Гуревич Михаил Иосифович

Советский инженер-авиаконструктор. Главный конструктор ОКБ Микояна (1957-1964). Герой Социалистического Труда. Доктор технических наук. Совместно с Анастасом Микояном, принимал непосредственное участие в создании легендарных военных самолетов «МиГ». Разрабатывал системы авиационного вооружения и средства спасения пилотов - катапультных кресел.


Михаил Гуревич родился 31 декабря 1892 года в деревне Рубанщина, Курская область. В 1910 году с серебряной медалью окончил гимназию в городе Ахтырка Харьковской губернии. Затем, поступил в Харьковский университет на математический факультет, но через год был отчислен за активное участие в акциях протеста против политики самодержавия.

     В 1912 году, Гуревич уехал во Францию и поступил на факультет математики в университет Монпелье. Летом 1914 года, Михаил приехал домой на каникулы, но из-за начала войны не смог вернуться в университет. Начиная с 1917 года, проходил обучение в Харьковском технологическом институте, где всерьез заинтересовался авиацией. Активно участвовал в работе «Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма». Проектировал и изготавливал свои первые изделия - планеры «Бумеранг» и «Аист».

     Самолетостроительный факультет Харьковского технологического института окончил в 1925 году. По окончании ВУЗа, не найдя работу по специальности уехал в Москву, где работал в разных конструкторских бюро. Кроме работы над самолетами участвовал в проектировании судов для мелководья, картофелекопалок, хлопкоуборочных машин и прочей техники.

     В 1937 году, в составе советской авиационной делегации находился в служебной командировке в США и участвовал в закупке лицензии на производство в СССР американских самолетов «Дуглас ДС-3». По возвращении в Москву был приглашен на работу в КБ Поликарпова. Возглавлял группу общих видов и эскизного проектирования.

     С октября 1939 года приступил к работе в новом конструкторском бюро, которое возглавил Анастас Микоян. Являлся заместителем главного конструктора. Занимался модернизацией самолета-истребителя И-153. Так же, в короткие сроки совместно с Микояном разработал высотный истребитель, получивший название «МиГ»-1, от аббревиатуры «Микоян и Гуревич».

     В январе 1941 года начался серийный выпуск самолета, ставшего одним из основных истребителей первого периода Великой Отечественной войны. «МиГ»-3 по своим скоростным и боевым характеристикам в то время превзошел отечественные и зарубежные аналоги, и к началу войны в строю МиГов было значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1.

     После войны Микоян и Гуревич проектировал первые в СССР реактивные истребители МиГ-9 и МиГ-15, последний из которых в начале пятидесятых годов считался лучшим в мире.

     В 1947 году, возглавил разработку и создание управляемых крылатых ракет. Так же, внес огромный вклад в создание катапультных кресел, спасающих пилотов при авариях и катастрофах.

     При непосредственном участии Гуревича, в 1954 году был запущен в серийное производство МиГ-19, способный уверенно преодолевать звуковой барьер. В 1957 году занял пост главного конструктора по беспилотной тематике.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм Гуревичу Михаилу Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручение ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

     В дальнейшем, при его непосредственном участии была разработана и запущена в производство целая серия самолетов-истребителей «МиГ». Последними самолетами, спроектированными и построенными под руководством Гуревича, являлись дальний высотно-скоростной разведчик «МиГ»-25Р и перехватчик «МиГ»-25П. Целый ряд оригинальных, нестандартных решений, принятых легендарным конструктором, был воплощен в конструкциях МиГ-29 и Миг-31.

     На заслуженный отдых вышел по состоянию здоровья в возрасте 72 лет. Последние годы проживал в городе Санкт-Петербург.

     Гуревич Михаил Иосифович скончался 25 ноября 1976 года. Похоронен на Серафимовском кладбище города Санкт-Петербург.

Награды Михаила Гуревича

Награды Михаила Гуревича

Золотая Звезда Героя Социалистического Труда «Серп и Молот» (12.07.1957)

Награжден 4 орденами Ленина (31.12.1940; 03.02.1953; 20.04.1956; 12.07.1957)

Два ордена Трудового Красного Знамени (02.07.1945; 08.01.1963)

Орден Красной Звезды (08.09.1941)

Лауреат Ленинской премии (1963)

Сталинской (Государственной) премии I степени (1941, 1947, 1948, 1952, 1953) и II степени (1949).

Память об Михаиле Гуревиче

Память об Михаиле Гуревиче

В Москве на домах, где жил и работал легендарный конструктор, установлены мемориальные доски.

Семья Михаила Гуревича

Семья Михаила Гуревича

Отец - Иосиф Исаевич Гуревич, механик винокуренных заводов

Мать - Анна Моисеевна, домохозяйка

21.11.1976
ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.