Щедрин Родион Константинович

Российский композитор. Пианист. Педагог. Народный артист России. Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии России. Почетный профессор Московской и Санкт Петербургской консерваторий, Пекинской центральной консерватории.


Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье выпускника Московской консерватории, композитора и педагога Константина Михайловича Щедрина и экономиста, любительницы музыки Конкордии Ивановны Щедриной.

     Музыкой Родион окружен с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году отдан в Центральную музыкальную школу десятилетку при Московской консерватории. Но началась Великая Отечественная война, и в октябре 1941 года семья Щедриных эвакуирована в Самару.

     После возвращения в Москву, продолжил обучение в Академии хорового искусства имени Виктора Попова, которое окончил в 1950 году. В том же году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета: фортепианный, в класс Якова Флиера, и теоретико композиторский, в класс профессора Юрия Шапорина. В 1959 году окончил аспирантуру Московской консерватории. Позднее работал преподавателем в данной консерватории.

     В 1960-е годы композитор создал свое самое исполняемое сочинение: балет «Кармен сюиту», впервые обратился к опере «Не только любовь», начал серию концертов для оркестра «Озорные частушки» и «Звоны», сочинил оратории «Поэтория», на стихи поэта Андрея Вознесенского, в 1968 году и «Ленин в сердце народном», а также 24 прелюдии и фуги.

     Щедрин стал популярным и в театральных жанрах. Его балеты: «Конек Горбунок», «Кармен сюита», «Анна Каренина», опера «Не только любовь» поставлены в Большом театре.

     Значительной вехой в творчестве Щедрина стала опера «Мертвые души» по произведению Николая Гоголя на либретто самого композитора. Автор ввел в произведение такое новшество, как замену скрипок оркестра камерным хором, а главное, разделил сцену на две параллельные, расслоив оперу на две автономно идущие оперы: народную и профессиональную. Эта параллельная драматургия спектакля, впервые осуществленная в Большом театре в 1977 году режиссером Борисом Покровским, составляла смысловую концепцию произведения: противопоставление Руси народной и помещиков «мертвых душ».

     В 1983 году композитор создал двухчасовое произведение «Музыкальное приношение» для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, посвященное немецкому композитору Иоганну Баху. В 1980-е годы Щедрин написал балеты «Чайка» и «Дама с собачкой», «Автопортрет» для симфонического оркестра. Тысячелетию принятия христианства на Руси посвящены «Стихира на тысячелетие крещения Руси» и «Запечатленный ангел», хоровая музыка по произведению писателя Николая Лескова на канонические церковно славянские тексты для смешанного хора.

     Среди значительных произведений 1990-х годов опера «Лолита» по одноименному роману Владимира Набокова на либретто самого композитора, поставленная в Шведской королевской опере в Стокгольме. Созданы три концерта для виолончели, скрипки и альта, посвященные известным музыкантам Мстиславу Ростроповичу, Максиму Венгерову и Юрию Башмету. В 1999 году Щедрин написал один из самых значительных своих концертов: Пятый концерт для фортепиано с оркестром, посвященный финскому пианисту и дирижеру Олли Мустонену.

     В 2002 году в нью-йоркском концертном зале «Карнеги холл» состоялась премьера симфонических этюдов для оркестра «Диалоги с Шостаковичем». В декабре того же года в Линкольн центре в Нью Йорке прошла мировая премьера оперы Щедрина «Очарованный странник» по повести Николая Лескова. Через четыре года композитором закончена «Боярыня Морозова», русская хоровая опера для четырех солистов, хора, трубы, литавр и ударных.

     В последние годы Родион Щедрин написал симфонический фрагмент для оркестра «Гейлигенштадтское завещание Бетховена», произведение «Поездка в Айзенштадт» для скрипки и фортепиано, Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» для трех органов и трех труб, драматическая сцена для сопрано и симфонического оркестра «Клеопатра и змея».

     Для XIV Международного конкурса имени Петра Чайковского в 2011 году по предложению оргкомитета композитором создана виртуозная концертная пьеса «Чайковский этюд» для фортепиано, ставшая обязательной в качестве современного произведения. Композитор написал музыку к нескольким кинофильмам, среди них «Высота», «Коммунист», «Нормандия - Неман», «Анна Каренина», «Сюжет для небольшого рассказа». Является автором книг: «Монологи разных лет» и «Автобиографические записи».

    Родион Щедрин также вел активную общественную деятельность. Занимал высокий пост Председателя Союза композиторов России. Еще избирался депутатом в Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик.

     Президент Российской Федерации Владимир Путин 12 июня 2019 года, в День России, наградил народного артиста Родиона Константиновича Щедрина Государственной премией за 2018 год «За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности».

Награды и Звания Родиона Щедрина

Награды и Звания Родиона Щедрина

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 декабря 2007 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 декабря 2002 года) - за большой вклад в развитие музыкального искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 декабря 2012) - за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность 

Орден Почета (16 декабря 2017 года) - за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность

Орден Ленина (16 декабря 1982 года) - за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения

Орден Трудового Красного Знамени (1971 год)

Орден «Знак Почета» (27 октября 1967 год) - за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1992 года (25 декабря 1992 года) - за хоровую музыку «Запечатленный ангел» по Н. Лескову

Ленинская премия (1984 год) - за оперу «Мертвые души» (1977 год), поэму для хора «Казнь Пугачева» (1981 год), «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра
Государственная премия СССР (1972 год) - за ораторию «Ленин в сердце народном» и оперу

«Не только любовь» (61, новая редакция)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970)

Народный артист РСФСР (1976 год)

Народный артист СССР (2 сентября 1981 года) - за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства

Премия имени Д. Д. Шостаковича (Россия, 1992 год)

Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995 год)

Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976 год)

Почетный член Общества Ф. Листа (США, 1979 год)

Почетный член Академии изящных искусств ГДР (1982 год)

Почетный член Международного Музыкального совета при ЮНЕСКО (1985 год)

Член Берлинской Академии искусств (1989 год)

Почетный профессор Московской консерватории (1997 год)

Почетный профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2005 год)

Почетный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (2007 год)

Почетный профессор Пекинской консерватории (2008 год)

Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»

Номинант на премию «Грэмми» в номинации «Лучшее сочинение в современной академической музыке» за Concerto cantabile (1997 год)

Композитор года Питтсбургского симфонического оркестра (2002 год)

Немецкая музыкальная премия «Echo Klassik 2008» - за оперу «Боярыня Морозова» (2008 год)

Премия «Овация» (2008 год)

Золотая медаль Министерства культуры Армении (2008 год)

Российская Национальная театральная премия «Золотая маска» - за оперу «Очарованный странник» (2009 год)

Номинант на премию «Грэмми» в номинации «Лучшее произведение современного композитора в области академической музыки» за оперу «Очарованный странник» (2009 год)

Кавалер ордена Св. Анны 3-й степени (12 февраля 2010) (указ № 1/АII-III-2010, грамота № 12/AIII-2010, подписаны в Мадриде), в воздаяние заслуг перед Отечеством

Премия города Москвы - за создание русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» (2012 год)

Почетная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»

Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)

В честь Родиона Щедрина астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 20 октября 1982 г. астероид (4625) Shchedrin. Астероид 4626 назван ею в честь Майи Плисецкой.

Именем Р.К. Щедрина названа музыкальная школа № 68 в Москве.

Творчество Родиона Щедрина

Творчество Родиона Щедрина

Балеты

«Конек-Горбунок» (по одноименной сказке П. П. Ершова, 1960)
«Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе «Кармен», 1967)
«Анна Каренина» (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, 1972)
«Чайка» (по мотивам одноименной пьесы А. П. Чехова, 1980)
«Дама с собачкой» (по одноименному рассказу А. П. Чехова, 1985)

Оперы

«Не только любовь», лирическая опера в 3-х действиях с эпилогом (по мотивам рассказов С. П. Антонова, либретто В. А. Катаняна, 1961)
«Мертвые души», оперные сцены (по роману «Мертвые души» Н. В. Гоголя, либретто Р. Щедрина, 1977)
«Лолита» (по одноименному роману В. В. Набокова, либретто Р. Щедрина, 1992)
«Очарованный странник» (по одноименной повести Н.С. Лескова, либретто Р. Щедрина, 2002)
«Боярыня Морозова» (русская хоровая опера для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р. Щедрина по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой», 2006)
«Левша» (Сказ о тульском косом Левше, опера в 2 действиях по одноименной повести Н. С. Лескова, либретто Р. Щедрина, 2013)
«Рождественская сказка» (опера-феерия в 2 частях по мотивам сказки Божены Немцовой «О двенадцати месяцах» в переводе Н. С. Лескова и русских народных сказок, либретто Р. Щедрина, 2015)

Другое

«Нина и 12 месяцев», мюзикл (на японском языке по сказке С. Я. Маршака, 1988)

Сочинения для оркестра

Симфонии

Первая симфония. Для большого симфонического оркестра. В трех частях (1958)
Вторая симфония (25 прелюдий). Для большого симфонического оркестра. В пяти частях (1965)
Третья симфония «Лица русских сказок». Symhonie concertante. Для симфонического оркестра. В пяти частях (2000)

Концерты для оркестра

«Озорные частушки» (1963)
«Звоны» (1968)
«Старинная музыка российских провинциальных цирков» (1989)
«Хороводы» (1989)
«Четыре русских песни» (1998)

Концерты для солирующих инструментов с оркестром

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. В четырех частях (1954)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. В трех частях (1966)
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. «Вариации и тема» (1973)
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. «Диезные тональности», в 2-х частях (1991)
Концерт № 5 для фортепиано с оркестром. В трех частях (1999)
Концерт № 6 для фортепиано и струнных. Concerto lontano (2003)
Концерт для трубы с оркестром в трех частях(1993)
Концерт для виолончели с оркестром. Sotto voce concerto. В четырех частях (1994)
Parabola Concertante. Для виолончели соло, струнного оркестра и литавр (2001)
Концерт для скрипки и струнного оркестра. Concerto cantabile. В трех частях(1997)
Концерт для альта и струнного оркестра с арфой. Concerto dolce (1997)
Концерт для скрипки, трубы и струнного оркестра. Concerto parlando (2004)
Концерт для гобоя с оркестром (2009)
Двойной концерт «Романтическое приношение» (Romantic offering). Для фортепиано, виолончели и оркестра (2010)

Другое

«Конек-Горбунок». Две сюиты для оркестра (1955, 1965)
«Не только любовь». Симфоническая сюита для большого симфонического оркестра и меццо-сопрано (1964)
«Симфонические фанфары». Праздничная увертюра для оркестра (1967)
Камерная сюита. Для двадцати скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961)
«Кармен-сюита». Для струнных и ударных инструментов (1967)
«Анна Каренина». Романтическая музыка для оркестра (1972)
«Торжественная увертюра». Для большого симфонического оркестра (1982)
«Автопортрет». Вариации для оркестра (1984)
«Музыка для города Кетена». Для камерного оркестра (1984)
«Геометрия звука». Для камерного оркестра (1987)
«Чайка». Сюита из балета для большого симфонического оркестра. В пяти частях (1984)
Музыка для струнных, двух гобоев, двух валторн и челесты (1985)
«Стихира к тысячелетию Крещения Руси». Для симфонического оркестра (1988)
«Хрустальные гусли» Для симфонического оркестра (1994)
«Российские фотографии». Для струнного оркестра (1994)
«Вологодские свирели» (в честь Б. Бартока). Для гобоя, английского рожка, валторны и струнных инструментов (1995)
«Величание». Для струнного оркестра (1995)
«Два танго Альбениса». Для симфонического оркестра (1996)
«Slava, Slava!». Для симфонического оркестра. К 70-летию Мстислава Ростроповича (1997)
«Preludium к девятой симфонии Бетховена». Для симфонического оркестра (1999)
«Лолита-серенада». Симфонические фрагменты из оперы «Лолита» (2001)
«Диалоги с Шостаковичем». Симфонические этюды для оркестра (2001)
«Гейлигенштадтское завещание Бетховена». Симфонический фрагмент для оркестра (2008)
«Симфонический диптих». По мотивам оперы «Очарованный странник». Для большого оркестра (2008)
«Vivat!». Санкт-Петербургская увертюра. Для симфонического оркестра (2008)
«Литовская сага». Симфоническая фреска для оркестра (2009)

Вокальные сочинения

Для солистов, хора и оркестра

«Маленькая кантата». Из оперы «Не только любовь» для солистов, смешанного хора и оркестра (1961)
«Бюрократиада». Курортная кантата для солистов, хора и оркестра на тексты инструкции для отдыхающих в пансионате «Курпаты». Либретто Р. Щедрина (1963)
«Поэтория». Концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра на слова А. Вознесенского (1968)
«Ленин в сердце народном». Оратория для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра на народные слова в шести частях (1969)
«М. Мусоргский. Детская». Вокальный цикл в семи частях с прелюдией и постлюдией. Оркестровая транскрипция Р. Щедрина, слова М. Мусоргского (1964)
«Моление». Кантата для смешанного хора и оркестра на слова И. Менухина (1991)
«Многая лета». Для фортепиано, смешанного хора и ударных (1991)

Для голоса

«Три сольфеджио». Для голоса и фортепиано (1965)
«Страдания». Для голоса и фортепиано. Слова народные в изложении В. Бокова (1965)
«Таня-Катя». Песни без слов в народном стиле для сопрано и струнного оркестра (2002)
«Таня-Катя II». Песни без слов в народном стиле для женского голоса и скрипки (2002)
«Век мой, зверь мой!». Вокальный цикл на слова О. Мандельштама для тенора, рассказчицы и фортепиано (2003)
«Клеопатра и Змея». Драматическая сцена для женского голоса и симфонического оркестра на текст заключительной сцены трагедии У. Шекспира «Антоний и Клеопатра» в переводе Б. Пастернака (2012). Премьера прошла 28 мая 2012 года на Зальцбургском фестивале; солистка - М. Эрдманн, оркестр Мариинского театра под управлением В. Гергиева. Российская премьера прошла в Мариинском театре 23 декабря 2012 г. (солистка - Екатерина Гончарова).
Хоры a cappella
Два хора на стихи А. Пушкина. Для смешанного хора (1950)
«Ива, Ивушка». Вокализ. Для смешанного хора (1954)
Четыре хора на стихи А. Твардовского. Для смешанного хора (1968)
Четыре хора на стихи А. Вознесенского. Для смешанного хора (1971): 1. Тбилисские базары; 2. Первый лед; 3. Горный родничок; 4. Песня вечерняя.
«Русские деревни». Для смешанного хора на слова И. Харабарова (1973)
«Стирала женщина белье». Для смешанного хора на слова И. Ляпина (1975)
«Строфы „Евгения Онегина“». Шесть хоров на стихи А. Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин» для смешанного хора (1981)
«Казнь Пугачева». Поэма для смешанного хора на стихи А. Пушкина из «Истории Пугачева» (1981)
«Концертино». В четырех частях для смешанного хора (1982)
«Запечатленный ангел». Русская литургия. Хоровая музыка по Николаю Лескову для смешанного хора и свирели (флейты) (1988)
«Алый парус». Для детского хора на слова А. Грина (1997)
«Серенада». Для смешанного хора (2003)
Диптих на стихи А. Вознесенского (2003)
Два русских хора (2008)
«Царская кравчая». По мотивам хоровой оперы «Боярыня Морозова»
Эпиграф графа Толстого к роману «Анна Каренина». Для смешанного хора

Фортепианные сочинения

Пьесы

«Поэма» (1954)
«Токкатина» (1954)
«Юмореска» (1957)
«В подражание Альбенису» (1959)
«Тройка» (1959)
2 полифонические пьесы: Basso ostinato и Двухголосная инвенция (1961)
2 сонаты (1962, 1996)
24 прелюдии и фуги (1964-1970)
Полифоническая тетрадь (25 прелюдий) (1972)
Тетрадь для юношества (1981)
«Частушки». Концерт для фортепиано соло (2001)
«Дневник». 7 пьес для фортепиано (2002)
«Вопросы». 11 пьес для фортепиано (2003)
Sonatine Concertante для фортепиано (2005)
Alla Pizzicato для фортепиано (2005)
Hommage a Chopin. Для четырех фортепиано (2005)
«Романтические дуэты». Семь пьес для фортепиано в четыре руки (2007)
«Простые страницы». Семь экспромтов для фортепиано (2009)
«Концертный этюд» («Чайковский-этюд») для фортепиано (2010)

Камерно-инструментальные сочинения

Сюита для кларнета и фортепиано (1951)
«Фрески Дионисия». Для камерного ансамбля (1981)
«Музыкальное приношение». Для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов (1983)
«Эхо-соната». Для скрипки соло (1984)
«Три пастуха». Для флейты, гобоя и кларнета (1988)
«Русские наигрыши». Для виолончели соло (1990)
«Эхо на Cantus Firmus Орландо ди Лассо». Для органа и сопранино блокфлейты (1994)
Фортепианный терцет для скрипки, виолончели и фортепиано (1995)
«Ледяной дом». Русская сказка для маримбафона соло (1995)
«Музыка издалека». Для двух басовых блокфлейт (1996)
Соната для виолончели и фортепиано (1996)
«Балалайка». Для скрипки соло без смычка (1997)
«Пастораль». Для кларнета и фортепиано (1997)
«Вариации и тема». Для скрипки соло (1998)
«Менухин-соната». Для скрипки и фортепиано (1998)
«Дуэты». Для скрипки соло (1999)
«Гамлет баллада». Для тысячи (или ансамбля) виолончелей (2005)
«Старинные мелодии русских народных песен». Мелодии из сборника Н. А. Римского-Корсакова «100 русских народных песен». Для виолончели и фортепиано (2006)
«Лирические сцены». Для струнного квартета (2006)
«Цыганская мелодия». Для скрипки соло (2006)
«На посошок». Памяти М. Л. Ростроповича. Для шести виолончелей и альтовой блокфлейты (или для флейты, гобоя, кларнета, трубы и виолончели) (2007)
«Бельканто на русский лад». Для виолончели и фортепиано (2007)
«Поездка в Эйзенштадт». Для скрипки и фортепиано (2009)
Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» для 3 органов и 3 труб (2009/2010)

Музыка для театра

«Они знали Маяковского». Пьеса В. Катаняна, постановка Н. Петрова (Александринский театр, Ленинград, 1954)
«Первая симфония». Комедия А. Гладкова (Театр ленинского комсомола, 1956)
«Мистерия-буфф». Пьеса В. Маяковского, режиссер В. Плучек (Московский театр сатиры, 1957)
«Дамоклов меч». Пьеса Н. Хикмета, режиссер В. Плучек (Московский театр сатиры, 1959)
«Гроза». Пьеса А. Островского (Малый театр, 1961)
«Баня». Пьеса В. Маяковского (1962)
«Теркин на том свете». Поэма А. Твардовского, режиссер В. Плучек (Московский театр сатиры, 1965)

Музыка к фильмам

«Петушок - Золотой гребешок» (мультфильм), режиссеры: П. Носов, Д. Анпилов (1955)
«Колобок» (мультфильм), режиссер Р. Давыдов (1956)
«Высота». Режиссер А. Зархи (1957)
«Коммунист». Режиссер Ю. Райзман (1958)
«Люди на мосту». Режиссер А. Зархи (1959)
«Нормандия - Неман». Режиссер Ж. Древиль (1960)
«А если это любовь?». Режиссер Ю. Райзман (1961)
«Баня» (мультфильм), Режиссер С. Юткевич (1962)
«Анна Каренина». Режиссер А. Зархи (1967)
«Сюжет для небольшого рассказа». Режиссер С. Юткевич (1969)

Семья Родиона Щедрина

Семья Родиона Щедрина

Отец - Щедрин Константин Михайлович, музыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель.
Мать - Щедрина Конкордия Ивановна (урожденная Иванова).

Супруга - Плисецкая Майя Михайловна (1925-2015), прима-балерина Большого театра России, Народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии.

Детей не имеет.

06.04.2020
ЗАКРЫТЬ X

Памятник Майе Плисецкой
 

Памятник Майе Плисецкой установлен в центре Москвы, на Большой Дмитровке, в сквере, названном в честь балерины. Основой бронзовой скульптуры стала идея об иллюзии парения балерины в образе Кармен на фоне неба.
(1898-1962)

Рогаль-Левицкий Дмитрий Романович
 

Советский музыковед. Педагог. Непревзойденный мастер оркестровки. Сыграл значительную роль в развитии жанра оркестровой сюиты. Его практическая деятельность как знатока симфонического оркестра - важная страница в истории российской музыкальной культуры.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.