Исаев Алексей Михайлович

Советский инженер. Соавтор самолета БИ-1
Изобрел жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла.
Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР.


Алексей Исаев родился 24 октября 1908 года в городе Санкт-Петербург. В 1931 году окончил Московский горный институт. Работал в крупных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате.

     В 1934 году Исаев принят конструктором бригады механизмов и шасси в опытно-конструкторское бюро В.Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22, где занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А и ближнего бомбардировщика «С». С 1939 года являлся ведущим конструктором опытного самолёта «И».

     С июля 1940 года конструкторское бюро Болховитинова приступило к разработке ближнего истребителя «БИ-1» - первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем. Алексей Исаев сначала работал над доводкой существующего двигателя самолёта, позднее над созданием нового двигателя РД-1 для этого самолёта. В 1944 году назначен главным конструктором конструкторского бюро.

     В период июля по сентябрь 1945 года Алексей Михайлович находился в Германии в составе группы специалистов, изучавших немецкую ракетную технику. Позднее в 1946 году в его конструкторском бюро испытана цельносварная камера сгорания жидкостного ракетного двигателя, обеспечившая значительно более надёжную работу двигателя.

     В 1947 году Исаев становится руководителем опытно-конструкторского бюро-2, которое участвует в работах по ракетной технике. Позже оно передаётся в НИИ-88 Министерства вооружения СССР, где преобразуется в отдел №9 Специального конструкторского бюро. В этот период опытно-конструкторское бюро Исаева отработало двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух» и двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море».

     Впоследствии в 1952 году на базе отдела №9 образуется опытно-конструкторское бюро-2 НИИ-88. Успехи Исаева заинтересовали Сергея Королёва, который применяет восьмитонный двигатель Исаева на высококипящих компонентах в своей ракете малой дальности Р-11 и её флотской модификации Р-11ФМ. Это положило основу дальнейшего использования  жидкостного ракетного двигателя КБ Исаева на флотских ракетах.

     В 1956 году Алексей Михайлович Исаев удостоен звания Герой Социалистического труда за успешное выполнение заданий Правительства по созданию баллистической ракеты. Позднее стал доктором технических наук.

     Затем в 1958 году ОКБ-2 Исаева и ОКБ-3 Севрука объединились в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством Алексея Михайловича, которое в январе 1959 года по приказу Государственного комитета по оборонной технике выделилось из НИИ-88. Опытно-конструкторское бюро разрабатывало тормозную двигательную установку для будущего космического корабля «Восток».

     Для последующих советских управляемых кораблей конструкторское бюро Исаева разрабатывало корректирующе-тормозные двигательные установки, которые используются во всех космических кораблях серии «Союз». Кроме того, используются на всех советских и российских орбитальных станций серии «Салют», «Мир». С 1967 года опытно-конструкторское бюро-2 Исаева переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения.

     Алексей Михайлович Исаев скоропостижно скончался 25 июня 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды Алексея Исаева

Награды Алексея Исаева

Герой Социалистического Труда.

Сталинская премия третьей степени.

Ленинская премия.

Государственная премия СССР.

Четыре Ордена Ленина.

Орден Октябрьской революции (9.6.1971)

 

Память об Алексее Исаеве
Память об Алексее Исаеве

Почётный гражданин города Королёв.

В 1978 году и 1988 году изданы художественные маркированные конверты.

Имя Исаева носит одна из центральных улиц Королёва.

Его именем назван кратер на Луне.

В 2002 году в Королёве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Имя присвоено КБ химического машиностроения.

В 2018 году установлен памятник в городе Королёв на проспекте Королёва.

25.06.1971

Исаев Алексей Михайлович

Советский инженер-двигателист
Герой Социалистического Труда
Дата рождения: 24 октября 1908 года (111 год назад)
Дата смерти: 25 июня 1971 года (48 лет назад)

Советский инженер. Соавтор самолета БИ-1
Изобрел жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла.
Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР.


Алексей Исаев родился 24 октября 1908 года в городе Санкт-Петербург. В 1931 году окончил Московский горный институт. Работал в крупных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате.

     В 1934 году Исаев принят конструктором бригады механизмов и шасси в опытно-конструкторское бюро В.Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22, где занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А и ближнего бомбардировщика «С». С 1939 года являлся ведущим конструктором опытного самолёта «И».

     С июля 1940 года конструкторское бюро Болховитинова приступило к разработке ближнего истребителя «БИ-1» - первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем. Алексей Исаев сначала работал над доводкой существующего двигателя самолёта, позднее над созданием нового двигателя РД-1 для этого самолёта. В 1944 году назначен главным конструктором конструкторского бюро.

     В период июля по сентябрь 1945 года Алексей Михайлович находился в Германии в составе группы специалистов, изучавших немецкую ракетную технику. Позднее в 1946 году в его конструкторском бюро испытана цельносварная камера сгорания жидкостного ракетного двигателя, обеспечившая значительно более надёжную работу двигателя.

     В 1947 году Исаев становится руководителем опытно-конструкторского бюро-2, которое участвует в работах по ракетной технике. Позже оно передаётся в НИИ-88 Министерства вооружения СССР, где преобразуется в отдел №9 Специального конструкторского бюро. В этот период опытно-конструкторское бюро Исаева отработало двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух» и двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море».

     Впоследствии в 1952 году на базе отдела №9 образуется опытно-конструкторское бюро-2 НИИ-88. Успехи Исаева заинтересовали Сергея Королёва, который применяет восьмитонный двигатель Исаева на высококипящих компонентах в своей ракете малой дальности Р-11 и её флотской модификации Р-11ФМ. Это положило основу дальнейшего использования  жидкостного ракетного двигателя КБ Исаева на флотских ракетах.

     В 1956 году Алексей Михайлович Исаев удостоен звания Герой Социалистического труда за успешное выполнение заданий Правительства по созданию баллистической ракеты. Позднее стал доктором технических наук.

     Затем в 1958 году ОКБ-2 Исаева и ОКБ-3 Севрука объединились в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством Алексея Михайловича, которое в январе 1959 года по приказу Государственного комитета по оборонной технике выделилось из НИИ-88. Опытно-конструкторское бюро разрабатывало тормозную двигательную установку для будущего космического корабля «Восток».

     Для последующих советских управляемых кораблей конструкторское бюро Исаева разрабатывало корректирующе-тормозные двигательные установки, которые используются во всех космических кораблях серии «Союз». Кроме того, используются на всех советских и российских орбитальных станций серии «Салют», «Мир». С 1967 года опытно-конструкторское бюро-2 Исаева переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения.

     Алексей Михайлович Исаев скоропостижно скончался 25 июня 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды Алексея Исаева

Награды Алексея Исаева

Герой Социалистического Труда.

Сталинская премия третьей степени.

Ленинская премия.

Государственная премия СССР.

Четыре Ордена Ленина.

Орден Октябрьской революции (9.6.1971)

 

Память об Алексее Исаеве
Память об Алексее Исаеве

Почётный гражданин города Королёв.

В 1978 году и 1988 году изданы художественные маркированные конверты.

Имя Исаева носит одна из центральных улиц Королёва.

Его именем назван кратер на Луне.

В 2002 году в Королёве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Имя присвоено КБ химического машиностроения.

В 2018 году установлен памятник в городе Королёв на проспекте Королёва.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.