Ман Рэй
Эммануэль Радницкий

Французский и американский художник. Фотограф. Кинорежиссер.
Представитель сюрреалистической фотографии и фотографии Нового видения.


Эммануэль Радницкий родился 27 августа 1890 года в городе Филадельфия, США. Мальчик вырос в семье эмигрантов Мейлаха Рудницкого и Мани Лурии. В возрасте семи лет вместе с родителями переехал в Нью-Йорк. В 1912 году окончил Национальную академию рисунка, а затем посещал классы рисунка и акварели Центра имени Франсески Феррера. Там юноша изучал искусство, увлекся творчеством Альфреда Стиглица и благодаря ему узнал о европейском авангардизме. В 1912 году из-за постоянных антисемитских выпадов сменил фамилию на Рэй. Взяв псевдоним Ман Рэй, с 1918 года стал всерьез экспериментировать с фото-технологиями.

     Ман Рэй впервые взял в руки камеру в возрасте 24 лет, чтобы снять свои арт-объекты, но быстро понял, какой у нее потенциал. Познакомившись с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабиа, стал создавать проекты, которые нельзя было назвать ни живописью, ни фотографией. Под влиянием авангардистов Рэй переехал в Париж и поселился на богемном Монпарнасе.

     Вместе с Дюшаном и Франсисом Пикабиа, Ман Рэй основал нью-йоркское отделение дадаизма, выпустил первый и единственный номер журнала «Дада в Нью-Йорке». В 1920 году изобрел новый художественный прием: аэрографию, а через два года впервые использовал прием рэйографии: метод создания фотографических изображений без фотоаппарата. В конце 1920-х годов Ман заново открыл соляризацию: фотоэффект, который получается при повторной экспозиции негатива, и превратил ее в художественный прием.

     Во время первого «французского периода» фотограф познакомился чуть ли не со всеми известными художниками и писателями той эпохи. Благодаря таланту Ман стал популярным, съемка у него означала, что человек достиг в обществе определенного положения. Рэй стал одним из самых высокооплачиваемых фотографов Европы, но не перестал экспериментировать.

     Ман Рэй участвовал в знаменитой выставке сюрреалистов в Париже в 1925 году, снимался в кино и сам его снимал, ввел в круг художников Эжена Атже и принимал в своей студии главные таланты первой половины ХХ века. Ему позировали: Сальвадор Дали, Жан Кокто, Фрида Кало и Эльза Скиапарелли, Катрин Денев. Помимо этого снимал многих знаменитых писателей, среди которых: Джеймс Джойс, Эрнест Хеммингуэй, Вирджиния Вульф.

     Перенеся свое художественное видение на пленку, Ман Рэй открыл иную сторону фотоискусства. Его портреты отличались легкостью, не были излишне приукрашены. Фотографии в стиле ню наполнены чувственностью, непосредственностью моделей в сочетании с парижским шиком. Соединить эти качества в одном снимке мог только мастер, каковым Рэй являлся.

     Прожив во Франции около двадцати лет, вынужден был вернуться в Соединенные Штаты Америки из-за начала нацистской оккупации. Там Ман Рэй начал «голливудский» этап жизни и женился на давней подруге, музе и партнерше по шахматам Жюльетт Браунер. Быстро став востребованным фотографом, выставлялся в лучших галереях Калифорнии, но сам называл штат «красивой тюрьмой» и мечтал вернуться в Европу. Сделать это удалось только в 1951 году, и до самой смерти художник прожил в любимом Париже.

     Ман Рэй активно коллекционировал предметы искусства, связанные с сюрреализмом, и работал в своей мастерской. В середине 1960-х годов выпустил автобиографию и принят в общество авангардистов «Коллеж патафизики» памяти Альфреда Жарри.

     Свое отношение и стремление к свободе Рэй выразил в работе «Автопортрет». Произведение представляет собой бронзовую отливку прижизненной маски автора, помещенную в деревянную коробку в форме гроба. Маска со всех сторон упакована смятыми газетами как намек на то, что художник будет жив всегда, а вот критические статьи и однобокое мышление пора похоронить.

     Ман Рэй скончался 18 ноября 1976 года в Париже. Похоронен великий мастер на Монпарнасе, районе на юге Парижа, левом берегу Сены.

Творчество Мана Рэя

Творчество Мана Рэя

Фильмография

1923 - Возвращение к разуму / Le Retour à la raison
1924 - О чем мечтают юные фильмы / À quoi rêvent les jeunes films
1924 - Антракт / Entr’acte
1926 - Оставь меня в покое / Emak-Bakia
1928 - Морская звезда / L'Étoile de mer
1929 - Мистерии Замка Костей / Les Mystères du château de Dé
1935 - Essai de simulation de délire cinématographique
1947 - Сны, которые можно купить за деньги / Dreams That Money Can Buy

Память о Мане Рэе

Память о Мане Рэе

1999 - признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века.

В литературе

Penrose R. Man Ray. Boston: New York Graphic Society, 1975.

Schwarz A. Man Ray: the rigour of imagination. New York: Rizzoli, 1977.

Man Ray’s celebrity portraits. New York: Dover Publications, 1995

Lottman H.R. Man Ray’s Montparnasse. New York: H.N. Abrams, 2001

Naumann F.M. Conversion to modernism: the early work of Man Ray. New Brunswick: Rutgers University Press ; Montclair: Montclair Art Museum, 2003

Duchamp, Man Ray: 50 years of alchemy/ Chrissie Iles, ed. New York: Sean Kelly Gallery, 2004

В кино

2011 - Ман Рэй, один из персонажей фильма «Полночь в Париже».

Семья Ман Рэя

Семья Ман Рэя

Отец - Мейлах Рудницкий.
Мать - Маня Лурия.

Жена - Жюльет Браунер (брак с 1946), с которой жил уже шесть лет.
Дочь - Анна Рэй, автор серии популярных книг о своем отце и его знаменитых друзьях.

18.11.1976

Ман Рэй
Эммануэль Радницкий

Французский Художник
Фотограф
Дата рождения: 27 августа 1890 года (129 лет назад)
Дата смерти: 18 ноября 1976 года (43 года назад)

Французский и американский художник. Фотограф. Кинорежиссер.
Представитель сюрреалистической фотографии и фотографии Нового видения.


Эммануэль Радницкий родился 27 августа 1890 года в городе Филадельфия, США. Мальчик вырос в семье эмигрантов Мейлаха Рудницкого и Мани Лурии. В возрасте семи лет вместе с родителями переехал в Нью-Йорк. В 1912 году окончил Национальную академию рисунка, а затем посещал классы рисунка и акварели Центра имени Франсески Феррера. Там юноша изучал искусство, увлекся творчеством Альфреда Стиглица и благодаря ему узнал о европейском авангардизме. В 1912 году из-за постоянных антисемитских выпадов сменил фамилию на Рэй. Взяв псевдоним Ман Рэй, с 1918 года стал всерьез экспериментировать с фото-технологиями.

     Ман Рэй впервые взял в руки камеру в возрасте 24 лет, чтобы снять свои арт-объекты, но быстро понял, какой у нее потенциал. Познакомившись с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабиа, стал создавать проекты, которые нельзя было назвать ни живописью, ни фотографией. Под влиянием авангардистов Рэй переехал в Париж и поселился на богемном Монпарнасе.

     Вместе с Дюшаном и Франсисом Пикабиа, Ман Рэй основал нью-йоркское отделение дадаизма, выпустил первый и единственный номер журнала «Дада в Нью-Йорке». В 1920 году изобрел новый художественный прием: аэрографию, а через два года впервые использовал прием рэйографии: метод создания фотографических изображений без фотоаппарата. В конце 1920-х годов Ман заново открыл соляризацию: фотоэффект, который получается при повторной экспозиции негатива, и превратил ее в художественный прием.

     Во время первого «французского периода» фотограф познакомился чуть ли не со всеми известными художниками и писателями той эпохи. Благодаря таланту Ман стал популярным, съемка у него означала, что человек достиг в обществе определенного положения. Рэй стал одним из самых высокооплачиваемых фотографов Европы, но не перестал экспериментировать.

     Ман Рэй участвовал в знаменитой выставке сюрреалистов в Париже в 1925 году, снимался в кино и сам его снимал, ввел в круг художников Эжена Атже и принимал в своей студии главные таланты первой половины ХХ века. Ему позировали: Сальвадор Дали, Жан Кокто, Фрида Кало и Эльза Скиапарелли, Катрин Денев. Помимо этого снимал многих знаменитых писателей, среди которых: Джеймс Джойс, Эрнест Хеммингуэй, Вирджиния Вульф.

     Перенеся свое художественное видение на пленку, Ман Рэй открыл иную сторону фотоискусства. Его портреты отличались легкостью, не были излишне приукрашены. Фотографии в стиле ню наполнены чувственностью, непосредственностью моделей в сочетании с парижским шиком. Соединить эти качества в одном снимке мог только мастер, каковым Рэй являлся.

     Прожив во Франции около двадцати лет, вынужден был вернуться в Соединенные Штаты Америки из-за начала нацистской оккупации. Там Ман Рэй начал «голливудский» этап жизни и женился на давней подруге, музе и партнерше по шахматам Жюльетт Браунер. Быстро став востребованным фотографом, выставлялся в лучших галереях Калифорнии, но сам называл штат «красивой тюрьмой» и мечтал вернуться в Европу. Сделать это удалось только в 1951 году, и до самой смерти художник прожил в любимом Париже.

     Ман Рэй активно коллекционировал предметы искусства, связанные с сюрреализмом, и работал в своей мастерской. В середине 1960-х годов выпустил автобиографию и принят в общество авангардистов «Коллеж патафизики» памяти Альфреда Жарри.

     Свое отношение и стремление к свободе Рэй выразил в работе «Автопортрет». Произведение представляет собой бронзовую отливку прижизненной маски автора, помещенную в деревянную коробку в форме гроба. Маска со всех сторон упакована смятыми газетами как намек на то, что художник будет жив всегда, а вот критические статьи и однобокое мышление пора похоронить.

     Ман Рэй скончался 18 ноября 1976 года в Париже. Похоронен великий мастер на Монпарнасе, районе на юге Парижа, левом берегу Сены.

Творчество Мана Рэя

Творчество Мана Рэя

Фильмография

1923 - Возвращение к разуму / Le Retour à la raison
1924 - О чем мечтают юные фильмы / À quoi rêvent les jeunes films
1924 - Антракт / Entr’acte
1926 - Оставь меня в покое / Emak-Bakia
1928 - Морская звезда / L'Étoile de mer
1929 - Мистерии Замка Костей / Les Mystères du château de Dé
1935 - Essai de simulation de délire cinématographique
1947 - Сны, которые можно купить за деньги / Dreams That Money Can Buy

Память о Мане Рэе

Память о Мане Рэе

1999 - признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века.

В литературе

Penrose R. Man Ray. Boston: New York Graphic Society, 1975.

Schwarz A. Man Ray: the rigour of imagination. New York: Rizzoli, 1977.

Man Ray’s celebrity portraits. New York: Dover Publications, 1995

Lottman H.R. Man Ray’s Montparnasse. New York: H.N. Abrams, 2001

Naumann F.M. Conversion to modernism: the early work of Man Ray. New Brunswick: Rutgers University Press ; Montclair: Montclair Art Museum, 2003

Duchamp, Man Ray: 50 years of alchemy/ Chrissie Iles, ed. New York: Sean Kelly Gallery, 2004

В кино

2011 - Ман Рэй, один из персонажей фильма «Полночь в Париже».

Семья Ман Рэя

Семья Ман Рэя

Отец - Мейлах Рудницкий.
Мать - Маня Лурия.

Жена - Жюльет Браунер (брак с 1946), с которой жил уже шесть лет.
Дочь - Анна Рэй, автор серии популярных книг о своем отце и его знаменитых друзьях.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.