Суханов Самсон Ксенофонтович

Российский скульптор-камнетес. Им выполнены колоннада Казанского собора, колоннада Исаакиевского собора, пьедестал памятнику Минину и Пожарскому, облицовка берегов Крюкова канала, работы на Стрелке Васильевского острова, элементы здания Горного корпуса.


Самсон Суханов родился в 1768 году в деревне Завотежица, Архангельская область. Рос в семье бедных крестьян. В возрасте девяти лет начал батрачить. Затем работал в бурлацких артелях на Северной Двине и Волге. С 1783 по 1793 год занимался пушным промыслом на Севере.

     Около 1800 года Суханов приехал в Санкт-Петербург, где в то время шло активное строительство. Самсон устроился в бригаду к шурину на стройку царской резиденции, Михайловского замка, камнетесом. За короткий срок в совершенстве освоил это мастерство и вскоре стал широко известен в Петербурге как искусный каменщик-ваятель.

     После завершения строительства Самсон организовал собственную артель и начал брать подряды уже самостоятельно. Вскоре в городе начали возводить Казанский собор. Конкурс проектов, в котором участвовали и именитые иностранные архитекторы, выиграл тогда еще малоизвестный зодчий, бывший крепостной Андрей Воронихин. На работу по строительству будущего собора пригласил только русских мастеров, в том числе и артель Суханова. Им предстояло возвести колоннады - внешнюю и внутреннюю.

     В качестве материала для изготовления колонн Воронихин решил использовать пудостский камень, и Суханов, знакомый со свойствами этого камня, поддержал идею. Этот камень, лежащий на земле, - очень мягкий и легко поддается обработке, но, находясь на воздухе, становится все тверже и тверже. Для монолитных колонн внутреннего свода Самсон Ксенофонтович разработал особый метод вырезания гранитных плит из скалы нужного размера. Глыбы высекались с поразительной точностью. Также придумал способы транспортировки и установки колонн. За эту работу получил золотую медаль.

     В 1803 году артель подрядилась выполнить работы на Стрелке Васильевского острова, не только строительные, но и земляные. Им предстояло поднять и укрепить берег, изменив береговые очертания, засыпать площадь и после этого одеть в гранит всю набережную. Для украшения фасада Биржи и его противоположной стороны Самсон Суханов высек из камня фигуры бога Нептуна и богини Навигации с Меркурием. Эта работа продолжалась пять лет.

     Затем Суханов взялся за Ростральные колонны. Их также изготовил из пудостского камня и покрасил в красный цвет. Внутри колонн находятся лесенки, по которым можно подняться наверх и зажечь огни маяков. Рядом с колоннами установили четыре великолепные скульптуры, также высеченные Самсоном Ксенофонтовичем, и символизирующие реки - Неву, Волхов, Волгу и Днепр. Так что всю красоту на Стрелке Васильевского острова навела сухановская артель. 

     Позднее скульптора снова пригласил для совместной работы Андрей Воронихин, который приступил к новому строительству - предстояло возвести здание Горного института. Для этого здания камнетес изготовил двенадцать колонн и две скульптуры - «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». Этими его работами восхищались даже именитые скульпторы.

     Кроме работ в Санкт-Петербурге Суханов также работал и в Москве - благодаря ему появился пьедестал памятнику Минину и Пожарскому. Открытие состоялось 4 марта 1818 года. Этот памятник стал первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

     Позднее Самсон Ксенофонтович со своей артелью приступил к выполнению еще одного грандиозного заказа - возведению колонн для Исаакиевского собора, строящегося по проекту Огюста Монферрана. Всего требовалось установить сто двенадцать колонн из гранита, весом сто четырнадцать тонн каждая. Впервые в истории строительства работу начали не с возведения стен, а с установки колонн. Их обмотали войлоком и поднимали с использованием специальных валов. Сооружение здания и работы по его оформлению продолжались с 1818 по 1858 год.

     В конце жизни дела у Самсона Ксенофонтовича Суханова пошли не очень хорошо, наступила полоса неудач, которая привела к разорению.

     О дальнейшей его судьбе Самсона Суханова ничего неизвестно.

 


Работы Самсона Суханова

 

Совместно с другими мастерами, им выполнены:
Ростральные колонны (проект архитектора Тома де Томона) и статуи на них
Колоннада Казанского собора
Колоннада Исаакиевского собора
Цоколь здания Биржи
Облицовка берегов Крюкова канала и Малой Невки
Синий мост
Элементы здания Горного корпуса
Баболовская ванна в Царском Селе
Ванны Зимнего и Александровского дворцов
Колонны Скорбященской церкви
Базы и капители здания Петербургской духовной академии в Александро-Невской лавре
Пьедестал памятнику Минину и Пожарскому

24.01.1849
ЗАКРЫТЬ X

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве
 

Памятник земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому установлен перед собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Монумент посвящен русским национальным героям, руководителям Второго народного ополчения, а также изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году и окончанию Смутного времени. Автором памятника выступил известный русский скульптор Иван Петрович Мартос.

Музейный комплекс «Исаакиевский собор»
 

Музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского. С 1928 года имеет статус музея. Учреждение сохраняет и реставрирует храмы-памятники, и, вместе с тем, в них совершаются богослужения. В состав музея входят, непосредственно сам Исаакиевский собор и Храм Спаса на крови. В каждом из музеев-памятников проходят концерты классической и духовной музыки в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга. Проводятся культурно-образовательные программы «Музей - школе», которые приобщат школьников к ценностям культуры и искусства, сосредоточенным в музеях-памятниках, сформирует у них широкий круг знаний об отечественной культуре, ее традициях и достижениях. Подробнее ознакомиться с историей создания и декоративным убранством музеев-памятников помогут красочные художественные альбомы, монографии, путеводители и мультимедийные альбомы, которые можно приобрести в киосках музея.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.