Эдвард Стайхен
Edward Steichen

Американский фотограф. Критик. Один из наиболее влиятельных мастеров фотографии XX века. Вместе с Альфредом Стиглицем стоял во главе американского «Фото-сецессиона». Представитель художественной и документальной фотографии. Один из основателей жанра модной фотографии.


Эдвард Стайхен родился 27 марта 1879 года в городе Бивинген, Люксембург. Вскоре после рождения вместе с родителями переехал в США. С пятнадцати лет посещал католическую среднюю школу для мальчиков, где его художественные таланты впервые заметили. Но бросил школу, чтобы начать четырехлетнее обучение литографии в американской компании изобразительного искусства.

     В 1895 году Стайхен купил свою первую камеру - подержанный Kodak. Первые опыты с фотографией оказались не слишком удачными. Отец убеждал его перестать заниматься искусством и фотографией, но юноша уже всерьез решил стать художником. Для этого постоянно ходил в местную библиотеку, где занимался изучением истории искусства.

     В 1900-е годы Стайхен открыл для себя журнал «Camera Notes», издававшийся Альфредом Стиглицом. На его страницах публиковались фотографии в жанре пикториализм, который подразумевает применение технических и изобразительных приемов для сближения фотоснимков с графикой и живописью. Эти работы дали Эдварду понять настоящее предназначение фотографии - она не просто фиксирует окружающую действительность. Фотограф выступает как настоящий художник, создающий определенное настроение и передающий зрителю нужное ему восприятие.

     Именно тогда начал формирование его авторский почерк. Для раннего периода его творчества характерны неясные образы, размытые человеческие фигуры и туманные городские пейзажи. Эксперименты с фотографией привели к появлению одного из наиболее известных снимков. В это время Эдвард пробовал разные техники печати и живо интересовался цветной фотографией. Итогом экспериментов стало то, что Стайхен одним из первых в США использовал автохромирование для цветного фото. Именно так создана фотография «Озеро в лунном свете».

     Уже в 1902 году Эдвард Стайхен являлся одним из основателей «Photo Secession» в Нью-Йорке. Будучи несколько лет в Париже, открыл для себя авангардное искусство.

     Во время Первой мировой войны Стайхен преподавал основы аэрофотосъемки в сухопутных войсках США. Стиль его резко поменялся - пикториализм с размытыми отпечатками сменил бескомпромиссный реализм. После окончания войны стал заниматься так называемой «прямой фотографией», предполагающей максимально достоверную передачу формы и цвета.

     Новый подход к работе принес фотографу деньги и славу. С 1923 года занимался промышленной рекламой и снимал моделей для «Vogue» и «Vanity Fair». Младшим редактором «Vogue» тогда являлась Кармел Сноу, которая быстро нашла общий язык с фотографом. Вместе перевернули представление о том, как нужно снимать моделей. У Стайхена стали живыми людьми, которые на фото оказывались в динамике и придуманных для них историях.

     В 1920-1930-х годах Эдвард Стайхен сделал серию портретов голливудских знаменитостей, среди которых Грета Гарбо, Джон Гилберт, Чарли Чаплин, Джоан Кроуфорд, Марлен Дитрих, Анна Мэй Вонг и другие.

     Сотрудничество Стейхена с модными журналами продолжалось пятнадцать лет. Стиль «прямой фотографии» и собственное видение того, как должен выглядеть снимок, помогли ему создать абсолютно новый стиль иллюстраций и портретов для журналов о моде. Фотограф стоял у истоков формирования фэшн-фотографии в привычном для нас виде.

     В 1938 году Эдвард Стайхен разорвал отношения с миром моды и гламура. Уехал в Коннектикут на собственную ферму, где разводил лошадей и занимался садоводством. В начале Второй мировой войны снова хотел пойти добровольцем на фронт, но на передовую после шестидесяти лет не брали, поэтому фотограф оказался руководителем Военно-морского фотографического института США. Тут проявил свои организаторские способности и провел множество выставок.

     Самая известная и значительная выставка Стайхена называется «Род человеческий», которая открылась в 1955 году в Нью-Йорке. Фотограф с помощниками отобрали пятьсот три снимка из более чем двух миллионов присланных им со всех концов земного шара. На фото демонстрировалась жизнь людей во всех ее проявлениях. Выставка просуществовала до 1962 года, ее посмотрело около десяти миллионов человек в тридцати восьми странах.

     Большая заслуга Эдварда Стайхена в том, что помог фотографии стать отдельным видом искусства, у которого есть собственные технические приемы и средства выражения. Именно его талант и работоспособность позволили фотографии встать в один ряд со скульптурой и живописью.

     Эдвард Стайхен умер 25 марта 1973 года в возрасте девяноста трех лет.


Награды Эдварда Стайхена

Медаль прогресса (Королевское фотографическое общество) (1960)
Медаль прогресса (Фотографическое общество Америки) (1967)

Память об Эдварде Стайхене

Именем Стайхена названа площадь в городе Бивингене

Семья Эдварда Стайхена

Отец - Жан-Пьер Стайхен
Мать - Мари Кемп Стайхен
Первая жена (1903-1922) - Клара Смит
Вторая жена ( с 1923) - Дана Десборо Гловер (ум. 1957)
Третья жена (1960-1973) - Джоанна Тауб

25.03.1973
ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.