Томас Чиппендейл
Thomas Chippendale

Крупнейший мастер британского мебельного искусства эпохи рококо и раннего классицизма.


Томас Чиппендейл родился 5 июня 1718 года в городе Отли, Великобритания. Мальчик вырос в семье краснодеревщика. В родном городе проживал до двадцати одного года, где обучался грамоте и наблюдал за работой отца, постепенно постигая нехитрые секреты столярного ремесла. В 1739 году Томас уехал в Лондон. В столице работал резчиком по дереву. Однако, через несколько лет увлекся мебельным делом и довольно скоро стал ведущим краснодеревщиком эпохи, прославившись как мастер-практик и как автор многочисленных дизайнерских проектов.

     Чиппендейл, в 1749 году открыл в Лондоне собственную мастерскую. Цех по сравнению с предприятиями соседей являлся небольшим, но фактически это являлось предприятие, производившее обширный ассортимент самых разных проектов мебели.

     Первые образцы своей мебели Томас делал еще в стиле королевы Анны, но затем, будучи современником царившего во Франции стиля рококо, мастер начинает бороться за уменьшение массивности отдельных частей мебели и за улучшение ее пропорций в сторону большей легкости и изящества. Дизайнер сумел в дальнейшем соединить черты голландской мебели с изящными украшениями из раковин и завитков стиля рококо, и добиться на фоне этих совершенно разнородных элементов, создания своего собственного стиля, с капризно изогнутыми, но вместе с тем глубоко конструктивными и удобными формами.

     Мастер создал свой своеобразный стиль, в котором сумел соединить функциональную целесообразность форм, ясность структуры предмета с изяществом линий и прихотливым узором, сочетающим мотивы китайского искусства, готики и рококо. Этот стиль и принес славу мастеру при жизни и увековечил его имя в памяти грядущих поколений. Изготовленная из красного дерева, подлинная чиппендейловская мебель отличалась долговечностью и удобством и в XVIII веке оказалась широко распространена в Европе, в том числе и в России.

     В 1754 году Чиппендейл издал каталог «Указатель для клиентов и краснодеревщиков», который затем дважды переиздавался. Этот альбом эскизов мебели, в которых использованы готические, китайские и рокайльные мотивы, вскоре принес известность и процветание своему создателю.

     Лучшими проектами Томаса эксперты считают его стулья и кресла с резными, «ленточными» спинками. Причем, формы спинок отличались большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадывались силуэты изящной скрипки или высокой вазы. С неисчерпаемой выдумкой мастер варьировал ленточные орнаменты; трельяжи; узоры, образованные комбинациями С-образных элементов. Для ножек стульев Чиппендейла характерна изогнутая форма, с вырезанной «ступнёй» в форме птичьей лапки, орлиными когтями сжимающей шар. Иногда орлиные когти заменялись львиной лапой или просто наплывом.

     Все типы мебели, изготовленной искусным мастером изумительны: от умывальников до великолепных книжных шкафов, столов, диванов, часов, отделок для церковных органов, кроватей с четырьмя декоративными колоннами, зеркал, обеденных, кофейных столиков. Для украшения этих предметов использовалось такое огромное разнообразие декоративных мотивов, что, по признанию специалистов очень трудно как-то упорядочить или классифицировать их.

     Чиппендейл никогда не повторялся в своих проектах. Каждый из его заказчиков приобретал уникальные модели, существовавшие лишь в одном экземпляре. Мебельный цех занимался не только производством отдельных фурнитурных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностел-прайори: все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением мастерской Томаса. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в ее работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме: часы, гардинное полотно, зеркала.

     Главным заказчиком и покровителем Чиппендейла стал английский аристократ сэр Джилберт Хескот. По его заказу Чиппендейл поставлял мебель для резиденции Хескота «Норменшон Холл» и для его городских домов в Фулхэме и на площади Гросвенор. Даже для церемонии похорон своей матери сэр Джилберт заказал стулья в мастерской Чиппендейла. На закате жизни мастер отошел от дел, передав управление мастерской своему сыну.

     Томас Чиппендейл скончался 13 ноября 1779 года в Лондоне. Похоронен великий мебельный мастер на кладбище St Martins in the Fields.

Память о Томасе Чиппендейле

Память о Томасе Чиппендейле

Согласно городской легенде, имена главных героев диснеевского мультфильма про Чипа и Дейла родились из каламбура: от фамилии Томаса Чиппендейла. По-английски название мультсериала звучит как «Чип энд Дейл».

В честь Томаса Чиппендейла назван сорт роз Rosa «Chippendale».

С именем мастера-краснодеревщика Томаса Чиппендейла и созданной им некоей гренадилловой шкатулки связан детективный роман Джанет Глисон «Гренадилловая шкатулка». С творчеством мастера связан сюжет рассказа Роальда Даля «Четвертый комод Чиппендейла».

Один из его одиннадцати детей, тоже носивший имя Томас (1749-1829), стал преемником отца и с успехом продолжал его дело в течение более сорока лет, работая вместе с мастером Томасом Хэйгом. Настоящие изделия знаменитого мастера украшают известные музеи: Victoria and Albert Museum в Лондоне, Harewood House в Йоркшире, Paxton House в Шотландии. А те владельцы частных антикварных коллекций, которые хранят оригинальные работы Чиппендейла отнюдь не спешат от них избавиться. На крупнейших мировых аукционах такие раритеты выставляются на продажу очень редко и, по изначально заоблачным стартовым ценам. Например, в январе 1990 года на аукционной распродаже коллекции Говарда Джойнта, всего лишь один стул из гарнитура 1762 года работы Томаса Чиппендейла продан за $418,000. А на аукционе «1999 World Auction», проходившем в Рокфеллеровском центре Нью-Йорка, комод, в стиле «George III», выполненный из красного дерева Томасом Чиппендейлом, продан за $1,654,950.

Семья Томаса Чиппендейла

Семья Томаса Чиппендейла

Отец - Джон Чиппендейл (1690-1768), мебельный мастер.

Первая жена - Кетрин Редшоув (брак с 19.05.1748).
В апреле 1749 года родила, первого ребенка, назвали так же Томасом. После смерти отца, возглавит уже всемирно прославленную мастерскую. В последствии родила еще четырех мальчиков и четырех девочек.

Вторая его жена, по некоторым данным, была неграмотной и в качестве подписи на документах проставляла крестики, родила спустя четыре месяца после свадьбы дочь.

Всего у Томаса Чиппендейла было двенадцать детей, но уже к 1784 году в живых по разным причинам остается только четверо.

13.11.1779

Томас Чиппендейл
Thomas Chippendale

Британский Мастер Мебельного искусства
Дизайнер
Дата рождения: 5 июня 1718 года (301 год назад)
Дата смерти: 13 ноября 1779 года (240 лет назад)

Крупнейший мастер британского мебельного искусства эпохи рококо и раннего классицизма.


Томас Чиппендейл родился 5 июня 1718 года в городе Отли, Великобритания. Мальчик вырос в семье краснодеревщика. В родном городе проживал до двадцати одного года, где обучался грамоте и наблюдал за работой отца, постепенно постигая нехитрые секреты столярного ремесла. В 1739 году Томас уехал в Лондон. В столице работал резчиком по дереву. Однако, через несколько лет увлекся мебельным делом и довольно скоро стал ведущим краснодеревщиком эпохи, прославившись как мастер-практик и как автор многочисленных дизайнерских проектов.

     Чиппендейл, в 1749 году открыл в Лондоне собственную мастерскую. Цех по сравнению с предприятиями соседей являлся небольшим, но фактически это являлось предприятие, производившее обширный ассортимент самых разных проектов мебели.

     Первые образцы своей мебели Томас делал еще в стиле королевы Анны, но затем, будучи современником царившего во Франции стиля рококо, мастер начинает бороться за уменьшение массивности отдельных частей мебели и за улучшение ее пропорций в сторону большей легкости и изящества. Дизайнер сумел в дальнейшем соединить черты голландской мебели с изящными украшениями из раковин и завитков стиля рококо, и добиться на фоне этих совершенно разнородных элементов, создания своего собственного стиля, с капризно изогнутыми, но вместе с тем глубоко конструктивными и удобными формами.

     Мастер создал свой своеобразный стиль, в котором сумел соединить функциональную целесообразность форм, ясность структуры предмета с изяществом линий и прихотливым узором, сочетающим мотивы китайского искусства, готики и рококо. Этот стиль и принес славу мастеру при жизни и увековечил его имя в памяти грядущих поколений. Изготовленная из красного дерева, подлинная чиппендейловская мебель отличалась долговечностью и удобством и в XVIII веке оказалась широко распространена в Европе, в том числе и в России.

     В 1754 году Чиппендейл издал каталог «Указатель для клиентов и краснодеревщиков», который затем дважды переиздавался. Этот альбом эскизов мебели, в которых использованы готические, китайские и рокайльные мотивы, вскоре принес известность и процветание своему создателю.

     Лучшими проектами Томаса эксперты считают его стулья и кресла с резными, «ленточными» спинками. Причем, формы спинок отличались большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадывались силуэты изящной скрипки или высокой вазы. С неисчерпаемой выдумкой мастер варьировал ленточные орнаменты; трельяжи; узоры, образованные комбинациями С-образных элементов. Для ножек стульев Чиппендейла характерна изогнутая форма, с вырезанной «ступнёй» в форме птичьей лапки, орлиными когтями сжимающей шар. Иногда орлиные когти заменялись львиной лапой или просто наплывом.

     Все типы мебели, изготовленной искусным мастером изумительны: от умывальников до великолепных книжных шкафов, столов, диванов, часов, отделок для церковных органов, кроватей с четырьмя декоративными колоннами, зеркал, обеденных, кофейных столиков. Для украшения этих предметов использовалось такое огромное разнообразие декоративных мотивов, что, по признанию специалистов очень трудно как-то упорядочить или классифицировать их.

     Чиппендейл никогда не повторялся в своих проектах. Каждый из его заказчиков приобретал уникальные модели, существовавшие лишь в одном экземпляре. Мебельный цех занимался не только производством отдельных фурнитурных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностел-прайори: все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением мастерской Томаса. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в ее работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме: часы, гардинное полотно, зеркала.

     Главным заказчиком и покровителем Чиппендейла стал английский аристократ сэр Джилберт Хескот. По его заказу Чиппендейл поставлял мебель для резиденции Хескота «Норменшон Холл» и для его городских домов в Фулхэме и на площади Гросвенор. Даже для церемонии похорон своей матери сэр Джилберт заказал стулья в мастерской Чиппендейла. На закате жизни мастер отошел от дел, передав управление мастерской своему сыну.

     Томас Чиппендейл скончался 13 ноября 1779 года в Лондоне. Похоронен великий мебельный мастер на кладбище St Martins in the Fields.

Память о Томасе Чиппендейле

Память о Томасе Чиппендейле

Согласно городской легенде, имена главных героев диснеевского мультфильма про Чипа и Дейла родились из каламбура: от фамилии Томаса Чиппендейла. По-английски название мультсериала звучит как «Чип энд Дейл».

В честь Томаса Чиппендейла назван сорт роз Rosa «Chippendale».

С именем мастера-краснодеревщика Томаса Чиппендейла и созданной им некоей гренадилловой шкатулки связан детективный роман Джанет Глисон «Гренадилловая шкатулка». С творчеством мастера связан сюжет рассказа Роальда Даля «Четвертый комод Чиппендейла».

Один из его одиннадцати детей, тоже носивший имя Томас (1749-1829), стал преемником отца и с успехом продолжал его дело в течение более сорока лет, работая вместе с мастером Томасом Хэйгом. Настоящие изделия знаменитого мастера украшают известные музеи: Victoria and Albert Museum в Лондоне, Harewood House в Йоркшире, Paxton House в Шотландии. А те владельцы частных антикварных коллекций, которые хранят оригинальные работы Чиппендейла отнюдь не спешат от них избавиться. На крупнейших мировых аукционах такие раритеты выставляются на продажу очень редко и, по изначально заоблачным стартовым ценам. Например, в январе 1990 года на аукционной распродаже коллекции Говарда Джойнта, всего лишь один стул из гарнитура 1762 года работы Томаса Чиппендейла продан за $418,000. А на аукционе «1999 World Auction», проходившем в Рокфеллеровском центре Нью-Йорка, комод, в стиле «George III», выполненный из красного дерева Томасом Чиппендейлом, продан за $1,654,950.

Семья Томаса Чиппендейла

Семья Томаса Чиппендейла

Отец - Джон Чиппендейл (1690-1768), мебельный мастер.

Первая жена - Кетрин Редшоув (брак с 19.05.1748).
В апреле 1749 года родила, первого ребенка, назвали так же Томасом. После смерти отца, возглавит уже всемирно прославленную мастерскую. В последствии родила еще четырех мальчиков и четырех девочек.

Вторая его жена, по некоторым данным, была неграмотной и в качестве подписи на документах проставляла крестики, родила спустя четыре месяца после свадьбы дочь.

Всего у Томаса Чиппендейла было двенадцать детей, но уже к 1784 году в живых по разным причинам остается только четверо.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.