Павлов Геннадий Васильевич

Геннадий Павлов родился 4 мая 1941 года в селе Екатеринославка, Амурская область. 5 мая 1967 года Павлов женился на Аржановой Галине Кузьминичне. В их семье родилось трое детей: Елена Геннадьевна, Дмитрий Геннадьевич, Юрий Геннадьевич. В 1959 году окончил среднюю школу №59 города Шимановск Амурской области. 1 сентября 1959 - 29 июня 1961 года обучался в ПТУ №2 города Белогорск Амурской области по специальности «Электромеханик». С ноября 1961 года по август 1964 года служил радистом в в/ч 2043 Пограничных войск ВС СССР.

     С 1964 по1969 год обучался на Радиотехническом факультете ОмПИ по специальности «Конструирование и производство радиоэлектронной аппаратуры». С 1970 по 1990 год - сотрудник кафедры «Начертательная геометрия и инженерная графика» ОмПИ.

     Особое место среди омских художников занимает самобытный мастер Геннадий Васильевич Павлов. За многие годы творческой деятельности Павлов совместно со своими коллегами внес большой вклад в развитие традиции художественной обработки дерева и бересты в Омской области, заложенные еще в 1970 годы Б.Г.Заставным и В.С.Воробьевым.

     Творческий мир Павлова восходит к основам русского тератологического орнамента и сочетает в себе образы славянской мифологии, христианства и основные символы народного творчества. Эти далекие и разные по мнению многих слои культуры наших предков в его произведениях не противопоставляются, а наоборот взаимно переплетаются, органично дополняя друг друга. Многолетнее кропотливое исследование орнаментальных изображений убеждают Павлова в том, что в них наряду с простым житейским смыслом заключалось нечто сакральное. Существует точка зрения, которую Павлов разделяет: «плетеный орнамент не что иное, как дошедшие до нас остатки древнего узелкового письма». Смысл своей творческой деятельности художник видит в возвращении в художественный обиход творческого наследия наших предков, закодированного в орнаментальные тексты.

     Стремление к творчеству у Павлова проявилось с малых лет, однако эпоха химизации и электрификации, в которой он вырос, внесла свои коррективы на выбор жизненного пути художника. И он, как дитя своего времени, пошел по технической стезе. После школы Павлов получил специальность электромеханика в ПТУ, затем последовали служба радистом в рядах Пограничных войск СССР и учеба на Радиотехническом факультете Омского политехнического института. Со временем тяга к искусству проявлялась все чаще. Это порождало чувство двойственности, внутреннего дискомфорта. Компромисс между зовом его души и инженерной деятельностью удалось найти только после учебы в ВУЗе: им стала работа на кафедре «Начертательная геометрия и инженерная графика» в родном институте. Около четверти века Павлов трудился на стыке искусства и техники.

     В начале 1970 годов молодой преподаватель приступил к разработке лекционного курса «Основы художественного конструирования», суть которого заключалась в конструировании технических форм по законам красоты. Для него самого работа над лекциями стала основой его художественного самообразования. Чтобы сделать их интересными для студентов, Павлов погрузился в проблематику цветоведения, композиции, эргономики, искусствоведения и истории развития художественного конструирования. Параллельно он занимался живописью. Руководство института неоднократно командировало Павлова на стажировку в Московское высшее художественно-промышленное училище. Его живопись получила высокую оценку у профессоров училища: Ф.Ф.Волошко, Д.К.Тегина, М.А.Щербакова. Именно их поддержка воодушевляет художника-самоучку на развитие своего творческого потенциала.

     1980 годы считаются периодом становления Павлова, как самостоятельного художника. Его интерес к живописи постепенно уходит на второй план, заменяясь декоративно-прикладным искусством и графикой. Смене его творческих ориентиров предшествовало открытие для себя книжной графики XII-XV веков, искусства плетеного орнамента Древней Руси. Это произошло в фонде редкой и ценной книги библиотеки Строгановского училища, на очередной стажировке в 1983 году.

     Богатый опыт педагога и методиста побудили Павлова к конструктивному изучению вопросов орнамента. В его основу легли труды исследователей орнаментов разных времен и стилей: Гр.Гр.Гагарина, Н.Ф.Лоренца, А.Некрасовой, В.В.Стасова, Н.П.Сырейщикова и других. Процессу постижения основ орнамента сопутствует освоение довольно широкого спектра наук - истории, археологии, этнографии, искусствоведения, фольклористики. В это же время художник воплотил свои первые задумки в резьбе: изобразил на декоративных тарелках и панно свой излюбленный орнаментальный образ - птицу. Разные виды птиц - лебеди, голуби, жаворонки, гуси, аисты, кукушки - искусно оформляются мотивами растительного орнамента. В своей работе художник исходил из принципа «минимум средств - максимум выразительности». Его ранние произведения: «Лебединая песня», «Земля», «Гуси» - отличает неброская, но подлинная красота, рациональная простота.

     Черты сделанности и техничности его произведений в наибольшей степени проявляются за счет филигранной, многослойной прорезной бересты, инкрустированной в массив дерева. Идея объединить два материала - дерево и бересту - приходит на 2 всероссийской выставке декоративно-прикладного искусства, где художник знакомится с творчеством томских мастеров художественной обработки бересты. Данная выставка становится знаковой для Павлова еще по одной причине: именно здесь он был потрясен тем, что никто из российских художников до сих пор не работал с орнаментом как самостоятельным видом искусства. Он может быть языком, посредством которого передается вся гамма чувств в процессе мировосприятия. Эта мысль питает стремление Павлова возвратить в художественный обиход творческое наследие наших предков - плетеный орнамент.

     Долгие годы вникая в смысл и значение древних орнаментальных изображений, Павлов обнаружил, что в нем нет ничего произвольного, необязательного. Аналитический склад ума помог художнику разложить орнамент на составляющие и выявить законы их взаимодействия. Шаг за шагом начала выкристаллизовываться собственная методика разработки орнаментальной композиции. Наложение этой методики на четкий выверенный каркас идейного содержания дает его произведениям особую притягательность.

     В начале 1990 годов детальная проработка эскизов панно преобразовалась в самостоятельные графические работы. С этого времени Павлов позиционирует себя одновременно как художник-прикладник и график. Особую привлекательность его графическим листам придают уютно разместившиеся в орнаментике текстовые дополнения: «Журавль прилетел», «2000 лет христианству», «Животворящий Крест», «Жеравик» и др. Его необычная прикладная каллиграфия была замечена, и Павлов стал получать приглашения участвовать в регулярных выставках Современного музея каллиграфии. Благодаря этим выставкам художник вступает в Национальный союз каллиграфов в 2008 году.

03.05.2018
ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.