Людвиг Фейербах
Ludwig Andreas von Feuerbach

Немецкий философ-материалист. Атеист. Борец с религией.


Людвиг Андреас Фейербах родился 28 июля 1804 года в городе Ландсхут, Германия. Окончив местную гимназию, в 1823 году поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета. После университета переехал в Берлин, где слушал лекции Георга Гегеля, под воздействием которых и формировались его философские воззрения. Далее молодой ученый защитил диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» и в том же году начал читать курс лекций «гегелевской философии» в Эрлангенском университете.

     В 1830 году увидела свет работа «Мысли о смерти и бессмертии», автор которой критиковал тезис о бессмертии человеческой души. Надо сказать, что главным делом жизни Фейербаха являлась непримиримая борьба против религии. Ученый рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Фейербах не мог не понимать, что бросает вызов церковникам, теологам, правоверным властям. Хотя работа вышла анонимно, однако все сразу поняли, кто скрывается за ее публикацией. После этого весь выпущенный тираж предан огню, а Фейербаху запретили преподавать всю оставшуюся жизнь. Друзья пытались ему помочь остаться на кафедре, но у них ничего не получилось.

     Прекратив заниматься преподаванием, Фейербах продолжил научные изыскания. Так, в 1833 году вышла «История новой философии от Бэкона до Спинозы», которая стала первым крупным сочинением философа. В целом придерживаясь гегельянских позиций, автор больше внимания уделяет философам-атеистам и материалистам, говорит об их значимом вкладе в науку.

     Женившись в 1836 году на совладелице небольшого фарфорового завода, Фейербах на четверть века обосновывается в деревне Брукберг, продолжая заниматься наукой. Революция 1848 года оказалась воспринята им с большим энтузиазмом, однако в целом всегда оставался равнодушным к политической жизни. В том же году являлся депутатом франкфуртского Национального собрания, но даже это не сделало его более активным. Однако в последние годы жизни экономические и социальные проблемы представляли для него большой интерес, а в 1872 году даже стал членом социал-демократической партии.

     Фейербах, в отличие от Гегеля, видел в философии и религии, антагонистов. Существование религиозного мировоззрения, его популярность философ объяснял не только основанным на невежестве людей обманом, но и бессилием, зависимостью человека от природных сил и стихий. Вред религиозного культа, как считал Людвиг, состоит в том, что тормозит устремление людей к лучшей жизни здесь и сейчас, не хотят менять этот мир, ожидая вознаграждения в мире несуществующем.

     От неприятия религии Фейербах перешел к критике философского идеализма, после чего примкнул к стану материалистов. Главным недостатком идеализма и его вершины, гегелевской философии, считал знак равенства между бытием и мышлением. Значимость фейербаховской философии состоит в том, что она стала отправным пунктом для марксистской философии; идеологи немецкой социал-демократии, в частности, Карл Маркс и Фридрих Энгельс признавали влияние, которое оказал на них Фейербах.

     Идеи Фейербаха в области психологии религии дали толчок плодотворным исследованиям по истории религии в трудах Штрауса, князя Сергея Трубецкого. С другой стороны, за ними последовал целый ряд этнографических исследований по первобытной религии Леббока, Тэйлора, Спенсера, Группе. Наконец, дали толчок новейшим психологическим работам в этой области, в которых более подробно исследуются факторы религиозного творчества.

     Умер Людвиг Андреас Фейербах в бедности 13 сентября 1872 года в немецком городе Рехенберг в результате сердечного приступа. Похоронен в Нюрнберге. 

Творчество Людвига Фейербаха

Творчество Людвига Фейербаха

Сочинения

«De ratione una, universali, infinita» (Эрл., 1828, pro venia legendi)
«Gedanken ueber Tod und Unsterblichkeit» (1830)
«Gesch. d. N. philos. von Bacon bis B. Spinosa» (1833)
«Darstellung, Entwickelung und Kritik d. Leibnitzschen Philosophie» (1837)
«P. Bayle» (1838)
«Ueber Philosophie und Christenthum in Beziehung auf den der hegelschen Philosophie gemachten Vorwurf der Uncbristlichkeit» (1839)
«Das Wesen des Christenthums»/«Сущность христианства» (1841)
«Vorläufige Thesen zur Reform der Philosophie» (1842)
«Grundsätze der Philosophie der Zukunft»/«Основы философии будущего» (1843)
«Das Wesen der Religion»/«Сущность религии» (1845)
Полное собрание сочинений в 10 томах вышло в 1846-66 гг.
«К критике философии Гегеля». (1839)

Судьба сочинений

Необходимо заметить, что лишенный возможности при жизни излагать свое учение с университетской кафедры, Фейербах и после смерти подвергается систематическому замалчиванию со стороны представителей официальной науки. Литература о Фейербахе очень бедна. Наиболее ранняя монография, посвященная философии Фейербаха, «Darstellung und Kritik der Philosophie L. Feuerbach’s» (1847), принадлежит Шаллеру.

В 1874 году появилась книга Грюна «L. F. in seinem Briefwechsel und Nachlass sowie in seiner philos. Charakterentwicklung», заключающая в себе ценный сырой материал.

В 1888 году вышло сочинение Энгельса «L. F. und der Ausgang der klassisch deutschen Philosophie». Интересна статья Wintzer’a в «Archiv für Syst. Philos.» 1892 г. по этике Фейербаха (с. 187).

Более обстоятельные в философском отношении монографии - Штарке, «L. F.» (1885), и Bolin, «Ueber L. F.'s Briefwechsel und Nachlass» (1891). Курьезно то, что Штарке - датчанин, а Болин - финн.

В интересной статье Н. Н. Страхова («Борьба с Западом в русской литературе», 1883, т. 2) разбирается теория познания Фейербаха.

Этические воззрения Фейербаха превосходно изложены Иодлем в «Истории этики» (т. II, 219-236, пер. под ред. В. С. Соловьева). Ценные замечания о Фейербахе имеются в «Истории материализма» Ланге и в «Истории новейшей философии» Геффдинга.

Семья Людвига Фейербаха
Семья Людвига Фейербаха

Отец - Пауль Йоханн Анзельм фон Фейербах.

Женат.

13.09.1872

Людвиг Фейербах
Ludwig Andreas von Feuerbach

Немецкий Философ
Дата рождения: 28 июля 1804 года (215 лет назад)
Дата смерти: 13 сентября 1872 года (147 лет назад)

Немецкий философ-материалист. Атеист. Борец с религией.


Людвиг Андреас Фейербах родился 28 июля 1804 года в городе Ландсхут, Германия. Окончив местную гимназию, в 1823 году поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета. После университета переехал в Берлин, где слушал лекции Георга Гегеля, под воздействием которых и формировались его философские воззрения. Далее молодой ученый защитил диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» и в том же году начал читать курс лекций «гегелевской философии» в Эрлангенском университете.

     В 1830 году увидела свет работа «Мысли о смерти и бессмертии», автор которой критиковал тезис о бессмертии человеческой души. Надо сказать, что главным делом жизни Фейербаха являлась непримиримая борьба против религии. Ученый рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Фейербах не мог не понимать, что бросает вызов церковникам, теологам, правоверным властям. Хотя работа вышла анонимно, однако все сразу поняли, кто скрывается за ее публикацией. После этого весь выпущенный тираж предан огню, а Фейербаху запретили преподавать всю оставшуюся жизнь. Друзья пытались ему помочь остаться на кафедре, но у них ничего не получилось.

     Прекратив заниматься преподаванием, Фейербах продолжил научные изыскания. Так, в 1833 году вышла «История новой философии от Бэкона до Спинозы», которая стала первым крупным сочинением философа. В целом придерживаясь гегельянских позиций, автор больше внимания уделяет философам-атеистам и материалистам, говорит об их значимом вкладе в науку.

     Женившись в 1836 году на совладелице небольшого фарфорового завода, Фейербах на четверть века обосновывается в деревне Брукберг, продолжая заниматься наукой. Революция 1848 года оказалась воспринята им с большим энтузиазмом, однако в целом всегда оставался равнодушным к политической жизни. В том же году являлся депутатом франкфуртского Национального собрания, но даже это не сделало его более активным. Однако в последние годы жизни экономические и социальные проблемы представляли для него большой интерес, а в 1872 году даже стал членом социал-демократической партии.

     Фейербах, в отличие от Гегеля, видел в философии и религии, антагонистов. Существование религиозного мировоззрения, его популярность философ объяснял не только основанным на невежестве людей обманом, но и бессилием, зависимостью человека от природных сил и стихий. Вред религиозного культа, как считал Людвиг, состоит в том, что тормозит устремление людей к лучшей жизни здесь и сейчас, не хотят менять этот мир, ожидая вознаграждения в мире несуществующем.

     От неприятия религии Фейербах перешел к критике философского идеализма, после чего примкнул к стану материалистов. Главным недостатком идеализма и его вершины, гегелевской философии, считал знак равенства между бытием и мышлением. Значимость фейербаховской философии состоит в том, что она стала отправным пунктом для марксистской философии; идеологи немецкой социал-демократии, в частности, Карл Маркс и Фридрих Энгельс признавали влияние, которое оказал на них Фейербах.

     Идеи Фейербаха в области психологии религии дали толчок плодотворным исследованиям по истории религии в трудах Штрауса, князя Сергея Трубецкого. С другой стороны, за ними последовал целый ряд этнографических исследований по первобытной религии Леббока, Тэйлора, Спенсера, Группе. Наконец, дали толчок новейшим психологическим работам в этой области, в которых более подробно исследуются факторы религиозного творчества.

     Умер Людвиг Андреас Фейербах в бедности 13 сентября 1872 года в немецком городе Рехенберг в результате сердечного приступа. Похоронен в Нюрнберге. 

Творчество Людвига Фейербаха

Творчество Людвига Фейербаха

Сочинения

«De ratione una, universali, infinita» (Эрл., 1828, pro venia legendi)
«Gedanken ueber Tod und Unsterblichkeit» (1830)
«Gesch. d. N. philos. von Bacon bis B. Spinosa» (1833)
«Darstellung, Entwickelung und Kritik d. Leibnitzschen Philosophie» (1837)
«P. Bayle» (1838)
«Ueber Philosophie und Christenthum in Beziehung auf den der hegelschen Philosophie gemachten Vorwurf der Uncbristlichkeit» (1839)
«Das Wesen des Christenthums»/«Сущность христианства» (1841)
«Vorläufige Thesen zur Reform der Philosophie» (1842)
«Grundsätze der Philosophie der Zukunft»/«Основы философии будущего» (1843)
«Das Wesen der Religion»/«Сущность религии» (1845)
Полное собрание сочинений в 10 томах вышло в 1846-66 гг.
«К критике философии Гегеля». (1839)

Судьба сочинений

Необходимо заметить, что лишенный возможности при жизни излагать свое учение с университетской кафедры, Фейербах и после смерти подвергается систематическому замалчиванию со стороны представителей официальной науки. Литература о Фейербахе очень бедна. Наиболее ранняя монография, посвященная философии Фейербаха, «Darstellung und Kritik der Philosophie L. Feuerbach’s» (1847), принадлежит Шаллеру.

В 1874 году появилась книга Грюна «L. F. in seinem Briefwechsel und Nachlass sowie in seiner philos. Charakterentwicklung», заключающая в себе ценный сырой материал.

В 1888 году вышло сочинение Энгельса «L. F. und der Ausgang der klassisch deutschen Philosophie». Интересна статья Wintzer’a в «Archiv für Syst. Philos.» 1892 г. по этике Фейербаха (с. 187).

Более обстоятельные в философском отношении монографии - Штарке, «L. F.» (1885), и Bolin, «Ueber L. F.'s Briefwechsel und Nachlass» (1891). Курьезно то, что Штарке - датчанин, а Болин - финн.

В интересной статье Н. Н. Страхова («Борьба с Западом в русской литературе», 1883, т. 2) разбирается теория познания Фейербаха.

Этические воззрения Фейербаха превосходно изложены Иодлем в «Истории этики» (т. II, 219-236, пер. под ред. В. С. Соловьева). Ценные замечания о Фейербахе имеются в «Истории материализма» Ланге и в «Истории новейшей философии» Геффдинга.

Семья Людвига Фейербаха
Семья Людвига Фейербаха

Отец - Пауль Йоханн Анзельм фон Фейербах.

Женат.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.