Симонов Михаил Петрович

Российский авиаконструктор. Генеральный конструктор Опытно-конструкторского бюро Сухого (1983-1995). Известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27. Герой РФ.


Михаил Симонов родился 19 октября 1929 года в городе Ростов-на-Дону. В 1933 году с родителями уехал в подмосковный поселок Быково, затем в Алма-Ату, куда после аспирантуры получил распределение отец. Здесь провел военные годы и пошел в школу. В этот период увлекся авиацией, занимался в Обществе юных авиастроителей. После войны вместе с семьей переехал в город Каменск-Шахтинский, где окончил среднюю школу.

     В 1947 году Симонов поступил в Южно-Российский государственный политехнический университет имени М. И. Платова по специализации «проектирование и эксплуатация автомобилей». К третьему курсу уже являлся Сталинским стипендиатом. Активно занимался велосипедным спортом - шоссейными гонками, даже попал в студенческую сборную страны. Но интерес к авиации не прошел, и в 1951 году по собственной просьбе зачислен в Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева, на четвертый курс самолетостроительного факультета.

     Окончив институт в 1954 году, Михаил Симонов остался там работать. Являлся заведующим лабораторией, ассистентом кафедры конструкций самолетов. В 1959 году стал инициатором создания Опытно-конструкторского бюро спортивной авиации при университете, где являлся главным конструктором и одновременно инструктором и летчиком-буксировщиком авиаспортклуба. В бюро спортивной авиации под его руководством созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. Конструктор не только проектировал планеры, но еще и умудрялся летать и на спортивных самолетах, и практически на всех планерах, которыми располагал Советский Союз.

     В 1969 году Михаил Петрович переведен в Москву, где работал первым заместителем главного конструктора Долгопрудненского Конструкторского бюро автоматики, а через девять месяцев переведен на работу в Ухтомском филиале Московского машиностроительного завода под руководством Роберта Бартини.

     С 1970 года Симонов работал в Опытно-констукторском бюро имени П.О. Сухого в должности заместителя главного конструктора. Затем стал главным конструктором. Руководил летными испытаниями и доводкой опытного самолета Т-6, будущего фронтового бомбардировщика Су-24. В начале 1975 года назначен главным конструктором проекта Т-10, будущего истребителя Су-27. В 1976 году в числе других сотрудников КБ за создание Су-24 удостоен Ленинской премии.

     В 1979 году из-за конфликта с тогдашним генеральным конструктором Михаила Симонова перевели на работу в Министерство авиационной промышленности СССР на должность заместителя министра по науке и новой технике. Уделил особое внимание созданию авиационных боевых комплексов и, особенно, построению авиационного бортового комплекса оборудования. В 1981 году выезжал в Афганистан для оказания технической помощи по эффективному применению штурмовиков Су-25.

     В январе 1983 года Михаил Петрович Симонов назначен Генеральным конструктором Опытно-конструкторского бюро имени П.О. Сухого. Под его руководством и при непосредственном участии созданы боевые самолеты различного назначения Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и их многочисленные модификации, спортивно-пилотажные самолеты Су-26, Су-29, Су-31, пассажирский самолет С-80, экспериментальный самолет с обратной стреловидностью крыла Су-47 «Беркут», а также другие типы самолетов.

     К 1995 году в возглавляемую Симоновым корпорацию входили тридцать два предприятия. В двадцать одной стране мира эксплуатировалось более 2,5 тысяч самолетов марки «Су». Военно-воздушные силы России укомплектованы этими самолетами на 70%. 

     Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года за большой вклад в разработку новых образцов авиационной техники Михаилу Петровичу Симонову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

     Симонов имел ученую степень доктора технических наук. Являлся профессором Московского авиационного института, а также действительны членом Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания.

     Михаил Симонов руководил Опытно-конструкторским бюро имени П.О. Сухого до последних дней жизни, входил в совет директоров открытого акционерного общества «Компания «Сухой».

     Умер Михаил Петрович Симонов 4 марта 2011 года вследствие тяжелой болезни. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Награды Михаила Симонова

Награды Михаила Симонова

Герой Российской Федерации (25 сентября 1999 года) - за мужество и героизм, проявленные при создании и испытании современной авиационной техники, и большой личный вклад в укрепление обороноспособности страны
Орден Трудового Красного Знамени
Медаль «В память 1000-летия Казани»
Золотая медаль имени В. Г. Шухова - за выдающийся вклад в развитие отечественного авиастроения, разработку и создание спортивных самолетов и боевых авиационных комплексов; разработку и создание спортивных самолетов и боевых авиационных комплексов
Лауреат Ленинской премии (1976)
Государственная премия Российской Федерации в области дизайна 1996 года (29 мая 1997 года) - за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолетов Су-27
Государственная премия Российской Федерации в области дизайна 2002 года (5 июня 2003 года) - за дизайнерскую и эргономическую разработку модельного ряда спортивных самолетов СУ-26, СУ-29, СУ-31 и их модификаций

Память о Михаиле Симонове

Память о Михаиле Симонове

24 апреля 2014 года в Казани у главного входа в здание ОАО Научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро имени М. П. Симонова» открыт памятник М. П. Симонову.

22 июля 2014 года в Москве в Конаковском проезде, где с 1988 по 2011 годы жил М. П. Симонов, открыта мемориальная доска

Семья Михаила Симонова

Семья Михаила Симонова

Отец - Симонов Петр Васильевич, учитель

Мать - Симонова Вера Михайловна, урожд. Погребнова, учитель

04.03.2011

Симонов Михаил Петрович

Российский Авиаконструктор
Генеральный конструктор ОКБ Сухого (1983-1995)
Дата рождения: 19 октября 1929 года (90 лет назад)
Дата смерти: 4 марта 2011 года (8 лет назад)
  • Показать статью

    Российский авиаконструктор. Генеральный конструктор Опытно-конструкторского бюро Сухого (1983-1995). Известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27. Герой РФ.


    Михаил Симонов родился 19 октября 1929 года в городе Ростов-на-Дону. В 1933 году с родителями уехал в подмосковный поселок Быково, затем в Алма-Ату, куда после аспирантуры получил распределение отец. Здесь провел военные годы и пошел в школу. В этот период увлекся авиацией, занимался в Обществе юных авиастроителей. После войны вместе с семьей переехал в город Каменск-Шахтинский, где окончил среднюю школу.

         В 1947 году Симонов поступил в Южно-Российский государственный политехнический университет имени М. И. Платова по специализации «проектирование и эксплуатация автомобилей». К третьему курсу уже являлся Сталинским стипендиатом. Активно занимался велосипедным спортом - шоссейными гонками, даже попал в студенческую сборную страны. Но интерес к авиации не прошел, и в 1951 году по собственной просьбе зачислен в Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева, на четвертый курс самолетостроительного факультета.

         Окончив институт в 1954 году, Михаил Симонов остался там работать. Являлся заведующим лабораторией, ассистентом кафедры конструкций самолетов. В 1959 году стал инициатором создания Опытно-конструкторского бюро спортивной авиации при университете, где являлся главным конструктором и одновременно инструктором и летчиком-буксировщиком авиаспортклуба. В бюро спортивной авиации под его руководством созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. Конструктор не только проектировал планеры, но еще и умудрялся летать и на спортивных самолетах, и практически на всех планерах, которыми располагал Советский Союз.

         В 1969 году Михаил Петрович переведен в Москву, где работал первым заместителем главного конструктора Долгопрудненского Конструкторского бюро автоматики, а через девять месяцев переведен на работу в Ухтомском филиале Московского машиностроительного завода под руководством Роберта Бартини.

         С 1970 года Симонов работал в Опытно-констукторском бюро имени П.О. Сухого в должности заместителя главного конструктора. Затем стал главным конструктором. Руководил летными испытаниями и доводкой опытного самолета Т-6, будущего фронтового бомбардировщика Су-24. В начале 1975 года назначен главным конструктором проекта Т-10, будущего истребителя Су-27. В 1976 году в числе других сотрудников КБ за создание Су-24 удостоен Ленинской премии.

         В 1979 году из-за конфликта с тогдашним генеральным конструктором Михаила Симонова перевели на работу в Министерство авиационной промышленности СССР на должность заместителя министра по науке и новой технике. Уделил особое внимание созданию авиационных боевых комплексов и, особенно, построению авиационного бортового комплекса оборудования. В 1981 году выезжал в Афганистан для оказания технической помощи по эффективному применению штурмовиков Су-25.

         В январе 1983 года Михаил Петрович Симонов назначен Генеральным конструктором Опытно-конструкторского бюро имени П.О. Сухого. Под его руководством и при непосредственном участии созданы боевые самолеты различного назначения Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и их многочисленные модификации, спортивно-пилотажные самолеты Су-26, Су-29, Су-31, пассажирский самолет С-80, экспериментальный самолет с обратной стреловидностью крыла Су-47 «Беркут», а также другие типы самолетов.

         К 1995 году в возглавляемую Симоновым корпорацию входили тридцать два предприятия. В двадцать одной стране мира эксплуатировалось более 2,5 тысяч самолетов марки «Су». Военно-воздушные силы России укомплектованы этими самолетами на 70%. 

         Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года за большой вклад в разработку новых образцов авиационной техники Михаилу Петровичу Симонову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

         Симонов имел ученую степень доктора технических наук. Являлся профессором Московского авиационного института, а также действительны членом Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания.

         Михаил Симонов руководил Опытно-конструкторским бюро имени П.О. Сухого до последних дней жизни, входил в совет директоров открытого акционерного общества «Компания «Сухой».

         Умер Михаил Петрович Симонов 4 марта 2011 года вследствие тяжелой болезни. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.

    Награды Михаила Симонова

    Награды Михаила Симонова

    Герой Российской Федерации (25 сентября 1999 года) - за мужество и героизм, проявленные при создании и испытании современной авиационной техники, и большой личный вклад в укрепление обороноспособности страны
    Орден Трудового Красного Знамени
    Медаль «В память 1000-летия Казани»
    Золотая медаль имени В. Г. Шухова - за выдающийся вклад в развитие отечественного авиастроения, разработку и создание спортивных самолетов и боевых авиационных комплексов; разработку и создание спортивных самолетов и боевых авиационных комплексов
    Лауреат Ленинской премии (1976)
    Государственная премия Российской Федерации в области дизайна 1996 года (29 мая 1997 года) - за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолетов Су-27
    Государственная премия Российской Федерации в области дизайна 2002 года (5 июня 2003 года) - за дизайнерскую и эргономическую разработку модельного ряда спортивных самолетов СУ-26, СУ-29, СУ-31 и их модификаций

    Память о Михаиле Симонове

    Память о Михаиле Симонове

    24 апреля 2014 года в Казани у главного входа в здание ОАО Научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро имени М. П. Симонова» открыт памятник М. П. Симонову.

    22 июля 2014 года в Москве в Конаковском проезде, где с 1988 по 2011 годы жил М. П. Симонов, открыта мемориальная доска

    Семья Михаила Симонова

    Семья Михаила Симонова

    Отец - Симонов Петр Васильевич, учитель

    Мать - Симонова Вера Михайловна, урожд. Погребнова, учитель

ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.