Джордж Кэйли
George Cayley

Английский ученый. Изобретатель. Один из первых теоретиков и исследователей в области летательных аппаратов тяжелее воздуха, опубликовавший в начале XIX-го века описания принципов полета планера и самолета. Также предложил конструкцию колеса со спицами из проволоки, несколько схем двигателя внутреннего сгорания, идею водотрубного котла для паровой машины, запатентовал гусеничный ход для транспорта.


Джордж Кэйли родился 27 декабря 1773 в городе Скарборо, Великобритания. Его отец, Томас Кейли позднее унаследовал титул баронета Бромптона. Мать, Изабелла Сетон являлась родом из Шотландии. Будучи сама весьма образованной, женщина позаботилась, чтобы Джордж, с детства проявлявший интерес к механике, получил надлежащее образование в области математики и естественных наук. Получив начальное образование в школах Йорка и Ноттингема, парень в 1792 году отправился в Саут-Гейт изучать электричество и химию.

     С 1800 года в течение многих лет Кейли заносил в записную книжку результаты наблюдений полета различных птиц и свои соображения по этому поводу. Через четыре года начал проводить аэродинамические эксперименты и вскоре построил свою первую модель планера с наклоненной под углом шесть градусов несущей плоскостью, которая соединялась рейкой с парой поворотных взаимно - перпендикулярных малых пластин.

     Кейли пришел к убеждению, что создание летательного аппарата тяжелее воздуха возможно только после детального изучения воздействий воздушного потока на наклонную несущую плоскость и разработки подходящего двигателя. Спустя почти сто лет такие же выводы сделали и первые конструкторы самолета, братья Райт.

     В 1807 году опубликовал свою первую статью о «двигателе с расширением воздуха», герметичном устройстве, где воздух прокачивался насосом через нагреватель и поступал в рабочий цилиндр. В том же году опробовал такого рода двигатель, используя тепло, выделяемое при сгорании пороха.

    Через год Кейли построил несколько планеров и сконструировал для них стартовый двигатель из велосипедного колеса. Статьи ученого, где излагал принципы полета планера и самолета и результаты аэродинамических исследований, выполненных на моделях, опубликованы в «Журнале натуральной философии» в 1810 году.

     В этих работах Джордж рассмотрел зависимость от скорости летательного аппарата таких характеристик, как подъемная сила, нагрузка на крыло, напряжения в конструкции, выигрыш в противодействии силам тяготения. Обсудил принцип действия двигателя внутреннего сгорания; предложил обтекаемые формы конструкций. Его планер - биплан с площадью несущей поверхности 28 квадратных метра смог «пролететь» с человеком на борту почти 3 метра.

     Примерно в 1815 году Кейли заинтересовался управляемыми воздушными шарами. В его трудах этого периода обсуждаются соотношения между габаритами и весом шара, его оптимальная форма, обеспечивающая минимизацию аэродинамического сопротивления, необходимость расчалок. Предлагает ввести секционные газовые баллоны и водонепроницаемую оболочку. Сравнивает достоинства шаров, наполненных горячим воздухом и водородом. Рассматривает способы предотвращения пожара.

     В 1837 году Кейли запатентовал двигатель на горячем воздухе. Через три года выдвинул идею создания вертолета с двумя несущими винтами на одном валу с паровым приводом. В 1853 году предложил тяговый пропеллер и двигатель на водороде. Есть свидетельства, что примерно до 1853 году продолжал экспериментировать с планерами.

     Умер Кейли в Бромптон-Холле близ Скарборо 15 декабря 1857 года.

     В честь Джоржда Кейли названы жилые и учебные корпуса Халлского университета и Университета Лафборо, а также планерный клуб в Йоркшире.

Семья Джорджа Кэйли

Семья Джорджа Кэйли

Жена - Саре Уокер. Родила ему троих сыновей (из которых двое умерли от кори) и шестерых дочерей (одна из них умерла от болезни сердца в возрасте 16-ти лет). Характер у жены Кейли оказался тяжелый, ее выходки шокировали детей и неоднократно вынуждали супруга писать соседям письма с извинениями. Джордж Кейли, однако, был весьма подавлен ее кончиной, которая произошла в 1854 году.

15.12.1857
ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.