Чжан Имоу
张艺谋

Чжан Имоу родился 14 ноября 1951 в городе Сиань, провинция Шэньси, Китай, в консервативной семье бывшего подполковника гоминьдановской армии. Молодые годы будущего кинематографиста совпали с годами «культурной революцией». С 1968-го он начал работать в сельскохозяйственной коммуне и на ткацкой фабрике. Именно там Чжан Имоу попробовал себя в качестве художника-оформителя и фотографа,  его фоторепортажи пришлись по вкусу местной газете.

     Когда в 1978 году открылась Пекинская киноакадемия, Чжану Имоу было уже 27 лет - слишком много, чтобы сдавать вступительные экзамены. Для осуществления своей мечты ему пришлось лично обратиться в Министерство культуры КНР с просьбой сделать исключение для человека, «потерявшего 10 лет из-за Культурной революции». Заявление, к которому был приложен целый портфель личных фотографий, удовлетворили, в результате чего Имоу стал студентом академии.

     После завершения учебы, в 1982 году, Чжану Имоу по распределению приехал на киностудию Гуанси-Чжуанского автономного района. Уже в первых, «провинциальных» работах, критика обратила внимание на нетрадиционный для привычного китайского кино свет и прочие операторские изыски. Как оператор Чжан Имоу снимал фильмы своего однокурсника Чена Кайгэ, тоже ставшего всемирно известным мэтром. Именно Чжана Имоу принадлежит сенсационное изобразительное решение «Желтой земли» 1984 года и «Большого военного парада» 1985 года - этапных новаторских лент Кайгэ.

     В 1985 году Чжан Имоу получил от киноначальства «повышение» в виде перевода на более престижную Сианьскую киностудию, где дебютировал в качестве актера в картине «Старый колодец» в 1987 году, получив за роль приз Токийского МКФ. Дебют в режиссуре оказался еще более удачным - исторический эпос «Красный гаолян» 1987 года открыл моду на азиатское кино, завоевав «Золотого Медведя» на Берлинском МКФ, и стал народным фаворитом в Китае. Правда, его следующие ленты не пользовались коммерческим успехом, сохранив статус «фестивального» кино.

     Драма «Дзюй Доу» 1990 года и стилизованная под древнее сказание, визуально изощренная лента «Зажги красный фонарь» 1991 года, завоевавшая «Серебряного льва» Международном Кинофестивале в Венеции, были номинированы на премию «Оскар». Кстати, во всех фильмах Имоу играла его тогдашняя возлюбленная, актриса Гун Ли. Даже после расставания Гун Ли сохранила приязнь к режиссеру, в 2000 году она возглавила жюри Берлинского МКФ, присудившее «Серебряного Медведя» представленной в конкурсе работе Чжана Имоу «Дорога домой».

     Реалистический трагикомичный портрет современного китайского общества «Цюцзю идет в суд» 1992 года завоевал в Венеции уже «Золотого льва», а Кубок Вольпи за лучшую женскую роль был вручен Гун Ли. Однако китайские власти приняли «Цюцзю» более, чем прохладно. Еще большие проблемы с прокатом на родине возникли у следующего фильма режиссера «Жить» 1994 года, затронувшего по-прежнему больную для китайского руководства тему «культурной революции». Фильм получил специальный приз жюри Международном Кинофестивале в Каннах и приз за лучшую мужскую роль актеру Гэ Ю.

     Следующим творческим шагом Чжана Имоу стало стремление режиссера уйти в условный жанровый мир гангстерского ретро-боевика. Но «Шанхайская триада» 1995 года удостоилась в Европе и США нелестных определений, вроде «Билли Батгейт» для бедных». Урок не прошел для Имоу даром - в 1997-м он вновь вернулся к насущным проблемам Китая и снял сверхдинамичную социальную сатиру «Сохраняй спокойствие», отозванную китайскими властями из Каннского конкурса. Власти вовремя одумались и постарались реабилитировать себя, отправив ленту на Венецианский фестиваль, где она, правда, «не прозвучала». Фестивальная судьба выпущенного в 2000 году эпоса «Дорога домой» оказалась удачнее.

     В 2005 году Чжан Имоу поставил в Париже оперу Пуччини «Турандот», заглавную партию исполняла Ирина Гордей. Для масштабной, красочной постановки были привлечены китайские художники по костюмам и декорациям, в спектакле участвовали около 450 статистов. Чжан Имоу удалось совместить европейскую оперную школу с декоративной условностью китайской оперы. Запись спектакля демонстрировали по телеканалу «Культура» 20 марта 2011 году.

     С тех пор у Чжана Имоу появилось множество различных наград, но признание широкой публики ему принесли монументальные полотна-противопоставления на историческую тему «Герой» и «Дом летающих кинжалов», собравшие соответственно около 177 миллионов долларов и 90 миллионов долларов кассовых сборов по всему миру. В этих фильмах режиссёр сполна продемонстрировал незаурядное умение играть цветовыми оттенками, превращая каждую сцену в произведение искусства. При этом внешняя эстетика несёт серьёзную внутреннюю, философскую или чувственную, нагрузку. А его фильм «Проклятие золотого цветка» вовсе потряс буйством красок и установил новый рекорд по сборам в Китае.

     Именно Чжан Имоу дал путёвку в большой кинематограф двум самым известным китайским актрисам Гун Ли и Чжан Цзыи - обе впервые снялись в его лентах, будучи студентками второго курса Центральной академии драмы.

     В период подготовки к Олимпиаде в Пекине Чжан Имоу был главным постановщиком церемоний открытия и закрытия Игр, в связи с чем временно отложил работу в кино.

14.11.2016

Чжан Имоу
张艺谋

Китайский Режиссер
Сценарист
Продюсер
Киноактер
Дата рождения: 14 ноября 1951 года (68 лет)

Чжан Имоу родился 14 ноября 1951 в городе Сиань, провинция Шэньси, Китай, в консервативной семье бывшего подполковника гоминьдановской армии. Молодые годы будущего кинематографиста совпали с годами «культурной революцией». С 1968-го он начал работать в сельскохозяйственной коммуне и на ткацкой фабрике. Именно там Чжан Имоу попробовал себя в качестве художника-оформителя и фотографа,  его фоторепортажи пришлись по вкусу местной газете.

     Когда в 1978 году открылась Пекинская киноакадемия, Чжану Имоу было уже 27 лет - слишком много, чтобы сдавать вступительные экзамены. Для осуществления своей мечты ему пришлось лично обратиться в Министерство культуры КНР с просьбой сделать исключение для человека, «потерявшего 10 лет из-за Культурной революции». Заявление, к которому был приложен целый портфель личных фотографий, удовлетворили, в результате чего Имоу стал студентом академии.

     После завершения учебы, в 1982 году, Чжану Имоу по распределению приехал на киностудию Гуанси-Чжуанского автономного района. Уже в первых, «провинциальных» работах, критика обратила внимание на нетрадиционный для привычного китайского кино свет и прочие операторские изыски. Как оператор Чжан Имоу снимал фильмы своего однокурсника Чена Кайгэ, тоже ставшего всемирно известным мэтром. Именно Чжана Имоу принадлежит сенсационное изобразительное решение «Желтой земли» 1984 года и «Большого военного парада» 1985 года - этапных новаторских лент Кайгэ.

     В 1985 году Чжан Имоу получил от киноначальства «повышение» в виде перевода на более престижную Сианьскую киностудию, где дебютировал в качестве актера в картине «Старый колодец» в 1987 году, получив за роль приз Токийского МКФ. Дебют в режиссуре оказался еще более удачным - исторический эпос «Красный гаолян» 1987 года открыл моду на азиатское кино, завоевав «Золотого Медведя» на Берлинском МКФ, и стал народным фаворитом в Китае. Правда, его следующие ленты не пользовались коммерческим успехом, сохранив статус «фестивального» кино.

     Драма «Дзюй Доу» 1990 года и стилизованная под древнее сказание, визуально изощренная лента «Зажги красный фонарь» 1991 года, завоевавшая «Серебряного льва» Международном Кинофестивале в Венеции, были номинированы на премию «Оскар». Кстати, во всех фильмах Имоу играла его тогдашняя возлюбленная, актриса Гун Ли. Даже после расставания Гун Ли сохранила приязнь к режиссеру, в 2000 году она возглавила жюри Берлинского МКФ, присудившее «Серебряного Медведя» представленной в конкурсе работе Чжана Имоу «Дорога домой».

     Реалистический трагикомичный портрет современного китайского общества «Цюцзю идет в суд» 1992 года завоевал в Венеции уже «Золотого льва», а Кубок Вольпи за лучшую женскую роль был вручен Гун Ли. Однако китайские власти приняли «Цюцзю» более, чем прохладно. Еще большие проблемы с прокатом на родине возникли у следующего фильма режиссера «Жить» 1994 года, затронувшего по-прежнему больную для китайского руководства тему «культурной революции». Фильм получил специальный приз жюри Международном Кинофестивале в Каннах и приз за лучшую мужскую роль актеру Гэ Ю.

     Следующим творческим шагом Чжана Имоу стало стремление режиссера уйти в условный жанровый мир гангстерского ретро-боевика. Но «Шанхайская триада» 1995 года удостоилась в Европе и США нелестных определений, вроде «Билли Батгейт» для бедных». Урок не прошел для Имоу даром - в 1997-м он вновь вернулся к насущным проблемам Китая и снял сверхдинамичную социальную сатиру «Сохраняй спокойствие», отозванную китайскими властями из Каннского конкурса. Власти вовремя одумались и постарались реабилитировать себя, отправив ленту на Венецианский фестиваль, где она, правда, «не прозвучала». Фестивальная судьба выпущенного в 2000 году эпоса «Дорога домой» оказалась удачнее.

     В 2005 году Чжан Имоу поставил в Париже оперу Пуччини «Турандот», заглавную партию исполняла Ирина Гордей. Для масштабной, красочной постановки были привлечены китайские художники по костюмам и декорациям, в спектакле участвовали около 450 статистов. Чжан Имоу удалось совместить европейскую оперную школу с декоративной условностью китайской оперы. Запись спектакля демонстрировали по телеканалу «Культура» 20 марта 2011 году.

     С тех пор у Чжана Имоу появилось множество различных наград, но признание широкой публики ему принесли монументальные полотна-противопоставления на историческую тему «Герой» и «Дом летающих кинжалов», собравшие соответственно около 177 миллионов долларов и 90 миллионов долларов кассовых сборов по всему миру. В этих фильмах режиссёр сполна продемонстрировал незаурядное умение играть цветовыми оттенками, превращая каждую сцену в произведение искусства. При этом внешняя эстетика несёт серьёзную внутреннюю, философскую или чувственную, нагрузку. А его фильм «Проклятие золотого цветка» вовсе потряс буйством красок и установил новый рекорд по сборам в Китае.

     Именно Чжан Имоу дал путёвку в большой кинематограф двум самым известным китайским актрисам Гун Ли и Чжан Цзыи - обе впервые снялись в его лентах, будучи студентками второго курса Центральной академии драмы.

     В период подготовки к Олимпиаде в Пекине Чжан Имоу был главным постановщиком церемоний открытия и закрытия Игр, в связи с чем временно отложил работу в кино.

... читать ещё >

Чжан Цзыи
章子怡

Китайская актриса. Журнал «Time» назвал актрису «китайским подарком Голливуду». Обладательница Ордена Искусств и литературы

Великая стена
 

Действие фильма Чжана Имоу «Великая стена» разворачивается в Китае XV века. Группа британских наемников (Мэтт Деймон, Уиллем Дефо, Педро Паскаль) прибывает в Северную Империю Сун. Их цель u2014 перевезти в Европу партию пороха. Исполняя миссию, они становятся невольными участниками таинственных событий, связанных со строительством величайшей каменной стены, призванной защитить китайское население от нашествия монголов. Но герои узнают об истинном предназначении этого сооружения, когда сталкиваются с неведомыми существами и вовлекаются в смертельный бой против чудовищ.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.