Десятников Леонид Аркадьевич

Российский композитор. Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат Государственной премии РФ. 
Лауреат престижный премий «Золотая маска», «Золотой софит», «Ника». 
Композитор Санкт-Петербургского Александрийского театра.
Член Союза кинематографистов Российской Федерации.


Леонид Десятников родился 16 октября 1955 года в городе Харьков, Украина. Родители, Аркадий Львович и Шейва Лейбовна работали обычными бухгалтерами. В 1973 году окончил Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу-интернат по классу теории музыки Игоря Дубинина и Наталии Тышко. По композиции обучался факультативно в классе Людмилы Шукайло и брал частные уроки у Валентина Бибика.

     В 1978 году молодой человек окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Николая Римского-Корсакова по классу композиции у профессора Бориса Арапова и по классу инструментовки у профессора Бориса Тищенко. Позднее работал музыкальным руководителем Большого театра России.

     До 1998 года композитор делал свободную транскрипцию «Времен года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы для скрипки и струнного оркестра. В каждую часть этого цикла включил несколько цитат из «Времен года» Антонио Вивальди, учитывая различия сезонов в северном и южном полушариях, например, в «Verano Porteño» добавил элементы «L’Inverno» Вивальди.

     Основные сочинения: опера «Дети Розенталя»; камерная опера «Бедная Лиза»; балеты «Утраченные иллюзии» и «Opera»; «Дар», кантата на стихи Державина; «Любовь и жизнь поэта», вокальный цикл на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова; «Свинцовое эхо» для голоса и инструментов на стихи Джерарда Мэнли Хопкинса; «The Rite of Winter», симфония для хора.

     Автор музыки к художественным фильмам: «Закат», «Прикосновение», «Затерянный в Сибири», «Подмосковные вечера», «Серп и молот», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Москва», «Пленный», «Мишень». Леонид Аркадьевич выступил композитором в вышедшем 7 марта 2019 года фильме «Ван Гоги».

     С Десятниковым всегда сотрудничают молодые и известные исполнители. Среди них надо назвать имена скрипача Гидона Кремера и пианиста Алексея Гориболя. С ними композитора связывает давнее сотрудничество. Музыкальное наследие композитора включает в себя не только его композиции, яркие и разнообразные. Это еще и известные исполнители, а также неповторимая личность самого маэстро.

Награды Леонида Десятникова

Награды Леонида Десятникова

Российская национальная премия «Золотой Овен»
Международная премия, Бонн, саундтрек к фильму «Москва» 
Премия за музыку к фильму «Дневник его жены»
Премия РФ за музыку к спектаклю «Ревизор»
Премия «Ника», 2011
Национальная кинопремия за музыку к фильму «Мишень» 
Приз за вклад в области кинематографа, Выборг, 2005
Премия «Золотой софит», 2002, лучший оперный спектакль
Премия «Золотая маска», 2006, 2012

Творчество Леонида Десятникова
Творчество Леонида Десятникова

Оперы и другие произведения для музыкального театра

Бедная Лиза - одноактная опера, либретто Леонида Десятникова по повести Карамзина (1976, ред. 1980).

Никто не хочет петь, или Браво-брависсимо, пионер Анисимов - комическая опера для детей в двух актах, либретто Бориса Чабана (1982).

Витамин роста - одноактная классическая опера для детей, для солистов и фортепиано по поэме Олега Григорьева (1985).

Царь Демьян - ужасное оперное представление (коллективный авторский проект), либретто Елены Поленовой по народной драме «Царь Максимилиан» (2001). Премьера - 20 июня 2001 года на сцене Малого драматического театра - Театра Европы в рамках фестиваля «Звезды белых ночей».

Дети Розенталя - опера в двух актах, либретто Владимира Сорокина (2004). Премьера - Большой театр России, 23 марта 2005 год (реж. Эймунтас Някрошюс). Специальный приз жюри на фестивале «Золотая маска» (2006).

Утраченные иллюзии - балет в трех актах, либретто Владимира Дмитриева (в редакции Гийома Гальена) по мотивам одноименного романа О. де Бальзака (2011). Премьера - Большой театр, 24 апреля 2011 года (балетмейстер-постановщик Алексей Ратманский).

Опера - балет с пением в одном акте, либретто Леонида Десятникова и Карлы Мускио на основе текстов Пьетро Метастазио (2013). Премьера - Ла Скала, 17 декабря 2013 года (балетмейстер-постановщик Алексей Ратманский).

Музыка для оркестра

Эскизы к закату, версия для симфонического оркестра (1992).

Вокальная и хоровая музыка

Три песни на стихи Тао Юаньмина для голоса и фортепиано (1974).
Пять стихотворений Тютчева для сопрано и фортепиано (1976).
Три песни на стихи Джона Чиарди для сопрано и фортепиано (1976).
Две русские песни для голоса и фортепиано на стихи Р. М. Рильке (1979).
Из XIX века, семь романсов на стихи Л. Аронзона для голоса и струнного квартета (1979).
Дар, кантата для тенора, мужского хора и инструментального ансамбля на стихи Г. Р. Державина (1981, ред. 1997).
Букет для смешанного хора на стихи О. Григорьева (1982).
Старинный романс для голоса и фортепиано на стихи К. Рыжова (1982).
Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина, кантата для ансамбля солистов и камерного оркестра, слова народные в записи и обработке Б. Шергина (1983).
Любовь и жизнь поэта, вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова (1989).
Свинцовое эхо для голоса(ов) и инструментов на стихи Дж. М. Хопкинса (1990).
The Rite of Winter 1949, симфония для хора, солистов и оркестра (1998, ред. 2006).
Русские сезоны для сопрано, скрипки и камерного оркестра на русские народные тексты (2000).
Москва, три песни советских композиторов и другие фрагменты музыки к одноименному фильму для неакадемического голоса, сопрано, меццо-сопрано и инструментального ансамбля (2000).
The Secret Land для голоса и фортепиано на стихи Р. Грейвза (2001).
Письмо отцу для голоса и фортепиано на текст письма Г. Кремера (2007).

Камерная музыка

Вариации на обретение жилища для виолончели и фортепиано (1990).
Эскизы к закату, версия для флейты, кларнета, скрипки, контрабаса и фортепиано (1996).
Hommage á Piazzolla, два танго в транскрипции для скрипки, контрабаса, фортепиано и бандонеона (1996):
1. «Счастье мое» (Е.Розенфельд);
2. «Утомленное солнце» (Е. Петербуржский).
Wie der alte Leiermann… для скрипки и фортепиано (1997).
По канве Астора для фортепианного квартета (1999).
Возвращение для гобоя, кларнета и струнного квартета (2007).

Сочинения для фортепиано

Альбом для Айлики для фортепиано в четыре руки (1980).
Отзвуки театра, сюита (1985).
Du côté de shez swan (В сторону Лебедя) для двух фортепиано (2002).

Обработки, транскрипции

Бах, Иоганн Себастьян. Сарабанда из клавирной партиты № 6, BWV 830. Обработка для шести струнных инструментов.
Пьяццолла, Астор. Chiquilin de Bachin. Обработка для скрипки, альта и виолончели.
Пьяццолла, Астор. Cuatro Estaciones Porteñas (Времена года в Буэнос-Айресе). Обработка для скрипки и струнного оркестра (1996-98).
Пьяццолла, Астор. La Calle 92. Обработка для скрипки, альта и виолончели.
Пьяццолла, Астор. Maria de Buenos Aires (Мария из Буэнос-Айреса), танго-оперита. Оркестровая редакция (1997).
Пьяццолла, Астор. Rio Sena. Обработка для скрипки, альта и виолончели.
Пьяццолла, Астор. Tango Ballet. Обработка для скрипки и струнного оркестра (1997).
Шостакович, Дмитрий Дмитриевич. Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия для баса и фортепиано, соч. 123. Обработка для баса и камерного оркестра.

Музыка к спектаклям

2002 - «Ревизор» Н. В. Гоголя (Александринский театр, режиссёр - Валерий Фокин).
2006 - «Живой труп» Л. Н. Толстого (Александринский театр, режиссёр - Валерий Фокин).
2008 - «Женитьба» Н. В. Гоголя (Александринский театр, режиссёр - Валерий Фокин).

Музыка к фильмам

1990 - Закат
1991 - Затерянный в Сибири
1992 - Прикосновение
1994 - Подмосковные вечера
1994 - Серп и молот
1995 - Мания Жизели
1996 - Кавказский пленник
1996 - Тот, кто нежнее
2000 - Дневник его жены
2000 - Москва
2002 - Олигарх
2005 - Космос как предчувствие
2008 - Пленный
2011 - Мишень

06.03.2019

Десятников Леонид Аркадьевич

Российский Композитор
Заслуженный Деятель Искусств России
Дата рождения: 16 октября 1955 года (64 года)
Новости и события

07.03.2019 Художественный фильм «Ван Гоги» вышел в прокат

В российских кинотеатрах 7 марта 2019 года, вышел в прокат фильм «Ван Гоги». Драматическая лента снята режиссером Сергеем Ливневым. Главные роли исполнили Алексей Серебряков и Даниэль Ольбрыхский. В 2018 году картина участвовала в конкурсе кинофестиваля «Кинотавр» и была награждена специальным дипломом имени Таривердиева за музыкальное решение.
Читать дальше

11.01.2019 В Москве вручена премия кинокритиков «Белый слон»

В Белом зале Центрального Дома кинематографистов, 11 января 2019 года состоялась церемония вручения национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2018 год. Главные награды равномерно распределились между фильмами «Война Анны» Алексея Федорченко и «Лето» Кирилла Серебренникова. Имя последнего вообще довольно часто звучало со сцены во время церемонии. Кроме того он был удостоен премии имени Мирона Черненко.
Читать дальше

10.06.2018 Российский кинофестиваль Кинотавр 2018

В городе Сочи со 2 по 10 июня 2018 года прошел XXIX открытый фестиваль «Кинотавр». Участие в киноконкурсе принимали 102 работы российских авторов. Впервые кинофестиваль получил полнометражные ленты из регионов, от Алтая до Краснодарского края. На «Кинотавре» было три обязательных к просмотру программы: основная, конкурс дебютов и короткометражного кино.
Читать дальше

Российский композитор. Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат Государственной премии РФ. 
Лауреат престижный премий «Золотая маска», «Золотой софит», «Ника». 
Композитор Санкт-Петербургского Александрийского театра.
Член Союза кинематографистов Российской Федерации.


Леонид Десятников родился 16 октября 1955 года в городе Харьков, Украина. Родители, Аркадий Львович и Шейва Лейбовна работали обычными бухгалтерами. В 1973 году окончил Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу-интернат по классу теории музыки Игоря Дубинина и Наталии Тышко. По композиции обучался факультативно в классе Людмилы Шукайло и брал частные уроки у Валентина Бибика.

     В 1978 году молодой человек окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Николая Римского-Корсакова по классу композиции у профессора Бориса Арапова и по классу инструментовки у профессора Бориса Тищенко. Позднее работал музыкальным руководителем Большого театра России.

     До 1998 года композитор делал свободную транскрипцию «Времен года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы для скрипки и струнного оркестра. В каждую часть этого цикла включил несколько цитат из «Времен года» Антонио Вивальди, учитывая различия сезонов в северном и южном полушариях, например, в «Verano Porteño» добавил элементы «L’Inverno» Вивальди.

     Основные сочинения: опера «Дети Розенталя»; камерная опера «Бедная Лиза»; балеты «Утраченные иллюзии» и «Opera»; «Дар», кантата на стихи Державина; «Любовь и жизнь поэта», вокальный цикл на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова; «Свинцовое эхо» для голоса и инструментов на стихи Джерарда Мэнли Хопкинса; «The Rite of Winter», симфония для хора.

     Автор музыки к художественным фильмам: «Закат», «Прикосновение», «Затерянный в Сибири», «Подмосковные вечера», «Серп и молот», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Москва», «Пленный», «Мишень». Леонид Аркадьевич выступил композитором в вышедшем 7 марта 2019 года фильме «Ван Гоги».

     С Десятниковым всегда сотрудничают молодые и известные исполнители. Среди них надо назвать имена скрипача Гидона Кремера и пианиста Алексея Гориболя. С ними композитора связывает давнее сотрудничество. Музыкальное наследие композитора включает в себя не только его композиции, яркие и разнообразные. Это еще и известные исполнители, а также неповторимая личность самого маэстро.

Награды Леонида Десятникова

Награды Леонида Десятникова

Российская национальная премия «Золотой Овен»
Международная премия, Бонн, саундтрек к фильму «Москва» 
Премия за музыку к фильму «Дневник его жены»
Премия РФ за музыку к спектаклю «Ревизор»
Премия «Ника», 2011
Национальная кинопремия за музыку к фильму «Мишень» 
Приз за вклад в области кинематографа, Выборг, 2005
Премия «Золотой софит», 2002, лучший оперный спектакль
Премия «Золотая маска», 2006, 2012

Творчество Леонида Десятникова
Творчество Леонида Десятникова

Оперы и другие произведения для музыкального театра

Бедная Лиза - одноактная опера, либретто Леонида Десятникова по повести Карамзина (1976, ред. 1980).

Никто не хочет петь, или Браво-брависсимо, пионер Анисимов - комическая опера для детей в двух актах, либретто Бориса Чабана (1982).

Витамин роста - одноактная классическая опера для детей, для солистов и фортепиано по поэме Олега Григорьева (1985).

Царь Демьян - ужасное оперное представление (коллективный авторский проект), либретто Елены Поленовой по народной драме «Царь Максимилиан» (2001). Премьера - 20 июня 2001 года на сцене Малого драматического театра - Театра Европы в рамках фестиваля «Звезды белых ночей».

Дети Розенталя - опера в двух актах, либретто Владимира Сорокина (2004). Премьера - Большой театр России, 23 марта 2005 год (реж. Эймунтас Някрошюс). Специальный приз жюри на фестивале «Золотая маска» (2006).

Утраченные иллюзии - балет в трех актах, либретто Владимира Дмитриева (в редакции Гийома Гальена) по мотивам одноименного романа О. де Бальзака (2011). Премьера - Большой театр, 24 апреля 2011 года (балетмейстер-постановщик Алексей Ратманский).

Опера - балет с пением в одном акте, либретто Леонида Десятникова и Карлы Мускио на основе текстов Пьетро Метастазио (2013). Премьера - Ла Скала, 17 декабря 2013 года (балетмейстер-постановщик Алексей Ратманский).

Музыка для оркестра

Эскизы к закату, версия для симфонического оркестра (1992).

Вокальная и хоровая музыка

Три песни на стихи Тао Юаньмина для голоса и фортепиано (1974).
Пять стихотворений Тютчева для сопрано и фортепиано (1976).
Три песни на стихи Джона Чиарди для сопрано и фортепиано (1976).
Две русские песни для голоса и фортепиано на стихи Р. М. Рильке (1979).
Из XIX века, семь романсов на стихи Л. Аронзона для голоса и струнного квартета (1979).
Дар, кантата для тенора, мужского хора и инструментального ансамбля на стихи Г. Р. Державина (1981, ред. 1997).
Букет для смешанного хора на стихи О. Григорьева (1982).
Старинный романс для голоса и фортепиано на стихи К. Рыжова (1982).
Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина, кантата для ансамбля солистов и камерного оркестра, слова народные в записи и обработке Б. Шергина (1983).
Любовь и жизнь поэта, вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова (1989).
Свинцовое эхо для голоса(ов) и инструментов на стихи Дж. М. Хопкинса (1990).
The Rite of Winter 1949, симфония для хора, солистов и оркестра (1998, ред. 2006).
Русские сезоны для сопрано, скрипки и камерного оркестра на русские народные тексты (2000).
Москва, три песни советских композиторов и другие фрагменты музыки к одноименному фильму для неакадемического голоса, сопрано, меццо-сопрано и инструментального ансамбля (2000).
The Secret Land для голоса и фортепиано на стихи Р. Грейвза (2001).
Письмо отцу для голоса и фортепиано на текст письма Г. Кремера (2007).

Камерная музыка

Вариации на обретение жилища для виолончели и фортепиано (1990).
Эскизы к закату, версия для флейты, кларнета, скрипки, контрабаса и фортепиано (1996).
Hommage á Piazzolla, два танго в транскрипции для скрипки, контрабаса, фортепиано и бандонеона (1996):
1. «Счастье мое» (Е.Розенфельд);
2. «Утомленное солнце» (Е. Петербуржский).
Wie der alte Leiermann… для скрипки и фортепиано (1997).
По канве Астора для фортепианного квартета (1999).
Возвращение для гобоя, кларнета и струнного квартета (2007).

Сочинения для фортепиано

Альбом для Айлики для фортепиано в четыре руки (1980).
Отзвуки театра, сюита (1985).
Du côté de shez swan (В сторону Лебедя) для двух фортепиано (2002).

Обработки, транскрипции

Бах, Иоганн Себастьян. Сарабанда из клавирной партиты № 6, BWV 830. Обработка для шести струнных инструментов.
Пьяццолла, Астор. Chiquilin de Bachin. Обработка для скрипки, альта и виолончели.
Пьяццолла, Астор. Cuatro Estaciones Porteñas (Времена года в Буэнос-Айресе). Обработка для скрипки и струнного оркестра (1996-98).
Пьяццолла, Астор. La Calle 92. Обработка для скрипки, альта и виолончели.
Пьяццолла, Астор. Maria de Buenos Aires (Мария из Буэнос-Айреса), танго-оперита. Оркестровая редакция (1997).
Пьяццолла, Астор. Rio Sena. Обработка для скрипки, альта и виолончели.
Пьяццолла, Астор. Tango Ballet. Обработка для скрипки и струнного оркестра (1997).
Шостакович, Дмитрий Дмитриевич. Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия для баса и фортепиано, соч. 123. Обработка для баса и камерного оркестра.

Музыка к спектаклям

2002 - «Ревизор» Н. В. Гоголя (Александринский театр, режиссёр - Валерий Фокин).
2006 - «Живой труп» Л. Н. Толстого (Александринский театр, режиссёр - Валерий Фокин).
2008 - «Женитьба» Н. В. Гоголя (Александринский театр, режиссёр - Валерий Фокин).

Музыка к фильмам

1990 - Закат
1991 - Затерянный в Сибири
1992 - Прикосновение
1994 - Подмосковные вечера
1994 - Серп и молот
1995 - Мания Жизели
1996 - Кавказский пленник
1996 - Тот, кто нежнее
2000 - Дневник его жены
2000 - Москва
2002 - Олигарх
2005 - Космос как предчувствие
2008 - Пленный
2011 - Мишень

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.