Куманичкин Александр Сергеевич

Куманичкин Александр родился 26 августа 1920 года в городе Калининск Саратовской области. Рос в семье рабочего. Член КПСС с 1943 года. С 1930 года жил в Москве. Окончил семь классов неполной средней школы и школу фабрично-­заводского ученичества, работал затяжчиком на обувной фабрике "Буревестник", был игроком московской футбольной команды того же названия, учился в аэроклубе.

     В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военно­-авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком-­инструктором. В мае 1941 года - командир эскадрильи в ВВС Московского военного округа. На фронтах Великой Отечественной войны с лета 1941 года на западном и на южном направлениях.

     В 1942 году переведён в 943-­й истребительный авиаполк на Южном и Северо­Кавказском фронтах, в апреле 1943 года переведён в 927-­й авиаполк на Воронежский фронт. С июля 1943 года в составе истребительного авиационного полка, позднее переименованного в 41-­й гвардейский, воевал на Курской дуге, сражался над Белгородом и Харьковом. Свою первую победу одержал в первый день Курской битвы, 5 июля 1943 года. В битве за Днепр выполнил более 50 боевых вылетов. Отличился в боях за освобождение Киева.

     Осенью 1943 года в районе Пирятина четвёрка истребителей, ведомая Куманичкиным, разогнав истребители прикрытия, сбила 9 пикировщиков Ju­-87.Командующий фронтом Ватутин, видевший этот бой, наградил бесстрашного лётчика орденом Красного Знамени.

     К ноябрю 1943 года командир эскадрильи 41-­го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Куманичкин совершил 196 боевых вылетов, в 36 воздушных боях сбил лично 18 и в паре один самолёт противника.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в воздушных боях с немецко­-фашистскими захватчиками гвардии капитану Александру Сергеевичу Куманичкину присвоено звание Героя Советского Союзас вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

     В сентябре 1944 года гвардии майор Куманичкин был направлен в так называемый "Маршальский" 19-­й истребительный авиационный полк, вскоре переименованный в 176­й гвардейский, на должность штурмана полка. В новом коллективе Александр Сергеевич продолжал много летать и одерживать очередные победы. Его постоянным ведомым был Крамаренко. Летая вместе с ним, Куманичкин уничтожил 6 самолётов противника.

     Неоднократно Александр Куманичкин вылетал на задания вместе с Иванов Никитовичем Кожедубом. Так 12 февраля 1945 года шестёрка Ла-­7 под командованией Кожедуба провела бой с группой из 30 FW­-190. В результате, потеряв восемь машин, противник покинул поле боя. Одну победу в этом бою одержал и Куманичкин. Своего "Фоккера" он сбил в лобовой атаке, несмотря на более чем двукратное превосходство немецкого истребителя в массе секундного залпа.

     В конце 1944 года в 176­-й гвардейский истребительный авиационный полк поставили первую партию фотокинопулемётов. Освоили их довольно быстро. На пленке они фиксировали всё с абсолютной точностью. Благодаря фотоконтролю можно было правильно анализировать свои действия и выяснять, успешна ли была стрельба.

     В середине апреля 1945 года майор Куманичкин одержал очередную победу в воздухе, уничтожив ещё один "Фокке-­Вульф". Свой последний бой Куманичкин провёл 30 апреля 1945 года над западной окраиной Берлина, когда в паре с Крамаренко вылетев на "свободную охоту" встретили 16 FW-­190 гружёных бомбами. В скоротечном бою Александр Куманичкин сбил один самолёт и "Фоккеры", поспешно освободившись от бомб, бросились врассыпную.

     Всего за годы Великой отечественной войны отважный лётчик совершил 300 боевых вылетов, участвуя в 70 воздушных боях, уничтожил 31 самолёт лично и 4 - в группе с товарищами. Воевал на истребителях Ла-­5 и Ла-­7.

     После войны продолжил службу в ВВС. С 1946 года ­ командир 29-­го гвардейского истребительного авиационного полка в ВВС Московского военного округа, который первым в ВВС освоил новейшие реактивные истребители МиГ­-15 и участвовал в воздушных парадах над Красной площадью. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно­-тактические курсы усовершенствования командиров частей. Однако в конце 1940-­х из­-за конфликта с командующим ВВС Московского военного округа генерал­ лейтенантом Сталиным был переведён с понижением на Сахалин заместителем командира истребительного авиационного полка. Вскоре стал его командиром.

     Вскоре после начала Корейской войны 1950­ - 1953 годов подполковник Куманичкин назначен заместителем командира, а в октябре 1951 года ­ командиром 303-­й истребительной авиационной дивизии 64­-го истребительного авиационного корпуса.

     Участвовал в боевых действиях в Корее с июня 1951 по февраль 1952 года, принимал личное участие в воздушных боях, сбил 1 истребитель США в бою 11 сентября 1952 года.

     В 1954 году окончил Высшую военную академию имени Ворошилова. В 1954 году назначен начальником 4-­го Центра боевого применения ВВС в Воронеже. Первым поднимался в воздух на всех прибывших в Центр новейших самолётах, только затем выпускал на них в небо своих подчинённых.

     В 1960 году получил тяжелую травму шейных позвонков при прыжке в воду во время купания. Позже Куманичкин списан с лётной работы и назначен начальником разведки воздушной армии в Закавказье.

     С 1961 года генерал-­майор авиации Куманичкин уволен в запас. Жил в Воронеже, трудился начальником лётно­-испытательной станции на Воронежском авиазаводе. Написал книгу воспоминаний о Великой Отечественной войне "Чтобы жить...".

     Скончался 24 октября 1983 года. Похоронен на Юго­-Западном кладбище в Воронеже.

     Награждён орденом Ленина, 6 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды и медалями. В Воронеже на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

24.10.1983

Куманичкин Александр Сергеевич

Герой Советского Союза
Дата рождения: 26 августа 1920 года (99 лет назад)
Дата смерти: 24 октября 1983 года (36 лет назад)

Куманичкин Александр родился 26 августа 1920 года в городе Калининск Саратовской области. Рос в семье рабочего. Член КПСС с 1943 года. С 1930 года жил в Москве. Окончил семь классов неполной средней школы и школу фабрично-­заводского ученичества, работал затяжчиком на обувной фабрике "Буревестник", был игроком московской футбольной команды того же названия, учился в аэроклубе.

     В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военно­-авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком-­инструктором. В мае 1941 года - командир эскадрильи в ВВС Московского военного округа. На фронтах Великой Отечественной войны с лета 1941 года на западном и на южном направлениях.

     В 1942 году переведён в 943-­й истребительный авиаполк на Южном и Северо­Кавказском фронтах, в апреле 1943 года переведён в 927-­й авиаполк на Воронежский фронт. С июля 1943 года в составе истребительного авиационного полка, позднее переименованного в 41-­й гвардейский, воевал на Курской дуге, сражался над Белгородом и Харьковом. Свою первую победу одержал в первый день Курской битвы, 5 июля 1943 года. В битве за Днепр выполнил более 50 боевых вылетов. Отличился в боях за освобождение Киева.

     Осенью 1943 года в районе Пирятина четвёрка истребителей, ведомая Куманичкиным, разогнав истребители прикрытия, сбила 9 пикировщиков Ju­-87.Командующий фронтом Ватутин, видевший этот бой, наградил бесстрашного лётчика орденом Красного Знамени.

     К ноябрю 1943 года командир эскадрильи 41-­го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Куманичкин совершил 196 боевых вылетов, в 36 воздушных боях сбил лично 18 и в паре один самолёт противника.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в воздушных боях с немецко­-фашистскими захватчиками гвардии капитану Александру Сергеевичу Куманичкину присвоено звание Героя Советского Союзас вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

     В сентябре 1944 года гвардии майор Куманичкин был направлен в так называемый "Маршальский" 19-­й истребительный авиационный полк, вскоре переименованный в 176­й гвардейский, на должность штурмана полка. В новом коллективе Александр Сергеевич продолжал много летать и одерживать очередные победы. Его постоянным ведомым был Крамаренко. Летая вместе с ним, Куманичкин уничтожил 6 самолётов противника.

     Неоднократно Александр Куманичкин вылетал на задания вместе с Иванов Никитовичем Кожедубом. Так 12 февраля 1945 года шестёрка Ла-­7 под командованией Кожедуба провела бой с группой из 30 FW­-190. В результате, потеряв восемь машин, противник покинул поле боя. Одну победу в этом бою одержал и Куманичкин. Своего "Фоккера" он сбил в лобовой атаке, несмотря на более чем двукратное превосходство немецкого истребителя в массе секундного залпа.

     В конце 1944 года в 176­-й гвардейский истребительный авиационный полк поставили первую партию фотокинопулемётов. Освоили их довольно быстро. На пленке они фиксировали всё с абсолютной точностью. Благодаря фотоконтролю можно было правильно анализировать свои действия и выяснять, успешна ли была стрельба.

     В середине апреля 1945 года майор Куманичкин одержал очередную победу в воздухе, уничтожив ещё один "Фокке-­Вульф". Свой последний бой Куманичкин провёл 30 апреля 1945 года над западной окраиной Берлина, когда в паре с Крамаренко вылетев на "свободную охоту" встретили 16 FW-­190 гружёных бомбами. В скоротечном бою Александр Куманичкин сбил один самолёт и "Фоккеры", поспешно освободившись от бомб, бросились врассыпную.

     Всего за годы Великой отечественной войны отважный лётчик совершил 300 боевых вылетов, участвуя в 70 воздушных боях, уничтожил 31 самолёт лично и 4 - в группе с товарищами. Воевал на истребителях Ла-­5 и Ла-­7.

     После войны продолжил службу в ВВС. С 1946 года ­ командир 29-­го гвардейского истребительного авиационного полка в ВВС Московского военного округа, который первым в ВВС освоил новейшие реактивные истребители МиГ­-15 и участвовал в воздушных парадах над Красной площадью. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно­-тактические курсы усовершенствования командиров частей. Однако в конце 1940-­х из­-за конфликта с командующим ВВС Московского военного округа генерал­ лейтенантом Сталиным был переведён с понижением на Сахалин заместителем командира истребительного авиационного полка. Вскоре стал его командиром.

     Вскоре после начала Корейской войны 1950­ - 1953 годов подполковник Куманичкин назначен заместителем командира, а в октябре 1951 года ­ командиром 303-­й истребительной авиационной дивизии 64­-го истребительного авиационного корпуса.

     Участвовал в боевых действиях в Корее с июня 1951 по февраль 1952 года, принимал личное участие в воздушных боях, сбил 1 истребитель США в бою 11 сентября 1952 года.

     В 1954 году окончил Высшую военную академию имени Ворошилова. В 1954 году назначен начальником 4-­го Центра боевого применения ВВС в Воронеже. Первым поднимался в воздух на всех прибывших в Центр новейших самолётах, только затем выпускал на них в небо своих подчинённых.

     В 1960 году получил тяжелую травму шейных позвонков при прыжке в воду во время купания. Позже Куманичкин списан с лётной работы и назначен начальником разведки воздушной армии в Закавказье.

     С 1961 года генерал-­майор авиации Куманичкин уволен в запас. Жил в Воронеже, трудился начальником лётно­-испытательной станции на Воронежском авиазаводе. Написал книгу воспоминаний о Великой Отечественной войне "Чтобы жить...".

     Скончался 24 октября 1983 года. Похоронен на Юго­-Западном кладбище в Воронеже.

     Награждён орденом Ленина, 6 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды и медалями. В Воронеже на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

... читать ещё >

Государственный центр подготовки авиационного персонала
Липецкий авиацентр Министерства обороны

Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В. П. Чкалова, Липецкий авиацентр, войсковая часть u211662632 - структурное формирование ВВС России, осуществляющее переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей, а также разработку и внедрение методик боевого применения авиационных комплексов. Центр расположен на аэродроме «Липецк-2». На хранении находится большое количество списанной авиатехники, предназначенной для утилизации. Помимо действующей бетонной взлётно-посадочной полосы, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП размерами 2 500×40 метров, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка. В авиацентре есть свой музей, который действует с 1980 года. В состав центра входят пилотажные группы «Соколы России», «Русские витязи» и «Стрижи». 
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.