Константинов Анатолий Устинович

Российский военачальник.
Маршал авиации. Герой Советского Союза.
Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1981-1986).
Кандидат в члены Центральный Комитет Коммунистической Партии (1986-1989).
Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР с XIX по XI созыв (1974-1989).


Анатолий Константинов родился 12 июня 1923 года в городе Москва. Еще на школьной скамье пристрастился к книгам, которые стали его добрыми друзьями. Окончил девять классов неполной средней школы и Бауманский аэроклуб. Как и многие сверстники того времени парень хотел быть похожим на героев-летчиков: Валерия Чкалова, Георгия Байдукова, Александра Белякова. Поэтому отлично учился, недосыпал и совмещал обучение в аэроклубе с работой.

     В военной авиационной школе, под руководством опытных командиров, Константинов в совершенстве освоил летное дело, получил крепкую закалку, приобрел прочные теоретические знания, научился летать. В 1940 году молодого человека призвали на военную службу, по путевке комсомола и направили в Тбилисскую военную авиационную школу пилотов Красной Армии, которую успешно окончил в 1941 году.

     Война застала Константинова в 83-м истребительном авиационном полку под городом Саратов, в котором осваивал новый самолет Як-1, недавно поступивший на вооружение военно-воздушных сил. Анатолий учился летать в любую погоду, совершенствовал стрельбу из пулеметов и пушки. За свои успехи и старания назначен командиром звена, а позже стал заместителем командира.

     Константинов рвался на фронт и просил командование направить его на Западный фронт, защищать от воздушных налетов врага свой родной город: Москву. Однако в действующую армию девятнадцатилетний юноша попал лишь в августе 1942 года. Причем направили его под Сталинград, когда там развернулась ожесточенная битва, ставшая одним из поворотных событий Великой Отечественной войны. Летчик прибыл на место в конце августа 1942 года и включился в боевую работу. Летая на истребителе Як-1, Анатолий принял участие в жарких схватках с немецкой авиацией над Мамаевым курганом.

     Больше половины боевых вылетов у Константинова связаны с сопровождением штурмовиков, обеспечивая эффективность их ударов. Анатолий Устинович успешно отбивал атаки истребителей врага, за что пользовался уважением у летчиков-штурмовиков. Также, имел от командования штурмовых полков и дивизий благодарности, показав себя в воздушных боях смелым бойцом.

     Летчик вступал в схватки, не пасуя перед численным превосходством врага. В опасных боях всегда чувствовал опеку и поддержку опытных воздушных бойцов, будущих Героев Советского Союза Петра Дзюбы и Ивана Леонова. Во время одной из битв в ноябре 1942 года лейтенант Константинов оказался легко ранен в руку.

     В 1943 году началась новая страница боевой биографии летчика Константинова. Участвуя в боях по освобождению Крыма лично выполнил 44 успешных боевых вылета на сопровождении групп штурмовиков. В условиях ожесточенных воздушных боев с вражеской авиацией молодой летчик сбил шесть самолетов противника: Ме-109F, Ju-87, четыре FW-190.

     С каждым месяцем росло мастерство Анатолия Устиновича. Один из лучших пилотов полка и дивизии, удивлял даже видавших виды асов безукоризненной точностью в управления самолетом, и с учетом личного мужества, все чаще действовал как подлинный герой. Вот как сложился его бой с противником 8 апреля 1944 года. Являясь ведущим четверки «Яков», выполнял боевую задачу по сопровождению группы штурмовиков. В районе цели оказались атакованы десятью немецкими истребителями FW-190 и Ме-109F. Капитан Гвардии Константинов, приняв мужественное решение, вступил в неравный бой. Под его руководством четверка истребителей сбила три вражеских самолета, остальные скрылись. Сам Константинов лично сбил тогда Ме-109F. А главное: удалось предотвратить потери среди сопровождаемых штурмовиков.

     Летом 1944 года 85-й Гвардейский авиаполк, где служил Константинов перевооружили на новейший истребитель Як-3. В то время Анатолий Устинович принимал участие в боевых действиях по освобождению Румынии и Венгрии, Польши. Тогда его эскадрилья успешно выполняла задания по прикрытию своих войск и других военных объектов, не допуская их бомбардировки. Однажды шестерка «Яков» под командованием Константинова вылетела с задачей не допустить бомбардировки. Истребители встретили до 30 фашистских FW-190 с подвешенными бомбами. Даже при пятикратном превосходстве противника командир завязал воздушный бой. В первой же атаке сбил «Фоккер». Его ведомые последовали примеру командира: сбили еще 2 FW-190. Смелые действия наших летчиков вызвали панику у противника. Не долетев до цели, вражеские летчики беспорядочно сбросили бомбы и ушли на свой аэродром.

     Мужество, отвага, мастерство молодого летчика не остались незамеченными. За героизм, проявленные в боях с врагами на Сталинградском, Южном, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах, за боевые подвиги, совершенные в небе Крыма, Румынии и Венгрии, 4 февраля 1945 года командование представило Капитана Анатолия Константинова к званию Героя Советского Союза.

     Указом президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной Войне, капитану гвардии Константинову Анатолию Устиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

     За годы Великой Отечественной войны Константинов Анатолий совершил 327 боевых вылетов на различных моделях самолетов ЯК и ИЛ, проведя 107 воздушных боев и лично сбив 23 самолета противника. После завершения войны почти двадцать лет служил на Дальнем Востоке, часто по службе приходилось бывать на Сахалине и Курильских островах.

     В ноябре 1952 года Анатолий Устинович возглавил авиаполк. С февраля 1956 года стал заместителем командира, а в марте 1957 года получил повышение до командира истребительной авиационной дивизии. В апреле 1958 года занял пост командира дивизии противовоздушной обороны. В мае 1960 года назначен командиром корпуса противовоздушной обороны.

     Анатолий Устинович лично продолжал летать пилотом истребителя вплоть до 1962 года на различных типах боевых машин: МиГ-15 и МиГ-19, Як-25 и Як-28.

     По личному ходатайству Министра обороны СССР Родиона Малиновского в 1962 году Анатолий Устинович, не имея высшего образования, принят в Военную академию Генерального штаба, которую успешно окончил в 1964 году.

     В декабре 1970 года Константинов занял пост командующего 11-й отдельной Краснознаменной армией противовоздушной обороны, а затем заместителем командующего войсками Дальневосточного военного округа по ПВО в Хабаровске. На новой должности ему вновь приходилось часто и подолгу находиться на крайних рубежах страны: Сахалина и Курил отлаживая взаимодействие частей ПВО Дальнего Востока.

     В 1973 году Герою Великой Отечественной войны присвоено звание Генерал-полковника. С июля 1973 по апрель 1980 года являлся командующим войсками Краснознаменного Бакинского округа противовоздушной обороны. С апреля 1980 года на протяжении семи лет являлся командующим войсками Московского округа противовоздушной обороны. В 1982 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.

     Анатолий Устинович Константинов 30 апреля 1985 года торжественно утвержден в новом высоком звании: Маршал авиации.

     До 1989 года Герой Советского Союза участвовал в политической деятельности, являясь депутатом Верховного Совета СССР с IX по XI созыв от Рязанской области. Параллельно входил в Ревизионную комиссию Центрального Комитета КПСС.

     Константинов Анатолий Устинович оказался снят с должности Командующего войсками Московского округа противовоздушной обороны, после того как гражданин Федеративной Республики Германии Матиас Руст 28 мая 1987 года совершил полет на легкомоторном самолете над территорией СССР с приземлением на Красной площади в Москве.

     После этого, Анатолий Устинович до 1990 года работал советником командующего войсками Командования специального назначения. В течении следующих двух лет выступал советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Вскоре, решил подать в отставку и уйти на заслуженный отдых.

     Константинов Анатолий Устинович скончался 22 октября 2006 года. Похоронен Герой Советского Союза на Троекуровском кладбище столицы.

Награды Анатолия Константинова

Награды Анатолия Константинова

Герой Советского Союза (15 мая 1946)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Два ордена Ленина
Четыре ордена Красного Знамени
Орден Александра Невского (22 февраля 1945)
Два ордена Отечественной войны I степени
Орден Отечественной войны II степени
Два ордена Красной Звезды
Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени
Медали СССР
Орден Тудора Владимиреску (Румыния)
Орден «Полярная Звезда» (Монголия)
Крест Заслуги (Польша)
Почетный гражданин Севастополя и Жидлоховице (Чехия)

21.10.2006

Константинов Анатолий Устинович

Герой Советского Союза
Маршал Авиации
Военачальник
Дата рождения: 12 июня 1923 года (96 лет назад)
Дата смерти: 22 октября 2006 года (13 лет назад)

Российский военачальник.
Маршал авиации. Герой Советского Союза.
Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1981-1986).
Кандидат в члены Центральный Комитет Коммунистической Партии (1986-1989).
Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР с XIX по XI созыв (1974-1989).


Анатолий Константинов родился 12 июня 1923 года в городе Москва. Еще на школьной скамье пристрастился к книгам, которые стали его добрыми друзьями. Окончил девять классов неполной средней школы и Бауманский аэроклуб. Как и многие сверстники того времени парень хотел быть похожим на героев-летчиков: Валерия Чкалова, Георгия Байдукова, Александра Белякова. Поэтому отлично учился, недосыпал и совмещал обучение в аэроклубе с работой.

     В военной авиационной школе, под руководством опытных командиров, Константинов в совершенстве освоил летное дело, получил крепкую закалку, приобрел прочные теоретические знания, научился летать. В 1940 году молодого человека призвали на военную службу, по путевке комсомола и направили в Тбилисскую военную авиационную школу пилотов Красной Армии, которую успешно окончил в 1941 году.

     Война застала Константинова в 83-м истребительном авиационном полку под городом Саратов, в котором осваивал новый самолет Як-1, недавно поступивший на вооружение военно-воздушных сил. Анатолий учился летать в любую погоду, совершенствовал стрельбу из пулеметов и пушки. За свои успехи и старания назначен командиром звена, а позже стал заместителем командира.

     Константинов рвался на фронт и просил командование направить его на Западный фронт, защищать от воздушных налетов врага свой родной город: Москву. Однако в действующую армию девятнадцатилетний юноша попал лишь в августе 1942 года. Причем направили его под Сталинград, когда там развернулась ожесточенная битва, ставшая одним из поворотных событий Великой Отечественной войны. Летчик прибыл на место в конце августа 1942 года и включился в боевую работу. Летая на истребителе Як-1, Анатолий принял участие в жарких схватках с немецкой авиацией над Мамаевым курганом.

     Больше половины боевых вылетов у Константинова связаны с сопровождением штурмовиков, обеспечивая эффективность их ударов. Анатолий Устинович успешно отбивал атаки истребителей врага, за что пользовался уважением у летчиков-штурмовиков. Также, имел от командования штурмовых полков и дивизий благодарности, показав себя в воздушных боях смелым бойцом.

     Летчик вступал в схватки, не пасуя перед численным превосходством врага. В опасных боях всегда чувствовал опеку и поддержку опытных воздушных бойцов, будущих Героев Советского Союза Петра Дзюбы и Ивана Леонова. Во время одной из битв в ноябре 1942 года лейтенант Константинов оказался легко ранен в руку.

     В 1943 году началась новая страница боевой биографии летчика Константинова. Участвуя в боях по освобождению Крыма лично выполнил 44 успешных боевых вылета на сопровождении групп штурмовиков. В условиях ожесточенных воздушных боев с вражеской авиацией молодой летчик сбил шесть самолетов противника: Ме-109F, Ju-87, четыре FW-190.

     С каждым месяцем росло мастерство Анатолия Устиновича. Один из лучших пилотов полка и дивизии, удивлял даже видавших виды асов безукоризненной точностью в управления самолетом, и с учетом личного мужества, все чаще действовал как подлинный герой. Вот как сложился его бой с противником 8 апреля 1944 года. Являясь ведущим четверки «Яков», выполнял боевую задачу по сопровождению группы штурмовиков. В районе цели оказались атакованы десятью немецкими истребителями FW-190 и Ме-109F. Капитан Гвардии Константинов, приняв мужественное решение, вступил в неравный бой. Под его руководством четверка истребителей сбила три вражеских самолета, остальные скрылись. Сам Константинов лично сбил тогда Ме-109F. А главное: удалось предотвратить потери среди сопровождаемых штурмовиков.

     Летом 1944 года 85-й Гвардейский авиаполк, где служил Константинов перевооружили на новейший истребитель Як-3. В то время Анатолий Устинович принимал участие в боевых действиях по освобождению Румынии и Венгрии, Польши. Тогда его эскадрилья успешно выполняла задания по прикрытию своих войск и других военных объектов, не допуская их бомбардировки. Однажды шестерка «Яков» под командованием Константинова вылетела с задачей не допустить бомбардировки. Истребители встретили до 30 фашистских FW-190 с подвешенными бомбами. Даже при пятикратном превосходстве противника командир завязал воздушный бой. В первой же атаке сбил «Фоккер». Его ведомые последовали примеру командира: сбили еще 2 FW-190. Смелые действия наших летчиков вызвали панику у противника. Не долетев до цели, вражеские летчики беспорядочно сбросили бомбы и ушли на свой аэродром.

     Мужество, отвага, мастерство молодого летчика не остались незамеченными. За героизм, проявленные в боях с врагами на Сталинградском, Южном, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах, за боевые подвиги, совершенные в небе Крыма, Румынии и Венгрии, 4 февраля 1945 года командование представило Капитана Анатолия Константинова к званию Героя Советского Союза.

     Указом президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной Войне, капитану гвардии Константинову Анатолию Устиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

     За годы Великой Отечественной войны Константинов Анатолий совершил 327 боевых вылетов на различных моделях самолетов ЯК и ИЛ, проведя 107 воздушных боев и лично сбив 23 самолета противника. После завершения войны почти двадцать лет служил на Дальнем Востоке, часто по службе приходилось бывать на Сахалине и Курильских островах.

     В ноябре 1952 года Анатолий Устинович возглавил авиаполк. С февраля 1956 года стал заместителем командира, а в марте 1957 года получил повышение до командира истребительной авиационной дивизии. В апреле 1958 года занял пост командира дивизии противовоздушной обороны. В мае 1960 года назначен командиром корпуса противовоздушной обороны.

     Анатолий Устинович лично продолжал летать пилотом истребителя вплоть до 1962 года на различных типах боевых машин: МиГ-15 и МиГ-19, Як-25 и Як-28.

     По личному ходатайству Министра обороны СССР Родиона Малиновского в 1962 году Анатолий Устинович, не имея высшего образования, принят в Военную академию Генерального штаба, которую успешно окончил в 1964 году.

     В декабре 1970 года Константинов занял пост командующего 11-й отдельной Краснознаменной армией противовоздушной обороны, а затем заместителем командующего войсками Дальневосточного военного округа по ПВО в Хабаровске. На новой должности ему вновь приходилось часто и подолгу находиться на крайних рубежах страны: Сахалина и Курил отлаживая взаимодействие частей ПВО Дальнего Востока.

     В 1973 году Герою Великой Отечественной войны присвоено звание Генерал-полковника. С июля 1973 по апрель 1980 года являлся командующим войсками Краснознаменного Бакинского округа противовоздушной обороны. С апреля 1980 года на протяжении семи лет являлся командующим войсками Московского округа противовоздушной обороны. В 1982 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.

     Анатолий Устинович Константинов 30 апреля 1985 года торжественно утвержден в новом высоком звании: Маршал авиации.

     До 1989 года Герой Советского Союза участвовал в политической деятельности, являясь депутатом Верховного Совета СССР с IX по XI созыв от Рязанской области. Параллельно входил в Ревизионную комиссию Центрального Комитета КПСС.

     Константинов Анатолий Устинович оказался снят с должности Командующего войсками Московского округа противовоздушной обороны, после того как гражданин Федеративной Республики Германии Матиас Руст 28 мая 1987 года совершил полет на легкомоторном самолете над территорией СССР с приземлением на Красной площади в Москве.

     После этого, Анатолий Устинович до 1990 года работал советником командующего войсками Командования специального назначения. В течении следующих двух лет выступал советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Вскоре, решил подать в отставку и уйти на заслуженный отдых.

     Константинов Анатолий Устинович скончался 22 октября 2006 года. Похоронен Герой Советского Союза на Троекуровском кладбище столицы.

Награды Анатолия Константинова

Награды Анатолия Константинова

Герой Советского Союза (15 мая 1946)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Два ордена Ленина
Четыре ордена Красного Знамени
Орден Александра Невского (22 февраля 1945)
Два ордена Отечественной войны I степени
Орден Отечественной войны II степени
Два ордена Красной Звезды
Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени
Медали СССР
Орден Тудора Владимиреску (Румыния)
Орден «Полярная Звезда» (Монголия)
Крест Заслуги (Польша)
Почетный гражданин Севастополя и Жидлоховице (Чехия)

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.