Савва Сторожевский
Савва Звенигородский

Преподобный Русской Православной Церкви. Основатель и первый игумен Саввино-Сторожевского монастыря. Считается одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москвы», исцелитель, прозорливец.


Савва Сторожевский родился в XIV веке. В юно­сти, воз­лю­бив чи­стое и це­ло­муд­рен­ное жи­тие и от­верг­ши су­ет­ные пре­ле­сти ми­ра, при­шел в пу­сты­ню к преподобному Сер­гию и при­нял от него ино­че­ский по­стриг. Ру­ко­во­ди­мый сво­им бо­го­нос­ным на­став­ни­ком, пре­бы­вал в  совершенном послушании, на­вы­кая в Троицкой оби­те­ли по­ряд­кам ино­че­ско­го жи­тия.

     Жизнь свою Сав­ва про­во­дил в строгом воз­дер­жа­нии и непрестанном бдении, за­бо­тясь о со­блю­де­нии чи­сто­ты душевной и те­лес­ной, ко­то­рая есть украшение ино­че­ско­го жи­тия. Прежде всех при­хо­дил пре­по­доб­ный в церковь на Божественную служ­бу и после всех вы­хо­дил из нее. Со стра­хом Бо­жи­им сто­ял в храме на мо­лит­ве, в умилении не мог удерживаться от сильного пла­ча и ры­да­ния, так что удив­лял всех ино­ков оби­те­ли. Непрестанно упражнялся в церковном пении и чтении, а в сво­бод­ное от мо­лит­вы и церковных служб время за­ни­мал­ся ка­ким-ли­бо ру­ко­де­ли­ем, бо­ясь праздности - матери по­ро­ков.

     По­движ­ник лю­бил безмолвие и из­бе­гал бе­сед с дру­ги­ми. По­это­му ка­зал­ся всем простецом, ни­че­го не знав­шим, а на де­ле пре­вос­хо­дил муд­ро­стью сво­ей многих, считающих се­бя ра­зум­ны­ми. Ис­кал не по­каз­ной че­ло­ве­че­ской муд­ро­сти, а выс­шей, духовной, в ко­то­рой и пре­успе­вал. Сер­гий Радонежский лучше дру­гих видел успе­хи Сав­вы в духовной жизни и по­ста­вил его духовником всей бра­тии мо­на­сты­ря.

     В те времена бла­го­вер­ный князь Мос­ков­ский Дмитрий Иоаннович одер­жал победу над невер­ным ха­ном та­тар­ским Ма­ма­ем и его пол­чи­ща­ми. Возвратившись с ра­до­стью в Моск­ву, ве­ли­кий князь немедленно при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию в оби­тель - по­мо­лить­ся и принять от него благословение. При этом князь об­ра­тил­ся к святому старцу с та­ки­ми словами: «Свят­че Бо­жий! Когда я хо­тел выступить против невер­ных ма­го­ме­тан, то обе­щал­ся построить мо­на­стырь во имя Пресвятой Бо­го­ро­ди­цы и устроить в нем об­ще­жи­тие. И вот теперь, честный отче, с по­мо­щью Всесильного Бо­га и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и тво­и­ми мо­лит­ва­ми, же­ла­ние наше исполнилось, су­по­ста­ты на­ши по­беж­де­ны. По­се­му мо­лю твое пре­по­до­бие: вся­че­ски по­ста­рай­ся, Гос­по­да ра­ди, чтобы обет наш был вскоре исполнен».

     Князь от­пра­вил­ся в Моск­ву, а Сер­гий с усер­ди­ем стал исполнять его просьбу. Обо­шел много пустынных, изыс­ки­вая, где бы удоб­нее устроить мо­на­стырь. При­шед­ши на ре­ку, на­зы­ва­е­мую Ду­бен­кой, на­шел там ме­сто, ко­то­рое ему весь­ма понравилось. Там преподобный и создал церковь, а при ней мо­на­стырь во имя Пресвятой Бо­го­ро­ди­цы, честного Ее Успе­ния. Вскоре при­шли сю­да некоторые из бра­тии. Пре­по­доб­ный с ра­до­стью при­нял их и за­тем учредил здесь об­ще­жи­тие. На­сто­я­те­лем се­го мо­на­сты­ря вы­брал из уче­ни­ков сво­их бла­жен­но­го Сав­ву, считывая его вполне спо­соб­ным к самостоятельному ру­ко­вод­ству бра­ти­ей. По­мо­лив­шись о нем, ве­ли­кий по­движ­ник бла­го­сло­вил его и ска­зал: «Бог да по­мо­жет те­бе, ча­до, да по­даст те­бе усер­дие и си­лу и да ру­ко­во­дит то­бою на все бла­гое и по­лез­ное».

     При­няв бла­го­сло­ве­ние от свя­то­го стар­ца, Сав­ва на­чал управ­лять Ду­бен­ским мо­на­сты­рем. Жи­тие про­во­дил здесь чи­стое, рав­но­ан­гель­ное; удру­чал се­бя по­стом и бде­ни­ем, пи­тал­ся лишь пу­стын­ны­ми рас­те­ни­я­ми, от­ка­зы­ва­ясь от вся­кой сыт­ной и вкус­ной пи­щи, ни­ко­гда не но­сил мяг­ких одежд. Ча­сто про­ли­вал сер­деч­ные сле­зы, со­кру­ша­ясь о гре­хах сво­их, и пре­да­вал­ся са­мым стро­гим мо­на­ше­ским по­дви­гам.

     Меж­ду тем бра­тия оби­те­ли на­ча­ли умно­жать­ся. Пре­по­доб­ный Сав­ва с лю­бо­вью на­став­лял их и слу­жил каж­до­му со сми­ре­ни­ем и кро­то­стью. Так про­жил пре­по­доб­ный в Ду­бен­ском мо­на­сты­ре бо­лее десяти лет.

     После смерти Сергия Радонежского и затвора Ни­ко­на Тро­иц­кие бра­тия воз­ве­ли на игу­мен­ство Сав­ву Ду­бен­ско­го. При­няв на се­бя игу­мен­ство в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре, преподобный бла­го­успеш­но управ­лял по­ру­чен­ным ему ста­дом, вспо­мо­ще­ству­е­мый мо­лит­ва­ми ве­ли­ко­го от­ца сво­е­го ду­хов­но­го и ос­но­ва­те­ля лав­ры. По про­ше­ствии ше­сти лет преподобный, ища без­мол­вия, оста­вил управ­ле­ние оби­те­лью, остал­ся под­ви­зать­ся в Тро­иц­кой Лав­ре.

     Вско­ре по­сле это­го в Тро­иц­кую оби­тель при­был бла­го­вер­ный князь Ге­ор­гий Ди­мит­ри­е­вич. Об­ра­тил­ся к сво­е­му от­цу ду­хов­но­му Савве с прось­бой по­се­тить его дом и пре­по­дать бла­го­сло­ве­ние всем до­маш­ним. Упро­шен­ный кня­зем, преподобный от­пра­вил­ся к нему, ду­мая вско­ре же воз­вра­тить­ся в Сер­ги­е­ву оби­тель. Но хри­сто­лю­би­вый князь стал неот­ступ­но про­сить пре­по­доб­но­го стар­ца, чтобы ни­ко­гда не от­лу­чал­ся от него, но чтобы устро­ил мо­на­стырь в его вот­чине близ Зве­ни­го­ро­да и игу­мен­ство­вал в нем.

     Ви­дя доб­рое про­из­во­ле­ние кня­зя, Сав­ва не от­ка­зал­ся ис­пол­нить его прось­бу. Хо­тел ис­кать под­хо­дя­ще­го ме­ста для устро­е­ния мо­нас­ты­ря, но князь зве­ни­го­род­ский уже за­ра­нее об­лю­бо­вал и из­брал та­кое ме­сто на го­ре Сто­ро­жев­ской, в по­лу­то­ра вер­стах от са­мо­го Зве­ни­го­ро­да. Ме­сто это по­ка­за­лось пре­по­доб­но­му как бы небес­ным ра­ем, на­пол­нен­ным бла­го­вон­ны­ми цве­та­ми. Мо­лит­вен­но при­пав к чест­ной иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рую по­движ­ник но­сил с со­бою, со сле­за­ми воз­звал к За­ступ­ни­це: «Вла­ды­чи­це ми­ра, Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це! На Те­бя воз­ла­гаю на­деж­ду спа­се­ния мо­е­го. Не от­ри­ни ме­ня, убо­го­го ра­ба Тво­е­го, ибо Ты зна­ешь немощь ду­ши мо­ей. И ныне, Вла­ды­чи­це, при­з­ри на ме­сто сие и со­хра­ни его без­опас­ным от вра­гов. Бу­ди мне на­став­ни­цей и окор­ми­тель­ни­цей мо­ей до са­мо­го кон­ца жиз­ни мо­ей, ибо иной на­деж­ды, кро­ме Те­бя, я не имею».

     Так по­мо­лив­шись и воз­ло­жив всю на­деж­ду на Бо­го­ма­терь, преподобный Сав­ва по­се­лил­ся на том ме­сте. В непро­дол­жи­тель­ном вре­ме­ни по­стро­ил здесь неболь­шую де­ре­вян­ную цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, чест­но­го и слав­но­го Рож­де­ства Ее. Неда­ле­ко от нее со­ору­дил се­бе ма­лень­кую кел­лей­ку. От это­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный еще боль­ше утруж­дал плоть свою пост­ни­че­ски­ми тру­да­ми и ли­ше­ни­я­ми, под­ви­за­ясь в без­мол­вии. Ско­ро слух о его свя­той жиз­ни при­вел к нему мно­гих, ис­кав­ших без­молв­но­го жи­тия, и пре­по­доб­ный всех при­ни­мал с лю­бо­вью и был для них об­раз­цом сми­ре­ния и ино­че­ских тру­дов.

     Ко­гда со­бра­лось до­воль­но бра­тии, Сав­ва, по об­раз­цу ду­хов­но вос­пи­тав­шей его Тро­и­це-Сер­ги­е­вой оби­те­ли, устро­ил для них об­ще­жи­тие. В сво­их от­но­ше­ни­ях к бра­тии ста­рал­ся под­ра­жать сво­е­му ве­ли­ко­му учи­те­лю Сер­гию Радонежскому, за­ве­ты ко­то­ро­го хра­нил в серд­це сво­ем и со­блю­дал в сво­ей по­движ­ни­че­ской де­я­тель­но­сти. Свои рас­по­ря­же­ния и при­ка­за­ния преподобный под­креп­лял соб­ствен­ным при­ме­ром.

     Бла­го­да­тью Бо­жи­ей и мо­лит­ва­ми преподобного Сав­вы мо­на­стырь Сто­ро­жев­ский рас­про­стра­нял­ся: брат­ство уве­ли­чи­ва­лось при­шель­ца­ми из со­сед­них го­ро­дов и се­ле­ний, ис­кав­ших ду­хов­ной поль­зы и ру­ко­вод­ства в доб­ро­де­те­лях. Как ча­до­лю­би­вый отец, при­ни­мал всех с лю­бо­вью и оте­че­ски непре­стан­но вра­зум­лял их ду­ше­по­лез­ны­ми по­уче­ни­я­ми. Они же, по­беж­да­е­мые Бо­же­ствен­ной лю­бо­вью, со­блю­да­ли за­по­ве­ди сво­е­го на­став­ни­ка и при­но­си­ли ду­хов­ные пло­ды доб­ро­де­те­ли.

     В 1399 го­ду князь Ге­ор­гий по по­ве­ле­нию бра­та сво­е­го, ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Ва­си­лия Ди­мит­ри­е­ви­ча, дол­жен был ид­ти вой­ною про­тив волж­ских бол­гар. Пе­ред са­мым по­хо­дом бла­го­че­сти­вый князь при­шел в Сто­ро­жев­скую оби­тель ис­про­сить бла­го­сло­ве­ния на брань у сво­е­го ду­хов­но­го от­ца. Про­сил Сав­ву по­мо­лить­ся Все­ми­ло­сти­во­му Бо­гу, да по­даст ему си­лу на су­про­тив­ных вра­гов. Свя­той по­мо­лил­ся и, взяв чест­ный крест, осе­нил им кня­зя и при этом про­ро­че­ски из­рек: «Иди, бла­го­вер­ный кня­же, и Гос­подь бу­дет с то­бою, по­мо­гая те­бе. Вра­гов сво­их ты одо­ле­ешь и бла­го­да­тью Бо­жи­ей здо­ро­вым воз­вра­тишь­ся в свое оте­че­ство».

     При­няв от свя­то­го стар­ца бла­го­сло­ве­ние, князь Ге­ор­гий Ди­мит­ри­е­вич со­брал свои вой­ска и по­шел на бол­гар, по­ко­рил мно­го го­ро­дов и об­ла­стей и с ве­ли­кой сла­вой и по­бе­дой воз­вра­тил­ся в свою вот­чи­ну, как и про­ро­че­ство­вал пре­по­доб­ный ста­рец.

     По воз­вра­ще­нии с по­бе­дой князь по­спе­шил к пре­по­доб­но­му Сав­ве бла­го­да­рить его за бла­го­успеш­ную мо­лит­ву и по­мо­лить­ся в оби­те­ли. По­сле бла­годар­ствен­но­го мо­леб­на князь ска­зал по­движ­ни­ку: «Ве­ли­ко­го мо­лит­вен­ни­ка об­рел я в те­бе и креп­ко­го по­мощ­ни­ка в бра­нях, ибо яс­но ви­жу, что лишь тво­и­ми мо­лит­ва­ми я по­бе­дил вра­гов сво­их». Пре­по­доб­ный сми­рен­но от­ве­чал кня­зю: «Бла­гий и Ми­ло­серд­ный Бог, ви­дя твое бла­го­че­сти­вое кня­же­ние и сми­ре­ние серд­ца тво­е­го и лю­бовь, ко­то­рую ока­зы­ва­ешь ты убо­гим, да­ро­вал те­бе та­кую по­бе­ду над невер­ны­ми, ибо ни­чем нель­зя так при­бли­зить­ся к Бо­гу, как ми­ло­сер­ди­ем к ни­щим. И ес­ли до кон­ца пре­бу­дешь ми­ло­стив к ним, то мно­го доб­ро­го при­об­ре­тешь в сей жиз­ни и бу­дешь на­след­ни­ком веч­ных благ».

     Вслед за тем бла­го­дар­ный и бла­го­че­сти­вый князь по­спе­шил до­ка­зать свою бла­го­дар­ность еще яс­нее, с усер­ди­ем до­став­ляя оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы раз­лич­ные по­со­бия, да­ры и вкла­ды. Вновь устро­е­ны кел­ии для бра­тии и оби­тель об­не­се­на де­ре­вян­ной огра­дой. Но луч­шим па­мят­ни­ком оста­ет­ся су­щест­ву­ю­щий и по­ныне бла­го­леп­ный, ве­ли­че­ствен­ный, об­шир­ный ка­мен­ный храм во имя Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, по­стро­ен­ный на ме­сте преж­не­го бед­но­го, неудоб­но­го и слиш­ком ма­ло­го де­ре­вян­но­го хра­ма. При­сту­пая к его по­стро­е­нию, бла­го­че­сти­вый князь дал Сав­ве мно­го зо­ло­та, сел и име­ний. Де­лал Ге­ор­гий Ди­мит­ри­е­вич и дру­гие бо­га­тые при­но­ше­ния в оби­тель от­ца сво­е­го ду­хов­но­го, пе­ред свя­той, по­движ­ни­че­ской жиз­нью ко­то­ро­го бла­го­го­вел.

     Меж­ду тем сми­рен­но­муд­рый ста­рец пре­успе­вал в доб­ро­де­те­лях и да­ро­ва­ни­ях ду­хов­ных. Бодр­ствуя над дру­ги­ми, еще бо­лее, непре­стан­но и неослаб­но, бодр­ст­во­вал над со­бою. Мо­на­стырь его укра­шал­ся, и имя преподобного про­слав­ля­лось вез­де во­круг, как и имя Сто­ро­жев­ской оби­те­ли. Со всех сто­рон сте­ка­лись к нему ино­ки, ища ру­ко­вод­ства в ду­хов­ной жиз­ни и мо­на­ше­ских по­дви­гах.

     Ми­ряне при­хо­ди­ли к нему, про­ся на­став­ле­ний и ру­ко­вод­ства. Опа­са­ясь и бе­гая зем­ной сла­вы, Сав­ва ушел для по­дви­гов за вер­сту от мо­на­сты­ря и там, в глу­бо­ком овра­ге, под се­нью гу­сто­го ле­са, ис­ко­пал се­бе тес­ную пе­ще­ру, где в со­вер­шен­ном уеди­не­нии и без­мол­вии, в по­ка­я­нии со сле­за­ми мо­лил­ся Гос­по­ду. Мо­лит­ву и бо­го­мыс­лие пре­по­доб­ный че­ре­до­вал с ру­ко­де­ли­ем и, невзи­рая на свои пре­клон­ные ле­та, не пе­ре­ста­вал сам тру­дить­ся для оби­те­ли: сво­и­ми ру­ка­ми он вы­ко­пал ко­ло­дезь под го­рою, ко­то­рый и по­ныне до­став­ля­ет пре­крас­ную во­ду для оби­те­ли.

     Так, со дня в день усо­вер­ша­ясь в ду­хов­ной жиз­ни, преподобный до­стиг на­ко­нец глу­бо­кой ста­ро­сти, ни­ко­гда не из­ме­нив сво­е­го устав­но­го пра­ви­ла и от­верг­шись од­на­жды ми­ра, о мир­ском и су­ет­ном уже бо­лее не за­бо­тил­ся. Ни­ко­гда не оде­вал­ся в мяг­кие одеж­ды и не ис­кал те­лес­но­го по­коя, пред­по­чи­тая тес­ный и при­скорб­ный путь про­стран­но­му. Ни­ще­ту воз­лю­бил па­че бо­гат­ства, бес­сла­вие - па­че зем­ной сла­вы и тер­пе­ние скор­бей - па­че су­ет­ной ра­до­сти.

     На­ко­нец, пре­по­доб­ный впал в пред­смерт­ную бо­лезнь. По­чув­ство­вав при­бли­же­ние кон­чи­ны, ста­рец при­звал к сво­е­му смерт­но­му ло­жу бра­тию, по­учал их до­воль­но от Бо­же­ствен­ных Пи­са­ний, убеж­дал блю­сти чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную, иметь бра­то­лю­бие, укра­шать­ся сми­ре­ни­ем и под­ви­зать­ся в по­сте и мо­лит­ве и при этом на­зна­чил пре­ем­ни­ком се­бе, игу­ме­ном оби­те­ли, од­но­го из сво­их уче­ни­ков име­нем Сав­ву.

     Преподобный Савва Сторожевский скон­чал­ся 16 де­каб­ря 1407 го­да.

     Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем преподобный канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года.

     Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 29 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы произошло переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси.

     Мощи Саввы в Звенигородской обители 7 марта 1919 года вскрыты по решению уездного съезда рабочих и крестьянских депутатов и 5 апреля вывезены из монастыря. Сама обитель закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного хранились на Лубянке, затем переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви.

     Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель - в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. 

Память о Савве Сторожевском

Память о Савве Сторожевском

Память в Православной церкви совершается:

16 декабря - преставление, 1 февраля - обретение мощей, 10 августа - второе обретение мощей

Памятник преподобному Савве (скульптор Сергей Сорокин) открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

С 2015 года в Москве в районе Северное Измайлово строится храм в честь святого преподобного Саввы Сторожевского

16.12.1407
ЗАКРЫТЬ X

День памяти преподобного Саввы Сторожевского
 

Русская православная церковь 1 февраля чтит память преподобного Саввы Сторожевского, основателя и первого игумена Богородице-Рождественского монастыря в Звенигороде. Одного из наиболее известных русских святых, духовного подвижника России, «покровителя царей» и «защитника Москве», исцелителя, прозорливеца, «всем грешным прибежище».

День памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского
 

День памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского, отмечается православными верующими 16 декабря. Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.