Иоанн Златоуст

Архиепископ Константинопольский. Христианский богослов. Святой. Один из трех Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Считается защитником и покровителем немощных и бедняков, а также тех, чья работа связана с ораторским искусством: юристов, учителей.


Иоанн Златоуст родился около 347 года в городе Антакья, Турция. Его отец, Секунд, являлся видным военачальником, умер вскоре после его рождения. Мать, Анфуса, имела благородное происхождение, лишившись мужа в весьма юном возрасте, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына. Наряду с нравственным воспитанием получил прекрасное светское образование. Философии учился у Андрагафия, а литературе, риторике - у знаменитого Ливания, одного из лучших специалистов в области красноречия, ораторского искусства. За время обучения не раз удивлял его своими дарованиями. Впоследствии Ливаний отзывался о нем как о самом лучшем ученике.

     Получив необходимые знания, Иоанн Златоуст занялся адвокатской практикой, добился в этой сфере блестящих успехов. Благодаря таланту, образованию и высокому социальному положению в обществе мог построить неплохую карьеру. Но Бог определил для него иной путь.

     Несмотря на то, что родители Иоанна были христианами, сам не был крещен в раннем детстве. В то время практика откладывание Крещения детей не считалась чем-то из ряда вон выходящим. Многие родители считали за лучшее, если их дети приобщаются к Церкви осознанно.

     Через какое-то время Иоанн, всерьез увлекшись Божественным Писанием и сочинениями отцов Церкви, прервал адвокатскую практику, оставил звание ритора. Этому решению способствовало то обстоятельство, что епископ Антиохийский Мелетий, разумея в нем потенциального Божьего служителя и хорошо понимая, какую пользу может принести Церкви, призвал его к себе. В течении трех лет наставлялся в истинах христианского вероучения, а затем принял от Мелетия Крещение.

     К этому времени в Иоанне Златоусте окончательно сформировалось желание посвятить свою жизнь служению Богу. Многие из его сверстников, желавшие быть ближе к Господу, стремились тогда к монашеской жизни, селились в пустынных местах, где находили себе мудрых наставников из числа опытных подвижников, занимались изучением слова Божьего, молитвой, созерцанием, физическим трудом. Монашеская жизнь не шла ни в какое сравнение с жизнью внутри большого, шумного, развращенного города.

     Иоанн, также как и многие из его товарищей, смотрел на монахов с большим уважением. Однако в пустыню не шел. Этому способствовали по крайней мере два фактора: многочисленные просьбы со стороны матери, видевшей в единственном сыне отраду, и действия епископа Мелетия.

     Вскоре после принятия Иоанном Крещения епископ Мелетий возвел его в звание чтеца. Эта должность нередко служила предварительной ступенью перед принятием священства. Между тем, в 370 году епископа изгнали из города в связи с внутренней политикой императора Валента, покровительствовавшего арианам и притеснявшего их упорных противников.

     В тот период в Антиохии оставались и другие известные учителя: Картерий и Диодор, ставший впоследствии епископом Тарским. В училище этого богослова, наряду с Иоанном, выделялся своими знаниями Феодор Мопсуестский. Однако тогда как Феодор стремился усилить и даже обострить особенности богословия Диодора, Иоанн, напротив, старался избегать крайностей, сглаживал острые углы.

     Со временем Иоанн стяжал себе известность среди местных жителей, которые захотели видеть его, как и его друга Василия, на более высоком духовном посту. Однако сам, смиренно считая себя недостойным иерархического возвышения, подобным желаниям сопротивлялся. Между тем, его друг, Василий, посвящен в епископское достоинство.

     После смерти любящей матери, Иоанн Златоуст реализовал свое давнее желание, удалился в одну из монашеских обителей. Здесь, в постах, бдениях и сердечных молитвах, провел около четырех лет. Затем, Промыслом Божьим, удалился и жил в уединенной пещере отшельником. Суровая аскетическая жизнь, непрестанные подвиги сказались на его физическом здоровье: приобретенная им желудочная болезнь преследовала его до конца земной жизни. Подорвав здоровье, вынужден оставить отшельничество и возвратиться в Антиохию в 380 году.

     В 381 году Иоанн, по инициативе Мелетия, принял диаконский сан. В этот период помимо традиционных для диакона богослужебных обязанностей в зону ответственности Златоуста входило попечение о бедных и обездоленных. На этом служении проявил себя не только как ответственный служитель, но и как чуткий, отзывчивый, сострадательный христианин.

     В 386 году преемник Мелетия по епископской кафедре, Флавиан, рукоположил тридцатидевятилетнего Иоанна во священника. В этот период снискал себе широкую славу, причем не только как ревностный пастырь, но и как пламенный оратор, выдающийся проповедник. Отличительной особенностью его проповедей являлись ясность, доступность, яркая выразительность, глубина мысли, ортодоксальность. Речи Златоуста уже тогда привлекали внимание широкого круга верующих. Толпы людей стекались к нему, желая внимать его поучениям и наставлениям.

     В 388 году, после того как жители Антиохии, недовольные введением специального военного налога, учинили в городе возмущение и снесли статуи императора Феодосия и его супруги Флациллы, а затем, охладев и устрашившись ожидаемой расправы со стороны царской власти, пребывали в состоянии ужаса и отчаяния, Иоанн призвал паству к смирению и покаянию, воодушевил их надеждой на милосердие Божье. Эти речи известны по его беседам «О статуях».

     В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, Иоанна Златоуста вызвали из Антиохии и доставили в столицу, с тем, чтобы передать осиротевшую кафедру под его управление. Причем, уполномоченные на это лица действовали смекалкой и хитростью, небезосновательно опасаясь, что жители, полюбившие его как пастыря, попросту не захотят отпустить.

     Возведения Иоанна на Константинопольскую кафедру желал сам император Аркадий. Этого желала и лучшая часть местного духовенства, и народ. Несмотря на протесты завистников, интриговавших по поводу этого дела и желавших извлечь из него хоть какую-то личную пользу, в 397 году отец Иоанн торжественно взошел на Константинопольский патриарший престол.

     Дело служения на новом посту, как того и требовали обязанности архиерея, оказалось весьма многотрудным. Общий нравственный уровень жителей Константинополя оставлял желать лучшего. Знать утопала в неге и роскоши, тогда как жизнь низших слоев отличалась бедностью и нищетой. Местное духовенство во многом не соответствовало своему призванию и предназначению.

     Чтобы переломить ситуацию, новый глава Константинопольской Церкви предпринимал самые решительные меры: обличал высшие круги, изгонял из клира священнослужителей, запятнавших себя преступлениями и уклонением от исполнения христианского долга, способствовал преобразованиям в сфере монашеской жизни, организовывал помощь бедноте.

     Ввиду совершенно несвойственного многим из представителей высшего духовенства стремления к скромности жизни, Иоанн возбуждал в них непонимание, а временами и неприкрытое недовольство. Существенно сократил расходы на содержание своей кафедры, ограничил свою ежедневную трапезу умеренным ассортиментом продуктов и блюд, а повседневный гардероб - достаточно скромной одеждой.

     Высвобождавшиеся в результате благоразумной экономии средства Иоанн Златоуст тратил на благотворительность. На нужды бедных направлял и те средства, которые выручал с продажи роскошной посуды, штор, мебели, мрамора. Такое поведение святителя резко контрастировало с поведением прочих архиереев и иереев, служило им обличением. И это вызывало определенную напряженность. Со временем напряженность переросла в борьбу.

     Однажды Иоанн Златоуст принял у себя четырех братий из Нитрийской пустыни, искавших защиты от преследований Феофила. Выслушав их, обратился к Феофилу с ходатайством. Эти действия были расценены последним как незаконное вмешательство в дела другой епархии. В свою очередь монахи стали искать защиты у императора, обратились к нему и представили против Феофила довольно тяжелые обвинения.

     Тот был вызван в Константинополь на суд. Однако, когда состоялось рассмотрение назначенного дела, святитель Иоанн, руководствуясь лучшими побуждениями, счел уместным от суда уклониться. Феофил же, воспользовавшись ситуацией, принялся интриговать и обвинил Златоуста в оригенизме.

     В состав организованного по этому случаю Собора, проходившего на предоставленной царем вилле «У дуба», вошли прибывшие с Феофилом египетские архиереи. Союзницей Феофила выступила могущественная императрица Евдоксия, недовольная тем, что Златоуст обвинял ее в притязаниях на виноградник одной несчастной вдовы, сравнивая ее с нечестивой библейской царицей Иезавелью.

     На Соборе в адрес отказавшегося прибыть туда Иоанна Златоуста выдвинуто несколько клеветнических обвинений, часть из которых базировалась на домыслах, тогда как другая часть - на ложных слухах. Помимо прочего его обвинили в растрате церковных средств. Несмотря на заступничество дружественных служителей, святителя осудили. По настоянию Евдоксии император Аркадий приговор утвердил. Святитель был низложен и отправлен в ссылку

     Как только весть о случившимся распространилась по улицам Константинополя, произошло народное волнение. Вслед за ним случилось землетрясение, отчего императрица, сознававшая свою роль в осуждении, и посчитавшая бедствие знамением суда Божьего, пришла в ужас.

     После того как по настоянию императрицы изгнанник вернулся из ссылки, горожане оказали ему торжественный прием. Вновь созданный Собор отменил приговор предыдущего Собора, снял со святителя обвинения и восстановил в правах.

     Однако вскоре затаившаяся ненависть его идейных противников нашла очередной повод для злорадства. Когда недалеко от Константинопольского храма святой Софии воздвигли колонну в честь царицы Евдоксии, а затем, в честь этого события устроили торжества, отдававшие грубым язычеством и мешавшие своим шумом ходу богослужения, Иоанн Златоуст обратился к префекту, указав ему на несоответствие этого действа христианскому благочестию. Не получив должного ответа, публично обличил императрицу, назвав ее беснующейся, неистовствующей Иродиадой.

     Это суровое обличение привело Евдоксию в ярость. Однако просто взять и наказать Константинопольского первосвятителя она не могла. Тогда вновь связалась с Феофилом, побуждая его к очередному суду над святым. Феофил, опасаясь вспышки народного гнева, не дерзнул явиться в столицу лично, однако направил туда специальное посольство: Акакия и Северина. Последние собрали врагов Златоуста, после чего совместным решением вынесен новый приговор о низложении. Император, поддавшись влиянию Евдоксии, приговор утвердил.

    Иоанн Златоуст взят под стражу в 404 году, в день Пасхи, прямо во время богослужения. Некоторое время пребывал под домашним арестом, а затем его отправили в Вифинию. Римский Папа Иннокентий I, узнав о случившемся, не смог изменить ситуацию.

     Из Вифинии осужденный отправлен в Кукуз, небольшое селение в Малой Армении. В Кукузе провел, в нужде и лишениях, около трех лет. Здесь занимался богоугодными трудами и молитвенным деланием, вел переписку. Время от времени его навещали антиохийцы. Зная о связях низложенного архиепископа с единомышленниками, враги не могли взирать на это спокойно. Под их влиянием император издал указ о переводе его на новое место, в Питиунт, в восточной части черноморского побережья.

     Иоанн Златоуст умер 14 сентября 407 года. Погребен в Команах Понтийских, в мартирии мученика Василиска. 

     В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя перенесены в Константинополь.

     В ходе Четвёртого крестового похода мощи святителя вывезены из Константинополя в Рим.

     По решению папы Иоанна Павла II 26 ноября 2004 года мощи возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре.

Память об Иоанне Златоусте

Память об Иоанне Златоусте

Память совершается

в Православной церкви - 26 ноября, 9 февраля - перенесение мощей, 12 февраля - Собор трех святителей

в Константинопольской и Элладской церквях - 13 ноября, 27 января и 30 января

в Католической церкви - 13 сентября

Вселенская патриархия в 2004 году установила празднование 30 ноября в честь перенесения из Рима в Стамбул мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Считается защитником и покровителем немощных и бедняков, а также тех, чья работа связана с ораторским искусством: юристов, учителей.

14.09.0407
ЗАКРЫТЬ X

Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста
 

Православная Церковь 12 февраля чтит память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Праздник был учрежден в XI веке в царствование византийского императора Алексея Комнина.

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста
 

Православная церковь 9 февраля отмечает перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь. Иоанн Златоуст - вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения.
(0325-0389)

Григорий Богослов
Григорий Назианзин

Архиепископ Константинопольский. Христианский богослов. Один из Отцов Церкви. Входит в число Великих каппадокийцев. Близкий друг и сподвижник Василия Великого. Почитается в лике святителей. Память совершается в Православной церкви 7 февраля и 12 февраля, в Римско-католической церкви - 2 января.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.