Леопольд Шром
Leopold Shrom

Чехословацкий летчик-истребитель Королевских Военно-воздушных сил
и Первой Чехословацкой авиационной дивизии во Второй мировой войне.


Леопольд Шром родился 8 сентября 1917 года в городе Брно, Чехия. получил образование по специальности «электромеханик». Затем добровольно вступил в чехословацкую армию. Здесь с 1937 по 1939 год работал сначала в 5-м авиационном полку, а после переподготовки на реактивных самолетах в Праге назначен в 3-й авиационный полк в Спишска Нова Вес.

     После мартовской оккупации остальных чешских земель и создания словацкого государства Шром тайно перешел в Польшу. Оттуда вместе с другими чехословаками на корабле отправился через Данию во Францию. Здесь пилоты впервые приняты в Иностранный легион.

     Сначала Леопольд Шром служил в алжирском Оране и Блиде. После нападения на Францию принят в Armée de l'Air. При нападении на Францию, однако, не участвовал в боевых действиях и после поражения и капитуляции отплыл на корабле в Плимут в Великобританию. В Англии вступил в RAF в звании сержанта и прошел обучение в подразделениях в Бенсоне и Саттон-Бридж.

     С ноября 1940 по июль 1941 год Шром служил в британской 245-й истребительной эскадрилье в Северной Ирландии. Здесь также записал свою первую воздушную победу. Затем его перевели в чехословацкую 310-ю истребительную эскадрилью. Затем некоторое время служил летным инструктором, а в январе 1943 года вновь воевал. Получил звание младшего лейтенанта.

     После призыва чехословацких летчиков сформировать чехословацкие военно-воздушные силы в СССР Леопольд Шром вызвался добровольцем. В феврале 1944 года отплыл из Британии с группой из 20 летчиков. Переобучился летать на самолете Ла-5 уже летом готов к развертыванию на фронте. Вошел в состав смешанного истребительного авиационного полка.

     После начала Словацкого национального восстания решено отправить чехословацких летчиков на помощь повстанческим частям. В сентябре полк перевезен в словацкий аэропорт Зольна, а затем действовал из аэропортов Зольна Брезно над Гроном и, наконец, Три Дуби. За короткое время восстания лейтенант Шром стал самым успешным летчиком-истребителем повстанческих ВВС. Под давлением немецких войск воздушный полк вынужден покинуть территорию повстанцев 25 октября и улететь за советские линии фронта. Здесь повышен в звании до лейтенанта и стал командиром 2-й эскадрильи.

     После окончания Второй мировой войны Леопольд Шром работал летчиком в Научно-авиационном институте в Праге. После государственного переворота и кратковременного ареста по обвинению в том, что якобы планировал незаконно покинуть Республику, уволен из военно-воздушных сил по политическим мотивам. До 1964 года работал электромехаником. Затем реабилитирован и повышен до звания майора.

     Благодаря предложению CSA для реабилитированных летчиков, Шром вернулся в ВВС для Государственной авиационной инспекции. Прошел сложные испытания для транспортных пилотов и полетел в качестве второго пилота с CSA на Ил-14.

     Леопольд Шром 11 октября 1968 года разбился на самолете вскоре после взлета.

     Указом президента В. Гавела 17 июня 1991 года Леопольд Шром повышен до звания полковника посмертно.

Награды Леопольда Шрома

Награды Леопольда Шрома

Чехословацкий военный крест
Медаль «За отвагу»
Чехословацкая медаль «За заслуги»
Памятные медали чехословацкой армии за границей
Орден Словацкого национального восстания ,
War Medal War Medal (Великобритания)
Defence Medal Defence Medal (Великобритания)
Медаль «За победу над Германией» (СССР)

11.10.1968

Леопольд Шром
Leopold Shrom

1
Чехословацкий летчик-истребитель
Дата рождения: 8 сентября 1917 года (102 года назад)
Дата смерти: 11 октября 1968 года (51 год назад)

Чехословацкий летчик-истребитель Королевских Военно-воздушных сил
и Первой Чехословацкой авиационной дивизии во Второй мировой войне.


Леопольд Шром родился 8 сентября 1917 года в городе Брно, Чехия. получил образование по специальности «электромеханик». Затем добровольно вступил в чехословацкую армию. Здесь с 1937 по 1939 год работал сначала в 5-м авиационном полку, а после переподготовки на реактивных самолетах в Праге назначен в 3-й авиационный полк в Спишска Нова Вес.

     После мартовской оккупации остальных чешских земель и создания словацкого государства Шром тайно перешел в Польшу. Оттуда вместе с другими чехословаками на корабле отправился через Данию во Францию. Здесь пилоты впервые приняты в Иностранный легион.

     Сначала Леопольд Шром служил в алжирском Оране и Блиде. После нападения на Францию принят в Armée de l'Air. При нападении на Францию, однако, не участвовал в боевых действиях и после поражения и капитуляции отплыл на корабле в Плимут в Великобританию. В Англии вступил в RAF в звании сержанта и прошел обучение в подразделениях в Бенсоне и Саттон-Бридж.

     С ноября 1940 по июль 1941 год Шром служил в британской 245-й истребительной эскадрилье в Северной Ирландии. Здесь также записал свою первую воздушную победу. Затем его перевели в чехословацкую 310-ю истребительную эскадрилью. Затем некоторое время служил летным инструктором, а в январе 1943 года вновь воевал. Получил звание младшего лейтенанта.

     После призыва чехословацких летчиков сформировать чехословацкие военно-воздушные силы в СССР Леопольд Шром вызвался добровольцем. В феврале 1944 года отплыл из Британии с группой из 20 летчиков. Переобучился летать на самолете Ла-5 уже летом готов к развертыванию на фронте. Вошел в состав смешанного истребительного авиационного полка.

     После начала Словацкого национального восстания решено отправить чехословацких летчиков на помощь повстанческим частям. В сентябре полк перевезен в словацкий аэропорт Зольна, а затем действовал из аэропортов Зольна Брезно над Гроном и, наконец, Три Дуби. За короткое время восстания лейтенант Шром стал самым успешным летчиком-истребителем повстанческих ВВС. Под давлением немецких войск воздушный полк вынужден покинуть территорию повстанцев 25 октября и улететь за советские линии фронта. Здесь повышен в звании до лейтенанта и стал командиром 2-й эскадрильи.

     После окончания Второй мировой войны Леопольд Шром работал летчиком в Научно-авиационном институте в Праге. После государственного переворота и кратковременного ареста по обвинению в том, что якобы планировал незаконно покинуть Республику, уволен из военно-воздушных сил по политическим мотивам. До 1964 года работал электромехаником. Затем реабилитирован и повышен до звания майора.

     Благодаря предложению CSA для реабилитированных летчиков, Шром вернулся в ВВС для Государственной авиационной инспекции. Прошел сложные испытания для транспортных пилотов и полетел в качестве второго пилота с CSA на Ил-14.

     Леопольд Шром 11 октября 1968 года разбился на самолете вскоре после взлета.

     Указом президента В. Гавела 17 июня 1991 года Леопольд Шром повышен до звания полковника посмертно.

Награды Леопольда Шрома

Награды Леопольда Шрома

Чехословацкий военный крест
Медаль «За отвагу»
Чехословацкая медаль «За заслуги»
Памятные медали чехословацкой армии за границей
Орден Словацкого национального восстания ,
War Medal War Medal (Великобритания)
Defence Medal Defence Medal (Великобритания)
Медаль «За победу над Германией» (СССР)

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.