Миль Михаил Леонтьевич

Российский ученый. Конструктор вертолетов. Художник. Доктор технических наук. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии и Государственной премии Советского Союза. Генеральный конструктор опытного бюро по вертолетостроению.


Михаил Миль родился 22 ноября 1909 года в городе Иркутск. С детства мальчик прекрасно рисовал, увлекался музыкой, с легкостью изучал иностранные языки. Легко мог бы стать художником или музыкантом, но выбрал профессию ученого-конструктора. Возможно, выбор этот объяснялся тем, что 20-е годы XX века: время, когда все в СССР увлекались авиацией.

     Еще в двенадцатилетнем возрасте Михаил сделал модель самолета, которая победила на конкурсе моделистов в Томске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, но проучился там недолго, его исключили «за непролетарское происхождение», так как его отец являлся раввином. Переехав в Новосибирск, Миль проработал около года в кожевенной лаборатории и уже как рабочий поступил в Донской политехнический институт в городе Новочеркасск, Ростовской области. Окончив институт в 1931 году, работал в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Николая Жуковского.

     С 1932 по 1936 год Михаил Леонтьевич руководил бригадой аэродинамики и экспериментальных расчетов отдела особых конструкций ЦАГИ, разработав фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых летательных аппаратов. В том числе общую теорию несущего винта, применимую для различных случаев его обтекания. До 1939 года ученый работал инженером в опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам.

     После решения 21 марта 1939 года о строительстве завода по производству автожиров, Михаил Миль получил должность заместителем директора, Николая Камова.

     В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 год Миль трудился в эвакуации в поселке Билимбай, Свердловской области, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолетов, улучшением их устойчивости и управляемости. В 1943 году конструктор защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Критерии управляемости и маневренности самолета», а через два года, докторскую: «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера».

     В 1947 году Михаил Леонтьевич стал главным конструктором, а через семнадцать лет занял пост Генерального конструктора опытного бюро по вертолетостроению. Под его руководством в 1951 году сконструирован первый отечественный серийный трехместный вертолет Ми-1.

     В дальнейшем, руководимый Милем коллектив создал ряд вертолетов: Ми-2, -4, -6, -8, -10, -10К, В-12, -24 и другие, на которых установлено шестьдесят официальных мировых рекордов, и которые поставлены на вооружение отечественной армии. Сам конструктор награжден многими государственными наградами.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР оn 22 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Милю Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

     Созданные Конструкторским Бюро Михаила Миля вертолеты Ми-2 и Ми-4 стали легендой, а Ми-8: самым массовым 2-двигательным вертолетом в мире. Десантный Ми-6: первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной силовой установкой грузоподъемностью 12 т. Ми-10: крупнейший транспортный вертолет. Двухвинтовой гигант Ми-12 поднял рекордный вес в 40 т. и получил прозвище «слон». Совершил первый удачный вылет при жизни конструктора, установил множество мировых рекордов грузоподъемности, которые до сих пор никем не повторены.

     Триумфом работы конструктора стал показ его уникальных машин на авиационной выставке в Париже в 1965 году. Сын основателя вертолетостроения Игоря Сикорского, Сергей, признал, что в области тяжелых вертолетов Миль не только догнал США, но по ряду параметров ушел далеко вперед. Вертолеты Ми эксплуатируются в более чем ста странах мира.

      Михаил Леонтьевич Миль скончался 31 января 1970 года в городе Москва в результате инсульта. Похоронен знаменитый конструктор на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково, Московской области.

     Уже после смерти конструктора его картина «Нарциссы. Угол кабинета» стала эмблемой выставки «Ученые рисуют» 1981 года. Всю жизнь Миль увлекался живописью, а в его Конструкторском Бюро работал целый штат художников, иллюстрировавших для потенциальных заказчиков боевое или хозяйственное применение проектируемых машин.


Награды Михаила Миля

Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (22.07.1966)

Три ордена Ленина (12.07.1957; 22.07.1966; 21.11.1969)

Орден Отечественной войны II степени (16.09.1945)

Орден Трудового Красного Знамени (21.11.1959)

Орден Красной Звезды (06.11.1944)

Научные Труды Михаила Миля

Аэродинамика несущего винта с шарнирным креплением лопастей при криволинейном движении. - М.: Центр. аэро-гидродинам. ин-т им. проф. Н. Е. Жуковского, 1940.

Вертолеты: Расчет и проектирование (В 3 кн.) / М. Л. Миль, А. В. Некрасов, А. С. Браверман и др. ; Под ред. д-ра техн. наук М. Л. Миля. - М.: Машиностроение, 1966-1967.

Память о Михаиле Миле

В Улан-Удэ именем Миля названа улица.

Имя Миля носит Московский вертолетный завод.

В Москве именем конструктора названа улица в районе Жулебино. В 2009 году на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст Миля.

В Казани именем конструктора названа улица в Авиастроительном районе.

Именем Миля названа московская средняя школа № 1738.

В 2009 году в честь Миля был выпущен почтовый блок марок России.

На корпусе факультета технологических машин и роботов ЮРГТУ (НПИ) (Новочеркасск) установлена мемориальная доска: «Здесь учился и окончил НПИ в 1931 г. конструктор вертолетов Ми, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий, Доктор технических наук Михаил Леонтьевич Миль. 1909-1970 гг.».

В 2009 году в Иркутске в честь 100-летия со дня рождения М. Л. Миля по инициативе поэта Г. Гайды была установлена мемориальная доска на доме №5 по улице Карла Либкнехта. Предложено назвать именем Миля улицу, на которой он родился и рос.

В Минске (Республика Беларусь) именем конструктора названа улица в микрорайоне Новая Боровая (ЖК Сосновый квартал)

Миль на купоне от марочного листа почты России

Семья Михаила Миля

Отец - Леонтий Самойлович Миль, железнодорожный служащий.
Мать - Мария Ефимовна, стоматолог.

Сестра - Екатерина.
Брат - Яков.

Жена - Пана Гурьевна Руденко (брак с 11.11.1929).
Сын - Вадим (1936-1941).
Дочь - Маня (1942-1943).
Дочь - Надежда.
Дочь - Елена.

19.10.2020
ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.