Бернард Шоу
George Bernard Shaw

Ирландский драматург. Романист.
Лауреат Нобелевской премии в области литературы.
Один из наиболее известных ирландских литературных деятелей.
Один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук.
Второй, после Шекспира по популярности драматург в английском театре.


Джордж Бернард Шоу родился 26 июля 1856 года в городе Дублин, Ирландия. С детства мальчик много читал. Особенно его увлекали книги: Чарльза Диккенса, Уильяма Шекспира, Джона Беньяна, арабские сказки «Тысяча и одна ночь». Юноша уже в подростковом возрасте решил стать писателем, однако его рукописи поначалу не находили издателя. Молодой человек занимался самообразованием, посещая читальный зал Британского музея. Впоследствии, работал внештатным корреспондентом, а также музыкальным критиком. Помимо этого писал пьесы, рецензии.

     В 1889 году Бернард выпустил сборник своих пьес «Пьесы приятные и неприятные», в состав которого вошли «Кандида», «Избранник судьбы», «Дом вдовца», «Сердцеед». Одна из этих пьес, «Профессия миссис Уоррен», поставлена через три года, но вскоре оказалась запрещена цензурой. Лишь поставленный в Америке Рональдом Мансфилдом «Ученик дьявола» имел успех у публики.

     Утром, 4 августа 1894 года Боро Фарм, Беатриса и Сидни Вебб, Грэм Уоллес и Джордж Бернард Шоу приняли решение создать Лондонскую школу экономики и политических наук.

     На рубеже веков уже зрелый автор, человек с полностью сформировавшимся мировоззрением создает такие шедевры, как «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек», «Поживем - увидим», «Цезарь и Клеопатра» и «Пигмалион». «Пигмалион»: одна из пьес Бернарда Шоу, емкая, многогранная и сложная вещь, которой посвящено немало книг и научных монографий. В центре повествования судьба бедной продавщицы цветов Элизы Дулитл и состоятельного, благородного светского джентльмена Хигинса. Последний хочет слепить из цветочницы даму высшего света, как мифический Пигмалион создал свою Галатею из куска мрамора.

     Следующим знаковым произведением драматурга стала пьеса «Дом, где разбиваются сердца», написанная после Первой мировой войны. Бернард обвинял английскую интеллигенцию и сливки общества в том, что они ввергли страну и всю Европу в пучину разрухи и ужаса. В этом произведении отчетливо прослеживается влияние Генрика Ибсена и Антона Павловича Чехова на творчество Шоу. Сатирическая драма приобретает черты гротеска, аллегории и символизма.

     В 1921 году Шоу завершил работу над пенталогией «Назад к Мафусаилу», в которую вошли пять пьес, и которая начинается в Эдемском саду и кончается через тысячу лет в будущем. В этих пьесах утверждается, что жизнь совершенствуется с помощью попыток и ошибок. После «Мафусаила» в 1923 году написана пьеса «Святая Иоанна», которая считается одной из его лучших работ. Идея о написании работы о Жанне Д’Арк и ее канонизации появилась за три года до этого.

     Шведская Академия в 1925 году присудила Бернарду Шоу Нобелевскую премию по литературе - за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой. Писатель поблагодарил за честь, но отказался от денег, заявив, что деньги, полагающиеся лауреату, это «спасательный круг, брошенный пловцу, который уже благополучно добрался до берега».

     Война еще больше утвердила Бернарда Шоу в его приверженности идеям социализма. Писатель до конца своих дней продолжал верить в то, что социалистическая Россия является примером для всего цивилизованного мира, а общественно-политический строй СССР: единственно верный и правильный. Под конец жизни Шоу стал идейным приверженцем сталинского режима.

     С 21 по 31 июля 1931 года Бернард Шоу посетил СССР, где 29 июля 1931 года у него состоялась личная встреча с Иосифом Сталиным. Помимо столицы, Шоу побывал в глубинке: коммуне имени Ленина, Тамбовской области, считавшейся образцовой. В течение непродолжительного времени драматург склонялся к мысли, что порядок в обществе и стране может навести только диктатор, но после прихода к власти в Германии Гитлера отказался от такой идеи.

     Автор создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы. «Тележка с яблоками» стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда», «На мели», «Миллионерша» и «Женева», не получили широкого признания публики.

     В пьесе «Женева», вышедшей в 1938 году Бернард утверждал мысль, что люди должны развивать технологию продления жизни для того, чтобы могли развивать мудрость, которая понадобится им для самоуправления. В 1939 году Шоу получил премию «Оскар» за сценарий фильма «Пигмалион». В 1950 году написал свою последнюю пьесу «Почему она не пожелала».

    Умер Бернард Шоу 2 ноября 1950 года в городе в Эйот-Сент-Лоренсе от почечной недостаточности. По завещанию его тело кремировали, а прах развеяли вместе с прахом его жены.

Награды Бернарда Шоу

Награды Бернарда Шоу

Нобелевская премия Нобелевская премия по литературе (1925)

Премия «Оскар» за лучший адаптированный сценарий (1939)

Член Королевского литературного общества

Творчество Бернарда Шоу

Творчество Бернарда Шоу

Драматургия

1885-1896

«Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году)
«Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885-1892)
«Сердцеед» (The Philanderer, 1893)
«Профессия миссис Уоррен» (1893-1894)
«Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году)
«Оружие и человек» (1894)
«Кандида» (Candida, 1894-1895)
«Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895)
«Поживем - увидим» (You Never Can Tell, 1895-1896)

1896-1904

«Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans)
«Ученик дьявола» (The Devil’s Disciple, 1896-1897)
«Цезарь и Клеопатра» (Caesar and Cleopatra, 1898)
«Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899)
«Великолепный Бэшвил, или Невознагражденное постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901)
«Воскресный день среди холмов Суррея» (1888)
«Человек и сверхчеловек» («Man and Superman», 1901-1903)
«Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904)

1904-1910

«Как он лгал ее мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904)
«Майор Барбара» (Major Barbara, 1906)
«Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906)
«Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907)
«Вступление в брак» (Getting Married, 1908)
«Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909)
«Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries)
«Неравный брак» (Misalliance, 1910)

1910-1919

«Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910)
«Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911)
«Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912)
«Охваченные страстью» (Overruled, 1912)
«Пигмалион» (Pygmalion, 1912-1913)
«Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913)
«Лечение музыкой» (The Music-cure, 1913)
«О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,)
«Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916)
«Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916)
«Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917)
«Дом, где разбиваются сердца» (Heartbreak House, 1913-1919)

1918-1931

«Назад к Мафусаилу» (Back to Methuselah, 1918-1920)
«Святая Иоанна» (Saint Joan, 1923)
«Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929)
«Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931)

1933-1950

«Сватовство по-деревенски» (Village Wooing, 1933)
«На мели» (On The Rocks, 1933)
«Шестеро из Кале» (The Six of Calais, 1934)
«Простачок с нежданных островов» (The Simpleton of The Unexpected Isles, 1934)
«Миллионерша» (The Millionairess, 1935)
«Новое окончание «Цимбелина» (Cymbeline Refinished, 1937)
«Женева» (Geneva, 1938)
«Золотые дни доброго короля Карла» (In Good King Charles’s Golden Days, 1939)
«Миллиарды Байанта» (Buoyant Billions, 1948)
«Притчи о далеком будущем» (Farfetched Fables, 1948)
«Шекс против Шо» (Shakes versus Shav, 1949)
«Почему она не пожелала» (Why She Would Not, 1950)

Публикации текстов

Публикации оригинальных текстов

Основные русскоязычные переводные публикации

Полное собрание сочинений Бернарда Шоу : в 10 т.. - М. : В. М. Саблин, 1910-1911.
Полное собрание сочинений Бернарда Шоу : в 9 т.. - М. : Современные проблемы, 1910-1913.
Шоу Б. Избранные произведения : в 2 т.. - М. : ГИХЛ, 1956.
Шоу Б. Пьесы / Вступ. ст., сост., примеч. З. Т. Гражданской. - М. : Художественная литература, 1969. - 704 с. - (Библиотека всемирной литературы. Сер. третья ; т. 200).
Шоу Дж. Б. Письма / Сост. А. И. Образцовой ; пер. И. М. Бернштейн ; изд. подг. И. М. Бернштейн, А. А. Елистратова, А. И. Образцова ; отв. ред. А. А. Елистратова. - М. : Наука, 1971. - 400 с. - (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачев).
Шоу Б. Собрание сочинений : в 6 т.. - М. : Искусство, 1978-1981.
Шоу Б. О драме и театре / Сост. и авт. вступ. статьи А. Аникст. - М. : ИИЛ, 1963. - 640 с.
Шоу Б. О музыке и музыкантах : Сборник статей / Сост., пер. с англ., введ., и коммент. С. Кондратьева. - М. : Музыка, 1965. - 338 с.

Семья Бернарда Шоу

Семья Бернарда Шоу

Жена - Шарлотта Пейн-Тунзенд (брак с 1898).

Детей в браке не появилось.

02.11.1950

Бернард Шоу
George Bernard Shaw

Британский Писатель
Лауреат Нобелевской Премии (1925)
Драматург
Дата рождения: 26 июля 1856 года (163 года назад)
Дата смерти: 2 ноября 1950 года (69 лет назад)
  • Показать статью

    Ирландский драматург. Романист.
    Лауреат Нобелевской премии в области литературы.
    Один из наиболее известных ирландских литературных деятелей.
    Один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук.
    Второй, после Шекспира по популярности драматург в английском театре.


    Джордж Бернард Шоу родился 26 июля 1856 года в городе Дублин, Ирландия. С детства мальчик много читал. Особенно его увлекали книги: Чарльза Диккенса, Уильяма Шекспира, Джона Беньяна, арабские сказки «Тысяча и одна ночь». Юноша уже в подростковом возрасте решил стать писателем, однако его рукописи поначалу не находили издателя. Молодой человек занимался самообразованием, посещая читальный зал Британского музея. Впоследствии, работал внештатным корреспондентом, а также музыкальным критиком. Помимо этого писал пьесы, рецензии.

         В 1889 году Бернард выпустил сборник своих пьес «Пьесы приятные и неприятные», в состав которого вошли «Кандида», «Избранник судьбы», «Дом вдовца», «Сердцеед». Одна из этих пьес, «Профессия миссис Уоррен», поставлена через три года, но вскоре оказалась запрещена цензурой. Лишь поставленный в Америке Рональдом Мансфилдом «Ученик дьявола» имел успех у публики.

         Утром, 4 августа 1894 года Боро Фарм, Беатриса и Сидни Вебб, Грэм Уоллес и Джордж Бернард Шоу приняли решение создать Лондонскую школу экономики и политических наук.

         На рубеже веков уже зрелый автор, человек с полностью сформировавшимся мировоззрением создает такие шедевры, как «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек», «Поживем - увидим», «Цезарь и Клеопатра» и «Пигмалион». «Пигмалион»: одна из пьес Бернарда Шоу, емкая, многогранная и сложная вещь, которой посвящено немало книг и научных монографий. В центре повествования судьба бедной продавщицы цветов Элизы Дулитл и состоятельного, благородного светского джентльмена Хигинса. Последний хочет слепить из цветочницы даму высшего света, как мифический Пигмалион создал свою Галатею из куска мрамора.

         Следующим знаковым произведением драматурга стала пьеса «Дом, где разбиваются сердца», написанная после Первой мировой войны. Бернард обвинял английскую интеллигенцию и сливки общества в том, что они ввергли страну и всю Европу в пучину разрухи и ужаса. В этом произведении отчетливо прослеживается влияние Генрика Ибсена и Антона Павловича Чехова на творчество Шоу. Сатирическая драма приобретает черты гротеска, аллегории и символизма.

         В 1921 году Шоу завершил работу над пенталогией «Назад к Мафусаилу», в которую вошли пять пьес, и которая начинается в Эдемском саду и кончается через тысячу лет в будущем. В этих пьесах утверждается, что жизнь совершенствуется с помощью попыток и ошибок. После «Мафусаила» в 1923 году написана пьеса «Святая Иоанна», которая считается одной из его лучших работ. Идея о написании работы о Жанне Д’Арк и ее канонизации появилась за три года до этого.

         Шведская Академия в 1925 году присудила Бернарду Шоу Нобелевскую премию по литературе - за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой. Писатель поблагодарил за честь, но отказался от денег, заявив, что деньги, полагающиеся лауреату, это «спасательный круг, брошенный пловцу, который уже благополучно добрался до берега».

         Война еще больше утвердила Бернарда Шоу в его приверженности идеям социализма. Писатель до конца своих дней продолжал верить в то, что социалистическая Россия является примером для всего цивилизованного мира, а общественно-политический строй СССР: единственно верный и правильный. Под конец жизни Шоу стал идейным приверженцем сталинского режима.

         С 21 по 31 июля 1931 года Бернард Шоу посетил СССР, где 29 июля 1931 года у него состоялась личная встреча с Иосифом Сталиным. Помимо столицы, Шоу побывал в глубинке: коммуне имени Ленина, Тамбовской области, считавшейся образцовой. В течение непродолжительного времени драматург склонялся к мысли, что порядок в обществе и стране может навести только диктатор, но после прихода к власти в Германии Гитлера отказался от такой идеи.

         Автор создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы. «Тележка с яблоками» стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда», «На мели», «Миллионерша» и «Женева», не получили широкого признания публики.

         В пьесе «Женева», вышедшей в 1938 году Бернард утверждал мысль, что люди должны развивать технологию продления жизни для того, чтобы могли развивать мудрость, которая понадобится им для самоуправления. В 1939 году Шоу получил премию «Оскар» за сценарий фильма «Пигмалион». В 1950 году написал свою последнюю пьесу «Почему она не пожелала».

        Умер Бернард Шоу 2 ноября 1950 года в городе в Эйот-Сент-Лоренсе от почечной недостаточности. По завещанию его тело кремировали, а прах развеяли вместе с прахом его жены.

    Награды Бернарда Шоу

    Награды Бернарда Шоу

    Нобелевская премия Нобелевская премия по литературе (1925)

    Премия «Оскар» за лучший адаптированный сценарий (1939)

    Член Королевского литературного общества

    Творчество Бернарда Шоу

    Творчество Бернарда Шоу

    Драматургия

    1885-1896

    «Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году)
    «Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885-1892)
    «Сердцеед» (The Philanderer, 1893)
    «Профессия миссис Уоррен» (1893-1894)
    «Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году)
    «Оружие и человек» (1894)
    «Кандида» (Candida, 1894-1895)
    «Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895)
    «Поживем - увидим» (You Never Can Tell, 1895-1896)

    1896-1904

    «Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans)
    «Ученик дьявола» (The Devil’s Disciple, 1896-1897)
    «Цезарь и Клеопатра» (Caesar and Cleopatra, 1898)
    «Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899)
    «Великолепный Бэшвил, или Невознагражденное постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901)
    «Воскресный день среди холмов Суррея» (1888)
    «Человек и сверхчеловек» («Man and Superman», 1901-1903)
    «Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904)

    1904-1910

    «Как он лгал ее мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904)
    «Майор Барбара» (Major Barbara, 1906)
    «Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906)
    «Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907)
    «Вступление в брак» (Getting Married, 1908)
    «Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909)
    «Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries)
    «Неравный брак» (Misalliance, 1910)

    1910-1919

    «Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910)
    «Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911)
    «Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912)
    «Охваченные страстью» (Overruled, 1912)
    «Пигмалион» (Pygmalion, 1912-1913)
    «Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913)
    «Лечение музыкой» (The Music-cure, 1913)
    «О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,)
    «Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916)
    «Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916)
    «Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917)
    «Дом, где разбиваются сердца» (Heartbreak House, 1913-1919)

    1918-1931

    «Назад к Мафусаилу» (Back to Methuselah, 1918-1920)
    «Святая Иоанна» (Saint Joan, 1923)
    «Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929)
    «Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931)

    1933-1950

    «Сватовство по-деревенски» (Village Wooing, 1933)
    «На мели» (On The Rocks, 1933)
    «Шестеро из Кале» (The Six of Calais, 1934)
    «Простачок с нежданных островов» (The Simpleton of The Unexpected Isles, 1934)
    «Миллионерша» (The Millionairess, 1935)
    «Новое окончание «Цимбелина» (Cymbeline Refinished, 1937)
    «Женева» (Geneva, 1938)
    «Золотые дни доброго короля Карла» (In Good King Charles’s Golden Days, 1939)
    «Миллиарды Байанта» (Buoyant Billions, 1948)
    «Притчи о далеком будущем» (Farfetched Fables, 1948)
    «Шекс против Шо» (Shakes versus Shav, 1949)
    «Почему она не пожелала» (Why She Would Not, 1950)

    Публикации текстов

    Публикации оригинальных текстов

    Основные русскоязычные переводные публикации

    Полное собрание сочинений Бернарда Шоу : в 10 т.. - М. : В. М. Саблин, 1910-1911.
    Полное собрание сочинений Бернарда Шоу : в 9 т.. - М. : Современные проблемы, 1910-1913.
    Шоу Б. Избранные произведения : в 2 т.. - М. : ГИХЛ, 1956.
    Шоу Б. Пьесы / Вступ. ст., сост., примеч. З. Т. Гражданской. - М. : Художественная литература, 1969. - 704 с. - (Библиотека всемирной литературы. Сер. третья ; т. 200).
    Шоу Дж. Б. Письма / Сост. А. И. Образцовой ; пер. И. М. Бернштейн ; изд. подг. И. М. Бернштейн, А. А. Елистратова, А. И. Образцова ; отв. ред. А. А. Елистратова. - М. : Наука, 1971. - 400 с. - (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачев).
    Шоу Б. Собрание сочинений : в 6 т.. - М. : Искусство, 1978-1981.
    Шоу Б. О драме и театре / Сост. и авт. вступ. статьи А. Аникст. - М. : ИИЛ, 1963. - 640 с.
    Шоу Б. О музыке и музыкантах : Сборник статей / Сост., пер. с англ., введ., и коммент. С. Кондратьева. - М. : Музыка, 1965. - 338 с.

    Семья Бернарда Шоу

    Семья Бернарда Шоу

    Жена - Шарлотта Пейн-Тунзенд (брак с 1898).

    Детей в браке не появилось.

ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.