Серов Валентин Александрович

Русский художник. Живописец и график. Мастер портрета. Член Союза русских художников.
Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых.


Валентин Серов родился 19 января 1865 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик вырос в творческой семье. Отец являлся композитором, мать, музыкантша, писательница, но в первую очередь «прогрес­систка»: ее дом посещали деятели русского искусства, среди них «столпы» передвижничества. В этом обществе Серову довелось расти.

     Обучение рисованию начинается в раннем детстве. В Мюнхене в 1874 году учится у Карла Кеппинга, затем, по совету Марка Антокольско­го, переезжает в Париж, чтобы посещать мастерскую Ильи Репина. Уроки у Репина, начавшиеся в Париже в 1875 году, продолжались позднее и в Москве. По рекомен­дации Ильи Ефимовича, Серов отправляется на дальнейшую выучку в Академию художеств к преподавателю Павлу Чистякову.

     Серов проучился у Чистякова пять лет и покинул Академию, не дождавшись окончания курса. Его дальнейшей школой стало самостоятельное освое­ние западного искусства в музеях Европы. В 1885 году посетил Голландию, Бельгию, Германию, в 1889 Фран­цию.

     С семьей просветителя и культурного реформатора Саввы Ивановича Мамонтова Серов оказался знаком с детства. Здесь, в Абрамцеве, на­писал первую, прославившую его картину «Девочку с персиками», для которой позировала дочь Мамонто­ва Вера. За этот портрет художник получил премию Московского общества любителей художеств.

     Современников поражали быстрота серовской эволюции, его умение, казалось бы, произвольно «манипулировать» приметами различных художественных систем. В самом деле: «Девочка с персиками» являет пример раннего русского импрессионизма, а «Девушка, освещенная солнцем» демонстрирует уже владение постимпрессионистическим художественным методом.

     Портрет Анджело Мазини написан «с оглядкой» на Веласкеса, а в портрете Франческо Таманьо угадывается сочная бравурность венецианской живописи. В серовском портрете Коровина предвосхищен будущий стиль самого Коровина, а портреты Николая Лескова и Николая Римского-Корсакова выполнены художником в строгой сдержанной гамме, с той реалистической психологической убедительностью, которая позволяет увидеть в Серове репинского ученика.

     Необыкновенная творческая восприимчивость Серова на стадии ученичества и становления привела к быстроте художественной эволюции. Но дальнейшее варьирование приемов и манер вызвано не артистической прихотью, а существенной для художника проблемой: найти в каждом произведении своего рода живописно-пластическую формулу, адекватно отвечающую предмету изображения, выражающую суть его. Поэтому и в подмосковных пейзажах продолжил саврасовско - левитановскую линию лирического ландшафта, оказавшись тем самым близким московским живописцам из Союза русских художников.

     Программа раннего Серова: писать только «отрадное» отчасти сделалась программой всего этого объединения, а в более поздних монохромных портретах, в исторических и мифологических композициях, «Петр I», серия «Царские охоты», «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы», выразил сущность петербургской линии «живописи - графики», связанной с деятельностью «Мира искусства» и стилем модерн.

     Стиль модерн, пришедший в Россию на рубеже XIX - XX веков, будучи явлением сложным и неоднозначным, в основе своей тяготел к синтезу условного и реального, сочиненного и увиденного, «натуры» и «культуры». В этой стилистике упор делался на проблемах художественной формы, собственно живописного языка. Поэтому портрет в силу присущей ему содержательности, гуманистической сути не являлся популярен в системе жанров модерна. Серов оказался тем художником, который сделал портрет созвучным идеям «нового стиля».

     В художественной ситуации рубежа веков место Серова по-своему уникально. Воспитанник передвижников, не порывал связи с учителями, выставляясь на выставках Товарищества, являлся членом Союза русских ху­дожников. С 1897 по 1909 год Валентин Александрович преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества.

     Серов, также являлся членом Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Одновременно входил в объединение «Мир искусства».

    Великий живописец Валентин Серов умер неожиданно, утром 5 декабря 1911 года, по дороге в дом Щербатовых, где у него назначен портретный сеанс. Причиной ранней смерти Серова стал приступ стенокардии. Прожив всего сорок шесть лет, тридцать из них Валентин Александрович уверенно и вдохновенно вплетал в полотно русского Серебряного века золотые мазки своих потрясающих солнечных шедевров.

Основные работы Валентина Серова

Основные работы Валентина Серова

«Девочка с персиками»
«Девушка, освещенная солнцем»
«Портрет Иды Рубинштейн»
«Пруд в Абрамцеве»
«Октябрь. Домотканово»
«Дети»
«Мика Морозов»
«Остроухое»
«Петр I»
«Зимой»
«Похищение Европы»
«Портрет Ивана Морозова»
«Купание лошади»

Семья Валентина Серова

Семья Валентина Серова

Отец: Александр Николаевич Серов (1820-1871);
Мать: Валентина Семеновна, урожденная Бергман (1846-1924); у нее были сестры: Аделаида Семеновна Симонович (1844-1933) и Софья Семеновна Коль (1841-1921);

Отчим: Василий Иванович Немчинов (1851-1882);
Брат: Александр Васильевич (1876-1885);
Сестра: Надежда Васильевна Жилинская (1879-1951), педагог и общественная деятельница; у нее было четверо детей: Дмитрий Константинович (был расстрелян в 1938 году), Татьяна Константиновна, Сергей Константинович, Наталья Константиновна (1916-2002)

Жена (с 1889): Ольга Федоровна Трубникова (1865-1927), воспитанница Симоновичей; у них дети:
Ольга (1890-1946), в замужестве Хортик
Александр (1892-1959), женат на дочери московского ювелира Елизавете Федоровне Гетенко
Юрий (Георгий) (1894-1929)
Михаил (1896-1938)
Антон (1900-1942)
Наталья (1908-1950), в замужестве Горлова.

05.12.1911

Серов Валентин Александрович

Русский Художник
Мастер портрета
Дата рождения: 19 января 1865 года (154 года назад)
Дата смерти: 5 декабря 1911 года (108 лет назад)
Новости и события

05.12.1911 Русский художник Валентин Серов умер в результате приступа стенокардии

Великий русский живописец Валентин Серов умер 5 декабря 1911 года, по дороге в дом Щербатовых, где у него назначен портретный сеанс. Причиной неожиданной смерти художника стал приступ стенокардии. Прожив всего сорок шесть лет, тридцать из них Валентин Александрович уверенно и вдохновенно вплетал в полотно русского Серебряного века золотые мазки своих потрясающих солнечных шедевров.

Русский художник. Живописец и график. Мастер портрета. Член Союза русских художников.
Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых.


Валентин Серов родился 19 января 1865 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик вырос в творческой семье. Отец являлся композитором, мать, музыкантша, писательница, но в первую очередь «прогрес­систка»: ее дом посещали деятели русского искусства, среди них «столпы» передвижничества. В этом обществе Серову довелось расти.

     Обучение рисованию начинается в раннем детстве. В Мюнхене в 1874 году учится у Карла Кеппинга, затем, по совету Марка Антокольско­го, переезжает в Париж, чтобы посещать мастерскую Ильи Репина. Уроки у Репина, начавшиеся в Париже в 1875 году, продолжались позднее и в Москве. По рекомен­дации Ильи Ефимовича, Серов отправляется на дальнейшую выучку в Академию художеств к преподавателю Павлу Чистякову.

     Серов проучился у Чистякова пять лет и покинул Академию, не дождавшись окончания курса. Его дальнейшей школой стало самостоятельное освое­ние западного искусства в музеях Европы. В 1885 году посетил Голландию, Бельгию, Германию, в 1889 Фран­цию.

     С семьей просветителя и культурного реформатора Саввы Ивановича Мамонтова Серов оказался знаком с детства. Здесь, в Абрамцеве, на­писал первую, прославившую его картину «Девочку с персиками», для которой позировала дочь Мамонто­ва Вера. За этот портрет художник получил премию Московского общества любителей художеств.

     Современников поражали быстрота серовской эволюции, его умение, казалось бы, произвольно «манипулировать» приметами различных художественных систем. В самом деле: «Девочка с персиками» являет пример раннего русского импрессионизма, а «Девушка, освещенная солнцем» демонстрирует уже владение постимпрессионистическим художественным методом.

     Портрет Анджело Мазини написан «с оглядкой» на Веласкеса, а в портрете Франческо Таманьо угадывается сочная бравурность венецианской живописи. В серовском портрете Коровина предвосхищен будущий стиль самого Коровина, а портреты Николая Лескова и Николая Римского-Корсакова выполнены художником в строгой сдержанной гамме, с той реалистической психологической убедительностью, которая позволяет увидеть в Серове репинского ученика.

     Необыкновенная творческая восприимчивость Серова на стадии ученичества и становления привела к быстроте художественной эволюции. Но дальнейшее варьирование приемов и манер вызвано не артистической прихотью, а существенной для художника проблемой: найти в каждом произведении своего рода живописно-пластическую формулу, адекватно отвечающую предмету изображения, выражающую суть его. Поэтому и в подмосковных пейзажах продолжил саврасовско - левитановскую линию лирического ландшафта, оказавшись тем самым близким московским живописцам из Союза русских художников.

     Программа раннего Серова: писать только «отрадное» отчасти сделалась программой всего этого объединения, а в более поздних монохромных портретах, в исторических и мифологических композициях, «Петр I», серия «Царские охоты», «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы», выразил сущность петербургской линии «живописи - графики», связанной с деятельностью «Мира искусства» и стилем модерн.

     Стиль модерн, пришедший в Россию на рубеже XIX - XX веков, будучи явлением сложным и неоднозначным, в основе своей тяготел к синтезу условного и реального, сочиненного и увиденного, «натуры» и «культуры». В этой стилистике упор делался на проблемах художественной формы, собственно живописного языка. Поэтому портрет в силу присущей ему содержательности, гуманистической сути не являлся популярен в системе жанров модерна. Серов оказался тем художником, который сделал портрет созвучным идеям «нового стиля».

     В художественной ситуации рубежа веков место Серова по-своему уникально. Воспитанник передвижников, не порывал связи с учителями, выставляясь на выставках Товарищества, являлся членом Союза русских ху­дожников. С 1897 по 1909 год Валентин Александрович преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества.

     Серов, также являлся членом Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Одновременно входил в объединение «Мир искусства».

    Великий живописец Валентин Серов умер неожиданно, утром 5 декабря 1911 года, по дороге в дом Щербатовых, где у него назначен портретный сеанс. Причиной ранней смерти Серова стал приступ стенокардии. Прожив всего сорок шесть лет, тридцать из них Валентин Александрович уверенно и вдохновенно вплетал в полотно русского Серебряного века золотые мазки своих потрясающих солнечных шедевров.

Основные работы Валентина Серова

Основные работы Валентина Серова

«Девочка с персиками»
«Девушка, освещенная солнцем»
«Портрет Иды Рубинштейн»
«Пруд в Абрамцеве»
«Октябрь. Домотканово»
«Дети»
«Мика Морозов»
«Остроухое»
«Петр I»
«Зимой»
«Похищение Европы»
«Портрет Ивана Морозова»
«Купание лошади»

Семья Валентина Серова

Семья Валентина Серова

Отец: Александр Николаевич Серов (1820-1871);
Мать: Валентина Семеновна, урожденная Бергман (1846-1924); у нее были сестры: Аделаида Семеновна Симонович (1844-1933) и Софья Семеновна Коль (1841-1921);

Отчим: Василий Иванович Немчинов (1851-1882);
Брат: Александр Васильевич (1876-1885);
Сестра: Надежда Васильевна Жилинская (1879-1951), педагог и общественная деятельница; у нее было четверо детей: Дмитрий Константинович (был расстрелян в 1938 году), Татьяна Константиновна, Сергей Константинович, Наталья Константиновна (1916-2002)

Жена (с 1889): Ольга Федоровна Трубникова (1865-1927), воспитанница Симоновичей; у них дети:
Ольга (1890-1946), в замужестве Хортик
Александр (1892-1959), женат на дочери московского ювелира Елизавете Федоровне Гетенко
Юрий (Георгий) (1894-1929)
Михаил (1896-1938)
Антон (1900-1942)
Наталья (1908-1950), в замужестве Горлова.

... читать ещё >

Художественная галерея Смоленского государственного музея-заповедника
Александровское реальное училище

Галерея размещена в стенах памятника гражданской архитектуры XIX века, объекта культурного наследия регионального значения - бывшем здании Александровского реального училища.
(1841-1918)

Мамонтов Савва Иванович
 

Российский промышленник. Предприниматель. Меценат. Основатель Российской оперы. Активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивал домашние спектаклиu2026
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.