Тадеуш Кантор
Tadeusz Kantor

Кантор Тадеуш родился 6 апреля 1915 года в городе Велополь, Польша. В 1933-1939 годах учился в краковской Академии художеств на факультете сценографии у профессора К.Фриша. Находясь в этот период под влиянием символизма и экспериментов немецкого Баухауза, Кантор уже в стенах Академии показал, всего единожды, спектакль по мотивам пьесы Смерть Тентанжиля М.Метерлинка, в котором действовали марионеточные фигуры Служанок, и в котором уже тогда проявилось его тяготение к Театру Художника.

    Движение в этом направлении определило весь дальнейший творческий путь Кантора и как сценографа, и как мастера пластического авангарда, и как режиссера. Сначала он заявил о себе именно в режиссерском качестве, поставив и оформив в годы немецкой оккупации спектакли созданного им самим Независимого театра Балладина Ю.Словацкого, 1942 год, и Возвращение Одиссея С.Выспянского, 1943 год. В Балладине он утверждал особую роль на сцене предмета, который перестал у него выполнять функцию вспомогательного реквизита, а «был существом, наравне с актером, был актером! Предмет - АКТЕР!».

    В Одиссее он ввел понятие «реальность наинизшего ранга», которое было применимо для стилистики не только этого произведения,- спектакль исполнялся в полуразрушенной комнате, среди подлинных предметов, взятых из окружающей оккупационной действительности, но и всех последующих постановок Кантора в Крико 2, как назывался его Театр Художника. Чуть позже родилась идея симбиоза предмета,- взятого из «реальности наинизшего ранга» или специально сочиненного, с фигурой актера, воплотившаяся в разного рода «био-объектов»: например, человек с куклой, изображавшей его самого в школьном возрасте, или человек с дверью, с фрамугой, со стулом, с тюком и т.п., - как единый сценический образ.

    Создать Крико 2 Кантор смог только в середине 1950-х, когда наступила польская «отепель». В период официального господства эстетики «соцреализма», он имел возможность работать только на государственных сценах и только как сценограф, проявляя и в этой сфере свое стремление к Театру Художника. Одновременно в мастерской он занимался экспериментами в области живописи. Тесная взаимосвязь между визуальным творчеством и сценическим характеризовала искусство Кантора и в дальнейшем.

    Каждый спектакль из цикла Игры с Виткевичем,- по мотивам пьес С.Виткевича, становился воплощением того или иного направления пластического авангарда, которое одновременно претворялось художником и в его визуальном творчестве: демонстрировалось на выставках, в форме его объектов, инсталляций и акциях-хеппенингах и перформансах, а также формулировалось в его манифестах. Так, спектакль «В маленькой усадьбе», 1961 года - это, по терминологии Кантора, «театр информель», то есть «бесформенный», «Сумасшедший и монахиня», 1963 года - «театр нулевой», «Водяная курочка», 1967 года - «театр хеппининговый», «Красавицы и уродины», 1972 года - «театр невозможный».

    Заключительный период творчества Кантора - цикл под общим названием Театр Смерти, все персонажи которого уже ушли из жизни и теперь вызывались на сцену из небытия воображением режиссера. Цикл образовали пять постановок: «Умерший класс» - 1975, «Велополе, Велополе» - 1980, «Пусть сгинут артисты» - 1985, «Я сюда уже никогда не вернусь» - 1988 и «Сегодня мой день рождения» - 1990.

    Все эти спектакли создавались уже не как театральное воплощение пластического авангарда, чем по своей форме являлись «игры с Виткевичем», а как фантазии на тему личной судьбы самого художника, «персональной исповеди», по его словам его близких, а также искусства в условиях тоталитарных режимов 20 века. Каждое произведение цикла являлось сложной композицией из актерских фигур, био-объектов и предметов «наинизшей реальности», - драматичнейшие не только по их визуальному содержанию, но и по вербальной и музыкальной структуре, которые формировались Кантором из текстов польских писателей и библии, из разрозненных реплик и фраз, из молитв и напевов, из звучаний старых танго, вальсов, маршей.

    И во всех спектаклях на сцене рядом с актерами, изображавшими людей, образы которых рождались в памяти и воображении художника, присутствовал и он сам, единственный еще живущий на этом свете. Он наблюдал за происходившим действием, вносил коррективы и был безмолвным, или произносившим слова своего текста по радио, но главным персонажем каждой из своих сценических «исповедей».

    Завоевав мировое признание,- спектакли польского мастера были показаны на крупных международных фестивалях и практически во всех странах - кроме Советского Союза, созданный Кантором первый в 20 веке Театр Художника прекратил свое существование вместе с уходом из жизни своего творца. От него остались только видеозаписи, в том числе в специально снятом А.Вайдой фильме Умерший класс, которые, вместе с обширным материалом изобразительного и литературного творчества мастера, хранятся в архиве его музея, краковской Крикотеке.

    Умер Кантор 8 декабря 1990 года в Кракове во время последней репетиции спектакля «Сегодня у меня День Рождения».

08.12.1990

Тадеуш Кантор
Tadeusz Kantor

Польский Режиссер
Живописец
Сценограф
Дата рождения: 6 апреля 1915 года (104 года назад)
Дата смерти: 8 декабря 1990 года (28 лет назад)

Кантор Тадеуш родился 6 апреля 1915 года в городе Велополь, Польша. В 1933-1939 годах учился в краковской Академии художеств на факультете сценографии у профессора К.Фриша. Находясь в этот период под влиянием символизма и экспериментов немецкого Баухауза, Кантор уже в стенах Академии показал, всего единожды, спектакль по мотивам пьесы Смерть Тентанжиля М.Метерлинка, в котором действовали марионеточные фигуры Служанок, и в котором уже тогда проявилось его тяготение к Театру Художника.

    Движение в этом направлении определило весь дальнейший творческий путь Кантора и как сценографа, и как мастера пластического авангарда, и как режиссера. Сначала он заявил о себе именно в режиссерском качестве, поставив и оформив в годы немецкой оккупации спектакли созданного им самим Независимого театра Балладина Ю.Словацкого, 1942 год, и Возвращение Одиссея С.Выспянского, 1943 год. В Балладине он утверждал особую роль на сцене предмета, который перестал у него выполнять функцию вспомогательного реквизита, а «был существом, наравне с актером, был актером! Предмет - АКТЕР!».

    В Одиссее он ввел понятие «реальность наинизшего ранга», которое было применимо для стилистики не только этого произведения,- спектакль исполнялся в полуразрушенной комнате, среди подлинных предметов, взятых из окружающей оккупационной действительности, но и всех последующих постановок Кантора в Крико 2, как назывался его Театр Художника. Чуть позже родилась идея симбиоза предмета,- взятого из «реальности наинизшего ранга» или специально сочиненного, с фигурой актера, воплотившаяся в разного рода «био-объектов»: например, человек с куклой, изображавшей его самого в школьном возрасте, или человек с дверью, с фрамугой, со стулом, с тюком и т.п., - как единый сценический образ.

    Создать Крико 2 Кантор смог только в середине 1950-х, когда наступила польская «отепель». В период официального господства эстетики «соцреализма», он имел возможность работать только на государственных сценах и только как сценограф, проявляя и в этой сфере свое стремление к Театру Художника. Одновременно в мастерской он занимался экспериментами в области живописи. Тесная взаимосвязь между визуальным творчеством и сценическим характеризовала искусство Кантора и в дальнейшем.

    Каждый спектакль из цикла Игры с Виткевичем,- по мотивам пьес С.Виткевича, становился воплощением того или иного направления пластического авангарда, которое одновременно претворялось художником и в его визуальном творчестве: демонстрировалось на выставках, в форме его объектов, инсталляций и акциях-хеппенингах и перформансах, а также формулировалось в его манифестах. Так, спектакль «В маленькой усадьбе», 1961 года - это, по терминологии Кантора, «театр информель», то есть «бесформенный», «Сумасшедший и монахиня», 1963 года - «театр нулевой», «Водяная курочка», 1967 года - «театр хеппининговый», «Красавицы и уродины», 1972 года - «театр невозможный».

    Заключительный период творчества Кантора - цикл под общим названием Театр Смерти, все персонажи которого уже ушли из жизни и теперь вызывались на сцену из небытия воображением режиссера. Цикл образовали пять постановок: «Умерший класс» - 1975, «Велополе, Велополе» - 1980, «Пусть сгинут артисты» - 1985, «Я сюда уже никогда не вернусь» - 1988 и «Сегодня мой день рождения» - 1990.

    Все эти спектакли создавались уже не как театральное воплощение пластического авангарда, чем по своей форме являлись «игры с Виткевичем», а как фантазии на тему личной судьбы самого художника, «персональной исповеди», по его словам его близких, а также искусства в условиях тоталитарных режимов 20 века. Каждое произведение цикла являлось сложной композицией из актерских фигур, био-объектов и предметов «наинизшей реальности», - драматичнейшие не только по их визуальному содержанию, но и по вербальной и музыкальной структуре, которые формировались Кантором из текстов польских писателей и библии, из разрозненных реплик и фраз, из молитв и напевов, из звучаний старых танго, вальсов, маршей.

    И во всех спектаклях на сцене рядом с актерами, изображавшими людей, образы которых рождались в памяти и воображении художника, присутствовал и он сам, единственный еще живущий на этом свете. Он наблюдал за происходившим действием, вносил коррективы и был безмолвным, или произносившим слова своего текста по радио, но главным персонажем каждой из своих сценических «исповедей».

    Завоевав мировое признание,- спектакли польского мастера были показаны на крупных международных фестивалях и практически во всех странах - кроме Советского Союза, созданный Кантором первый в 20 веке Театр Художника прекратил свое существование вместе с уходом из жизни своего творца. От него остались только видеозаписи, в том числе в специально снятом А.Вайдой фильме Умерший класс, которые, вместе с обширным материалом изобразительного и литературного творчества мастера, хранятся в архиве его музея, краковской Крикотеке.

    Умер Кантор 8 декабря 1990 года в Кракове во время последней репетиции спектакля «Сегодня у меня День Рождения».

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.