Ковалев Сергей Никитич

Генеральный конструктор отечественных атомных подводных крейсеров стратегического назначения. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственных премий Российской Федерации. Действительный член Российской академии наук. Доктор технических наук.


Сергей Ковалев родился 15 августа 1919 года в городе Санкт-Петербург. После окончания школы, до 1942 года учился в местном кораблестроительном институте. Находясь в эвакуации во время Великой Отечественной войны, весной 1943 года юноша закончил обучение в киргизском городе Каракол и успешно защитил диплом Николаевского кораблестроительного института, получив специальность «инженер-кораблестроитель».

     После окончания вуза Ковалев направлен на работу в Центральное конструкторское бюро №18, позднее переименованное в Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». Через пять лет, специалист переведен в Специальное конструкторское бюро №143, где занимал должность пост главного конструктора подводных лодок. В 1954 году назначен на должность главного конструктора парогазотурбинной подводной лодки проекта 617.

     В 1958 году Сергей Никитич назначен на должность Главного, а впоследствии, Генерального конструктора атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения проектов 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ и 941. На предприятии «Севмаш», по проектам Ковалева построено более 73-х подводных лодок. В общей сложности, по восьми проектам выдающегося конструктора построено 92 подводные лодки.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 года за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота Ковалеву Сергею Никитичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

     В 1971 году назначен главным конструктором проекта атомного подводного крейсера третьего поколения проекта 941 («Акула»). По совокупности всех показателей конструкция этого ракетоносца является оптимальной, обеспечивает выполнение всех требований, предъявленных к этим кораблям. Они стали гордостью и главной ударной силой Военно-Морского Флота России, занесены в международную Книгу рекордов Гиннесса и считаются одним из сложнейших и наукоемких инженерных сооружений ХХ века.

     Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 4 декабря 1974 года за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники Ковалев Сергей Никитич награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

     Долгое время осуществлял координацию деятельности Санкт-Петербургских научных учреждений в части фундаментальных и поисковых исследований в области теории корабля, прочности, гидродинамики, энергетики, обогатившими отечественную науку и технику. Высокая инженерно-техническая эрудиция, хорошие организаторские способности, творческая работа с заводами-строителями, научно-исследовательскими и проектными организациями, большой опыт по проектированию, строительству и испытаниям подводных лодок выдвинули Ковалева в число крупнейших специалистов отрасли.

     В 1994 году занял должность генерального конструктора акционерного общества «Росшельф» по морским ледостойким нефтегазодобывающим и разведочным платформам. Руководил многими научными, расчетно-теоретическими, экспериментальными и поисковыми работами в области теории корабля, прочности, гидродинамики, энергетики.

     В разные периоды трудовой, научной и общественной деятельности, Ковалев отмечен государственными наградами и знаками отличия. Является дважды Героем Социалистического труда. Лауреат различных премий. Действительный член Российской академии наук. Доктор технических наук. Автор более 150 научных трудов и большого количества изобретений.

     Его вклад в отечественную науку и промышленность долгие годы оставался за завесой секретности. Тем не менее, по проектам и при непосредственном участии Ковалева построено четыре поколения атомных подводных лодок, в том числе крейсера стратегического назначения: основа морского ракетно-ядерного щита страны. Фактически, его беспримерным научным и трудовым подвигом сведена к нулю вероятность возникновения третьей мировой войны.

     Сергей Никитич Ковалев скончался 24 февраля 2011 года на 92-м году жизни. Похоронен Дважды Герой Социалистического Труда на Красненьком кладбище Санкт-Петербурга.

Награды и Признание Сергея Ковалева

Награды и Признание Сергея Ковалева

Почетные звания

Дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974)

Почетный гражданин Северодвинска (2003)

Ордена и медали

Четыре ордена Ленина (1963, 1970, 1974, 1984)

Орден Октябрьской Революции (1978)

Золотая медаль имени В. Г. Шухова (1997)

Орден «За морские заслуги» (2003)

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2009)

Премии

Ленинская премия - за руководство работами по созданию лодок проекта 658в (1965)

Государственная премия СССР - за руководство работами по созданию кораблей проекта 667БДР (1978)

Премия имени А.Н. Крылова Правительства Санкт-Петербурга - за большой вклад в развитие отечественного судостроения и укрепления связей промышленности с Российской академией наук (2004)

Государственная премия Российской Федерации - за разработку, создание и развитие трёх поколений атомных подводных ракетоносцев (2006)

Поощрения

Благодарность Президента Российской Федерации - за большой личный вклад в развитие подводного кораблестроения (1999)

Память о Сергее Ковалеве

Память о Сергее Ковалеве

В 1985 году на Аллее Героев в Санкт-Петербурге установлен бюст Сергея Никитича (скульптор А. М. Игнатьев, архитектор В. И. Ковалева).

В 2011 году набережной на Севмашпредприятии присвоено имя С. Н. Ковалева.

В Северодвинске на предприятии «Звездочка» построен морской транспорт вооружения проекта 20180ТВ «Академик Ковалев» для Северного флота.

В августе 2014 года на здании Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБМТ) «Рубин» открыта мемориальная доска генеральному конструктору ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, академику Сергею Никитичу Ковалеву

В марте 2017 году в Военно-морской академии имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова открыта именная аудитория академика Сергея Ковалева и установлена памятная доска с барельефом.

Его жизни и работе посвящены книги «Академик Сергей Никитич Ковалев» (Виктор Семенов, 1999), «Ученый. Конструктор. Человек» (коллектив авторов, 2013).

Семья Сергея Ковалева

Семья Сергея Ковалева

Жена - Тамара Васильевна Ковалева (урожденная Урвачева), сотрудница Центрального НИИ военного кораблестроения.
Сын - Алексей.

24.02.2011
ЗАКРЫТЬ X

Атомная подводная лодка «Акула»
 

Атомная подводная лодка «Акула» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941. По кодификации НАТО - SSBN «Typhoon». Является самой большой подводной лодкой в мире. Проект разработан в ЛПМБ «Рубин». Главный конструктор - Ковалев Сергей Никитич. Всего серия подводных лодок состояла из 6 субмарин с 1981 по 1989 год. Энергетическая установка лодки выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. Для постройки АПЛ был специально возведен новый цех u2116 55 - самый большой крытый эллинг в мире. Большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса. Особенностью конструкции АПЛ является наличие внутри легкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 метров и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. 

Атомная подводная лодка К-19
 

Подводная лодка К-19 - атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами. Являлась первой АПЛ Советского Союза оснащенной баллистическими ракетами. За многочисленные аварии лодка имела неофициальное прозвище «Хиросима». Проект подлодки был разработан в ЦКБ-18, ЦКБМТ «Рубин», технический проект разработал главный конструктор Игорь Борисович Михайлов, строительство осуществлял главный конструктор Сергей Никитич Ковалёв. Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.