Робер де Монтескью
Marie Joseph Robert Anatole de Montesquiou-Fézensac

Французский писатель. Коллекционер.
Библиофил и покровитель искусств. Характерная фигура конца XIX века.


Робер де Монтескью родился 7 марта 1855 года в городе Париж, Франция. Мальчик являлся младшим сыном графа Тьерри де Монтескью-Фезенсака и Полины Дюро и принадлежал к старинному гасконскому роду. Среди его предков: Блез де Монлюк и Шарль д'Артаньян. Обучался в лицее Бонапарта и колледже Иезуитов. Молодой человек был знаком со множеством известных людей своего времени, таких как: Уистлер, Болдини, Сара Бернар, Анатоль Франс. Робер много путешествовал, бывал с Северной Африке и Соединенных Штатах.

     Очаровательный светский лев мог вскружить голову любому, к любому найти подход. Он каким-то магическим образом всегда находился в гуще событий, постоянно сближался с новыми людьми. Налаживал связи разной степени близости и нужности. Как паук плетет паутину, так и Монтескью выстраивал вокруг себя домик из связей, формировал мнение о себе, как о человеке пусть самую малость чудаковатым, но очень приятным, обходительным в общении и что самое главное имеющим вес в богемных и литературным кругах. Поэтому с ним мечтали познакомиться начинающие писатели и прочие творческие элементы Франции.

     В 1908 году Робер приобрел знаменитый «Розовый дворец» постройки архитектора Везиньи. Он остался в истории образцом эстетизма как стиля жизни. Таким же было и его творчество. Монтескью являлся автором нескольких стихотворных сборников, трех романов, мемуарных книг.

     Для налаживания и поддержания отношений и для собственного удовольствия, часто устраивал балы, маскарады. Лично продумывал программу вечеров: убранство залов, развлечения. Оформление было главной страстью его жизни. В одном из его загородных домов, которые были больше похожи на музеи, оформил комнату в любимом сером цвете. Цветы в вазах там стояли серые! К оформлению своей персоны относился с не меньшей серьезностью, щепетильностью, уделяя внимание деталям, милым пустякам. Стиль де Монтескью стал примером безукоризненной декадентской элегантности. Костюм должен быть подходящим к случаю, модный, элегантный.

     Отказавшись от черно-белых скучных комплектов, умело сочетал в костюмах оттенки, элементы таким образом, чтобы композиция звучала одним прекрасный, цельный ансамбль. Все в образе денди подчинено лишь одной цели: блистать. Естественно, чудаковатый культурный герой часто упоминался на страницах светской хроники, становился объектом насмешек, которые выражались в обидных карикатурах. Был мишенью для поношений в стихах Пьера Луи.

     Образ Монтескью послужил прототипом многих героев произведений его талантливых современников. Например, герцога дез Эссента в романе Гюисманса «Наоборот», месье Фока в одноименном романе Лоуренса, барона де Шарлю в романе «В поисках утраченного времени» «своего последователя», коим считал Марселя Пруста. Читая Пруста, с которым у Монтескью были теплые отношения ученика-учителя, эстет испытывал неприятные чувства.

     Вся жизнь для Монтескью стала сценой, где играл те роли, к которым располагало настроение. Как и каждому денди, ему был присущ нарциссизм, но он рассматривал свое жизнь глобально - мечтал остаться в веках. Что ему благополучно удалось. Может быть, у него не было серьезного творчества. Жизнь была его творчеством, а костюмы выступали инструментами, с помощью которых творил свой театр, где в главное действо вовлечено множество людей, а в центре он сам.

     Страсть Монтескью к переодеванию, маскараду проявилась в фотографиях. Монтескью не связывал себя рамками эпохи. Есть фотография французского денди и Сары Бернар в костюмах эпохи Возрождения: они играли роли в пьесе «Прохожий» Франсуа Коппе. На другом снимке запечатлен светский лев в костюме Людовика XIV, так как искусство времени правления короля, Монтескью считал наиболее близким душе. Помимо этого, коллекционировал наряды того периода, безделушки. Интересна серия восточных снимков. На одном из них Монтескью позирует с секретарем в образах султанов.

     Момент связанный с переодевание оказался не случаен, а явился социальный симптом того времени. К концу XIX века нужно было быть мобильным. Уметь быстро переключатся, быстро поражать, завоевывать. Иными словами, вертеться в мире, где поднимает голову конкуренция. Обычный человек должен чутко чувствовать момент: быть хамелеоном, меняться. Все для того, чтобы бороться за место под солнцем.

     Несмотря на то, что утонченная натура аристократа отрицала откровенные материальные интересы, Монтескью старался быть на гребне волны времени, оставаться актуальным. Тонко улавливал момент перемены, удачно подстраиваясь. Это позволяло ему не терять популярность и весомость в глазах общества.

     Монтескью был настолько увлечен собой, смакованием моментов, наполнением их приятными мелочами, так старательно воплощал в действительность образ красивой жизни, которая проходила в вечном карнавале своих и чужих лиц, что сам стал лишь формой для маски. Правда о нем с легкой руки писателей, журналистов бульварных изданий мешалась с вымыслом.

     Робер де Монтескью скончался 11 декабря 1921 года во французском городе Ментон.

Творчество Робера де Монтескью

Творчество Робера де Монтескью

Поэзия

Les Chauves-Саурис , Clairs obscurs ( Richard , édition privée: 1892, édition commercialisée: 1893; иллюстрируются Мадлен Лемер, Джеймс Макнейл Уистлер и Антонио де ла Гендере).

Le Chef де odeurs suaves, Floréal Extrait (Richard, 1893)

Ле Parcours дю rêve (Шарпантье и др Fasquelle, 1895)

Ле Hortensias Bleus (Шарпантье и др Fasquelle, 1896 г.)

Les Perles: 93 сонетов Historiques (Шарпантье и др Fasquelle, 1899)

Ле Paons (Шарпантье и др Fasquelle, 1901 г.)

Prières де Туа: Huit dizaines chapelet rythmique (Мезон дю Livre, 1902)

Calendrier Монтескью 1903

Calendrier Монтескью 1904

Passiflora (L'Abbaye, 1907)

Les Paroles diaprées (Richard, 1910)

Les Paroles diaprées, Nouvelle série де dédicace s (Richard, 1912)

Les Offrandes blessées: элегии guerrière s (Sansot, 1915)

Nouvelles Offrandes blessées (Мезон дю Livre, 1915)

Offrande Coloniale (1915)

Sabliers и др lacrymatoires: Элегий guerrières и др Humaines (Sansot, 1917)

Un момент ей pleur Этернель: offrandes innommées (Sansot, 1919)

Les Quarante Бержер: satiriques де Обри Бердсли (Librairie де Франс, 1925)

Эссе

Félicité: poésie де Деборд-Вальмор (Lemerre, 1894)

Roseaux pensants (Шарпантье Fasquelle, 1897)

Окs lanternes Apollon (Albert Lanier, 1898)

Autels (Шарпантье и др Fasquelle, 1898)

Алиса и др Алин, PEINTURE де Chassériau (Шарпантье и др Fasquelle, 1898)

Musée rétrospectif де ла Classe 90 (( PARFUMERIE (Matières Контрактные, matériel, Procedes ЕТ Produits ): A l'Exposition Universelle Internationale де 1900, парижская), Белин фрер, 1900)

Альфред Стивенс (1823-1906) (Extrait де - ла - Gazette изящных искусств, 1900)

Pays - де - aromates (мучные, 1900)

L' graveur: Родольф Бресдин (Richard, 1904)

Professionnelles beautés (Juven, 1905)

Altesses sérénissimes (Juven, 1907)

Assemblée де аристократия (Juven, 1908)

Святые d'Israël (Мезон дю ливр, 1910)

Брелан де ДАМ  : Essai d'après (Fontemoing ET CIE , 1912)

D'выражение Têtes (Emile-Поль фрер, 1912)

Пол Helleu , Peintre graveur (1913)

Têtes Couronnées (Sansot, 1916)

Majeurs ET mineurs (Sansot, 1917)

Diptyque де Flandre, Triptyque де Франс (Sansot, 1921)

Les Délices де Капернаум (Émile-Поль фрер, 1921)

Elus и др Appel (Émile-Поль фрер, 1921)

Le Mort (Émile-Поль фрер, 1922)

Романы

La Petite мадмуазель (Альбин-Мишель, 1911)

La трепет ( Emile-Поль фрер, 1922)

Le Chancelier де Fleurs: Douze станции d'amitié (Мезон дю ливр, 1907)

La Divine графини: Étude d'après мадам де Кастильоне (Ольдоини) (Goupil, 1913)

L'Agonie де Поль Верлен , 1890 - +1896 (М. Эскофье, 1923)

Театр

Mystere ан Quatre Scènes (d'après Толстой) (1901)

Мемуары

Les Pas ( Émile-Поль фрер , 1923;. Издание ей Sandre)

11.12.1921

Робер де Монтескью
Marie Joseph Robert Anatole de Montesquiou-Fézensac

1
Французский Писатель
Коллекционер
Библиофил
Дата рождения: 7 марта 1855 года (164 года назад)
Дата смерти: 11 декабря 1921 года (98 лет назад)

Французский писатель. Коллекционер.
Библиофил и покровитель искусств. Характерная фигура конца XIX века.


Робер де Монтескью родился 7 марта 1855 года в городе Париж, Франция. Мальчик являлся младшим сыном графа Тьерри де Монтескью-Фезенсака и Полины Дюро и принадлежал к старинному гасконскому роду. Среди его предков: Блез де Монлюк и Шарль д'Артаньян. Обучался в лицее Бонапарта и колледже Иезуитов. Молодой человек был знаком со множеством известных людей своего времени, таких как: Уистлер, Болдини, Сара Бернар, Анатоль Франс. Робер много путешествовал, бывал с Северной Африке и Соединенных Штатах.

     Очаровательный светский лев мог вскружить голову любому, к любому найти подход. Он каким-то магическим образом всегда находился в гуще событий, постоянно сближался с новыми людьми. Налаживал связи разной степени близости и нужности. Как паук плетет паутину, так и Монтескью выстраивал вокруг себя домик из связей, формировал мнение о себе, как о человеке пусть самую малость чудаковатым, но очень приятным, обходительным в общении и что самое главное имеющим вес в богемных и литературным кругах. Поэтому с ним мечтали познакомиться начинающие писатели и прочие творческие элементы Франции.

     В 1908 году Робер приобрел знаменитый «Розовый дворец» постройки архитектора Везиньи. Он остался в истории образцом эстетизма как стиля жизни. Таким же было и его творчество. Монтескью являлся автором нескольких стихотворных сборников, трех романов, мемуарных книг.

     Для налаживания и поддержания отношений и для собственного удовольствия, часто устраивал балы, маскарады. Лично продумывал программу вечеров: убранство залов, развлечения. Оформление было главной страстью его жизни. В одном из его загородных домов, которые были больше похожи на музеи, оформил комнату в любимом сером цвете. Цветы в вазах там стояли серые! К оформлению своей персоны относился с не меньшей серьезностью, щепетильностью, уделяя внимание деталям, милым пустякам. Стиль де Монтескью стал примером безукоризненной декадентской элегантности. Костюм должен быть подходящим к случаю, модный, элегантный.

     Отказавшись от черно-белых скучных комплектов, умело сочетал в костюмах оттенки, элементы таким образом, чтобы композиция звучала одним прекрасный, цельный ансамбль. Все в образе денди подчинено лишь одной цели: блистать. Естественно, чудаковатый культурный герой часто упоминался на страницах светской хроники, становился объектом насмешек, которые выражались в обидных карикатурах. Был мишенью для поношений в стихах Пьера Луи.

     Образ Монтескью послужил прототипом многих героев произведений его талантливых современников. Например, герцога дез Эссента в романе Гюисманса «Наоборот», месье Фока в одноименном романе Лоуренса, барона де Шарлю в романе «В поисках утраченного времени» «своего последователя», коим считал Марселя Пруста. Читая Пруста, с которым у Монтескью были теплые отношения ученика-учителя, эстет испытывал неприятные чувства.

     Вся жизнь для Монтескью стала сценой, где играл те роли, к которым располагало настроение. Как и каждому денди, ему был присущ нарциссизм, но он рассматривал свое жизнь глобально - мечтал остаться в веках. Что ему благополучно удалось. Может быть, у него не было серьезного творчества. Жизнь была его творчеством, а костюмы выступали инструментами, с помощью которых творил свой театр, где в главное действо вовлечено множество людей, а в центре он сам.

     Страсть Монтескью к переодеванию, маскараду проявилась в фотографиях. Монтескью не связывал себя рамками эпохи. Есть фотография французского денди и Сары Бернар в костюмах эпохи Возрождения: они играли роли в пьесе «Прохожий» Франсуа Коппе. На другом снимке запечатлен светский лев в костюме Людовика XIV, так как искусство времени правления короля, Монтескью считал наиболее близким душе. Помимо этого, коллекционировал наряды того периода, безделушки. Интересна серия восточных снимков. На одном из них Монтескью позирует с секретарем в образах султанов.

     Момент связанный с переодевание оказался не случаен, а явился социальный симптом того времени. К концу XIX века нужно было быть мобильным. Уметь быстро переключатся, быстро поражать, завоевывать. Иными словами, вертеться в мире, где поднимает голову конкуренция. Обычный человек должен чутко чувствовать момент: быть хамелеоном, меняться. Все для того, чтобы бороться за место под солнцем.

     Несмотря на то, что утонченная натура аристократа отрицала откровенные материальные интересы, Монтескью старался быть на гребне волны времени, оставаться актуальным. Тонко улавливал момент перемены, удачно подстраиваясь. Это позволяло ему не терять популярность и весомость в глазах общества.

     Монтескью был настолько увлечен собой, смакованием моментов, наполнением их приятными мелочами, так старательно воплощал в действительность образ красивой жизни, которая проходила в вечном карнавале своих и чужих лиц, что сам стал лишь формой для маски. Правда о нем с легкой руки писателей, журналистов бульварных изданий мешалась с вымыслом.

     Робер де Монтескью скончался 11 декабря 1921 года во французском городе Ментон.

Творчество Робера де Монтескью

Творчество Робера де Монтескью

Поэзия

Les Chauves-Саурис , Clairs obscurs ( Richard , édition privée: 1892, édition commercialisée: 1893; иллюстрируются Мадлен Лемер, Джеймс Макнейл Уистлер и Антонио де ла Гендере).

Le Chef де odeurs suaves, Floréal Extrait (Richard, 1893)

Ле Parcours дю rêve (Шарпантье и др Fasquelle, 1895)

Ле Hortensias Bleus (Шарпантье и др Fasquelle, 1896 г.)

Les Perles: 93 сонетов Historiques (Шарпантье и др Fasquelle, 1899)

Ле Paons (Шарпантье и др Fasquelle, 1901 г.)

Prières де Туа: Huit dizaines chapelet rythmique (Мезон дю Livre, 1902)

Calendrier Монтескью 1903

Calendrier Монтескью 1904

Passiflora (L'Abbaye, 1907)

Les Paroles diaprées (Richard, 1910)

Les Paroles diaprées, Nouvelle série де dédicace s (Richard, 1912)

Les Offrandes blessées: элегии guerrière s (Sansot, 1915)

Nouvelles Offrandes blessées (Мезон дю Livre, 1915)

Offrande Coloniale (1915)

Sabliers и др lacrymatoires: Элегий guerrières и др Humaines (Sansot, 1917)

Un момент ей pleur Этернель: offrandes innommées (Sansot, 1919)

Les Quarante Бержер: satiriques де Обри Бердсли (Librairie де Франс, 1925)

Эссе

Félicité: poésie де Деборд-Вальмор (Lemerre, 1894)

Roseaux pensants (Шарпантье Fasquelle, 1897)

Окs lanternes Apollon (Albert Lanier, 1898)

Autels (Шарпантье и др Fasquelle, 1898)

Алиса и др Алин, PEINTURE де Chassériau (Шарпантье и др Fasquelle, 1898)

Musée rétrospectif де ла Classe 90 (( PARFUMERIE (Matières Контрактные, matériel, Procedes ЕТ Produits ): A l'Exposition Universelle Internationale де 1900, парижская), Белин фрер, 1900)

Альфред Стивенс (1823-1906) (Extrait де - ла - Gazette изящных искусств, 1900)

Pays - де - aromates (мучные, 1900)

L' graveur: Родольф Бресдин (Richard, 1904)

Professionnelles beautés (Juven, 1905)

Altesses sérénissimes (Juven, 1907)

Assemblée де аристократия (Juven, 1908)

Святые d'Israël (Мезон дю ливр, 1910)

Брелан де ДАМ  : Essai d'après (Fontemoing ET CIE , 1912)

D'выражение Têtes (Emile-Поль фрер, 1912)

Пол Helleu , Peintre graveur (1913)

Têtes Couronnées (Sansot, 1916)

Majeurs ET mineurs (Sansot, 1917)

Diptyque де Flandre, Triptyque де Франс (Sansot, 1921)

Les Délices де Капернаум (Émile-Поль фрер, 1921)

Elus и др Appel (Émile-Поль фрер, 1921)

Le Mort (Émile-Поль фрер, 1922)

Романы

La Petite мадмуазель (Альбин-Мишель, 1911)

La трепет ( Emile-Поль фрер, 1922)

Le Chancelier де Fleurs: Douze станции d'amitié (Мезон дю ливр, 1907)

La Divine графини: Étude d'après мадам де Кастильоне (Ольдоини) (Goupil, 1913)

L'Agonie де Поль Верлен , 1890 - +1896 (М. Эскофье, 1923)

Театр

Mystere ан Quatre Scènes (d'après Толстой) (1901)

Мемуары

Les Pas ( Émile-Поль фрер , 1923;. Издание ей Sandre)

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.