи директором завода в Риме, Умберто приступил к строительству нового дирижабля «T-34», рассчитанного на трансатлантические перелеты, который затем продан американской армии.

     В начале 1920-х годов разработал и построил свой знаменитый дирижабль «N-1», имевший много новаций в конструкции для своего времени. Причем все свои дирижабли Нобиле не просто строил, но и испытывал их и летал на них как командир корабля. В 1925 году в Осло состоялась встреча Нобиле с известным полярным исследователем Руалем Амундсеном, который безуспешно за год до этого пытался достичь Северного полюса на гидропланах. Нобиле же был уверен, что для географических исследований вместо самолета целесообразнее использовать дирижабль, в чем и смог убедить Амундсена. В следующем 1926 года участвовал в его экспедиции в качестве командира дирижабля «Норвегия» собственной конструкции, который усовершенствован для полетов в условиях Арктики. На то время это являлся самый совершенный воздушный летательный аппарат полужесткой системы.

     В апреле 1926 года дирижабль «N-I» вылетел из Рима и через Пулхэм, затем Осло прибыл в Гатчину под Санкт-Петербургом, покрыв за пять дней расстояние в 4300 км, а затем приземлился в Кингсбее. Дальнейший перелет протяженностью 5300 км над неизведанными просторами Ледовитого океана стал одним из самых значительных достижений в истории воздухоплавания. Экипаж провел над полюсом 2,5 часа, обследовал акваторию с воздуха, а затем дирижабль направился на Аляску, где и приземлился. После этого разобран и на транспортном судне доставлен обратно в Италию.

     Однако после этой экспедиции между Амундсеном и Нобиле возник конфликт из-за того, кому принадлежит честь достижения Северного полюса: создателю и командиру дирижабля Нобиле, или Амундсену, как руководителю экспедиции. «Масло в огонь» подливала и фашистская пропаганда в Италии, которая прославляла Нобиле и игнорировала Амундсена, а Муссолини даже произвел Умберто в генералы и почетные члены правящей фашистской партии. Нобиле же более всего интересовали дирижабли и полеты. Практически сразу же начал готовиться к новой полярной экспедиции, которая задумывалась как большое национальное предприятие Италии, финансируемое Королевским географическим обществом.

     В 1927 году Умберто построил дирижабль «Италия», аналогичный «Норвегии», на котором в следующем году возглавил экспедицию к Северному полюсу, кроме него в экипаж дирижабля вошли пятнадцать человек. После нескольких дней исследований 23 мая 1928 года «Италия», стартовав в Кингсбее, взяла курс на Северный полюс и при сильном попутном ветре уже на следующий день достигла его. А вот возвратиться обратно, экспедиции оказалось не суждено: 25 мая при сложных погодных условиях дирижабль потерпел катастрофу близ Шпицбергена. Для спасения людей организованы экспедиции из разных стран, и 23 июня на льдине, где находился лагерь 8 выживших с «Италии», сумел приземлиться самолет шведских ВВС, который эвакуировал с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле. Остальных членов экспедиции через две недели спасли советские моряки ледокола «Красин».

     По возвращению в Италию Нобиле обвинили в крушении дирижабля и в том, что оставил свой экипаж, улетев первым. Его непростые отношения с некоторыми высокопоставленными фашистами, вынудили Умберто в 1931 году переехать в СССР, где в течении пяти лет работал над созданием дирижаблей в поселке Дирижаблестрой и одновременно обучал пилотированию студентов дирижаблестроительного института.

     В 1936 году Нобиле вернулся в Италию, но вскоре вновь вынужден покинуть страну. С 1939 года Умберто жил в США, где преподавал аэронавтику. Только после окончания Второй мировой войны с Нобиле в Италии сняты все обвинения и конструктор восстановлен в чине генерал-майора. Вернувшись в Италию Умберто продолжил преподавать в университете в Неаполе, читал лекции по воздухоплаванию, а в 1946 году избран депутатом Учредительного собрания.

     Последние годы жизни посвятил литературному творчеству, его перу принадлежит несколько книг и множество статей. Кавалер Савойского военного ордена, Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» Нобиле награжден высшей наградой Соединенных Штатов Америки Золотой медалью Конгресса.

    Умер Умберто Нобиле 30 июля 1978 года в Риме, в возрасте девяносто трех лет. Похоронен великий авиаконструктор на римском кладбище Фламинио.

Награды Умберто Нобиле

Награды Умберто Нобиле

Кавалер Савойского военного ордена (10 июня 1926)

Орден Золотого коршуна

Военный орден Италии

Орден Святого Олафа

Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (27 декабря 1966)

Золотая медаль Конгресса

Память о Умберто Нобиле
Память о Умберто Нобиле

В 1994 году Международный астрономический союз присвоил имя Умберто Нобиле кратеру на видимой стороне Луны.

Бульвар в городе Долгопрудный имени Умберто Нобиле.

Экспозиция в Долгопрудненском историко-художественном музее.

Семья Умберто Нобиле
Семья Умберто Нобиле

Отец - Винченцо, нотариусом.
Мать - Мария, домохозяйка.

Жена - Карлотта.
Дочь - Мария.

30.07.1978

Умберто Нобиле
Umberto Nobile

Итальянский конструктор дирижаблей
Путешественник
Генерал
Дата рождения: 21 января 1885 года (134 года назад)
Дата смерти: 30 июля 1978 года (41 год назад)
  • Показать статью

    Итальянский дирижаблестроитель. Исследователь Арктики. Генерал.


    Умберто Нобиле родился 21 января 1885 года в городе Лауро, Италия. Мальчик вырос в многодетной семье служащего. Первоначальное образование получил в государственной и частной школах, а затем в университете Неаполя, где изучал электротехнику и инженерное дело. После его окончания в 1908 году молодой человек пошел работать в дорожно-мостовое управление, а через год перешел в генеральную инспекцию железных дорог, где занимался электрификацией оборудования.

         В 1910 году Нобиле впервые увидел полеты на биплане и так увлекся воздухоплаванием, что в 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме, которое готовило специалистов по сооружению воздухоплавательных аппаратов. После вступления Италии в Первую мировую войну, Нобиле несколько раз пытался попасть в действующую армию, но по состоянию здоровья ему всякий раз отказывали.

         В итоге Умберто направили на авиационный завод в Риме, где строились и испытывались воздухоплавательные аппараты для военно-морского флота Италии. В эти годы Нобиле работал над созданием различных типов авиационной техники и дирижаблей, а также принимал участие в их испытательных полетах. С тех пор навсегда связал свою жизнь с воздухоплаванием.

         Помимо строительства дирижаблей, Нобиле занимался и преподаванием. Также являлся автором своей первой книги «Элементы аэродинамики». Уже тогда пришел к выводу, что полужесткие дирижабли среднего размера превосходят жесткие и мягкие дирижабли, и внес ряд коренных улучшений в конструкцию этих летательных аппаратов. В 1919 году, уже будучи директором завода в Риме, Умберто приступил к строительству нового дирижабля «T-34», рассчитанного на трансатлантические перелеты, который затем продан американской армии.

         В начале 1920-х годов разработал и построил свой знаменитый дирижабль «N-1», имевший много новаций в конструкции для своего времени. Причем все свои дирижабли Нобиле не просто строил, но и испытывал их и летал на них как командир корабля. В 1925 году в Осло состоялась встреча Нобиле с известным полярным исследователем Руалем Амундсеном, который безуспешно за год до этого пытался достичь Северного полюса на гидропланах. Нобиле же был уверен, что для географических исследований вместо самолета целесообразнее использовать дирижабль, в чем и смог убедить Амундсена. В следующем 1926 года участвовал в его экспедиции в качестве командира дирижабля «Норвегия» собственной конструкции, который усовершенствован для полетов в условиях Арктики. На то время это являлся самый совершенный воздушный летательный аппарат полужесткой системы.

         В апреле 1926 года дирижабль «N-I» вылетел из Рима и через Пулхэм, затем Осло прибыл в Гатчину под Санкт-Петербургом, покрыв за пять дней расстояние в 4300 км, а затем приземлился в Кингсбее. Дальнейший перелет протяженностью 5300 км над неизведанными просторами Ледовитого океана стал одним из самых значительных достижений в истории воздухоплавания. Экипаж провел над полюсом 2,5 часа, обследовал акваторию с воздуха, а затем дирижабль направился на Аляску, где и приземлился. После этого разобран и на транспортном судне доставлен обратно в Италию.

         Однако после этой экспедиции между Амундсеном и Нобиле возник конфликт из-за того, кому принадлежит честь достижения Северного полюса: создателю и командиру дирижабля Нобиле, или Амундсену, как руководителю экспедиции. «Масло в огонь» подливала и фашистская пропаганда в Италии, которая прославляла Нобиле и игнорировала Амундсена, а Муссолини даже произвел Умберто в генералы и почетные члены правящей фашистской партии. Нобиле же более всего интересовали дирижабли и полеты. Практически сразу же начал готовиться к новой полярной экспедиции, которая задумывалась как большое национальное предприятие Италии, финансируемое Королевским географическим обществом.

         В 1927 году Умберто построил дирижабль «Италия», аналогичный «Норвегии», на котором в следующем году возглавил экспедицию к Северному полюсу, кроме него в экипаж дирижабля вошли пятнадцать человек. После нескольких дней исследований 23 мая 1928 года «Италия», стартовав в Кингсбее, взяла курс на Северный полюс и при сильном попутном ветре уже на следующий день достигла его. А вот возвратиться обратно, экспедиции оказалось не суждено: 25 мая при сложных погодных условиях дирижабль потерпел катастрофу близ Шпицбергена. Для спасения людей организованы экспедиции из разных стран, и 23 июня на льдине, где находился лагерь 8 выживших с «Италии», сумел приземлиться самолет шведских ВВС, который эвакуировал с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле. Остальных членов экспедиции через две недели спасли советские моряки ледокола «Красин».

         По возвращению в Италию Нобиле обвинили в крушении дирижабля и в том, что оставил свой экипаж, улетев первым. Его непростые отношения с некоторыми высокопоставленными фашистами, вынудили Умберто в 1931 году переехать в СССР, где в течении пяти лет работал над созданием дирижаблей в поселке Дирижаблестрой и одновременно обучал пилотированию студентов дирижаблестроительного института.

         В 1936 году Нобиле вернулся в Италию, но вскоре вновь вынужден покинуть страну. С 1939 года Умберто жил в США, где преподавал аэронавтику. Только после окончания Второй мировой войны с Нобиле в Италии сняты все обвинения и конструктор восстановлен в чине генерал-майора. Вернувшись в Италию Умберто продолжил преподавать в университете в Неаполе, читал лекции по воздухоплаванию, а в 1946 году избран депутатом Учредительного собрания.

         Последние годы жизни посвятил литературному творчеству, его перу принадлежит несколько книг и множество статей. Кавалер Савойского военного ордена, Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» Нобиле награжден высшей наградой Соединенных Штатов Америки Золотой медалью Конгресса.

        Умер Умберто Нобиле 30 июля 1978 года в Риме, в возрасте девяносто трех лет. Похоронен великий авиаконструктор на римском кладбище Фламинио.

    Награды Умберто Нобиле

    Награды Умберто Нобиле

    Кавалер Савойского военного ордена (10 июня 1926)

    Орден Золотого коршуна

    Военный орден Италии

    Орден Святого Олафа

    Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (27 декабря 1966)

    Золотая медаль Конгресса

    Память о Умберто Нобиле
    Память о Умберто Нобиле

    В 1994 году Международный астрономический союз присвоил имя Умберто Нобиле кратеру на видимой стороне Луны.

    Бульвар в городе Долгопрудный имени Умберто Нобиле.

    Экспозиция в Долгопрудненском историко-художественном музее.

    Семья Умберто Нобиле
    Семья Умберто Нобиле

    Отец - Винченцо, нотариусом.
    Мать - Мария, домохозяйка.

    Жена - Карлотта.
    Дочь - Мария.

ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.