Диоп Шейх Анта
Diop Cheikh Anta

Известный сенегальский ученый. Историк, египтолог, физик, лингвист, антрополог. Признан одним из крупных ученых ХХ века. Награжден как автор, оказавший значительное влияние на черную мысль.


Диоп Шейх Анта родился 29 декабря 1923 года в городе Диурбель, Сенегал. С 4 лет посещал мусульманскую школу. В 1945 году окончил Дакарский Университет. Продолжил образование в городе Париж, Сорбонна. Изучал там историю, археологию, философию, лингвистику, социологию, химию, физику.

     В студенческие годы принял активное участие в антиколониальном движении. Был членом Демократического Объединения Африки, важнейшей политической партии Французской Западной Африки. Был одним из основателей действовавшей в составе этой партии Ассоциации студентов. С 1950 по 1953 года являлся Генеральным Секретарем. В 1951 году стал одним из организаторов Первой Панафриканской конференции студентов в Париже.

     Наибольшую известность Диоп получил за исследования по африканской истории. В 1954 году в Сорбонне представил докторскую диссертацию Негрские нации и культура, но смог защитить ее только через 6 лет из-за противостояния ряда западноевропейских ученых. Идея диссертации: огромный вклад негроафриканцев в развитие мировой цивилизации.

     Вернувшись в Сенегал, продолжил исследования. В 1968 году в Институте фундаментальных исследований Черной Африки в Дакарском Университете основал радиоуглеродную лабораторию по датировке, археологических, палеоантропологических и геологических материалов. В 1971 году назначен вице-президентом коммитета по изданию многотомной Всеобщей истории Африки, выходившей под эгидой ЮНЕСКО. В начале 80-х стал профессором Дакарского Университета.

     Диоп считается родоначальником африканской исторической науки. Его первые исследования относятся к середине 20 века, времени становления африканской историографии. Создал историко-культурную концепцию развития Африки от древнейшего периода происхождения человечества до современных культур Черной Африки. Его исследования значительно увеличили источниковую базу по истории Африки, особенно Западной, что помогло выявить новые факты о развитии африканских народов, их связях с Европой и Азией. Использовал данные археологии, этнологии, искусствоведения, палеоантропологии, лингвистики, свидетельства античных авторов. Опровергал утверждения о неисторичности и отсталости африканцев.

     Труды Анта подчинены развитию тех панафриканских идей о культурном, историческом, расовом единстве и приоритетной роли негритянских народов в мировой истории, которые появились еще на рубеже 19 и 20 веков в работах афро-американского ученого Дюбуа. Диоп настаивал на преимуществе историка-африканца перед европейским исследователем при изучении африканской истории, обосновав это тем, что только человек, видящий изучаемое общество «изнутри», сможет понять все явления в их связи и взаимодействии, тогда как ученый, не принадлежащий к изучаемому обществу, неизбежно придет к утрате общей перспективы, ибо он находится с «внешней стороны фактов».

     Суть его концепции - первенство негро-африканской культуры в истории мировой цивилизации. Уделяя главное внимание Древнему Египту, он утверждал, что именно негроафриканцы создали древнейшую высокоразвитую египетскую цивилизацию и передали культурные достижения всему миру. Диоп смешивает биологическое понятие расы с культурой. Тем самым повторяет ошибку западных исследователей, которых он обвиняет в приверженности к псевдонаучной «хамитской» теории,- по ней считалось, что великие достижения древних цивилизаций могли быть созданы только белыми.

     Сходство между Древним Египтом и культурами Тропической Африки, особенно Западной, объяснял древнеегипетским происхождением последних. Настаивал на огромном влиянии негро-африканского Древнего Египта на культурное развитие античных Греции и Рима, Древнего Востока и современной западной цивилизации. Математика, геометрия, медицина, искусство, письменность, литература, религия, философия - все было, по мнению Диопа, прежде всего создано негро-африканцами, а другие народы заимствовали их достижения. Во всей истории человечества ищет древнеегипетское влияние.

     Постоянное противопоставление «черных» - «белым» и заявление об особой цивилизаторской роли негроафриканцев придает концепции Диопа идеологический характер. Идею о культурном, историческом, расовом единстве и превосходстве негритянских народов Диоп развил в теории «Культурного единства». Суть ее заключается в противопоставлении двух историко-культурных зон человечества, отличающихся общественными укладами, расовыми и психическими чертами их жителей. Прежнюю оппозицию «Запад - Восток» он заменяет новой - «Север- Юг».

     Южная зона, включающая Эфиопию, Египет, Черную Африку, - это царство матриархата, социального равенства и коллективизма. Все это способствует, по мнению Диопа, гармонии и единству общества. Отсутствие противоречий привело к господству в этой зоне социального мира и к сохранению важнейших особенностей общества в течение всей длительной истории человечества. Таким образом, многие черты, сохранившиеся в африканских обществах с глубокой древности, по Диопу, не свидетельство отсталости, как считали многие европейские ученые, а следствие особой гармоничности развития.

     Этой историко-культурной зоне противопоставляет Северную, объединяющую европейские народы. Эта зона основывается на патриархате и отличается насилием, индивидуализмом и дисгармонией. Развитие цивилизации в других районах мира определяется борьбой этих двух зон. По мнению Диопа, именно Южная зона господствовала в древности и стала основой всей мировой цивилизации. Вслед за ним многие африканские историки идеализируют свое прошлое и противопоставляют его якобы несовершенной европейской цивилизации.

     Диоп настаивал и на особой первичной роли негроидов в антропогенезе. Он считал, что появившиеся в Африке первобытные люди, а именно гримальдийский человек, имели негроидные черты и затем, вследствие миграций, изменения климата, произошла мутация и от них отделились предки современных европеоидов и монголоидов. Его схемы впоследствии включили в учебные курсы ряда афро-американских колледжей. Работы написаны на французском языке, некоторые переведены на английский, на русский - не переводились.

     Анта Диоп Шейх скончался 7 февраля 1986 в городе Дакар Сенегал. После его смерти Дакарский Университет стал носить его имя.

07.02.1986

Диоп Шейх Анта
Diop Cheikh Anta

2
Сенегальский Ученый
Дата рождения: 29 декабря 1923 года (96 лет назад)
Дата смерти: 7 февраля 1986 года (34 года назад)

Известный сенегальский ученый. Историк, египтолог, физик, лингвист, антрополог. Признан одним из крупных ученых ХХ века. Награжден как автор, оказавший значительное влияние на черную мысль.


Диоп Шейх Анта родился 29 декабря 1923 года в городе Диурбель, Сенегал. С 4 лет посещал мусульманскую школу. В 1945 году окончил Дакарский Университет. Продолжил образование в городе Париж, Сорбонна. Изучал там историю, археологию, философию, лингвистику, социологию, химию, физику.

     В студенческие годы принял активное участие в антиколониальном движении. Был членом Демократического Объединения Африки, важнейшей политической партии Французской Западной Африки. Был одним из основателей действовавшей в составе этой партии Ассоциации студентов. С 1950 по 1953 года являлся Генеральным Секретарем. В 1951 году стал одним из организаторов Первой Панафриканской конференции студентов в Париже.

     Наибольшую известность Диоп получил за исследования по африканской истории. В 1954 году в Сорбонне представил докторскую диссертацию Негрские нации и культура, но смог защитить ее только через 6 лет из-за противостояния ряда западноевропейских ученых. Идея диссертации: огромный вклад негроафриканцев в развитие мировой цивилизации.

     Вернувшись в Сенегал, продолжил исследования. В 1968 году в Институте фундаментальных исследований Черной Африки в Дакарском Университете основал радиоуглеродную лабораторию по датировке, археологических, палеоантропологических и геологических материалов. В 1971 году назначен вице-президентом коммитета по изданию многотомной Всеобщей истории Африки, выходившей под эгидой ЮНЕСКО. В начале 80-х стал профессором Дакарского Университета.

     Диоп считается родоначальником африканской исторической науки. Его первые исследования относятся к середине 20 века, времени становления африканской историографии. Создал историко-культурную концепцию развития Африки от древнейшего периода происхождения человечества до современных культур Черной Африки. Его исследования значительно увеличили источниковую базу по истории Африки, особенно Западной, что помогло выявить новые факты о развитии африканских народов, их связях с Европой и Азией. Использовал данные археологии, этнологии, искусствоведения, палеоантропологии, лингвистики, свидетельства античных авторов. Опровергал утверждения о неисторичности и отсталости африканцев.

     Труды Анта подчинены развитию тех панафриканских идей о культурном, историческом, расовом единстве и приоритетной роли негритянских народов в мировой истории, которые появились еще на рубеже 19 и 20 веков в работах афро-американского ученого Дюбуа. Диоп настаивал на преимуществе историка-африканца перед европейским исследователем при изучении африканской истории, обосновав это тем, что только человек, видящий изучаемое общество «изнутри», сможет понять все явления в их связи и взаимодействии, тогда как ученый, не принадлежащий к изучаемому обществу, неизбежно придет к утрате общей перспективы, ибо он находится с «внешней стороны фактов».

     Суть его концепции - первенство негро-африканской культуры в истории мировой цивилизации. Уделяя главное внимание Древнему Египту, он утверждал, что именно негроафриканцы создали древнейшую высокоразвитую египетскую цивилизацию и передали культурные достижения всему миру. Диоп смешивает биологическое понятие расы с культурой. Тем самым повторяет ошибку западных исследователей, которых он обвиняет в приверженности к псевдонаучной «хамитской» теории,- по ней считалось, что великие достижения древних цивилизаций могли быть созданы только белыми.

     Сходство между Древним Египтом и культурами Тропической Африки, особенно Западной, объяснял древнеегипетским происхождением последних. Настаивал на огромном влиянии негро-африканского Древнего Египта на культурное развитие античных Греции и Рима, Древнего Востока и современной западной цивилизации. Математика, геометрия, медицина, искусство, письменность, литература, религия, философия - все было, по мнению Диопа, прежде всего создано негро-африканцами, а другие народы заимствовали их достижения. Во всей истории человечества ищет древнеегипетское влияние.

     Постоянное противопоставление «черных» - «белым» и заявление об особой цивилизаторской роли негроафриканцев придает концепции Диопа идеологический характер. Идею о культурном, историческом, расовом единстве и превосходстве негритянских народов Диоп развил в теории «Культурного единства». Суть ее заключается в противопоставлении двух историко-культурных зон человечества, отличающихся общественными укладами, расовыми и психическими чертами их жителей. Прежнюю оппозицию «Запад - Восток» он заменяет новой - «Север- Юг».

     Южная зона, включающая Эфиопию, Египет, Черную Африку, - это царство матриархата, социального равенства и коллективизма. Все это способствует, по мнению Диопа, гармонии и единству общества. Отсутствие противоречий привело к господству в этой зоне социального мира и к сохранению важнейших особенностей общества в течение всей длительной истории человечества. Таким образом, многие черты, сохранившиеся в африканских обществах с глубокой древности, по Диопу, не свидетельство отсталости, как считали многие европейские ученые, а следствие особой гармоничности развития.

     Этой историко-культурной зоне противопоставляет Северную, объединяющую европейские народы. Эта зона основывается на патриархате и отличается насилием, индивидуализмом и дисгармонией. Развитие цивилизации в других районах мира определяется борьбой этих двух зон. По мнению Диопа, именно Южная зона господствовала в древности и стала основой всей мировой цивилизации. Вслед за ним многие африканские историки идеализируют свое прошлое и противопоставляют его якобы несовершенной европейской цивилизации.

     Диоп настаивал и на особой первичной роли негроидов в антропогенезе. Он считал, что появившиеся в Африке первобытные люди, а именно гримальдийский человек, имели негроидные черты и затем, вследствие миграций, изменения климата, произошла мутация и от них отделились предки современных европеоидов и монголоидов. Его схемы впоследствии включили в учебные курсы ряда афро-американских колледжей. Работы написаны на французском языке, некоторые переведены на английский, на русский - не переводились.

     Анта Диоп Шейх скончался 7 февраля 1986 в городе Дакар Сенегал. После его смерти Дакарский Университет стал носить его имя.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.