Лекторский Владислав Александрович

Владислав Лекторский родился 23 августа 1932 года в городе Москва. Окончил философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова и аспирантуру Института философии АН СССР. С 1957 года - сотрудник Института философии: с 1969 года - заведующий сектором теории познания, с 1992 года - заведующий Центром эпистемологии, с 1998 года - заведующий отделом эпистемологии и логики. Кандидат философских наук, доктор философских наук. Профессор. Председатель экспертного совета по философии и социологии ВАК.

     С 1988 года - член совета директоров Международной федерации философских обществ, вице-президент федерации. С 1988 года также входит в руководство Международного общества по исследованию культуры и теории деятельности. Асессор Международного союза по логике, методологии и философии науки.

     В 2000 годы - заведующий кафедрой эпистемологии и логики философского факультета ГАУГН, председатель экспертного совета по социальным наукам РГНФ, заместитель руководителя междисциплинарного семинара «Точные методы в гуманитарных науках» при Президиуме РАН, заместитель руководителя Научного совета по методологии искусственного интеллекта при Отделении общественных наук РАН, член административного Ученого совета и специализированного совета по онтологии, теории познания и философии науки Института философии РАН, член Учёного совета философского факультета НИУ ВШЭ.

     С 1996 года читает в ГАУГН лекционный курс «Введение в эпистемологию», ведёт семинары, руководит курсовыми и дипломными работами. Периодически читает лекции в РАНХиГС. В 2004 году читал курс «Философия субъективности» на философском факультете УрГУ имени А.М.Горького.

     С 1987 по 2009 год - главный редактор журнала «Вопросы философии», председатель международного редакционного совета журнала. В 1991 году по приглашению Н.Г.Алексеева включился в работу Научного совета по философии образования при Президиуме РА. Создатель научной школы исследования познания и знания в междисциплинарном и культурно-историческом контексте.

     В работах развивает концепцию деятельностного и культурно-исторического анализа познания, даёт критику натуралистической интерпретации познания, вводит понятие «предмета-посредника» в различных формах, вплоть до разнообразных знаково-символических систем, обосновывает концепцию специфически социально-культурной опосредствованности как особенности познавательной деятельности. Им также изучены взаимоотношения деятельностного, конструктивистского и коммуникативного подходов в исследовании познания, в частности в анализе восприятия и мышления.

     В «мета-эпистемологических» исследованиях рассмотрел различные подходы к разработке теории познания и развил социокультурную интерпретацию эпистемологии, опирающуюся на анализ истории науки, истории культуры и данные психологии. Важную роль в концепции Лекторского играет идея существования двух типов субъектов: индивидуального и разных форм коллективных субъектов, отношения между которыми могут меняться.

     Лекторским сделана попытка, используя т. н. коммуникационный подход, пересмотреть ряд традиционных проблем и принципов классической эпистемологии. Вместе с тем Лекторский выявляет связь проблем эпистемологии с рядом актуальных проблем социологии, философии и культуры: гуманизмом, толерантностью, плюрализмом, критицизмом, дискуссией о рациональности в культуре, взаимосвязью веры и знания, вопросом о типах реальности и видах знания.

     Развил идею взаимосвязи сознания внешнего объекта и самосознания субъекта в разнообразных формах, от «неявного знания» себя до развернутых форм рефлексии над собой и продуктами собственной деятельности. Подверг специальному анализу понятие рефлексии, выделив субъективную и объективную рефлексию, показал взаимозависимость осмысления и преобразования объекта в ходе рефлексивной деятельности.

     Лекторским исследована взаимосвязь обоснования и развития знания в процессе рефлексии над научными теориями, дан анализ сложившейся в классической западноевропейской философии интерпретации рефлексии, показана ограниченность подобного понимания и обоснована идея взаимосвязи и взаимопереходов рефлективных и нерефлективных измерений познавательной деятельности.

     Выделил ряд исторических типов рациональности, особое внимание уделив типу, связанному с особенностями технологической цивилизации и определившему специфику науки Нового времени и характерные черты западноевропейской философии в последние столетия.

     Развитие современного типа рациональности Лекторский связал с изменениями в современном знании - как естественнонаучном, так и социально-гуманитарном. Исследовал изменения взаимоотношений наук о природе и наук о человеке в современный период; показал, что с точки зрения методов и эпистемологических предпосылок можно говорить о сближении наук того и другого типа.

     Проанализировал проблему места рациональности вообще и науки в частности в современной культуре и в этой связи специально исследовал феномен пара-науки, раскрыв способы её функционирования в современном обществе вообще и в современном российском обществе в особенности.

     Обосновал роль когнитивного подхода в методологии современных наук о человеке. Изучил условия индивидуальной идентичности и выявил социально-культурные факторы её конституирования, выделил философские основания междисциплинарной проблематики сознания, раскрыл связь традиционной философской проблемы единства сознания с современными исследованиями в области когнитивных наук, психологии и искусственного интеллекта.

     Выявил новые формы взаимоотношения сознательных и бессознательных компонентов познавательной деятельности в связи с анализом понимания бессознательных психических процессов в психоанализе и в современной когнитивной науке. Исследовал философские предпосылки психологической теории деятельности, культурно-историческую теорию Л.С.Выготского, операционно-генетическую эпистемологию Ж.Пиаже и психоанализ З.Фрейда, выявил их связь с общими эпистемологическими проблемами.

     Лекторским рассмотрена теория познания как особый вид рефлексии над знанием, сформулирована идея о включении эпистемологического образа науки в реальный познавательный процесс и проанализированы разные способы этого включения. Исследовав философские проблемы образования, раскрыл условия воспитания творческого мышления, выявил роль диалога как метода обучения и воспитания личностной рефлексии, проанализировал вопросы, связанные с преподаванием философии в школе.

     Руководитель проекта Института философии РАН «Теоретическое знание, понимание и мифотворчество», руководитель российско-украинского научного проекта «Мир знания и жизненный мир человека», руководитель исследовательского проекта «Современный когнитивизм: философия и когнитивные науки».

     Под руководством Лекторского успешно защитили докторские и кандидатские диссертации более 20 человек. Автор и соавтор более 300 научных публикаций.

18.09.2017
ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.