Мясищев Владимир Михайлович

Российский авиаконструктор. Генерал-майор. Инженер. Генеральный конструктор ОКБ-23.
Доктор технических наук. Профессор. Заслуженный деятель науки и техники России.
Герой Социалистического Труда. Почетный гражданин Тульской области


Владимир Мясищев родился 28 сентября 1902 года в городе Ефремов, Тульская область. Мальчик вырос в семье богатого купца. Интерес к авиации возник в детстве, когда в его родном городе приземлился отряд красных летчиков. В двадцать пять лет окончил Московский Высший Технический Университет имени Николая Баумана.

     После получения высшего образования двенадцать лет работал в Конструкторском Бюро Андрея Туполева. Учился тонкостям конструирования у своего руководителя Владимира Петлякова. Самолеты «Максим Горький», АНТ-20, ТБ-3 стали плодом работы инженерно-технического коллектива, где набирался молодой конструктор.

     Владимир Михайлович выделялся среди коллег фундаментальными физико - математическими знаниями. В 1934 году руководил созданием бомбардировщика - торпедоносца АНТ-41, пребывая на должности начальника бригады центрального аэрогидродинамического института. С 1937 года Мясищев налаживал серийное производство Ли-2 как главный конструктор завода № 84, что стало признанием в нем производственника - практика.

     Нелегкими для армии настали времена, когда репрессировали всю ее верхушку. К чести отдельных работников НКВД, «мозги Вооруженных Сил» пытались уберечь. Возможно, поэтому в 1938 году, действуя на опережение костоломов Берии, ведущих авиаинженеров арестовали, вынудив подписать признание о вредительстве, судили и отправляли отбывать наказание в тюремное конструкторское бюро № 23.

     Находясь в заключении, Мясищев работал в «спецтехотделе» и проектировал, как и Андрей Туполев и Владимир Петляков. Конструктор начал проектировать высотный бомбардировщик и быстро рассчитал и начертил эскизный проект самолета, что явилось основанием для «верхних инстанций» создать конструкторское бюро под руководством Владимира Мясищева. В нем и продолжена работа над самолетом.

     В 1938 году Владимир Михайлович представил рабочий проект дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102 с двумя мощными опытными двигателями М-120. Самолет имел много прогрессивных решений: шасси с носовой стойкой, герметичные кабины для экипажа и оборудования, дистанционно управляемое оборонительное вооружение. В начале войны на эвакуированном заводе выпускаются два первых опытных самолета этого типа.

     На государственных испытаниях самолет достиг скорости полета 565 км/ч и высоты 11 500 м, однако дальность полета оказалась равной 2230 км, что значительно ниже запроектированной, и самолет в серию, к сожалению не пошел.

     Решением Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1940 года Мясище досрочно освобожден от отбывания наказания.

     После трагической гибели в 1942 году конструктора Владимира Петлякова возникла необходимость в продолжении работ по дальнейшему совершенствованию самолета Пе-2, основного пикирующего бомбардировщика нашей авиации. В связи с этим часть сотрудников ОКБ и сам Мясищев направлены на серийный завод, где выпускались самолеты Пе-2. За годы войны появилось не менее восьми модификаций этого бомбардировщика.

     В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17, четырехдвигательного бомбардировщика с твердотопливным ракетным двигателем Jumo-004. Но в феврале 1946 года ОКБ оказалось расформировано, что мотивировалось его «малой отдачей». Все ресурсы перешли Сергею Ильюшину. Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.

     Далее, до 1951 года Мясищев являлся заведующим кафедрой проектирования самолетов, деканом самолетостроительного факультета Московского авиационного института, профессором.

     В начале 1950-ых годов конструктор подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тысяч километров. Иосиф Сталин принял это предложение и 24 марта 1951 года решением правительства воссоздано ОКБ-23.

     Самолет, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, спроектирован и построен всего через один год и десять месяцев после организации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолетов в воздухе «штанга-конус». Дальнейшим развитием М-4 стал самолет 3М реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. На самолетах М-4 и 3М установлено девятнадцать мировых рекордов.

     С 1956 года Мясищев становится Генеральным конструктором. Далее перед ОКБ поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолетов не было и Владимир Михайлович разработал новый метод проектирования.

     Выбранная компоновка: длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с четырьмя ТРД потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959 году.

     Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность». В развитие этого проекта создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва противовоздушной обороны разрабатывался стратегический сверхзвуковой М-57.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Мясищеву Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

     С 1957 по 1960 год в Конструкторском Бюро Мясищева разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23. Но осенью 1960 года ОКБ-23 расформировали, а штат передан в ОКБ-52 Владимира Челомея, работающее по ракетно-космической тематике. На протяжении следующих семи лет Владимир Михайлович являлся начальником Центрального аэрогидродинамического института.

     В ноябре 1966 года вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода в городе Жуковский Московской области, образованного на территории бывшей летно - испытательной и доводочной базы ОКБ-23.

     Здесь под его руководством проводились работы по увеличению дальности полета самолетов за счет ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.

     В составе научно - производственного объединения «Молния», в которое предприятие включено в 1976 году, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования «Буран». На летно - испытательной базе ЭМЗ осуществлен комплекс атмосферных летных испытаний на аналоге корабля «Буран».

     Скончался великий конструктор Владимир Мясищев 14 октября 1978 года. Похоронен на седьмом участке Новодевичьего кладбища столицы.

Награды и Признание Владимира Мясищева

Награды и Признание Владимира Мясищева

Золотая звезда «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда СССР;
Три ордена Ленина;
Орден Октябрьской Революции;
Орден Суворова II степени;
Орден Трудового Красного Знамени;
Ленинская премия (1957 г.).

Память о Владимире Мясищева
Память о Владимире Мясищева

В конце 1970-х в подмосковном Жуковском появилась улица Мясищева.
В Москве, на доме где он жил (Романов пер., д. 3) открыта памятная доска.
В 1990-е годы в его честь в Ефремове названа улица Мясищева, в новом частном секторе города.
В сентябре 2003 года в его честь в Москве названа улица Мясищева в районе Филевский Парк Западного административного округа.
ОАО «ЭМЗ имени В. М. Мясищева».
В г. Ефремов, в художественно-краеведческом музее открыт зал, посвященный В. М. Мясищеву.
В сентябре 2017 года, в день 115-летия великого авиаконструктора в городе Ефремове на школе №1 открыта памятная доска, посвященная Владимиру Михайловичу.
В сентябре 2018 года, в день 116-летия великого авиаконструктора в городе Ефремове, в сквере В.М.Мясищева открыли бюст посвященный Владимиру Михайловичу.

Семья Владимира Мясищева
Семья Владимира Мясищева

Жена - Елена Александровна Спендиарова (брак с 1927 года), дочь известного армянского композитора Александра Афанасьевича Спендиарова (1871-1928).
Дочь - Мария (1930 г.р.).

14.10.1978

Мясищев Владимир Михайлович

Российский Авиаконструктор
Дата рождения: 28 сентября 1902 года (117 лет назад)
Дата смерти: 14 октября 1978 года (41 год назад)
Новости и события
В Ефремове открыт бюст конструктору Владимиру Мясищеву
В городе Ефремов, Тульской области 2 октября 2018 года, состоялась торжественная церемония открытия бюста выдающемуся авиаконструктору Владимиру Михайловичу Мясищеву. Бюст был установлен в сквере его имени в центре Ефремова, недалеко от дома, где Владимир Михайлович провел детские и юношеские годы.
Первый полет реактивного бомбардировщика М-4
Первый советский реактивный серийный дозвуковой стратегический бомбардировщик М-4 разработки ОКБ Мясищева совершил свой первый полет 20 января 1953 года. На базе проекта М-4 было создано несколько опытных и серийных модификаций. Последовательным развитием проекта М-4, в направлении повышения летно-тактических характеристик явились два серийных базовых варианта: «3М» и «3МД».

Российский авиаконструктор. Генерал-майор. Инженер. Генеральный конструктор ОКБ-23.
Доктор технических наук. Профессор. Заслуженный деятель науки и техники России.
Герой Социалистического Труда. Почетный гражданин Тульской области


Владимир Мясищев родился 28 сентября 1902 года в городе Ефремов, Тульская область. Мальчик вырос в семье богатого купца. Интерес к авиации возник в детстве, когда в его родном городе приземлился отряд красных летчиков. В двадцать пять лет окончил Московский Высший Технический Университет имени Николая Баумана.

     После получения высшего образования двенадцать лет работал в Конструкторском Бюро Андрея Туполева. Учился тонкостям конструирования у своего руководителя Владимира Петлякова. Самолеты «Максим Горький», АНТ-20, ТБ-3 стали плодом работы инженерно-технического коллектива, где набирался молодой конструктор.

     Владимир Михайлович выделялся среди коллег фундаментальными физико - математическими знаниями. В 1934 году руководил созданием бомбардировщика - торпедоносца АНТ-41, пребывая на должности начальника бригады центрального аэрогидродинамического института. С 1937 года Мясищев налаживал серийное производство Ли-2 как главный конструктор завода № 84, что стало признанием в нем производственника - практика.

     Нелегкими для армии настали времена, когда репрессировали всю ее верхушку. К чести отдельных работников НКВД, «мозги Вооруженных Сил» пытались уберечь. Возможно, поэтому в 1938 году, действуя на опережение костоломов Берии, ведущих авиаинженеров арестовали, вынудив подписать признание о вредительстве, судили и отправляли отбывать наказание в тюремное конструкторское бюро № 23.

     Находясь в заключении, Мясищев работал в «спецтехотделе» и проектировал, как и Андрей Туполев и Владимир Петляков. Конструктор начал проектировать высотный бомбардировщик и быстро рассчитал и начертил эскизный проект самолета, что явилось основанием для «верхних инстанций» создать конструкторское бюро под руководством Владимира Мясищева. В нем и продолжена работа над самолетом.

     В 1938 году Владимир Михайлович представил рабочий проект дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102 с двумя мощными опытными двигателями М-120. Самолет имел много прогрессивных решений: шасси с носовой стойкой, герметичные кабины для экипажа и оборудования, дистанционно управляемое оборонительное вооружение. В начале войны на эвакуированном заводе выпускаются два первых опытных самолета этого типа.

     На государственных испытаниях самолет достиг скорости полета 565 км/ч и высоты 11 500 м, однако дальность полета оказалась равной 2230 км, что значительно ниже запроектированной, и самолет в серию, к сожалению не пошел.

     Решением Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1940 года Мясище досрочно освобожден от отбывания наказания.

     После трагической гибели в 1942 году конструктора Владимира Петлякова возникла необходимость в продолжении работ по дальнейшему совершенствованию самолета Пе-2, основного пикирующего бомбардировщика нашей авиации. В связи с этим часть сотрудников ОКБ и сам Мясищев направлены на серийный завод, где выпускались самолеты Пе-2. За годы войны появилось не менее восьми модификаций этого бомбардировщика.

     В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17, четырехдвигательного бомбардировщика с твердотопливным ракетным двигателем Jumo-004. Но в феврале 1946 года ОКБ оказалось расформировано, что мотивировалось его «малой отдачей». Все ресурсы перешли Сергею Ильюшину. Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.

     Далее, до 1951 года Мясищев являлся заведующим кафедрой проектирования самолетов, деканом самолетостроительного факультета Московского авиационного института, профессором.

     В начале 1950-ых годов конструктор подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тысяч километров. Иосиф Сталин принял это предложение и 24 марта 1951 года решением правительства воссоздано ОКБ-23.

     Самолет, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, спроектирован и построен всего через один год и десять месяцев после организации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолетов в воздухе «штанга-конус». Дальнейшим развитием М-4 стал самолет 3М реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. На самолетах М-4 и 3М установлено девятнадцать мировых рекордов.

     С 1956 года Мясищев становится Генеральным конструктором. Далее перед ОКБ поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолетов не было и Владимир Михайлович разработал новый метод проектирования.

     Выбранная компоновка: длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с четырьмя ТРД потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959 году.

     Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность». В развитие этого проекта создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва противовоздушной обороны разрабатывался стратегический сверхзвуковой М-57.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Мясищеву Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

     С 1957 по 1960 год в Конструкторском Бюро Мясищева разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23. Но осенью 1960 года ОКБ-23 расформировали, а штат передан в ОКБ-52 Владимира Челомея, работающее по ракетно-космической тематике. На протяжении следующих семи лет Владимир Михайлович являлся начальником Центрального аэрогидродинамического института.

     В ноябре 1966 года вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода в городе Жуковский Московской области, образованного на территории бывшей летно - испытательной и доводочной базы ОКБ-23.

     Здесь под его руководством проводились работы по увеличению дальности полета самолетов за счет ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.

     В составе научно - производственного объединения «Молния», в которое предприятие включено в 1976 году, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования «Буран». На летно - испытательной базе ЭМЗ осуществлен комплекс атмосферных летных испытаний на аналоге корабля «Буран».

     Скончался великий конструктор Владимир Мясищев 14 октября 1978 года. Похоронен на седьмом участке Новодевичьего кладбища столицы.

Награды и Признание Владимира Мясищева

Награды и Признание Владимира Мясищева

Золотая звезда «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда СССР;
Три ордена Ленина;
Орден Октябрьской Революции;
Орден Суворова II степени;
Орден Трудового Красного Знамени;
Ленинская премия (1957 г.).

Память о Владимире Мясищева
Память о Владимире Мясищева

В конце 1970-х в подмосковном Жуковском появилась улица Мясищева.
В Москве, на доме где он жил (Романов пер., д. 3) открыта памятная доска.
В 1990-е годы в его честь в Ефремове названа улица Мясищева, в новом частном секторе города.
В сентябре 2003 года в его честь в Москве названа улица Мясищева в районе Филевский Парк Западного административного округа.
ОАО «ЭМЗ имени В. М. Мясищева».
В г. Ефремов, в художественно-краеведческом музее открыт зал, посвященный В. М. Мясищеву.
В сентябре 2017 года, в день 115-летия великого авиаконструктора в городе Ефремове на школе №1 открыта памятная доска, посвященная Владимиру Михайловичу.
В сентябре 2018 года, в день 116-летия великого авиаконструктора в городе Ефремове, в сквере В.М.Мясищева открыли бюст посвященный Владимиру Михайловичу.

Семья Владимира Мясищева
Семья Владимира Мясищева

Жена - Елена Александровна Спендиарова (брак с 1927 года), дочь известного армянского композитора Александра Афанасьевича Спендиарова (1871-1928).
Дочь - Мария (1930 г.р.).

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.