Николай Сутягин родился 5 мая 1923 года в селе Смагино, Нижегородская область. В 11-ти летнем возрасте переехал в город Нижний Новгород к дедушке. В 1938 году, окончил школу и поступил в местный аэроклуб имени Баранова, который окончил в 1940 году. Позднее, весной 1941 года, написал заявление в танковое училище, но не прошел по росту.
В марте того же, 1941 года, Сутягин добровольцем зачислен в Красную Армию и направлен в Черниговскую военную авиационную школу пилотов, которую успешно окончил а августе 1941 года. В октябре 1942 года, сержант Сутягин получил назначение в 582-й истребительный авиационный полк, 249-ой истребительной авиационной дивизии, 9-ой воздушной армии базировавшийся на Дальнем Востоке.
Затем, через месяц, после переформирования переведен в 5-ый истребительный авиационный полк той же дивизии. В вышеуказанном полку и прошло становление будущего аса, где Николай освоил самолеты И-16, Як-7 и Як-9, но участвовать в боях с немецко - фашистскими захватчиками не довелось.
В войне с Японией, в августе - сентябре 1945 года, пилот произвел 13 вылетов на Як-3 и По-2, из них три боевых на свободную охоту и разведку. Встретиться в воздухе с противником опять не удалось, превосходство советской авиации было подавляющим. За участие в боевых действиях против японских милитаристов Сутягина наградили орденом Красной Звезды.
После войны остался служить в военной авиации. В 1946 году, окончил курсы повышения квалификации. Начиная с апреля 1947 года, служил в должности командира звена в 17-ом истребительном авиационном полку, 190-ой истребительной авиадивизии, 2-го смешанного авиационного корпуса, 9-ой воздушной армии, где изначально летал на истребителе P-63 «Кингкобра», а с переходом на реактивную авиацию, в 1950 году, успешно освоил МиГ-15.
В октябре 1950 года, полк передали в 303 -ю истребительную авиадивизию 54-ой воздушной армии и перебросили на Дальний Восток. С апреля 1951 года в составе полка, Сутягин находился в правительственной командировке в Северном Китае, базируясь на аэродроме города Мукден. С 11 июня 1951 года, принимал непосредственное участие в боях Корейской войны в должности заместителя командира эскадрильи по летной части.
Первую победу в воздушном бою, летчик одержал 19 июня 1951 года, сбив американский истребитель F-86 «Сейбр». К 12 августа 1951 года, на счету Сутягина числилось 7 лично сбитых американских самолетов в 30 боевых вылетах. За вышеуказанные победы, Николай Сутягин представлен к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года за образцовое выполнение правительственного задания и проявленные при этом мужество и героизм капитану Сутягину Николаю Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С октября 1951 года, прославленный летчик, замещал должность помощника командира полка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе. Впоследствии, довел персональный счет побед до 21-го сбитого самолета.
Всего в небе Кореи, Сутягин совершил 149 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев и сбил 22 самолета противника. Все 22 сбитых самолета, являлись истребителями, из них: 15 F-86 «Сейбр», 2 F-84 «Тандерджета», 2 F-80 «Шутинг Стар» и 2 истребителя «Глостер Метеор».
Учитывая вышеуказанные результаты, Сутягин занял место самого результативного аса не только в Корейской войне, но и вообще в истории мировой реактивной авиации. Персональный боевой счет не перекрыт и в начале 21-го столетия. Сам же, Николай Васильевич ни разу не был сбит или ранен. Более того, за все время боевых действий МиГ аса не имел ни одной пробоины.
По возвращению в СССР, в сентябре 1953 года поступил на основной факультет Военно - воздушной академии, которую окончил в 1956 году. С октября 1956 года, занимал должность заместителя командира по летной подготовке 826-го учебного истребительного полка 2-ых Центральных курсов усовершенствования летного состава в городе Таганрог.
С мая 1960 года, служил в качестве командира 963-го учебного истребительного авиационного полка Ейского военного авиационного училища летчиков, а с октября 1961 года, являлся заместителем начальника по летной подготовке Качинского ВВАУЛ.
В 1964 году, окончил Военную академию Генерального штаба и занял должность начальника Харьковского высшего авиационного училища летчиков.
Далее, с мая 1968 года, служил заместителем командующего по боевой подготовке и военным учебным заведениям 69-ой воздушной армии. Так же, занимал пост главного военного советника по авиации в Демократической Республике Вьетнам. По возвращению из командировки, в октябре 1971 года генерал - майор Сутягин получил назначение на должность заместителя командующего по ПВО 16-ой воздушной армии Группы советских войск в Германии, городе Вюнсдорф.
Позднее, с мая 1978 года, находился в распоряжении Главнокомандующего ВВС.
С августа 1978 года, генерал - майор авиации Сутягин Николай Васильевич находился в запасе. Жил в городе Киев. Работал начальником штаба гражданской обороны Научно - Исследовательского Института гидротехники и мелиорации.
Умер 12 ноября 1986 года. Похоронен на Байковом кладбище города Киев.
Николай Сутягин родился 5 мая 1923 года в селе Смагино, Нижегородская область. В 11-ти летнем возрасте переехал в город Нижний Новгород к дедушке. В 1938 году, окончил школу и поступил в местный аэроклуб имени Баранова, который окончил в 1940 году. Позднее, весной 1941 года, написал заявление в танковое училище, но не прошел по росту.
В марте того же, 1941 года, Сутягин добровольцем зачислен в Красную Армию и направлен в Черниговскую военную авиационную школу пилотов, которую успешно окончил а августе 1941 года. В октябре 1942 года, сержант Сутягин получил назначение в 582-й истребительный авиационный полк, 249-ой истребительной авиационной дивизии, 9-ой воздушной армии базировавшийся на Дальнем Востоке.
Затем, через месяц, после переформирования переведен в 5-ый истребительный авиационный полк той же дивизии. В вышеуказанном полку и прошло становление будущего аса, где Николай освоил самолеты И-16, Як-7 и Як-9, но участвовать в боях с немецко - фашистскими захватчиками не довелось.
В войне с Японией, в августе - сентябре 1945 года, пилот произвел 13 вылетов на Як-3 и По-2, из них три боевых на свободную охоту и разведку. Встретиться в воздухе с противником опять не удалось, превосходство советской авиации было подавляющим. За участие в боевых действиях против японских милитаристов Сутягина наградили орденом Красной Звезды.
После войны остался служить в военной авиации. В 1946 году, окончил курсы повышения квалификации. Начиная с апреля 1947 года, служил в должности командира звена в 17-ом истребительном авиационном полку, 190-ой истребительной авиадивизии, 2-го смешанного авиационного корпуса, 9-ой воздушной армии, где изначально летал на истребителе P-63 «Кингкобра», а с переходом на реактивную авиацию, в 1950 году, успешно освоил МиГ-15.
В октябре 1950 года, полк передали в 303 -ю истребительную авиадивизию 54-ой воздушной армии и перебросили на Дальний Восток. С апреля 1951 года в составе полка, Сутягин находился в правительственной командировке в Северном Китае, базируясь на аэродроме города Мукден. С 11 июня 1951 года, принимал непосредственное участие в боях Корейской войны в должности заместителя командира эскадрильи по летной части.
Первую победу в воздушном бою, летчик одержал 19 июня 1951 года, сбив американский истребитель F-86 «Сейбр». К 12 августа 1951 года, на счету Сутягина числилось 7 лично сбитых американских самолетов в 30 боевых вылетах. За вышеуказанные победы, Николай Сутягин представлен к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года за образцовое выполнение правительственного задания и проявленные при этом мужество и героизм капитану Сутягину Николаю Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С октября 1951 года, прославленный летчик, замещал должность помощника командира полка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе. Впоследствии, довел персональный счет побед до 21-го сбитого самолета.
Всего в небе Кореи, Сутягин совершил 149 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев и сбил 22 самолета противника. Все 22 сбитых самолета, являлись истребителями, из них: 15 F-86 «Сейбр», 2 F-84 «Тандерджета», 2 F-80 «Шутинг Стар» и 2 истребителя «Глостер Метеор».
Учитывая вышеуказанные результаты, Сутягин занял место самого результативного аса не только в Корейской войне, но и вообще в истории мировой реактивной авиации. Персональный боевой счет не перекрыт и в начале 21-го столетия. Сам же, Николай Васильевич ни разу не был сбит или ранен. Более того, за все время боевых действий МиГ аса не имел ни одной пробоины.
По возвращению в СССР, в сентябре 1953 года поступил на основной факультет Военно - воздушной академии, которую окончил в 1956 году. С октября 1956 года, занимал должность заместителя командира по летной подготовке 826-го учебного истребительного полка 2-ых Центральных курсов усовершенствования летного состава в городе Таганрог.
С мая 1960 года, служил в качестве командира 963-го учебного истребительного авиационного полка Ейского военного авиационного училища летчиков, а с октября 1961 года, являлся заместителем начальника по летной подготовке Качинского ВВАУЛ.
В 1964 году, окончил Военную академию Генерального штаба и занял должность начальника Харьковского высшего авиационного училища летчиков.
Далее, с мая 1968 года, служил заместителем командующего по боевой подготовке и военным учебным заведениям 69-ой воздушной армии. Так же, занимал пост главного военного советника по авиации в Демократической Республике Вьетнам. По возвращению из командировки, в октябре 1971 года генерал - майор Сутягин получил назначение на должность заместителя командующего по ПВО 16-ой воздушной армии Группы советских войск в Германии, городе Вюнсдорф.
Позднее, с мая 1978 года, находился в распоряжении Главнокомандующего ВВС.
С августа 1978 года, генерал - майор авиации Сутягин Николай Васильевич находился в запасе. Жил в городе Киев. Работал начальником штаба гражданской обороны Научно - Исследовательского Института гидротехники и мелиорации.
Умер 12 ноября 1986 года. Похоронен на Байковом кладбище города Киев.
... читать ещё >