Лавочкин Семен Алексеевич

Российский авиаконструктор. Генерал-майор инженерно-авиационной службы. Член-корреспондент Академии наук Советского Союза. Дважды Герой Социалистического Труда. Четырежды лауреат Сталинской премии. Трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР.


Семен Лавочкин родился 11 сентября 1900 года в городе Смоленск. Мальчик вырос в семье учителя Алтера Ильича и домохозяйки Гиты Савельевны. Окончив городское училище в Рославле, в 1917 году завершил обучение в Курской мужской гимназии с золотой медалью. Через три года поступил в Московский государственный технический университет имени Николая Баумана и окончил его аэромеханический факультет, получив квалификацию «инженер-аэромеханик». Преддипломную практику проходил в конструкторском бюро Андрея Туполева, приняв участие в разработке первого отечественного бомбардировщика «АНТ-4» (ТБ-1).

     После окончания Курской гимназии участвовал в Гражданской войне в составе Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1920 году служил в пограничной охране, откуда был демобилизован и направлен на учебу в Москву. До 1939 года работал в ряде конструкторских бюро в Москве: бюро Поля Ришара, Бюро новых конструкций, особом конструкторском бюро Объединенного государственного политического управления, Главном управлении Народного комиссариата авиационной промышленности Советского Союза.

     С 1939 по 1940 год Лавочкин являлся главным конструктор ОКБ авиационного завода №301. Вместе с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым разработал истребитель «ЛаГГ-3». С 23 ноября 1940 по осень 1945 год, в ходе Великой Отечественной войны занимал пост начальника ОКБ-21 в эвакуации в Нижнем Новгороде. Под руководством Лавочкина в этот период были разработаны такие истребители, как «Ла-5», «Ла-5Ф», «Ла-5ФН» и «Ла-7». После возвращения из эвакуации Семен Алексеевич назначен руководителем опытно-конструкторского бюро-301, а затем получил служебное звание генерального конструктора.

     За выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 21 июня 1943 года Лавочкину Семену Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Mолот».

     В послевоенные годы создавал серийные и экспериментальные истребители, в том числе «Ла-160»: первый отечественный самолет со стреловидным крылом; «Ла-176», на котором впервые в СССР достигнута скорость полета, равная скорости звука; всепогодный двухместный истребитель «Ла-200»; сверхзвуковой истребитель «Ла-190». Под руководством Лавочкина также разработан беспилотный самолет-мишень «Ла-17», который выпускался на протяжении сорока лет. Разведывательный вариант этого беспилотника применялся качестве фронтового фоторазведчика.

     Лавочкин также работал и над ракетной техникой. Под руководством Семена Алексеевича создана первая отечественная система противовоздушной обороны с зенитными управляемыми ракетами: стационарная зенитно-ракетная система «С-25 «Беркут». До 1960 года коллектив под руководством конструктора создал межконтинентальную сверхзвуковую стратегическую крылатую ракету «Буря» и зенитный комплекс ПВО «Даль» с ракетами «земля-воздух» большой дальности.

     За создание образцов реактивного вооружения для системы противовоздушной обороны С-25 Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 20 апреля 1956 года Лавочкину Семену Алексеевичу повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением второй золотой медали «Серп и Молот».

     Помимо военной деятельности Семен Лавочкин вел и общественную работе. Избирался депутатом Верховного совета Советского Союза с третьего по пятый созывы. Имел звание «Генерал-майор инженерно-технической службы». Четырежды получил государственные премии.

     Семен Алексеевич Лавочкин скончался 9 июня 1960 года на военном полигоне Сары-Шаган в Казахстане от острой сердечной недостаточности во время одного из испытаний. Похоронен Дважды Герой Социалистического труда в Москве на Новодевичьем кладбище.


Семья Семена Лавочкина

Отец - Алтер Ильич Лавочкин, учитель еврейской школы.
Мать - Гита Савельевна Лавочкиной, домохозяйка.

Жена - Роза Герцевна Лавочкина (1903-1994), филолог, заведовала библиотекой.
Сын - Александр (1938-1967), инженер в КБ авиаконструктора Михаила Миля.

Награды Семена Лавочкина

Дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956)
Три ордена Ленина
Орден Красного Знамени
Орден Суворова I степени
Орден Суворова II степени
Медаль «За боевые заслуги»
Сталинская премия первой степени (1941) - за разработку новой конструкции самолета («ЛаГГ-3»)
Сталинская премия первой степени (1943) - за модификацию самолета («Ла-5»)
Сталинская премия второй степени (1946) - за создание нового вида самолета («Ла-7»)
Сталинская премия первой степени (1948) - за создание новых типов боевых самолетов

Память о Семене Лавочкине

В 1960 году, сразу после смерти Семена Алексеевича решением правительства ОКБ-301 получило новое наименование - Машиностроительный завод имени С. А. Лавочкина. Ныне известен как НПО Лавочкина.

Имя С. А. Лавочкина носят улицы в городах:

Волгоград
Москва
Липецк
Смоленск
Краснодар
Химки
Хадера (Израиль)

Мемориальные доски установлены:

На доме № 19 по Тверской улице (Москва), где жил С. А. Лавочкин

На улице Агурина (Ахтубинск Астраханской области)

На доме № 16 по улице Чаадаева (Нижний Новгород), где С. А. Лавочкин в жил 1940-1944 годы, возглавляя ОКБ-21.

В 1985 году Министерством связи СССР выпущен художественный маркированный конверт с портретом С. А. Лавочкина (14.05.1985)

Самолеты Семена Лавочкина

Ла-5 - истребитель. Первый полет в 1942 году. Всего за время серийного выпуска было изготовлено 10 002 самолетов Ла-5 всех модификаций. Ла-5 участвовал в боях практически на всех фронтах Великой отечественной войны. В 1947 году самолеты Ла-5 и его модификации были официально сняты с вооружения.

Ла-7 - истребитель. Первый полет в 1944 году. Самолет Ла-7 считается лучшим истребителем Второй мировой войны. Серийное производство Ла-7 продолжалось до 1945 года. Всего было изготовлено 5905 самолетов. Ла-7 был снят с вооружения в 1947 году.

Ла-ВРД - истребитель ( проект ). 1944 год. Проект истребителя нового типа с реактивными двигателями.

Ла-9 - одномоторный поршневой истребитель. Первый полет в 1946 году. Серийный выпуск продолжался с 1946 по 1948 годы. Всего было изготовлено 1559 самолетов. Ла-9 эксплуатировался до 1959 года. На базе Ла-9 был выпущен двухместный учебно-тренировочный самолет Ла-9УТИ.

Ла-11 - одноместный дальний истребитель сопровождения. Первый полет в 1947 году. Серийное производство с 1947 по 1951 годы. Всего было выпущено 1182 самолета. Самолет принимал участие в боевых действиях в Корее и Китае. Ла-11 эксплуатировался до 1966 года.

Ла-15 - одноместный реактивный истребитель. Первый полет в 1948 году. Самолет эксплуатировался с 1949 по 1954 годы. С 1953 года Ла-15 были сняты с вооружения и часть самолетов использовалось как мишени. Всего было изготовлено 235 самолетов Ла-15.

Ла-150 - истребитель. Первый полет в 1946 году. Самолет строился малой серией. Всего было изготовлено 8 самолетов.

Ла-152 - фронтовой истребитель. Первый полет в 1946 году. Самолет был построен в единственном экземпляре. При проведении государственных испытаний в результате вынужденной посадки, из-за отказа двигателя, самолет был сильно поврежден. В дальнейшем не восстанавливался и проект Ла-152 был закрыт.

Ла-156 - опытный истребитель. Первый полет в 1947 году. На самолете Ла-156 был осуществлен первый в СССР полет с включением форсажа на взлете. Всего было построено два экземпляра. Самолет в дальнейшем использовался как летающая лаборатория.

Ла-160 Стрелка - фронтовой истребитель. Первый полет в 1947 году. Первый реактивный истребитель со стреловидным крылом. Ла-160 был построен в единственном экземпляре. В серийное производство самолет не передавался.

Ла-168 - фронтовой истребитель. Первый полет в 1948 году. В процессе государственных испытаний Ла-168 показал отличные пилотажные данные, однако к этому времени уже было принято решение о серийном производстве МиГ-15, поэтому Ла-168 остался только в опытном экземпляре.

Ла-174ТК (тонкое крыло) - экспериментальный истребитель. Первый полет в сентябре 1947 года. Самолет был построен в единственном экземпляре. Самолет использовался в качестве летающей лаборатории.

ЛА-176 - экспериментальный истребитель. Первый полет в 1948 году. Ла-176 был первым самолетом, преодолевшим скорость звука. До конца 1948 года было сделано 6 полетов с преодолением звукового барьера. Официально был зарегистрирован результат полета на высоте 7 000 метров, скорость 1105км/час.

Ла-190 - истребитель-перехватчик. Первый полет в 1951 году. Истребитель создавался для борьбы с бомбардировщиками на высотах 15 000 - 16 000 метров. На Ла-190 впервые была превышена скорость звука в горизонтальном полете. Из-за проблем с двигателем испытания самолета были прерваны. В серийное производство самолет не передавался.

Ла-200 - опытный всепогодный истребитель-перехватчик. Первый полет в 1949 году. Экипаж два человека. В 1952 году был выпущен модернизированный перехватчик Ла-200Б. После испытаний самолета с различными РЛС самолет не был передан в серийное производство, так как в это время появилось управляемое ракетное оружие, которому военные отдали предпочтение.

Ла-250 - дальний сверхзвуковой истребитель-ракетоносец. Первый полет в 1956 году. Первый истребитель-перехватчик с ракетами воздух-воздух и системой наведения. После нескольких аварий во время испытаний самолета в 1959 году все работы по Ла-250 были прекращены. Ла-250 был последним самолетом С. А. Лавочкина.

ЛаГГ-1 - истребитель. Первый полет в 1940 году. Разработчики: Лавочкин, Горбунов, Гудков. Самолет стоял на вооружении перед и во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолета-разведчика. Всего было изготовлено около 100 самолетов ЛаГГ-1.

ЛаГГ-3 - истребитель. Доработка истребителя ЛаГГ-1. Первый полет серийного ЛаГГ-3 в январе 1941 года, а марте самолет был уже принят на вооружение. Всего было выпущено 6 528 самолетов. Самолет был снят с вооружения в 1944 году

09.06.1960
ЗАКРЫТЬ X

Истребитель ЛаГГ-3
 

Истребитель ЛаГГ-3 - одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении РККА перед и во время Великой отечественной войны. Один из трёх самолетов нового поколения, принятых на вооружение перед самой войной. Использовался в качестве истребителя, перехватчика, бомбардировщика, самолёта-разведчика. Положительные качества ЛаГГ-3 мощное вооружение на первых сериях, высокая живучесть, минимальное использование дефицитных материалов. Среди недостатков слабый двигатель и вследствие этого плохая тяговооружённость, недоработки конструкции из-за коротких сроков разработки, чрезмерный вес при применении слабоизученного материала, вынудило при расчётах использовать большие коэффициенты запаса прочности.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.