Джон Нолл
John Knoll

Американский специалист по спецэффектам. Более двадцати лет проработал в студии Industrial Light & Magic. Один из разработчиков Photoshop. Лауреат премии «Оскар». Создатель спецэффектов к таким известным сериям фильмов, как «Миссия невыполнима», «Звездные войны» и «Пираты Карибского моря».


Джон Нолл родился 6 октября 1962 года в городе Анн-Арбор, США. С детства увлекался кинематографом и интересовался процессом создания спецэффектов. Особенно сильное впечатление на него произвел фильм «Звездные войны». А в 1978 году, посетив студию Industrial Light & Magic, увидел этот процесс вживую и решил стать специалистом по спецэффектам.

     Нолл поступил в школу кинематографа и стал бакалавром искусств в области кинопродукции. В последний год своего обучения занимался в специализированном классе анимации и построил там систему контроля движения из анимационного стенда, компьютера Apple II, контроллера фрезерного станка и нескольких электродвигателей. Некоторое время являлся фрилансером, создавая модели для различных студий Лос-Анджелеса.

     Руководство Industrial Light & Magic, впечатлившись учебным фильмом, который создал Джон Нолл, взяло его на работу на должность технического ассистента при съемках контроля движения.

     Первым фильмом, над которым работал Нолл, стала картина Фрэнсиса Копполы «Капитан Ио» с Майклом Джексоном в главной роли. В последующие три года участвовал в создании еще нескольких картин, включая две части сериала «Звездный путь».

     Настоящим прорывом в карьере Джона стала «Бездна» 1989 года. Для «Бездны» требовалось создать полностью компьютерного персонажа - жидкое существо, состоящее из воды и умеющее принимать облик других персонажей. Супервайзингом визуальных эффектов занимался Деннис Мьюрен, а Нолл помогал в создании программного обеспечения.

     В Industrial Light & Magic к тому времени уже существовал небольшой отдел, занимавшийся исследованиями и разработкой компьютерной графики. Ноллу очень нравилась как идея, так и процесс, и начал в свободное время экспериментировать в этой области. Вскоре вместе со своим братом Томасом написал компьютерную программу для Macintosh и назвал ее «Photoshop 0.63».

     «Photoshop» использовался в «Бездне» наряду с программами трехмерного моделирования и сильно помогал сглаживать артефакты изображения. Фильм едва окупился, но получил множество наград и признание за прорыв в визуальных эффектах, войдя в историю кинематографа.

     В 1990 году компания Adobe купила Photoshop, доработала его до версии 1.0 и выпустила уже официально. Вскоре Нолл стал популярным в мире редактором графических изображений.

     Впоследствии Джона Нолла утвердили в должности супервайзера визуальных эффектов. Его опыт съемок в сочетании с знанием цифровых технологий помогал находить для визуальных эффектов новые решения.

     В середине 1990-х Нолл снова участвовал в съемках сериала «Звездный путь», на этот раз в должности художника-аниматора. Серьезным прорывом в компьютерной анимации стало создание энергетической «ленты» в сцене взрыва планеты Веридан III. До сих пор трехмерные эфемерные объекты создавались с помощью обычной мультипликации. Также разработал получивший широкую известность облик Баджорского корабля.

     В 1996 году Джордж Лукас пригласил Нолла участвовать в создании эффектов к «Звездным войнам». Перед ним стояла непростая задача - создать эффекты к уже готовому фильму, снятому без расчета на применение компьютерной графики. Кропотливая работа принесла свои плоды - новые эффекты смотрелись абсолютно органично. Удалось даже вставить в фильм несколько сцен, для которых во время съемок просто не было технических возможностей. 

     Немало работы пришлось проделать и по восстановлению. Некоторые фрагменты негативов оказались повреждены, и Джону Ноллу приходилось обрабатывать изображение просто для того, чтобы стало таким же, как в 1980-х.

     Сразу после переиздания Оригинальной Трилогии Лукас стал снимать приквел к «Звездным войнам» - «Скрытую угрозу». Джон Нолл, наряду с Мьюреном, являлся супервайзером визуальных эффектов. В обычных фильмах того времени было по 300-500 кадров с визуальными эффектами, Лукас же задумал почти две тысячи кадров. Сложным оказался практически каждый кадр, но команда ILM приступила к работе - и снова принципиально подняла планку визуальных эффектов для всего мира.

     Для «Эпизода I» разработали не один десяток новых технологий. Специалисты ILM изучали поведение тканей при движении, занимались синтетической генерацией ландшафта, создавали чрезвычайно насыщенные сцены с участием сотен компьютерных персонажей. Одной из самых революционных стала сцена гонок на карах: пустыня, небо, кары, персонажи, ими управляющие - все нарисовано группой художников.

     Второй Эпизод стал очередным прорывом. Предполагаемое количество кадров с визуальными эффектами было столь велико, что Лукас принял беспрецедентное решение снимать фильм полностью на цифровой носитель. Клоны, дроиды и техника в батальных сценах являлись компьютерными. Во всех сложных и опасных сценах использовались цифровые двойники актеров. Вместо использования статистов в большинстве сцен также применены компьютерные персонажи - парадоксальным образом это стало и проще, и дешевле.

     В «Атаке Клонов» не только существенно увеличилось количество цифровых персонажей, но и возросли их возможности. В «Скрытой Угрозе» в качестве эксперимента в одной из сцен использована компьютерная модель Йоды. Аниматоры долго и кропотливо трудились над моделью, стараясь скопировать малейшие особенности строения и движений куклы из V Эпизода. В итоге Йода получился весьма реалистичным. Недостатки модели с лихвой оправдывались захватывающей сценой боя на световых мечах, которую другими методами было бы попросту невозможно снять.

     В Третьем Эпизоде благодаря накопленному опыту удалось показать такие эпические сцены, как битва на орбите Корусанта, бой в зале Сената, дуэль на огненной планете Мустафар. Картина приобрела невиданный размах, но некоторые сцены выглядели чересчур искусственно.

     В 2003 году Гор Вербински и Джерри Брукхаймер выпустили на экраны первую часть эпопеи «Пираты Карибского моря». Для всех трех фильмов визуальные эффекты делал Нолл.

     В первом фильме «Пираты Карибского моря: Проклятие «Черной жемчужины» основной задачей стал достоверный морфинг пиратов капитана Барбоссы в живых мертвецов и анимация самих мертвецов. Вместо того, чтобы сделать их безликими скелетами, Джон Нолл пошел более сложным путем. Каждый скелет передавал индивидуальность пирата, их легко можно было отличить друг от друга.

     Несмотря на то, что водой Нолл занимался еще с «Бездны», создание компьютерной воды по-прежнему было сложной задачей. Ночью или при шторме недостатки воды еще как-то скрадывались, но при съемках дневных сцен предпочитал использовать настоящие модели кораблей, плавающие в бассейнах.

     Второй фильм поставил перед Джоном Ноллом и его командой куда более сложные задачи. Из всей команды «Летучего Голландца» только Прихлопа Билла Тернера играл живой актер. Остальные, включая капитана, - компьютерные модели. Модели не основывались на игре актеров, как это делается обычно. Их облик базировался лишь на скетчах, а актеров использовали только для создания естественной анимации по технологии motion capture. Тем не менее, все персонажи крайне реалистичны.

     Совсем другой была ситуация с капитаном «Летучего Голландца» Дейви Джонсом. Здесь требовалась другая крайность - надо максимально сохранить игру Билла Найи. В частности, вначале у модели оставались глаза актера - режиссер опасался, что компьютерные глаза не смогут передать всего спектра эмоций. Но в некоторых сценах художники и аниматоры, проделав колоссальную работу, наделили Джонса крайне реалистичными рисованными глазами.

     Ради капитана Джонса Джон Нолл с коллегами придумали новую разновидность технологии motion capture. В традиционном варианте технологии актер или каскадер играет свою роль в гордом одиночестве, в закрытой студии, на фоне голубого экрана и в окружении 12-15 цифровых камер. При этом актер одет в облегающий черный костюм, усыпанный светочувствительными точками-маркерами. Камеры считывают данные с маркеров в компьютер, и по полученному виртуальному каркасу аниматоры рисуют окончательный облик персонажа.

     Для вторых «Пиратов…» этот вариант не подходил: кинематографисты хотели снимать на фоне живописной островной натуры, а не в четырех стенах. Кроме того, в фильме намечалось много сцен, в которых заняты как цифровые, так и настоящие актеры. Поэтому сотрудники ILM предложили систему под названием Imocap, которая позволяла проводить motion capture за пределами специально оборудованной студии и с помощью всего двух видеокамер. Новые костюмы с маркерами были легкими и прочными, так как им предстояло подвергаться воздействию солнца, песка и океанского ветра. Новые камеры переносные, с легкими штативами, и устанавливались рядом с камерами главного оператора картины, снимая те же ракурсы.

     Запись данных проходила во время обычных съемок, и человек в костюме с маркерами находился бок о бок с другими актерами. Их взаимодействие позволило обогатить фильм нюансами и деталями, которые, по мнению Нолла, пропадают в стерильной атмосфере студии motion capture.

     В конце 2005 года вышла книга Джона Нолла «Создание миров Звездных Войн: 365 дней», в которой описал свою работу над Третьим эпизодом и все миры, которые ему пришлось создать.

     В 2007 году за визуальные эффекты к «Сундуку мертвеца» Нолл получил премию «Оскар».

     А через несколько месяцев на экраны вышла третья часть - «Пираты Карибского моря: На краю света» - с еще более сложными сценами и персонажами. В третьей части применены некоторые новые решения - например, в развитие идеи «синего экрана» для представления дискретных рассыпчатых объектов используются синие шарики. А в сцене с водоворотом наконец представлена реалистичная компьютерная вода.

     Впоследствии Джон Нолл принял участие в создании визуальных эффектов в фильмах «Аватар», «Хранитель времени», «Тихоокеанский рубеж», «Ранго», «Земля будущего».

     В 2016 году на экраны вышел приключенческий фильм «Изгой-один. Звездные войны: Истории», в котором Нолл не только руководил созданием более 1,6 тысяч кадров со спецэффектами. Также отвечал за само существование фильма и выступил в роли сценариста.

     В 2017 году Джон Нолл стал победителем премии «Сатурн» в номинации лучшие спецэффекты за фильм «Изгой-один. Звездные войны: Истории».

Награды Джона Нолла

Награды Джона Нолла

премия Оскар, 2007

премия BAFTA, 2007

премия Сатурн, 2000,2003, 2017

премия Спутник, 2005, 2006

премия Общества специалистов по визуальным эффектам, 2007

премия Hollywood Film Awards, 2006, 2013

Фильмография Джона Нолла

Фильмография Джона Нолла

Оператор камеры с контролем движения
1986 - Капитан ЭО / Captain EO
1986 - Золотой ребенок / The Golden Child
1986 - Звездный путь 4: Путешествие домой / Star Trek IV: The Voyage Home
1987 - Звездный путь: Следующее поколение / Star Trek: The Next Generation
1987 - Империя Солнца / Empire of the Sun
1987 - Внутреннее пространство / Innerspace
1988 - Уиллоу / Willow

Супервайзер визуальных эффектов
1990 - Охота за «Красным октябрем» / The Hunt for the Red October
1990 - Космические агрессоры / Spaced Invaders
1991 - Капитан Крюк / Hook
1991 - Гудзонский ястреб / Hudson Hawk
1994 - Младенец на прогулке, или Ползком от гангстеров / Baby’s Day Out
1994 - Звездный путь: Поколения / Star Trek VII: Generations
1996 - Миссия невыполнима / Mission: Impossible
1996 - Звездный путь: Первый контакт / Star Trek VIII: First Contact
1997 - Звездные войны: Специальное издание / Star Wars Special Edition
1999 - Глубокое синее море / Deep Blue Sea
1999 - Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза / Star Wars Episode I: The Phantom Menace
2000 - Миссия на Марс / Mission to Mars
2002 - Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов / Star Wars Episode II: Attack of the Clones
2003 - Пираты Карибского моря: Проклятие «Черной жемчужины» / Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl
2005 - Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов / Star Wars Episode III: Revenge of the Sith
2006 - Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца / Pirates of the Caribbean: Dead Man’s Chest
2007 - Пираты Карибского моря: На краю света / Pirates of the Caribbean: At World’s End
2008 - Спиди-гонщик / Speed Racer
2009 - Шопоголик / Confessions of a Shopaholic
2009 - Аватар / Avatar
2011 - Ранго / Rango
2011 - Хранитель времени / Hugo
2011 - Миссия невыполнима: Протокол «Фантом» / Mission: Impossible - Ghost Protocol
2013 - Тихоокеанский рубеж / Pacific Rim
2015 - Земля будущего / Tomorrowland
2016 - Изгой-один. Звездные войны: Истории / Rogue One: A Star Wars Story (также сценарист и продюсер)

Другое
1987 - Звездный путь: Следующее поколение / Star Trek: The Next Generation - художник по эффектам «Enterprise»
1989 - Бездна / Abyss - дизайнер компьютерной графики
1995 - Звездный путь: Глубокий космос 9 / Star Trek: Deep Space Nine - компьютерная анимация
2007 - 5-25-77 - консультант по визуальным эффектам
2009 - Гарри Поттер и Принц-полукровка / Harry Potter and the Half-Blood Prince - цифровой художник
2011 - Супер 8 / Super 8 - цифровой художник

Семья Джона Нолла

Семья Джона Нолла

Отец - Гленн Нолл, работает профессором в Мичиганском университете

Брат - Томас Нолл (14.04.1960), программист 

Жена - Дженнифер Нолл

Дети - Сара, Лиза, Александр и Джейн

14.02.2020
ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.