Коккинаки Владимир Константинович

Российский летчик-испытатель. Дважды Герой Советского Союза.
Заслуженный летчик-испытатель Советского Союза. Рекордсмен. Генерал-майор авиации.


Владимир Коккинаки родился 25 июня 1904 года в городе Новороссийск, Краснодарский край. Сложное материальное положение семьи заставило его уже с двенадцати лет начать работать, а по ночам продолжал учиться самостоятельно, благодаря чему смог окончить девятилетку. В 1925 году молодой человек начал свою службу в Красной армии. Два года находился в пехоте, а затем направлен на обучение в Санкт-Петербургскую военно-теоретическую школу Военно-Воздушных Сил, которую окончил в 1928 году. Далее еще два года обучался в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков.

     Летая, Владимир выискивал новые возможности авиации, а вскоре занялся испытанием машин. За короткий срок Коккинаки проделал путь от летчика авиационной эскадрильи до командира отряда Научно-испытательного института Военно-воздушных сил.

     В 1935 году назначен старшим летчиком-испытателем конструкторского бюро Сергея Ильюшина. В данной должности поднял в небо и провел испытания всех самолетов конструкции Ильюшина, выпущенных в эти годы: штурмовиков, бомбардировщиков, пассажирских и опытных самолетов. Профессиональный рост летчика неразрывно связан с общим подъемом отечественной авиации.

     С середины 1930-х годов для Коккинаки началось время рекордов. Начав заниматься высотными полетами, в 1935 году на самолете И-15 достиг высоты 14 575 метров, тем самым, установив неофициальный мировой рекорд. Как раз в это время СССР вступил в Международную авиационную федерацию: ФАИ. Российский летчик стал первым , чей мировой рекорд официально зарегистрирован этой организацией. На самолете ЦКБ-26 с грузом 500 килограмм 17 июля 1936 года сумел достичь высоты 11 294 метра. За этим первым официальным рекордом последовала целая серия мировых достижений.

     Помимо испытаний новых самолетов и высотных полетов, Владимир Константинович также занимался дальними и скоростными полетами, что всегда являлось одной из самых важных задач авиации. Наиболее известны два таких перелета Коккинаки. В 1938 году совершил беспосадочный перелет Москва-Дальний Восток, а через год: беспосадочный перелет Москва - США до острова Мискоу, что стало выдающимся достижением для того времени. Позднее данный маршрут использовался для регулярных беспосадочных перелетов Москва - Нью-Йорк и обратно.

     В годы Великой Отечественной войны полковник Коккинаки совмещал работу летчика-испытателя, начальника Главной инспекции Народного Комитета авиационной промышленности и руководителя летно-испытательной службы. В 1943 году ему присвоено звание генерал-майор авиации. После окончания войны продолжил работу в Конструкторском Бюро. Последняя машина, на которой закончил работу летчик-испытатель в 1964 году стал самолет Ил-62.

     Со следующего года генерал-майор авиации Коккинаки ушел в запас. Но после ухода с летной работы, продолжал трудиться инженером-методистом в том же конструкторском бюро. С 1968 года выступал ответственным представителем Генерального конструктора в летно-доводочном комплексе. Параллельно с основной работой Владимир Константинович являлся вице-президентом ФАИ. Затем, до 1968 годах избран президентом, а затем стал почетным президентом.

     Имя легендарного летчика Коккинаки десятки раз попадало в книгу мировых рекордов авиации. Всего Владимиру Константиновичу принадлежит двадцать два мировых авиационных рекорда, из них семь рекордов скорости и грузоподъемности на самолете ЦКБ-26 и тринадцать рекордов скорости и грузоподъемности на самолете Ил-18.

    Международный комитет авиации и космонавтики в 1960-ых годах наградил Коккинаки бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходца кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой. В том же году удостоен Золотой медали ФАИ. Также летчик написал книги: «Курс на Восток», «Как мы летели».

     Владимир Константинович Коккинаки умер 7 января 1985 года в Москве, оставшись одной из главных фигур в истории отечественной авиации XX века. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище столицы.

Награды Владимира Коккинаки

Награды Владимира Коккинаки

Дважды Герой Советского Союза
Орден Ленина
Орден Октябрьской Революции
Орден Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
Орден Отечественной войны II степени
Орден Красной Звезды
Медаль «За отвагу» (СССР)
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За победу над Японией»
Медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР»
Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
Лауреат Ленинской премии
Заслуженный летчики-испытатели СССР
Заслуженный мастер спорта СССР
Золотая авиационная медаль ФАИ

Рекорды Владимира Коккинаки

Рекорды Владимира Коккинаки

Мировые авиационные рекорды

17.07.1936 - рекорд высоты на самолете ЦКБ-26 с грузом 500 кг - 11 294 метра
26.07.1936 - рекорд высоты на самолете ЦКБ-26 с грузом 1000 кг - 11 402 метра
03.08.1936 - рекорд высоты на самолете ЦКБ-26 с грузом 500 кг - 12 816 метров
07.09.1936 - рекорд высоты на самолете ЦКБ-26 с грузом 2000 кг - 11 005 метров
26.08.1937 - рекорд скорости полета на самолете ЦКБ-26 на 5000-км замкнутом маршруте без груза и с грузом: 500, 1000 кг - 325,26 км/ч (командир экипажа)
14.11.1958 - рекорд высоты на самолете Ил-18 с грузом 15 000 кг - 12 471 метр (командир экипажа)
15.11.1958 - рекорд высоты на самолете Ил-18 с грузом 10 000 кг - 13 154 метра (командир экипажа)
19.08.1959 - рекорд скорости полета на самолете Ил-18 на 2000-километровом замкнутом маршруте с грузом: 1000, 2000, 5000, 10 000, 15 000 кг - 719,50 км/ч (командир экипажа)
25.11.1959 - рекорд высоты на самолете Ил-18 с грузом 20 000 кг - 12 118 метров (командир экипажа)
02.02.1960 - рекорд скорости полета на самолете Ил-18 на 5000-километровом замкнутом маршруте без груза и с грузом: 1000, 2000, 5000, 10 000 кг - 693,55 км/ч (командир экипажа).

Неофициальный и официальный мировой рекорд

21 ноября 1935 года на самолете И-15 достиг высоты 14 575 метров (неофициальный мировой рекорд).

Мировой рекорд выполнен в крайне неблагоприятных условиях. С самолета для снижения веса сняты почти все приборы, кроме альтиметра. Вместо сиденья установлена тоненькая дощечка, а сам летчик одет только в утепленную куртку с унтами и кислородную маску. Рекорд установлен при шестидесятиградусном морозе и в не герметичной кабине.

Официально мировой рекорд не был зарегистрирован, поскольку СССР в тот момент не состоял членом Международной авиационной федерации (ФАИ).

Зато 17 июля 1936 года, когда Владимир Коккинаки на самолете ЦКБ-26 поднял на высоту 11294 метра уложенные в бомболюки металлические болванки общим весом 500 килограммов, Международная авиационная федерация (ФАИ) зарегистрировала первый официальный советский мировой авиационный рекорд.

Память о Владимире Коккинаки

Память о Владимире Коккинаки

Именем летчика названы:

улица Коккинаки в городе Кривой Рог
Улица Коккинаки в Ростове-на-Дону
Улица Коккинаки в Москве.
Улица Коккинаки в Новокузнецке.
Улица Коккинаки в Алматы.
Улица Коккинаки в Первомайске, Николаевская область, Украина.
Улица Коккинаки в Бровары, Киевская область, Украина.
Улица Коккинаки в Славянске, Донецкая область, Украина.
Улица Коккинаки в Макеевке, Донецкая область, Украина.
Улица Коккинаки в Орловщине, Днепропетровская область, Украина.
Улица Коккинаки в Донском,Тульская область, Россия.
Улица Коккинаки во Владимире-Волынском,Волынская область, Украина.

Имя «В. Коккинаки» носит один из самолетов Ил-96-300 (RA-96011) авиакомпании «Аэрофлот - Российские Авиалинии».

Имя «Владимир Коккинаки» носит один из самолетов Ил-76ТД-90ВД (RA-76950) авиакомпании «Волга-Днепр».

Имя «Владимир Коккинаки» носит один из самолетов Як-42 (RA-42446) авиакомпании МЧС РФ.
Владимиру Коккинаки установлен бюст в сквере на улице Советов в г. Новороссийске.

Имя Коккинаки В. К. носит средняя общеобразовательная школа № 18 в г. Новороссийске.
Именем В.К.Коккинаки назван аэропорт Анапы «Витязево», 31 мая 2019 года.

Семья Владимира Коккинаки

Семья Владимира Коккинаки

Отец - Коккинаки, Константин Павлович (1861-1941);
Мать - Коккинаки, Наталья Петровна (1879-1959);

Братья:
Коккинаки, Георгий Константинович (1900-1973),
Коккинаки, Павел Константинович (1906-1991) - бортинженер,
Коккинаки, Константин Константинович (1910-1990) - летчик-испытатель,
Коккинаки, Александр Константинович (1914-1941) - летчик,
Коккинаки, Валентин Константинович (1916-1955) - летчик-испытатель;

Сестра - Коккинаки, Татьяна Константиновна (1902-1993);

Жена - Коккинаки, Валентина Андреевна (1911-2000);
Дочь - Коккинаки, Ирина Владимировна (1943-2004) - российский архитектурный критик.

07.01.1985

Коккинаки Владимир Константинович

Генерал-Майор Авиации
Дважды Герой Советского Союза
Заслуженный Летчик-Испытатель СССР
Дата рождения: 25 июня 1904 года (115 лет назад)
Дата смерти: 7 января 1985 года (35 лет назад)
Новости и события

26.06.2018 Аэрофлот получил сорок четвертый самолет Superjet 100

Авиакомпания «Аэрофлот» 26 июня 2018 года получила сорок четвертый самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Самолету с бортовым номером RA-89112 присвоено имя советского летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза Владимира Константиновича Коккинаки. Сообщила пресс-служба компании.
Читать дальше

12.04.1975 В Новороссийске открыт памятник Коккинаки

В честь дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации, заслуженного летчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки, почетного гражданина города-героя Новороссийск 12 апреля 1975 года был установлен памятник на центральной парковой аллее...
Читать дальше

Российский летчик-испытатель. Дважды Герой Советского Союза.
Заслуженный летчик-испытатель Советского Союза. Рекордсмен. Генерал-майор авиации.


Владимир Коккинаки родился 25 июня 1904 года в городе Новороссийск, Краснодарский край. Сложное материальное положение семьи заставило его уже с двенадцати лет начать работать, а по ночам продолжал учиться самостоятельно, благодаря чему смог окончить девятилетку. В 1925 году молодой человек начал свою службу в Красной армии. Два года находился в пехоте, а затем направлен на обучение в Санкт-Петербургскую военно-теоретическую школу Военно-Воздушных Сил, которую окончил в 1928 году. Далее еще два года обучался в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков.

     Летая, Владимир выискивал новые возможности авиации, а вскоре занялся испытанием машин. За короткий срок Коккинаки проделал путь от летчика авиационной эскадрильи до командира отряда Научно-испытательного института Военно-воздушных сил.

     В 1935 году назначен старшим летчиком-испытателем конструкторского бюро Сергея Ильюшина. В данной должности поднял в небо и провел испытания всех самолетов конструкции Ильюшина, выпущенных в эти годы: штурмовиков, бомбардировщиков, пассажирских и опытных самолетов. Профессиональный рост летчика неразрывно связан с общим подъемом отечественной авиации.

     С середины 1930-х годов для Коккинаки началось время рекордов. Начав заниматься высотными полетами, в 1935 году на самолете И-15 достиг высоты 14 575 метров, тем самым, установив неофициальный мировой рекорд. Как раз в это время СССР вступил в Международную авиационную федерацию: ФАИ. Российский летчик стал первым , чей мировой рекорд официально зарегистрирован этой организацией. На самолете ЦКБ-26 с грузом 500 килограмм 17 июля 1936 года сумел достичь высоты 11 294 метра. За этим первым официальным рекордом последовала целая серия мировых достижений.

     Помимо испытаний новых самолетов и высотных полетов, Владимир Константинович также занимался дальними и скоростными полетами, что всегда являлось одной из самых важных задач авиации. Наиболее известны два таких перелета Коккинаки. В 1938 году совершил беспосадочный перелет Москва-Дальний Восток, а через год: беспосадочный перелет Москва - США до острова Мискоу, что стало выдающимся достижением для того времени. Позднее данный маршрут использовался для регулярных беспосадочных перелетов Москва - Нью-Йорк и обратно.

     В годы Великой Отечественной войны полковник Коккинаки совмещал работу летчика-испытателя, начальника Главной инспекции Народного Комитета авиационной промышленности и руководителя летно-испытательной службы. В 1943 году ему присвоено звание генерал-майор авиации. После окончания войны продолжил работу в Конструкторском Бюро. Последняя машина, на которой закончил работу летчик-испытатель в 1964 году стал самолет Ил-62.

     Со следующего года генерал-майор авиации Коккинаки ушел в запас. Но после ухода с летной работы, продолжал трудиться инженером-методистом в том же конструкторском бюро. С 1968 года выступал ответственным представителем Генерального конструктора в летно-доводочном комплексе. Параллельно с основной работой Владимир Константинович являлся вице-президентом ФАИ. Затем, до 1968 годах избран президентом, а затем стал почетным президентом.

     Имя легендарного летчика Коккинаки десятки раз попадало в книгу мировых рекордов авиации. Всего Владимиру Константиновичу принадлежит двадцать два мировых авиационных рекорда, из них семь рекордов скорости и грузоподъемности на самолете ЦКБ-26 и тринадцать рекордов скорости и грузоподъемности на самолете Ил-18.

    Международный комитет авиации и космонавтики в 1960-ых годах наградил Коккинаки бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходца кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой. В том же году удостоен Золотой медали ФАИ. Также летчик написал книги: «Курс на Восток», «Как мы летели».

     Владимир Константинович Коккинаки умер 7 января 1985 года в Москве, оставшись одной из главных фигур в истории отечественной авиации XX века. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище столицы.

Награды Владимира Коккинаки

Награды Владимира Коккинаки

Дважды Герой Советского Союза
Орден Ленина
Орден Октябрьской Революции
Орден Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
Орден Отечественной войны II степени
Орден Красной Звезды
Медаль «За отвагу» (СССР)
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За победу над Японией»
Медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР»
Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
Лауреат Ленинской премии
Заслуженный летчики-испытатели СССР
Заслуженный мастер спорта СССР
Золотая авиационная медаль ФАИ

Рекорды Владимира Коккинаки

Рекорды Владимира Коккинаки

Мировые авиационные рекорды

17.07.1936 - рекорд высоты на самолете ЦКБ-26 с грузом 500 кг - 11 294 метра
26.07.1936 - рекорд высоты на самолете ЦКБ-26 с грузом 1000 кг - 11 402 метра
03.08.1936 - рекорд высоты на самолете ЦКБ-26 с грузом 500 кг - 12 816 метров
07.09.1936 - рекорд высоты на самолете ЦКБ-26 с грузом 2000 кг - 11 005 метров
26.08.1937 - рекорд скорости полета на самолете ЦКБ-26 на 5000-км замкнутом маршруте без груза и с грузом: 500, 1000 кг - 325,26 км/ч (командир экипажа)
14.11.1958 - рекорд высоты на самолете Ил-18 с грузом 15 000 кг - 12 471 метр (командир экипажа)
15.11.1958 - рекорд высоты на самолете Ил-18 с грузом 10 000 кг - 13 154 метра (командир экипажа)
19.08.1959 - рекорд скорости полета на самолете Ил-18 на 2000-километровом замкнутом маршруте с грузом: 1000, 2000, 5000, 10 000, 15 000 кг - 719,50 км/ч (командир экипажа)
25.11.1959 - рекорд высоты на самолете Ил-18 с грузом 20 000 кг - 12 118 метров (командир экипажа)
02.02.1960 - рекорд скорости полета на самолете Ил-18 на 5000-километровом замкнутом маршруте без груза и с грузом: 1000, 2000, 5000, 10 000 кг - 693,55 км/ч (командир экипажа).

Неофициальный и официальный мировой рекорд

21 ноября 1935 года на самолете И-15 достиг высоты 14 575 метров (неофициальный мировой рекорд).

Мировой рекорд выполнен в крайне неблагоприятных условиях. С самолета для снижения веса сняты почти все приборы, кроме альтиметра. Вместо сиденья установлена тоненькая дощечка, а сам летчик одет только в утепленную куртку с унтами и кислородную маску. Рекорд установлен при шестидесятиградусном морозе и в не герметичной кабине.

Официально мировой рекорд не был зарегистрирован, поскольку СССР в тот момент не состоял членом Международной авиационной федерации (ФАИ).

Зато 17 июля 1936 года, когда Владимир Коккинаки на самолете ЦКБ-26 поднял на высоту 11294 метра уложенные в бомболюки металлические болванки общим весом 500 килограммов, Международная авиационная федерация (ФАИ) зарегистрировала первый официальный советский мировой авиационный рекорд.

Память о Владимире Коккинаки

Память о Владимире Коккинаки

Именем летчика названы:

улица Коккинаки в городе Кривой Рог
Улица Коккинаки в Ростове-на-Дону
Улица Коккинаки в Москве.
Улица Коккинаки в Новокузнецке.
Улица Коккинаки в Алматы.
Улица Коккинаки в Первомайске, Николаевская область, Украина.
Улица Коккинаки в Бровары, Киевская область, Украина.
Улица Коккинаки в Славянске, Донецкая область, Украина.
Улица Коккинаки в Макеевке, Донецкая область, Украина.
Улица Коккинаки в Орловщине, Днепропетровская область, Украина.
Улица Коккинаки в Донском,Тульская область, Россия.
Улица Коккинаки во Владимире-Волынском,Волынская область, Украина.

Имя «В. Коккинаки» носит один из самолетов Ил-96-300 (RA-96011) авиакомпании «Аэрофлот - Российские Авиалинии».

Имя «Владимир Коккинаки» носит один из самолетов Ил-76ТД-90ВД (RA-76950) авиакомпании «Волга-Днепр».

Имя «Владимир Коккинаки» носит один из самолетов Як-42 (RA-42446) авиакомпании МЧС РФ.
Владимиру Коккинаки установлен бюст в сквере на улице Советов в г. Новороссийске.

Имя Коккинаки В. К. носит средняя общеобразовательная школа № 18 в г. Новороссийске.
Именем В.К.Коккинаки назван аэропорт Анапы «Витязево», 31 мая 2019 года.

Семья Владимира Коккинаки

Семья Владимира Коккинаки

Отец - Коккинаки, Константин Павлович (1861-1941);
Мать - Коккинаки, Наталья Петровна (1879-1959);

Братья:
Коккинаки, Георгий Константинович (1900-1973),
Коккинаки, Павел Константинович (1906-1991) - бортинженер,
Коккинаки, Константин Константинович (1910-1990) - летчик-испытатель,
Коккинаки, Александр Константинович (1914-1941) - летчик,
Коккинаки, Валентин Константинович (1916-1955) - летчик-испытатель;

Сестра - Коккинаки, Татьяна Константиновна (1902-1993);

Жена - Коккинаки, Валентина Андреевна (1911-2000);
Дочь - Коккинаки, Ирина Владимировна (1943-2004) - российский архитектурный критик.

... читать ещё >

Дальний бомбардировщик ДБ-3
 

Советский двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3, ЦКБ-30 - самолет времен Великой Отечественной войны. Разработан в ОКБ-39 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Являются превыми советскими бомбардировщиками, которые бомбили Берлин в 1941 году. Отличительной особенностью было специально спроектированное крыло относительно небольшого размаха с двояковыпуклым профилем. В качестве топливных баков использовались крыльевые герметичные отсеки. Благодаря совершенной аэродинамике, рационально выбранным геометрическим параметрам крыла и фюзеляжа, а также установке двигателей оптимальной мощности, на испытаниях самолет показал высокие для своего времени летные качества.

Памятник-бюст Коккинаки Владимиру в Новороссийске
 

В честь дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации, заслуженного летчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки, почетного гражданина города-героя Новороссийск 12 апреля 1975 года был установлен памятник на центральной парковой аллее...
(1910-1990)

Коккинаки Константин Константинович
 

Советский летчик-испытатель. Совершил 98 боевых вылетов на истребителе МиГ-3. Выполнил 166 боевых вылетов на истребителе И-153. Удостоен Почетного звания Герой Советского Союза
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.