Организатор судостроительного производства. Герой Социалистического Труда.
Директор Судостроительного завода «Северная верфь» (1974-1991).
Владимир Емельянов родился 15 июля 1923 года в городе Санкт-Петербург. В 1940 году после окончания Усть-Ижорской средней школы поступил в Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Но в связи с начавшейся войной, учебу пришлось прервать.
В июне 1941 года Емельянов призван в Красную Армию. В декабре окончил ускоренный курс 3-го Ленинградского артиллерийского училища. Сначала направлен в Чкаловское авиационное училище для освоения специальности корректировщика. Летом 1942 года назначен командиром батареи в 159-м истребительном противотанковом батальоне Сталинградского фронта. В бою 15 августа на Дону у переправы в районе хутора Нижняя Бузиновка получил тяжелое ранение. При эвакуации из полевого госпиталя колонна повозок с ранеными перехвачена прорвавшимися немецкими танками, лейтенант попал в плен. В феврале 1945 года с группой военнопленных сумел бежать из очередного лагеря в Польше и перебраться через линию фронта. На Родине несколько месяцев проходил проверку в фильтрационном лагере. Демобилизован по инвалидности в 1945 году.
По окончании войны Владимир Емельянов продолжил учебу в том же институте, одновременно подрабатывал лаборантом в школе. В 1949 году принят на работу в Средне-Невский судостроительный завод, где прошел путь от инженера до директора завода. Специализировался на постройке тральщиков для Военно-Морского Флота, кораблей противоминной обороны с корпусами из маломагнитной стали и стеклопластика, а также противопожарных катеров и судов на подводных крыльях. Одновременно много сил уделял жилищному и культурному хозяйствам завода - построены многоквартирные жилые дома, Дом культуры, стадион и другие объекты.
С апреля 1974 года Владимир Александрович являлся директором судостроительного завода «Северная верфь». Под его руководством завод вел строительство крупных серий кораблей различного назначения: эскадренные миноносцы, фрегаты, противолодочные корабли, сухогрузы и контейнеровозы для торгового флота. В 1985 году, впервые в практике отечественного судостроения, на заводе начато строительство серии судов с высокотехнологичным горизонтальным способом грузообработки и с кормовым аппарельным устройством. Выполняли и уникальные заказы, в том числе капитального ремонта крейсера «Аврора».
За годы работы его директором производственные фонды предприятия увеличились вдвое. Созданы судоспусковой комплекс, крытый эллинг, плавучий док, два горизонтальных стапеля, внедрено новейшее оборудование. Реконструирована трансбордерная яма. Внедрено современное оборудование плазменной резки, прессовое оборудование, автоматизированные системы раскроя листового проката и управления производством, смонтирован новый пролет сборочно-сварочного цеха. Завод стал одним из самых современных судостроительных предприятий страны.
За выдающиеся заслуги в освоении выпуска новой серии кораблей для Военно-Морского флота, Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 16 июля 1986 года Емельянову Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Тогда же возглавляемый им завод награжден орденом Ленина.
В 1991 году Емельянов освобожден от должности директора. С 1991 года занимал должность советника директора. Являлся активным работником Совета ветеранов города, ответственным редактором книг «Корабли и суда ВМФ», «Суда транспортного, промыслового, научно-исследовательского и технического флотов, которые строились на «Северной верфи» в 1887-2007 гг.». В 2005 году вышел на пенсию.
Умер Владимир Александрович Емельянов 16 ноября 2015 года. Похоронен на Усть-Ижорском кладбище в Санкт-Петербурге.
Медаль Золотая Звезда Героя Социалистического Труда
Орден Ленина
Орден Октябрьской Революции
Орден Отечественной войны I степени
Орден Отечественной войны II степени
Орден Трудового Красного Знамени
Орден «Знак Почёта»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
медаль «В память 250-летия Ленинграда»
медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
Государственная премия СССР - за освоение постройки минных тральщиков из немагнитных материалов
Почетный гражданин Кировского района Санкт-Петербурга
Заслуженный судостроитель Российской Федерации
Четвёртый тральщик проекта 12700 носит имя «Владимир Емельянов». Заложен 25 января 2017 года, спущен на воду 30 мая 2019 года
Мемориальная доска в честь Героя на здании заводоуправления ПАО СЗ «Северная верфь», 2017
Организатор судостроительного производства. Герой Социалистического Труда.
Директор Судостроительного завода «Северная верфь» (1974-1991).
Владимир Емельянов родился 15 июля 1923 года в городе Санкт-Петербург. В 1940 году после окончания Усть-Ижорской средней школы поступил в Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Но в связи с начавшейся войной, учебу пришлось прервать.
В июне 1941 года Емельянов призван в Красную Армию. В декабре окончил ускоренный курс 3-го Ленинградского артиллерийского училища. Сначала направлен в Чкаловское авиационное училище для освоения специальности корректировщика. Летом 1942 года назначен командиром батареи в 159-м истребительном противотанковом батальоне Сталинградского фронта. В бою 15 августа на Дону у переправы в районе хутора Нижняя Бузиновка получил тяжелое ранение. При эвакуации из полевого госпиталя колонна повозок с ранеными перехвачена прорвавшимися немецкими танками, лейтенант попал в плен. В феврале 1945 года с группой военнопленных сумел бежать из очередного лагеря в Польше и перебраться через линию фронта. На Родине несколько месяцев проходил проверку в фильтрационном лагере. Демобилизован по инвалидности в 1945 году.
По окончании войны Владимир Емельянов продолжил учебу в том же институте, одновременно подрабатывал лаборантом в школе. В 1949 году принят на работу в Средне-Невский судостроительный завод, где прошел путь от инженера до директора завода. Специализировался на постройке тральщиков для Военно-Морского Флота, кораблей противоминной обороны с корпусами из маломагнитной стали и стеклопластика, а также противопожарных катеров и судов на подводных крыльях. Одновременно много сил уделял жилищному и культурному хозяйствам завода - построены многоквартирные жилые дома, Дом культуры, стадион и другие объекты.
С апреля 1974 года Владимир Александрович являлся директором судостроительного завода «Северная верфь». Под его руководством завод вел строительство крупных серий кораблей различного назначения: эскадренные миноносцы, фрегаты, противолодочные корабли, сухогрузы и контейнеровозы для торгового флота. В 1985 году, впервые в практике отечественного судостроения, на заводе начато строительство серии судов с высокотехнологичным горизонтальным способом грузообработки и с кормовым аппарельным устройством. Выполняли и уникальные заказы, в том числе капитального ремонта крейсера «Аврора».
За годы работы его директором производственные фонды предприятия увеличились вдвое. Созданы судоспусковой комплекс, крытый эллинг, плавучий док, два горизонтальных стапеля, внедрено новейшее оборудование. Реконструирована трансбордерная яма. Внедрено современное оборудование плазменной резки, прессовое оборудование, автоматизированные системы раскроя листового проката и управления производством, смонтирован новый пролет сборочно-сварочного цеха. Завод стал одним из самых современных судостроительных предприятий страны.
За выдающиеся заслуги в освоении выпуска новой серии кораблей для Военно-Морского флота, Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 16 июля 1986 года Емельянову Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Тогда же возглавляемый им завод награжден орденом Ленина.
В 1991 году Емельянов освобожден от должности директора. С 1991 года занимал должность советника директора. Являлся активным работником Совета ветеранов города, ответственным редактором книг «Корабли и суда ВМФ», «Суда транспортного, промыслового, научно-исследовательского и технического флотов, которые строились на «Северной верфи» в 1887-2007 гг.». В 2005 году вышел на пенсию.
Умер Владимир Александрович Емельянов 16 ноября 2015 года. Похоронен на Усть-Ижорском кладбище в Санкт-Петербурге.
Медаль Золотая Звезда Героя Социалистического Труда
Орден Ленина
Орден Октябрьской Революции
Орден Отечественной войны I степени
Орден Отечественной войны II степени
Орден Трудового Красного Знамени
Орден «Знак Почёта»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
медаль «В память 250-летия Ленинграда»
медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
Государственная премия СССР - за освоение постройки минных тральщиков из немагнитных материалов
Почетный гражданин Кировского района Санкт-Петербурга
Заслуженный судостроитель Российской Федерации
Четвёртый тральщик проекта 12700 носит имя «Владимир Емельянов». Заложен 25 января 2017 года, спущен на воду 30 мая 2019 года
Мемориальная доска в честь Героя на здании заводоуправления ПАО СЗ «Северная верфь», 2017