Сазыкин Николай Иванович

Директор Арсеньевского машиностроительного завода «Прогресс» Министерства авиационной промышленности СССР (1959-1976). Герой Социалистического Труда СССР. Ветеран Великой Отечественной Войны. Лауреат Ленинской премии. В период руководства предприятием, являлся инициатором и организатором выпуска учебно-тренировочных самолетов У-2, Як-18, Як-18ПМ и самолеты для местных пассажирских авиалиний Ан-14 «Пчелка», а так же планеров «Пионер» и «Приморец», аэросаней «Север-2» и пилотажного самолета международного класса Як-50.


Николай Сазыкин родился 15 июля 1909 года в городе Баку, Республика Азербайджан. Вскоре семья вернулась на родину отца, в деревню Зеленково Московской области. В 1925 году юноша вступил в комсомол. Через год переехал в город Грозный, где в 1927 году начал трудовую деятельность слесарем на заводе «Красный молот».

     В 1930 году, Сазыкин перебрался в Москву и устроился работать сварщиком на предприятие «Электрозавод». Параллельно учился в Московском авиационном институте, который успешно окончил в 1936 году по специальности «Вооружение и оборудование самолетов».

     Непосредственно по окончании ВУЗа приступил к работе в качестве инженера-конструктора ОКБ авиационного завода №84 города Химки Московской области.

     С декабря 1938 года, являлся начальником производства завода №445 Наркомата оборонной, а с января 1939 года - авиационной промышленности НКАП СССР в городе Тушино Московской области. В ноябре 1941 года, Николай Иванович занял должность главного технолога предприятия.

     С началом Великой Отечественной войны, опытный управленец был эвакуирован в город Алапаевск Свердловской области. В период проведения мероприятий по эвакуации оборудования и рабочей силы, осуществлял техническое руководство процессом. В феврале 1942 года был осужден по статье 109 УК РСФСР и приговорен к 5 годам лишения свободы за злоупотребление служебными полномочиями: имел место факт оплаты погрузки вагонов без заключения трудовых договоров. Отбывал наказание в Свердловской промколонии № 1.

     В 1943 году получил направление в ряды действующей Советской армии. С июня того же года принимал активное участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков. В 1944 году постановлением Военного совета 2 Украинского фронта судимость была снята.

     Демобилизовавшись из Вооруженных Сил СССР, в 1945 году приехал в рабочий поселок Семеновка Приморского края. В том же году устроился на работу на завод № 116 Наркомата, где занял должность главного технолога.

     С 1951 года, являлся начальником производства завода № 116 Министерства авиационной промышленности Союза Советских Социалистических Республик.

     На должность директора завода № 116 Арсеньевского машиностроительного завода «Прогресс» Приморского совнархоза - Министерства авиационной промышленности СССР Сазыкин Николай Иванович назначен в январе 1959 года.

     В период руководства предприятием, являлся инициатором и организатором выпуска учебно-тренировочных самолетов У-2, Як-18, Як-18ПМ и самолета для местных пассажирских авиалиний Ан-14 «Пчелка», планеров «Пионер» и «Приморец», аэросаней «Север-2» и пилотажного самолета международного класса Як-50. Так же, под руководством Сазыкина началось производство новейшего, на тот момент, типа вертолетов Ми-24А.

     При его участии возводился город Арсеньев, строились школы, жилые дома и детсады, сооружались Дворец культуры, стадион и бассейн.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 апреля 1971 года, «за выдающиеся заслуги в выполнении пятилетнего плана 1966-1970 годов и создание новой техники Сазыкину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

     Параллельно с трудовой деятельностью, принимал участие в политической жизни страны. Являлся членом Приморского крайкома и бюро Арсеньевского горкома КПСС, а также неоднократно избирался депутатом Арсеньевского городского Совета народных депутатов.

     Николай Иванович скончался 10 ноября 1976 года. Похоронен на городском кладбище города Арсеньева Приморского края.

     Решением Совмина РСФСР от 6 апреля 1977 года Арсеньевскому машиностроительному заводу «Прогресс» присвоено имя Героя Социалистического Труда СССР Сазыкина Николая Ивановича

Награды Николая Сазыкина

Награды Николая Сазыкина

Золотая Звезда «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда СССР

Орден Ленина (28.04.1963)

Орден Ленина (6.04.1971)

Орден Трудового Красного Знамени (22.07.1966)

Орден Красной Звезды (12.05.1945)

Медали.

Лауреат Ленинской премии (1976)

Звание Почетный гражданин города Арсеньева (03.11.1972)

Память об Николае Сазыкине

Память об Николае Сазыкине

Постановлением Совмина СССР от 6 апреля 1977 года Арсеньевскому машиностроительному заводу «Прогресс» присвоено имя Н. И. Сазыкина. В дальнейшем предприятие реорганизовано в ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина».

На здании заводоуправления и на доме, где жил Николай Сазыкин установлены мемориальные доски.

Именем Героя названы улица в городе Арсеньев.

В память о Герое в Арсеньеве проводятся «Мемориал Н. И. Сазыкина» по волейболу среди мужских команд, этап кубка России по авиамодельному спорту - кубок имени Н. И. Сазыкина, открытый чемпионат Приморского края по парашютному спорту имени Н. И. Сазыкина.

10.11.1976
ЗАКРЫТЬ X

Авиация России
 

Авиация - понятие, связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха и всю систему организаций и государственных учреждений, которые используют летательные аппараты. К авиации относятся: воздушные шары, дирижабли, самолёты, вертолёты. В России существуют виды авиации: Гражданская авиация, подразделяющая на коммерческую авиацию и авиацию общего назначения; Государственная авиация, подразделяется на Военную, МЧС, ФСБ и Экспериментальную авиацию. 

Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Сазыкина
 

Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Николая Сазыкина производит и выпускает одну из самых совершенных боевых машин в своем классе - разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор». Также, на заводе налажена сборка гражданского многоцелевого вертолет Ка-62, которые проектируются конструкторским бюро «Камов» в рамках международной кооперации с крупными европейскими компаниями. Авиатехника предприятия неоднократно демонстрировалась на международных авиасалонах и выставках вооружений. «Прогресс» на протяжении своей истории тесно сотрудничает со всемирно известными конструкторскими бюро. Трудовые заслуги коллектива завода отмечены правительственными наградами. Управляющий директор ПАО «ААК «Прогресс» - Денисенко Юрий Петрович. Предприятие входит в холдинг «Вертолеты России».

Учебно-тренировочный самолёт Як-18
 

Як-18 - советский учебно-тренировочный самолёт, пришедший на смену самолёту УТ-2 в ВВС, гражданской авиации и авиаклубах в качестве основного самолёта первоначального обучения. Тип самолета - однодвигательный поршневой

Военно-Воздушные Силы Российской Федерации
 

Военно-воздушные силы - род войск в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации. До 1 августа 2015 года являлись отдельным видом Вооружённых Сил. На базе объединенных войск ПВО и ВВС в вид вооруженных сил ВВС. Затем ВВС и Войска воздушно-космической обороны объединились в новый вид Вооруженных Сил - Воздушно-космические силы России.

Герои Социалистического Труда СССР
 

Звание присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили заслуги перед Советским государством...

Ударный Вертолет «Ми-24»
 

Советский и российский ударный вертолет «Ми-24». Предназначен для локальных конфликтов и борьбы с партизанами, поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия бронированной техники, малоскоростных воздушных целей и живой силы противника. Разработан в конструкторском бюро имени Миля. Имеет множество модификаций. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится авиастроительной компанией «Роствертол».
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.