Книппер-Чехова Ольга Леонардовна

Российская актриса. Жена знаменитого писателя Антона Павловича Чехова. Их трогательная переписка легла в основу многих пьес и спектаклей посвященных их легендарной любви. В начале XX века являлась ведущей актрисой Московского художественного академического театра.


Ольга Книппер родилась 21 сентября 1868 года в городе Глазов, Удмуртская Республика. В подростковом возрасте увлеклась театром. По окончании драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества принята в только что созданную труппу Московского Художественного театра.

     При неповторимой индивидуальности своей артистической манеры Книппер выступала мастером широкого диапазона. Ей доступны и тончайший лиризм, и глубокая затаенная страстность, и зорко подмеченная характерность, способность к почти эксцентрической остроте рисунка. Ольга Леонардовна первая воплотила на сцене образы чеховских женщин.

     Актриса сыграла «обворожительную пошлячку» Аркадину, душевно-пассивную Елену Андреевну, прекрасную в своей безоглядной любви Машу, создала лирико-комедийный образ Раневской и трагический - Сарры. Первые встречи Ольги Леонардовны с Антоном Павловичем Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Федор Иоаннович».

     Писатель к тому времени уже был серьезно болен и жил в Ялте, приезжая в Санкт-Петербург или Москву лишь по срочным делам. В 1898 году состоялось еще одно значимое для Ольги Книппер событие: в театре начали репетировать «Чайку». Несмотря на популярность рассказов писателя, его пьесы не имели успеха. Особенно громким оказался провал постановки в петербургском Александринском театре. Потерпев неудачу в Санкт-Петербурге, Чехов побывал только на одной репетиции в Москве и вскоре уехал в Ялту.

     На московской премьере «Чайки» зрители аплодировали стоя. С тех пор спектакль ждали аншлаги. Он стал визитной карточкой театра. Однако Чехов успеху не верил и не спешил возвращаться в Москву. Посмотреть пьесу его уговорили. Прибыв на спектакль, драматург был восхищен не только спектаклем, но и игрой Книппер: актриса жила своей героиней.

     С лета 1899 года между ними началась переписка, продолжавшаяся с перерывами до весны 1904 года. Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались 7 июня 1901 года и жили вместе до самой смерти Чехова. Эта любовь стала легендой, документальным подтверждением которой являются более 800 писем. Переписка Чехова и Книппер не только неоднократно издавалась на многих языках, она легла в основу многих пьес и спектаклей, посвященных любви Писателя и Актрисы. Книппер-Чехова создала множество самых разных образов в пьесах Горького, Гауптмана, Ибсена, Грибоедова, Гоголя, Мольера, Тургенева, Достоевского, Льва Толстого. В начале XX века Ольга являлась ведущей актрисой Московского художественного академического театра.

     После смерти Чехова в июле 1904 года Ольга Леонардовна исчезла из театра на несколько месяцев. По возвращении взялась за работу с еще большим рвением. По словам современников, роли, исполненные Книппер, стали более характерными, а игра актрисы:  глубже. Помимо спектаклей по пьесам мужа, играла в других постановках. Актриса исполняла роль графини-внучки в «Горе от ума» Александра Грибоедова, Терезиты в спектакле «Драма жизни» Кнута Гамсуна и Анны Андреевны в спектакле «Ревизор» Николая Гоголя. Была задействована в спектаклях «Мнимый больной» Мольера, «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Генрика Ибсена.

     Октябрьская революция 1917 года поставила театр перед угрозой закрытия. В 1919 году труппа вынуждена отправиться на гастроли. Актеры поехали сначала в Киев, потом на юг страны, и, наконец в Европу. В стране шла Гражданская война, и труппа оказалась отрезана от Москвы. В гастролях-скитаниях артисты провели три года.

     В большинстве городов Европы спектакли театра пользовались успехом, однако в Загребе приезд русских актеров не вызвал интереса. Чтобы привлечь внимание публики, в афише решили написать «Книппер-Чехова», обозначив фамилию знаменитого мужа актрисы. Рекламный трюк удался: зал оказался полон. Так благодаря театральному плакату Ольга получила фамилию Книппер-Чехова.

     Через год после возвращения на родину Ольга Леонардовна вновь отправилась на двухлетние гастроли в Европу и Америку. Консервативный репертуар театра за рубежом принимали с большим радушием, чем на родине. Роли, которые исполняла актриса в Художественном театре, все менее привлекали московскую публику.

     В 1924 году Ольга Книппер-Чехова вернулась в Москву, поняв, что начинается новая жизнь. В театр пришли начинающие артистки, Алла Тарасова и Ольга Андровская, и вскоре все основные роли перешли к ним. В этот период она бралась за характерные, возрастные и сатирические роли. В 1929 году она сыграла Марию Александровну в «Дядюшкином сне», через год графиню Чарскую в «Воскресении», в 1935 году Полину во «Врагах». Однако эти героини не были ей близки и поэтому вскоре актриса навсегда покинула сцену.

     Ольга Леонардовна в 1937 году получила звание народной артистки Советского Союза, а также стала лауреатом Государственной премии. Данные награды достались актрисе за былые заслуги. В 1940 году Владимир Немирович-Данченко возобновил в театре спектакль «Три сестры» и пригласил на премьеру свою бывшую приму. Увидев новую актрису в роли Маши, Ольга Книппер-Чехова расплакалась со словами «Все прошло».

     В конце жизни Ольга Книппер-Чехова жила одиноко: те, с кем начинала свой путь в Художественном театре, умерли, ее племянницы уехали за границу и здоровье ее ухудшалось. В последние годы часто вспоминала свои роли и думала, как бы их можно было улучшить.

     Ольга Леонардовна Книппер-Чехова скончалась 22 марта 1959 года в Москве на 91 году жизни. Похоронена легендарная актриса на Новодевичьем кладбище столицы.

Награды Ольги Книппер-Чеховой

Награды Ольги Книппер-Чеховой

Заслуженная артистка Республики (1923)

Народная артистка Республики (1928)

Народная артистка СССР (1937)

Сталинская премия первой степени (1943)  - за многолетние выдающиеся заслуги

Два ордена Ленина (1938, 26.10.1948)

Два ордена Трудового Красного Знамени (03.05.1937, 1945)

Медаль «В память 800-летия Москвы»

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Творчество Ольги Книппер-Чеховой

Творчество Ольги Книппер-Чеховой

Роли «чеховских» женщин

Ольга Книппер-Чехова - первая из всех актрис, сумевшая четко и ярко передать образ чеховских женщин. Обладая своей неповторимой индивидуальностью и особой, аристократической манерой исполнения, актриса исполняла ведущие роли во всех основных пьесах Чехова:

«Чайка» (1898, Аркадина)
«Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна)
«Три сестры» (1901, Маша)
«Иванов» (1901, Сарра)
«Вишневый сад» (1904, Раневская).

Другие роли

Нерисса («Венецианский купец», У. Шекспира, 1898)
Мирандолина («Трактирщица», К. Гольдони, 1898)
Виола («Двенадцатая ночь», У. Шекспира, 1899)
Анна Маар («Одинокие» Г. Гауптмана, 1899)
Майа («Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Г. Ибсена, 1900)
Лель («Снегурочка» А. Н. Островского, 1900)
Широкова («В мечтах» Вл. И. Немировича-Данченко, 1901)
Елена Кривцова («Мещане» М. Горького, 1902)
Настя («На дне» М. Горького, 1902)
Лона («Столпы общества» Г. Ибсена, 1903)
Мелания («Дети солнца» М. Горького, 1905)
Регина («Привидения» Г. Ибсена, 1905)
Графиня-внучка Хрюмина («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1906)
Терезита («Драма жизни» К. Гамсуна, 1907)
Ребекка («Росмерсхольм» Г. Ибсена, 1908)
Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1908)
Ночь («Синяя птица» М. Метерлинка, 1908)
Наталья Петровна («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909)
Юлиана Гиле («У жизни в лапах» К. Гамсуна, 1911)
Гертруда («Гамлет», У. Шекспира, 1911)
Либанова («Где тонко, там и рвётся» И. С. Тургенева, 1912)
Белина («Мнимый больной» Мольера, 1913).
Варвара («Осенние скрипки» И. Д. Сургучёва, 1915)

В советское время сыграла такие роли, как:

Живоедова («Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1924)
Мамаева и Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, 1924)
Хлестова («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1925 и 1938)
графиня де Линьер («Сестры Жерар» В. З. Масса, 1927)
Надежда Львовна («Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова, 1927)
Мария Александровна Москалева («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому, 1929)
графиня Чарская («Воскресение» по Л. Н. Толстому, 1930)
графиня Вронская («Анна Каренина» по Л. Н. Толстому, 1937)
госпожа Пернель («Тартюф» Мольера, 1940)
Забелина («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, 1943)
миссис Маркби («Идеальный муж» О. Уайльда, 1945).

Фильмография

1927 - Солистка Его Величества - мать Зубова
1928 - Пленники моря - жена Ивана Лера
1930 - Завтра ночью - мать Сергея

Участие в фильмах

1946 - Мастера сцены (документальный)
1958 - Искусство большой правды (документальный)

Архивные кадры

1975 - О нашем театре (документальный)
2004 - Смерть Таирова
2010 - Доктор Чехов. Рецепт бессмертия (документальный)

Семья Ольги Книппер-Чеховой

Семья Ольги Книппер-Чеховой

Отец - Леонард Августович Книппер (1838-1894), уроженец Вены, «по происхождению эльзасский немец», по матери имел венгерские корни. Был инженером-технологом. В 1864 году отправился работать на винокуренный завод в село Кокман Глазовского уезда Российской империи.

Мать - Анна Ивановна Книппер (урожденная Зальца) (1850-1919), из древнего русского баронского рода Зальца, чьи предки переселились в Россию из Тюрингии в XVII веке. Камерная певица и музыкальный педагог, профессор Московского филармонического училища.

Старший брат - Константин Леонардович Книппер (1866-1924), инженер-путеец.

Младший брат - Владимир Леонардович Нардов (1876-1942), оперный певец и режиссер оперного театра, Заслуженный артист РСФСР (1933).

Племянники:

Ада Константиновна Книппер, учитель русского языка.

Лев Константинович Книппер (1898-1974), композитор, Народный артист РСФСР (1974).

Ольга Константиновна Чехова (урожденная Книппер) (1897-1980), русская и немецкая актриса театра и кино.

Владимир Владимирович Книппер (1924-1996), журналист, мемуарист, руководитель молодежных театров.

Муж (с 1901 по 1904 год) - Антон Павлович Чехов (1860-1904), русский писатель и драматург.

22.03.1959
ЗАКРЫТЬ X
(1860-1904)

Чехов Антон Павлович
 

Русский писатель. Прозаик. Драматург. Многие произведения стали классикой мировой литературы. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на сто языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад», на протяжении более ста лет ставятся во многих театрах мира.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.