Протопоп Аввакум
Аввакум Петров

Священник Русской церкви. Протопоп. Противник церковной реформы.
Идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения.


Аввакум Петров родился 5 декабря 1620 года в селе Григорово, Нижегородская область. Рос в семье потомственного приходского священника. Мать Мария воспитывала мальчика в строгости и духовной чистоте. Придерживаясь старых православных канонов, проведя в молитвах и постах свободное от трудов время, женщина вырастила и сына в «страхе Божьем».

     В 1642 году Аввакума за усердие в вере и строгое следование Закону Божьему рукоположили в диаконы. Через два года поставлен в попы, став священником села Лопатицы. Молодой поп, требовательный к себе и пастве, неистово бичевал пороки прихожан, наказывая даже за малые грехи. Снисхождения не получали ни бедные, ни вельможи, жертвовавшие на храм немалые деньги. В 1648 году Лопатицы посетил воевода Василий Шереметев. Ему пожаловались на самоуправство Аввакума, после чего Шереметев призвал его к себе и, ограничившись разговором, хотел отпустить, велев благословить своего сына Матвея. Но Аввакум отказался и Шереметев, недовольный отказом, приказал бросить священника в Волгу, но ему удалось спастись.

     Впоследствии Аввакум назначен протопопом в Юрьев-Повольский, но прослужил там недолго. Крутой нрав проповедника и тут стал причиной конфликтов с прихожанами, не желавшими придерживаться старых канонов и не внимавшими наставлениям пастыря. Аввакума били батогами и топтали, угрожали ему и семье. Старообрядец в 1651 году бежал в Москву. В столице протопоп подружился с монаршим духовником и будущим Патриархом Никоном. При тогдашнем Патриархе Иосифе священник участвовал в книгоиздательстве.

     Вскоре дружба с Никоном переросла во вражду: православная философия Аввакума основывалась на вере старого образца, а Патриарх Никон, занявший место скончавшегося Иосифа, взялся реформировать церковь. В Москве появился Арсений Грек. Никон отдал предпочтение греческим богослужебным книгам, тогда как Аввакум ратовал за древнерусские православные. Протопоп обратился к царю с критикой Никона и греческих обрядов.

     Осенью 1653 года старообрядец подвергся гонениям, его сослали в Андроников монастырь. В сыром подвале Аввакум просидел без еды трое суток, но не покорился. Никон приказал расстричь бунтаря, но царь не позволил, заменив лишение сана ссылкой в Тобольск. Там продолжил агитацию и критику никонианства, за что его сослали в Забайкалье. Проповедник раскритиковал хозяина края Нерчинского воеводу Пашкова. Тот избил Аввакума и на зиму посадил в острог. Весной бунтаря определили в полк, который двигался на восток через Байкал, Амур и Шилку. 

     В 1663 году протопоп вернулся в Москву, куда позвал царь. Причиной неожиданной милости стала опала Никона. Монарх предложил старообрядцу стать духовником, но тот отказался, не видя в царе приверженности старым канонам православия. Старообрядец категорически выступал против церковных реформ, крестился двумя, а не тремя перстами, выступал за восьмиконечный крест. Через год милость государя сменилась на гнев и бунтаря сослали в Архангельскую область.

     В 1666 году Аввакум Петрович снова появился в Москве на суде над Никоном. После скитаний от него ждали покорности, но проповедник стоял на своем. Церковный суд отлучил протопопа от церкви и отнял священную степень, вызвав у того гнев и наложение анафемы на высшее руководство церкви. Затем протопопа увезли в Пафнутьев монастырь и там продержали около года. Впоследствии сослали в Пустозерск, в Заполярье. В срубе священник томился долгих четырнадцать лет. Проповедовать не бросил, рассылал по стране через верных людей послания. Так появилось знаменитое «Житие», позже названное первой художественной автобиографией.

     После кончины царя Алексея Михайловича трон занял сын Федор Алексеевич. Мятежный Аввакум написал ему письмо, в котором критиковал царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима. Федор обвинил его в «великой хуле на царский дом» и церковном расколе. В результате 24 апреля 1682 года старообрядца вместе с сподвижниками казнили на глазах толпы. Их привязали к углам сруба, забросали берестой и сухими ветками и подожгли.

Почитание и память протопопа Аввакума

Почитание и память протопопа Аввакума


Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник.

Официальная канонизация Аввакума в белокриницком согласии состоялась на Освященном соборе в 1917 году. Составлена и служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим.

В 1922 году епископом Геронтием (Лакомкиным) в Петрограде было основано «Братство имени священномученика протопопа Аввакума» для углубления знаний Священного писания.

В 1924 году «Житие» было переведено на английский язык Еленой Харрисон в сотрудничестве с С. П. Ремизовой-Довгелло и Д. П. Святополком-Мирским. На французский язык «Житие» было переведено в 1939 году Пьером Паскалем, он же опубликовал исследование о протопопе Аввакуме и сделал 26 мая 1939 года доклад в Обществе друзей русской книги (Париж) «По следам протопопа Аввакума в СССР (1920—1930 гг.)».

Отрывки из повествования Аввакума о Сибири включены в текстовую часть календаря «Воображаемая Сибирь» Протопоп Аввакум о Сибири и Даурии. 

5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

5 июля 1998 году было создано Приморское Аввакумовское братство, основной целью и задачей которого является просветительская деятельность, благотворительность, издательство церковных газет и журналов, богослужебной и душеполезной литературы.

В 1991 году староверами из Риги был установлен памятный крест на пустозерском городище, а 27 апреля 2012 года староверами-поморцами рядом с крестом была освящена часовня в память Пустозерских мучеников.

Протопоп Аввакум - герой 20-серийного фильма Николая Досталя «Раскол». Основная тема сериала - реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум.

Семья протопопа Аввакума
Семья протопопа Аввакума

Братья

Козьма

Герасим

Евфимий - умер во время эпидемии 1654 года в Москве

Григорий - умер во время эпидемии 1654 года в Москве

Жена - Анастасия Марковна (1624-1710).

Сыновья:

Иван (1644 - 7 декабря 1720), женился на Неониле, в браке родилась дочь Марья

Прокопий (1648 - после 1717)

Корнилий (8 сентября 1653 - ?)

Афанасий (1664 - ?).

Дочери:

Агриппина (1645 - ?);

Акулина

Аксинья.

В настоящее время известно не менее 60 прямых потомков Аввакума, все они носят фамилию Мезенины

24.04.1682

Протопоп Аввакум
Аввакум Петров

Священник Русской церкви
Дата рождения: 5 декабря 1620 года (399 лет назад)
Дата смерти: 24 апреля 1682 года (337 лет назад)
Новости и события
Сожжение священника Аввакума Петрова на костре
Аввакум выступил против церковной реформы Никона, за что был сослан с семьей в Тобольск, затем в Даурию. Спустя десять лет он был возвращен в Москву, где продолжил борьбу с официальной церковью. Видя успех пропаганды Аввакума, высшие духовные власти решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он «церкви запустошил». Сосланный в Пустозерск Аввакум Петров был сожжен на костре 24 апреля 1682 года.
Царские стрельцы начали осаду Соловецкого Монастыря
Царские стрельцы 22 июня 1668 года начали осаду Соловецкого монастыря, но встретили весьма решительный отпор. Осада обители, которая продолжала оставаться оплотом старообрядчества, длилась восемь лет.

Священник Русской церкви. Протопоп. Противник церковной реформы.
Идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения.


Аввакум Петров родился 5 декабря 1620 года в селе Григорово, Нижегородская область. Рос в семье потомственного приходского священника. Мать Мария воспитывала мальчика в строгости и духовной чистоте. Придерживаясь старых православных канонов, проведя в молитвах и постах свободное от трудов время, женщина вырастила и сына в «страхе Божьем».

     В 1642 году Аввакума за усердие в вере и строгое следование Закону Божьему рукоположили в диаконы. Через два года поставлен в попы, став священником села Лопатицы. Молодой поп, требовательный к себе и пастве, неистово бичевал пороки прихожан, наказывая даже за малые грехи. Снисхождения не получали ни бедные, ни вельможи, жертвовавшие на храм немалые деньги. В 1648 году Лопатицы посетил воевода Василий Шереметев. Ему пожаловались на самоуправство Аввакума, после чего Шереметев призвал его к себе и, ограничившись разговором, хотел отпустить, велев благословить своего сына Матвея. Но Аввакум отказался и Шереметев, недовольный отказом, приказал бросить священника в Волгу, но ему удалось спастись.

     Впоследствии Аввакум назначен протопопом в Юрьев-Повольский, но прослужил там недолго. Крутой нрав проповедника и тут стал причиной конфликтов с прихожанами, не желавшими придерживаться старых канонов и не внимавшими наставлениям пастыря. Аввакума били батогами и топтали, угрожали ему и семье. Старообрядец в 1651 году бежал в Москву. В столице протопоп подружился с монаршим духовником и будущим Патриархом Никоном. При тогдашнем Патриархе Иосифе священник участвовал в книгоиздательстве.

     Вскоре дружба с Никоном переросла во вражду: православная философия Аввакума основывалась на вере старого образца, а Патриарх Никон, занявший место скончавшегося Иосифа, взялся реформировать церковь. В Москве появился Арсений Грек. Никон отдал предпочтение греческим богослужебным книгам, тогда как Аввакум ратовал за древнерусские православные. Протопоп обратился к царю с критикой Никона и греческих обрядов.

     Осенью 1653 года старообрядец подвергся гонениям, его сослали в Андроников монастырь. В сыром подвале Аввакум просидел без еды трое суток, но не покорился. Никон приказал расстричь бунтаря, но царь не позволил, заменив лишение сана ссылкой в Тобольск. Там продолжил агитацию и критику никонианства, за что его сослали в Забайкалье. Проповедник раскритиковал хозяина края Нерчинского воеводу Пашкова. Тот избил Аввакума и на зиму посадил в острог. Весной бунтаря определили в полк, который двигался на восток через Байкал, Амур и Шилку. 

     В 1663 году протопоп вернулся в Москву, куда позвал царь. Причиной неожиданной милости стала опала Никона. Монарх предложил старообрядцу стать духовником, но тот отказался, не видя в царе приверженности старым канонам православия. Старообрядец категорически выступал против церковных реформ, крестился двумя, а не тремя перстами, выступал за восьмиконечный крест. Через год милость государя сменилась на гнев и бунтаря сослали в Архангельскую область.

     В 1666 году Аввакум Петрович снова появился в Москве на суде над Никоном. После скитаний от него ждали покорности, но проповедник стоял на своем. Церковный суд отлучил протопопа от церкви и отнял священную степень, вызвав у того гнев и наложение анафемы на высшее руководство церкви. Затем протопопа увезли в Пафнутьев монастырь и там продержали около года. Впоследствии сослали в Пустозерск, в Заполярье. В срубе священник томился долгих четырнадцать лет. Проповедовать не бросил, рассылал по стране через верных людей послания. Так появилось знаменитое «Житие», позже названное первой художественной автобиографией.

     После кончины царя Алексея Михайловича трон занял сын Федор Алексеевич. Мятежный Аввакум написал ему письмо, в котором критиковал царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима. Федор обвинил его в «великой хуле на царский дом» и церковном расколе. В результате 24 апреля 1682 года старообрядца вместе с сподвижниками казнили на глазах толпы. Их привязали к углам сруба, забросали берестой и сухими ветками и подожгли.

Почитание и память протопопа Аввакума

Почитание и память протопопа Аввакума


Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник.

Официальная канонизация Аввакума в белокриницком согласии состоялась на Освященном соборе в 1917 году. Составлена и служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим.

В 1922 году епископом Геронтием (Лакомкиным) в Петрограде было основано «Братство имени священномученика протопопа Аввакума» для углубления знаний Священного писания.

В 1924 году «Житие» было переведено на английский язык Еленой Харрисон в сотрудничестве с С. П. Ремизовой-Довгелло и Д. П. Святополком-Мирским. На французский язык «Житие» было переведено в 1939 году Пьером Паскалем, он же опубликовал исследование о протопопе Аввакуме и сделал 26 мая 1939 года доклад в Обществе друзей русской книги (Париж) «По следам протопопа Аввакума в СССР (1920—1930 гг.)».

Отрывки из повествования Аввакума о Сибири включены в текстовую часть календаря «Воображаемая Сибирь» Протопоп Аввакум о Сибири и Даурии. 

5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

5 июля 1998 году было создано Приморское Аввакумовское братство, основной целью и задачей которого является просветительская деятельность, благотворительность, издательство церковных газет и журналов, богослужебной и душеполезной литературы.

В 1991 году староверами из Риги был установлен памятный крест на пустозерском городище, а 27 апреля 2012 года староверами-поморцами рядом с крестом была освящена часовня в память Пустозерских мучеников.

Протопоп Аввакум - герой 20-серийного фильма Николая Досталя «Раскол». Основная тема сериала - реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум.

Семья протопопа Аввакума
Семья протопопа Аввакума

Братья

Козьма

Герасим

Евфимий - умер во время эпидемии 1654 года в Москве

Григорий - умер во время эпидемии 1654 года в Москве

Жена - Анастасия Марковна (1624-1710).

Сыновья:

Иван (1644 - 7 декабря 1720), женился на Неониле, в браке родилась дочь Марья

Прокопий (1648 - после 1717)

Корнилий (8 сентября 1653 - ?)

Афанасий (1664 - ?).

Дочери:

Агриппина (1645 - ?);

Акулина

Аксинья.

В настоящее время известно не менее 60 прямых потомков Аввакума, все они носят фамилию Мезенины

... читать ещё >
(1605-1681)

Патриарх Никон
Никита Минин

Священник Русской церкви. Московский патриарх. Автор церковных реформ, которые привели к расколу Русской Православной церкви.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.