Старевич Владислав Александрович

Российский и французский кинорежиссер. Создатель первых в мире коммерческих мультфильмов, снятых в технике кукольной мультипликации. Один из зачинателей русской мультипликации. Известен по мультипликационным фильмам «Прекрасная Люканида», «В лапах паука», «Лягушки, требующие короля», «Рейнеке-Лис», «Занзабель в Париже», «Цветок папоротника».


Владислав Старевич родился 8 августа 1882 года в городе Москва. Родители его принадлежали к обедневшей шляхте и являлись революционерами, боровшимися за независимость Польши от России. Потеряв в раннем возрасте мать, с четырех лет воспитывался в семье ее родственников. В десять лет сконструировал собственное устройство к «Волшебному фонарю», с помощью которого ставил первые домашние спектакли. Чуть позже увлекся фотографией и энтомологией. Собирал насекомых и засушивал их для коллекции. Кроме того, сам делал макеты насекомых - настолько точно, что их нельзя было отличить от настоящих.

     По окончании десятого класса Владислав утроился смотрителем в местный краеведческий музей. При поступлении на работу подарил представителям музея два альбома с собственными фотографиями города Ковно. Директор музея, оценив таланты молодого человека, предложил ему снять с помощью имевшейся у музея кинокамеры несколько фильмов.

     Первый фильм, который Старевич продемонстрировал работникам музея, назывался «Над Неманом». Все оказались поражены техническим уровнем выполненной работы. За этим последовали несколько попыток сделать образовательные фильмы на тему энтомологии. Кроме того, занимался изданием неподцензурного любительского сатирического журнала «Оса», публикуя карикатуры в местной газете «Ковенское зеркало». Несколько лет подряд брал призы на местных новогодних праздниках за лучшие карнавальные костюмы.

     В 1909 году Владислав Старевич снял два фильма из жизни насекомых: «Жизнь стрекоз» и «Жуки-скарабеи». Посмотрев эти фильмы, директор музея предложил молодому человеку съездить в Москву, чтобы попытаться найти лучшее применение его талантам.

     В Москве Старевич познакомился с кинопромышленником Александром Ханжонковым, который подарил ему подержанную кинокамеру и несколько рулонов пленки с единственным условием о передаче прав на все снятые фильмы.

     Ханжонков снял Старевичу квартиру и попросил приносить весь отснятый материал лично к нему, дав пять месяцев на съемку первого фильма. Через десять недель Владислав принес ему уже три отснятых фильма. После этого ему выделили отдельное помещение для работы, предоставили более серьезную аппаратуру и полную творческую свободу.

     В 1910 году Владислав Александрович решил снять документальный фильм о жуках-оленях, в частности битву двух самцов-рогачей за самку. Однако выяснилось, что при необходимом для съемки освещении самцы становятся пассивными. Тогда режиссер придумал сделать из панцирей рогачей муляжи и снять нужную ему сцену покадрово. Снятый таким образом фильм «Lucanus Cervus» стал одним из первых в мире кукольных мультипликационных фильмов.

     В той же технике Старевич снял вышедший в прокат 8 апреля 1912 года короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у отечественных и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной мультипликации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой насекомых.

     Вскоре после «Люканиды» на экраны вышли схожие по технике короткометражные мультипликационные фильмы «Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса», «Веселые сценки из жизни животных», которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа.

     Параллельно с анимацией Владислав Старевич начал работу и над постановкой игровых фильмов. Дебютировал экранизацией повести Гоголя «Страшная месть» 1912 года, получившей широчайшее международное признание, и продолжил тему «Ночью перед Рождеством» с Иваном Мозжухиным в роли черта. В этом фильме впервые в одном кадре совместили актерскую игру и нарисованный «спецэффект».

     В работе у Старевича также находился фантастический фильм «Путешествие на Луну», однако его съемки остановлены. В этот период также работал как оператор на фильмах других постановщиков - например, именно им снята комедия Петра Чардынина «Домик в Коломне».

     Во время Первой мировой войны Владислав Александрович Старевич поставил несколько фильмов по заказу Скобелевского комитета. Самым известным среди них стала мультипликационно-игровая притча «Лилия Бельгии». К этой же группе фильмов относятся игровые постановки «Руслан и Людмила», «Тамань», «Сашка-наездник», «К народной власти» и «Пан Твардовский».

     Весной 1917 года после Февральской революции Ханжонков вместе со всем художественным и техническим персоналом своей студии уехал в Ялту. Старевич отправился вместе с ним и в 1918 году поставил в Крыму фильмы «Калиостро», «Сорочинская ярмарка», «Вий», «Майская ночь» и другие. Тогда же снял свой последний игровой фильм «Звезда моря», экранизацию романа Уильма Джона Локка «Стелла Марис», который сам считал своей лучшей работой в кино.

     Старевич в 1919 году с семьей эмигрировал в Италию, затем во Францию. Там к нему обратился представитель фирмы «Меркурий» и предложил работу, на которую режиссер согласился и начал снимать и продюсировать в Фонтене-су-Буа мультипликационные фильмы.

     Одной из первых заграничных работ Владислав Старевич стала экранизация басни Лафонтена «Как лягушки выпросили себе короля», удостоенная одной из высших кинематографических наград эпохи - золотой медали Розенфельда. В дальнейшем выпустил такие замечательные короткометражки, как «Песнь соловья», «Любовь в белом и черном», «Крыса сельская и крыса городская», «Маленький парад».

     Характерной чертой фильмов Старевича и его особой гордостью являлась богатая реалистичная мимика созданных им кукольных персонажей. Пластика и достоверность его мультипликации позволяла ему также совмещать в пространстве фильма живых и кукольных персонажей.

     Главным достижением Владислава Александровича стал первый в мировом кино полнометражный кукольный анимационный фильм «Рейнеке-Лис». Фильм начал сниматься в 1926 году как немой и полностью снят к 1930 году, когда выпускать его в прокат в прежнем виде уже стало практически невозможно. Его озвучили спустя восемь лет на немецком языке по заказу Третьего Рейха, правительство которого оказалось заинтересовано в появлении своеобразной экранизации «народной поэмы» Гете.

    В 1941 году фильм также выпустили на французском языке. «Рейнеке-Лис» принес автору восемь международных премий, в том числе вторую медаль Розенфельда. То, что фильм доделывался фактически на деньги гитлеровского правительства, в дальнейшем значительно повлияло на его прокатную судьбу - в большинстве стран до сих пор не выпущен даже на видеоносителях.

     Война фактически никак не коснулась Владислава Старевича. После 1945 года хотел вернуться в Париж, но затем переехал в местечко Фонтен-Де-Буа. Вся семья помогала в его работе на новом месте, но режиссер в основном обходился своими силами, считая, что подготовка помощника или преемника при специфике его работы практически невозможна.

     Популярность Старевича в 1950-х годах пошла на убыль. Предложения на постановку фильмов приходить перестали и знаменитый режиссер зарабатывал постановкой рекламных роликов, а в самые трудные времена, когда старшая дочь начала терять зрение, продавал сделанных им кукол.

     Владислав Старевич скончался 26 февраля 1965 года в возрасте восьмидесяти двух лет.


Награды Владислава Старевича

1912 - Золотая медаль на конкурсе фильмов во время Всемирной выставки в Милане (фильм «Страшная месть»)
1922 - Золотая медаль Розенфельда (мультфильм «Как лягушки выпросили себе короля»
1924 - Золотая медаль Розенфельда (мультфильм «Песнь соловья»)
1941 - Золотая медаль Розенфельда и ещё 7 международных премий (мультфильм «Рейнеке-лис»)

Фильмография Владислава Старевича

«Над Неманом», фильм не сохранился
1909 - Жизнь стрекоз, фильм не сохранился
1909 - «Жуки-скарабеи», фильм не сохранился
1910 - Lucanus Cervus, фильм не сохранился
1910 - «Развитие головастика», фильм не сохранился
1910 -«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»
1911 - «Рождество у обитателей леса»
1912 - «Месть кинематографического оператора»
1912 - «Авиационная неделя насекомых», фильм не сохранился
1913 - «Стрекоза и муравей»
1913 - «Четыре черта», фильм не сохранился
1913 - «Весёлые сценки из жизни животных»
1913 - «Петух и Пегас», фильм не сохранился
1915 - «Лилия Бельгии»
1920 - Dans Les Griffes De L’araignee (In the Claws of the Spider)
1921 - Le Mariage De Babylas (Babylas’s Marriage)
1921 - «Пугало» (L’epouvantail) (The Scarecrow)
1922 - «Как лягушки выпросили себе короля» (Les Grenouilles Qui Demandent Un Roi)
1923 - «Песнь соловья» (La Voix Du Rossignol)
1923 - «Любовь в белом и чёрном» (Amour Noir Et Blanc)
1924 - «Маленькая уличная певица» (La Petite Chanteuse Des Rues)
1925 - «Глаза дракона» (Les Yeux Du Dragon)
1926 - «Крыса сельская и крыса городская» (Le Rat Des Villes Et Le Rat Des Champs), ч/б
1926 - «Крыса сельская и крыса городская», цветной
1927 - «Муравей и кузнечик» (La Cigale Et La Fourmi)
1927 - «Королева бабочек» (La Reine Des Papillons)
1928 - «Волшебные часы» (L’horloge Magique)
1928 - «Маленький парад» (La Petite Parade)
1929-1930 - «Рейнеке-лис» (Le Roman De Renard)
1932 - «Лев и муха» (Le Lion Et Le Moucheron)
1932 - «Старый лев» (Le Lion Devenu Vieux)
1933 - «Щенок-талисман» (Fetiche Mascotte)
1934 - Fetiche Prestidigitateur (The Ringmaster)
1935 - Fetiche Se Marie (The Mascot’s Marriage)
1936 - Fetiche En Voyage De Noces (The Navigator)
1937 - Fetiche Chez Les Sirenes (The Mascot and the Mermaids)
1947 - Zanzabelle A Paris (Zanzabelle in Paris)
1949 - «Цветок папоротника» Fleur De Fougere (Fern Flowers)
1953 - «Птиичка Газуйи» (Gazouilly Petit Oiseau) (Little Bird Gazouilly)
1954 - Gueule De Bois (Hangover)
1955 - Un Dimanche De Gazouilly (Gazouilly’s Sunday Picnic)
1956 - «Нос по ветру» (Nez Au Vent) (Nose to the Wind)
1958 - «Северная карусель» (Carrousel Boreal)
1965 - «Как собака с кошкой» (Comme Chien Et Chat)

Научно-популярные фильмы
1911 - «Электрический телеграф» (с Николаем Баклиным)
1913 - «Пьянство и его последствия»

Игровые фильмы
1912 - «Страшная месть», фильм не сохранился
1912 - «Путешествие на луну», сохранилась часть отснятого материала
1913 - «Ночь перед Рождеством»
1913 - «Руслан и Людмила», фильм не сохранился
1914 - «Снегурочка»
1914 - «Пасынок Марса»
1914 - Kayser-Gogiel-Mogiel, фильм не сохранился
1914 - «Тройка», фильм не сохранился
1914 - Fleurs Fanees, фильм не сохранился
1915 - Le Chant Du Bagnard, фильм не сохранился
1915 - «Портрет»
1915 - «Это тебе не принадлежит», фильм не сохранился
1915 - «Эрос и Психея», фильм не сохранился
1916 - «Две встречи», фильм не сохранился
1916 - Le Faune En Laisse, фильм не сохранился
1916 - О чём шумело море, фильм не сохранился
1916 - «Тамань», фильм не сохранился
1916 - На Варшавском тракте, фильм не сохранился
1918 - «Вий», фильм не сохранился
1917 - «Пан Твардовский», фильм не сохранился
1917 - «Сашка-наездник», фильм не сохранился
1917 - «К народной власти»
1918 - «Калиостро»
1918 - «Масоны» («Вольные каменщики»), вторая часть «Калиостро»
1918 - «Йола», фильм не сохранился
1918 - «Сорочинская ярмарка», фильм не сохранился
1918 - «Майская ночь», фильм не сохранился
1918 - «Звезда моря» (Stella Maris), фильм не сохранился
1914 - Как немецкий генерал подписал договор с дьяволом
1915 - Житель необитаемого острова

Семья Владислава Старевича

Отец - Александр Старевич
Мать - Антонина Старевич
Жена (с 
25.11.1906) - Анна Циммерманн
Дочь - Ирина (род. 1907)
Дочь - Жанна (род. 1913)

26.02.1965
ЗАКРЫТЬ X

День российской анимации
 

День российской анимации - ежегодный праздник, который отмечается 8 апреля. Это замечательный повод погрузиться в чудесный мир мультипликации и пересмотреть все свои самые любимые мультфильмы. День российской анимации был учрежден в 2012 году в честь 100-летнего юбилея первого российского мультипликационного фильма.

Известные Кинорежиссеры Мира
 

Достижения киноиндустрии ежегодно воплощаются в сотнях отличных картин, пользующихся популярностью среди зрителей, а заслуга в этом режиссеров. Ведь именно они вносят вклад в развитие кинематографа, финансовой успешности проектов и количестве культовых картинu2026
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.