Юлиан Отступник
Флавий Клавдий Юлиан

Римский император династии Константина (361-363). Известен в качестве религиозного реформатора, сменившего христианское вероисповедание на философско-религиозное учение. Являлся последним языческим императором Римской Империи. Ритор. Философ. Писатель и поэт.


Флавий Клавдий Юлиан родился в 331 году в городе Константинополь, Турция. С семи лет мальчик изучал греческую философию и литературу. В юности на него оказали большое влияние философы-неоплатоники, идеи которых впоследствии, возможно и стали причиной его разрыва с христианством. В 355 году император Констанций вызвал его в Рим и присвоил титул цезаря.

     После смерти Констанция в 361 году Юлиан стал правителем Римской империи. Взяв бразды правления в свои руки, Флавий основные силы направил на реализацию своей мечты: восстановление язычества. К тому времени в Риме официальной религией уже являлось христианство. Император снял запрет на отправление языческих культов и жертвоприношений. Но понимая, что воссоздать эллинское язычество в том виде, в каком существовало до появления христианства, невозможно, правитель решил адаптировать его к современным условиям.

     Для осуществления задуманного, правитель заимствовал многие черты христианской организации. Языческое духовенство император организовал по образцу иерархии христианской церкви, внутреннее убранство языческих храмов устроено по образцу храмов христианских. От жрецов требовалась безупречная жизнь, поощрялась благотворительность.

     Кроме того, Юлиан вернул христианских священников и епископов, запрещенных к служению Священными Соборами за еретические учения, что возродило споры и разногласия внутри общин. Своими указами запретил христианам преподавать в школах, ввел в программу учебных заведений языческие предметы. Одновременно с этим обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от своей веры. Примеров отречения имелось немало, однако массового возвращения к язычеству не произошло.

     Император Юлиан смог лишь временно реставрировать эллинскую религию, что соответствовало его философским взглядам, однако после его смерти эти идеи оказались непопулярны. Поэтому Юлиана историки называют последним языческим императоров Римской империи, или Юлианом Отступником. Помимо государственной деятельности Юлиан активно занимался литературой. Флавий разрабатывал свое философско-религиозное учение о культе Солнца. Известны его стихотворные сочинения, труд о механизмах, записки о войнах с германцами и некоторые другие произведения.

     Главной внешнеполитической задачей Юлиан считал борьбу с Ираном, где в это время правил шаханшах Шапур II Великий. Поход в Персию весной 363 года поначалу складывался весьма успешно: римские легионы дошли до столицы Персии, Ктесифона.

     Ктесифон оказался неприступным даже для 83-тысячного войска Клавдия, хотя ранее римские войска уже трижды овладевали данной столицей. Положение усугублялось тем, что римские подкрепления и армянские союзники, которым надлежало нанести удар по Ктесифону с севера, не явились. Один перс, человек уважаемый и очень рассудительный, обещал императору предать Персидское царство и вызвался быть проводником внутрь Персии.

     Юлиан сжег свой флот, стоявший на Тигре и излишек продовольствия. Однако изменник завел римлян в Карманитскую пустыню, где не было вовсе воды и никакой пищи. После бегства проводников, император вынужден был начать отступление, теснимый неприятельскими войсками.

     В битве при Маранге 26 июня 363 года Флавий Клавдий Юлиан получил три серьезных ранения, от которых впоследствии и скончался.


Сочинения Клавдия Юлиана

Юлиан. Кесари, или императоры на торжественном обеде у Ромула, где и все боги. СПб, 1820.

Юлиан. Речь к антиохийцам, или Мисапогон (враг бороды). / Пер. А. Н. Кириллова. Нежин, 1913.

Юлиан. Против христиан. / Пер. А. Б. Рановича. // Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. (БАтЛ). М., Политиздат. 1990. 

Юлиан. К совету и народу афинскому. / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек. // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. М.-Л., Наука. 1964. / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. 

Император Юлиан. Письма. / Пер. Д. Е. Фурмана под ред. А. Ч. Козаржевского. // ВДИ. 1970. 

Император Юлиан. Сочинения. / Пер. Т. Г. Сидаша. СПб, Изд-во СПбГУ. 2007. 428 стр. (К Царю Солнцу. Гимн к Матери Богов. Фрагмент письма к жрецу. К невежественным киникам. К Ираклию кинику. Антиохийцам, или Брадоненавистник. Письмо к Нилу… Послание к жителям Эдессы. Похвальное слово царице Евсевии. Послание к сенату и народу афинскому. Послание к Фемистию философу. Утешение, обращенное к себе в связи с отъездом Саллюстия. Письмо к Евагрию. О Пегасии)

Император Юлиан. Полное собрание творений. / Пер. Т. Г. Сидаша. СПб, Квадривиум. 2016.

25.06.2020
ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.