Козинцев Григорий Михайлович

Режиссер театра и кино. Сценарист. Педагог. Публицист. Народный артист Советского Союза. Заслуженный деятель искусств России. Лауреат Ленинской премии и Двух Государственных премий.


Григорий Козинцев родился 22 марта 1905 года в городе Киев, Украина. Творчеством, юноша начал заниматься являясь студентом Киевской школы живописи. Принимал участие в оформлении спектаклей в театре Соловцова и в декорировании киевских улиц. Молодому человеку нравилась работа в театре и в 1919 году, еще учась в гимназии, вместе со своими друзьями организовал в Киеве экспериментальный театр «Арлекин», где ставил спектакли.

     В 1920 году Козинцев переехал в Санкт-Петербург, где два года обучался живописи в академии художеств и одновременно работал режиссером Студии Театра Комической оперы.

     В 1922 году начала работать знаменитая театральная мастерская ФЭКС: фабрика эксцентрического актера, основанная Козинцевым, Леонидом Траубергом и воспитавшая плеяду замечательных актеров и режиссеров кино. Постановкой эксцентрической переработки «Женитьбы» основатели фабрики дебютировали в художественной жизни Санкт-Петербурга.

     Вскоре, Козинцев и Трауберг решили перенести свои эксперименты в области эксцентрической комедии в кинематограф, преобразовав театральную мастерскую в «Киномастерскую ФЭКС», и с 1924 года начали работать в кино. Первые их режиссерские работы в «немом» кино: «Похождения Октябрины» и «Мишки против Юденича» отличались эксцентризмом, а первый полнометражный фильм: мелодрама «Чертово колесо» оказался уже зрелой работой.

     Следующий фильм, созданный силами ФЭКС, «Шинель» стал одним из шедевров отечественного немого кино. Комедия «Братишка» и историческая мелодрама «С. В. Д.» пользовались большим успехом у зрителей. С началом звукового кино начался и новый период в творчестве режиссеров. Их кинокартина «Одна» обозначила переход к реалистическому искусству.

     Следующее десятилетие Козинцев и Трауберг посвятили работе над трилогией «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», вошедшей в золотой фонд отечественного киноискусства. Хотя картины сняты в жанре историко-революционной эпопеи, чем режиссеры отдали дань официальному искусству, это не помешало им сделать ленты зрелищными и новаторскими. В годы Великой Отечественной войны Козинцев выпускал короткометражные сюжеты «Боевых киносборников».

     В 1946 году режиссер попал в опалу из-за своего фильма «Простые люди», который включен в число «порочных, неудачных и ошибочных» лент. Но все же ему позволили снимать, и режиссер обратился к биографическому жанру, поставив фильмы «Пирогов» и «Белинский».

     Возвращение Козинцева в кинематограф состоялось только после смерти Сталина. В середине 1950-х годов Сергей Васильев, ставший директором «Ленфильма», пригласил Григория Михайловича для съемок фильма «Дон Кихот». Хотя за последующие два десятилетия мастер снял всего три фильма, они все стали событием не только в российском, но и в мировом кино. Его «Дон-Кихот» стал классическим образцом экранизации, получил высокую оценку во всем мире и Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере. Испанцы называли его самой испанской из всех киноверсий этого романа. Важнейшим этапом творчества Козинцева этих лет стала работа над трагедиями Уильяма Шекспира, фильмами: «Гамлет» и «Король Лир».

     В 1962 году Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к этим выдающимся экранизациям. Параллельно с работой в кино Григорий Михайлович выступал и как театральный режиссер. На сценах петербургских театров поставил спектакли «Опасный поворот», «Король Лир», «Отелло» и «Гамлет».

     Не менее важной сферой деятельности для Григория Козинцева оставалась педагогика. Еще со времени основания фабрики эксцентричного актера начал преподавать в Российском государственном институте сценических искусств, в который влилась киномастерская ФЭКС. С 1944 года вел режиссерскую мастерскую во Всероссийском государственном институте кинематографии, а с 1965 по 1971 год руководил режиссерской мастерской на «Ленфильме». Среди его учеников известные сегодня режиссеры: Илья Авербах, Алексей Герман, Игорь Масленников, Александр Орлов, Станислав Ростоцкий, Эльдар Рязанов.

     Козинцев являлся Народным артистом Советского Союза, лауреатом Ленинской и двух Государственных премий, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции и другими наградами, в том числе и различных международных кинофестивалей.

     Григорий Михайлович Козинцев скончался 11 мая 1973 года в Санкт-Петербурге. Похоронен режиссер на Литераторских мостках Волковского кладбища.


Награды Григория Козинцева

Заслуженный деятель искусств России (06.03.1950)

Народный артист СССР (27.04.1964)

Сталинская премия первой степени (1941) - за кинотрилогию о Максиме (1934, 1937, 1938)

Сталинская премия второй степени (1948) - за фильм «Пирогов» (1947)

Ленинская премия (1965) - за фильм «Гамлет» (1964)

Два ордена Ленина (11.01.1935)

Орден Октябрьской Революции

Два ордена Трудового Красного Знамени (01.02.1939) - за фильм «Выборгская сторона» (1938)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

МКФ в Москве (1935, Главный приз («Серебряный кубок») за программу к/с «Ленфильм», фильм «Юность Максима»)

ВКФ (1958, Вторая премия за режиссуру, фильм «Дон Кихот»)

ВКФ (1958, Третья премия по разделу художественных фильмов, фильм «Дон Кихот»)

МКФ в Ванкувере (1958, Почетная грамота, фильм «Дон Кихот»)

ВКФ (1964, Специальная премия жюри «За выдающееся воплощение на экране трагедии Шекспира», фильм «Гамлет»)

КФ шекспировских фильмов в Висбадене (1964, Приз за лучший фильм, фильм «Гамлет»)

МКФ в Венеции (1964, Специальная премия, фильм «Гамлет»)

МКФ в Сан-Себастьяне (1964, Приз, фильм «Дон Кихот»)

МКФ в Сан-Себастьяне (1965, Специальный приз жюри, фильм «Гамлет»)

МКФ в Сан-Себастьяне (1965, Премия национальной федерации испанских киноклубов, фильм «Гамлет»)

Союз польских журналистов (1965, Почетный диплом клуба кинокритиков, фильм «Гамлет»)

«Золотой лавровый венок» Фонда Д. О. Селзника (1966, «За вклад в международное понимание путем разработки общечеловеческих тем и демонстрации кинематографического искусства высшего уровня», фильм «Гамлет»)

МКФ в Лиме (1966, Премия нац. совета киноцензуры «Серебряная лама», фильм «Гамлет»)

МКФ в Панаме (1966, Приз «Серебряное блюдо», фильм «Гамлет»)

Премия «Фемина» (Бельгия) (1966, фильм «Гамлет»)

МКФ в Тегеране (1972, Главный приз «Золотая статуэтка крылатого тура», фильм «Король Лир»)

МКФ в Чикаго (1972, Приз «Серебряный Хьюго», фильм «Король Лир»)

МКФ в Милане (1973, Золотая медаль, фильм «Король Лир»)

Творчество Григория Козинцева

Режиссерские работы

1924 - Похождения Октябрины (короткометражный)
1925 - Мишки против Юденича (короткометражный)
1926 - Чертово колесо (короткометражный)
1926 - Шинель
1926 - Братишка (короткометражный)
1927 - С. В. Д.
1929 - Новый Вавилон
1931 - Одна
1934 - Юность Максима
1937 - Возвращение Максима
1938 - Выборгская сторона
1941 - Случай на телеграфе (киноновелла из Боевого киносборника № 2)
1941 - Великий лекарь (не был завершен)
1942 - Юный Фриц
1942 - Однажды ночью (киноновелла из Боевого киносборника «Наши девушки»)
1945 - Простые люди
1947 - Пирогов
1951 - Белинский
1957 - Дон Кихот
1964 - Гамлет
1970 - Король Лир

Поставленные сценарии

1924 - Похождения Октябрины (короткометражный)
1925 - Мишки против Юденича (короткометражный)
1926 - Братишка (короткометражный)
1929 - Новый Вавилон
1931 - Одна
1934 - Юность Максима
1937 - Возвращение Максима
1938 - Выборгская сторона
1941 - Встреча с Максимом (киноновелла из Боевого киносборника № 1)
1945 - Простые люди
1951 - Белинский (совместно с Ю. П. Германом и Е. П. Серебровской)
1964 - Гамлет
1970 - Король Лир

Участие в фильмах

1963 - В ответ на ваше письмо (документальный)
1967 - Юрий Толубеев (документальный)
1970 - Один час с Козинцевым, или Семь мнений (документальный)

Архивные кадры

1997 - Квартира Козинцева (документальный)
1998 - Петербургский дневник. Квартира Козинцева (документальный, видео)
2002 - Кинорежиссер: профессия и судьба (документальный, телевизионный, видео, сериал) - в сериях «ФЭКС», «Григорий Козинцев»
2005 - Григорий Козинцев (из документального цикла «Острова»)

Театральные работы

1919 - «Балаганное представление четырех клоунов» - театр «Арлекин» (Киев)
1919 - «Царь Максимилиан» - (Киев)
1922 - «Женитьба» Н. В. Гоголя - «Фабрика эксцентрического актера»
1923 - «Внешторг на Эйфелевой башне» - «Фабрика эксцентрического актера» (совместно. с Л. Траубергом)
1939 - «Опасный поворот» - в Театре Комедии (Ленинград)
1941 - «Король Лир» У. Шекспира - в БДТ имени М. Горького (Ленинград)
1944 - «Отелло» У. Шекспира - в Академическом театре драмы имени Пушкина (Ленинград)
1954 - «Гамлет» У. Шекспира - в Академическом театре драмы имени Пушкина (Ленинград)

Семья Григория Козинцева

Сестра матери - Роза Григорьевна Лурье (1876-1954), врач-гинеколог и ученый-медик.

Брат матери - Александр Григорьевич Лурье (1868-1954), дерматовенеролог, профессор и заведующий кафедрой кожно-венерических болезней Киевского института усовершенствования врачей (1919-1954).

Отец - Моисей Исаакович Козинцов (1859-1930), санитарный врач, терапевт и педиатр.
Мать - Анна Григорьевна Лурье, из киевской раввинской семьи.

Сестра - Любовь Михайловна Козинцова (1899-1970), скульптор и график, жена писателя И. Г. Эренбурга, бывшего двоюродным братом Анны Григорьевны Лурье - матери Г. М. Козинцева.

Первая жена (1923-1943) - Софья Зиновьевна Магарилл (1900-1943), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1935).

Вторая жена (с 1945 года) - Валентина Георгиевна Козинцева (урожденная Древницкая), дочь воздухоплавателя и парашютиста Ю. М. Швамбаума-Древницкого (1868-1917) и секретарши В. Б. Шкловского Ольги Ивановны Гребнер.
Сын - Александр Григорьевич Козинцев (род. 1946), профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела антропологии Музея антропологии и этнографии РАН имени Петра Великого (Кунсткамера).

11.05.1973
ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.