Бахчиванджи Григорий Яковлевич

Советский летчик-испытатель.
Герой Советского Союза.


Григорий Бахчиванджи родился 7 февраля 1908 года в станице Бриньковская, Краснодарский край. Окончил семь классов школы. В возрасте семнадцати лет начал работать в литейной мастерской. Затем являлся помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

     В 1927 году Бахчиванджи переехал в город Мариуполь, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию. В 1933 году окончил авиатехническое училище, в 1934 году Оренбургскую школу пилотов.

     После окончания Оренбургской школы летчиков в 1935 году Григорий Яковлевич прибыл в полк. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направили в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил Рабоче-крестьянской Красной армии на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте.

     С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, Бахчиванджи добровольно ушел на фронт в составе 402 истребительного авиационного полка. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе. В августе присвоено воинское звание «капитан». Затем летчик откомандировывается на базу научно-исследовательского института Военно-воздушных Сил в город Екатеринбург, для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

     С военного аэродрома «Кольцово» в Екатеринбурге 15 мая 1942 года взлетел первый в мире истребитель БИ-1 первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике. Пилотом был капитан Григорий Бахчиванджи. Полёт продолжался 3 мин 9 сек, за 60 сек работы ЖРД была достигнута высота 840 метров, при максимальной скорости 400 км/ч и максимальной скороподъёмности 23 м/с. Непривычно быстро набирая скорость, самолёт через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только пламя двигателя говорило о том, где он находится. Так прошло несколько минут. Посадка была жёсткой, одна стойка шасси подломилась, колесо отскочило.

     В феврале 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но несмотря на произошедшее от продолжения испытаний не отказался. Уже 15 мая 1942 года с аэропорта «Кольцово» лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем.

     Во время очередного испытательного полета 27 марта 1943 года летчик Бахчиванджи погиб. Задание на последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома.

     Похоронен Григорий Бахчиванджи под городом Екатеринбург - на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награды Григория Бахчиванджи

Награды Григория Бахчиванджи

Медаль «Золотая Звезда»

Орден Ленина

Орден Ленина

 

Память о Григории Бахчиванджи
Память о Григории Бахчиванджи

В честь Григория Бахчиванджи назван посёлок при аэродроме «Чкаловский», там же платформа «Бахчиванджи» пригородного сообщения по Ярославскому направлению Московской железной дороги.

Памятник на могиле героя в посёлке Малый Исток.

Памятник возле международного аэропорта «Кольцово», Екатеринбург

Бюст на улице Бахчиванджи, Екатеринбург.

Памятник в станице Бриньковская.

Памятник в посёлке Патруши.

Имя Бахчиванджи присвоено улицам

в городе Екатеринбург.

в городе Оренбург.

в городе Мариуполь

в городе Приморско-Ахтарск.

в городе Арамил, Свердловская область.

в городе Ахтубинск, Астраханской область.

в городе Щёлково, Московская область.

в городе Первоуральск, Свердловская область.

в городе Краснодар.

в станице Бриньковская, Краснодарский край.

Именем Бахчиванджи также названы

школа № 5 станицы Бриньковской.

школа № 60 города Екатеринбурга.

площадь перед международным аэропортом Екатеринбурга - «Кольцово».

общеобразовательная школа при НИИ ВВС в Екатеринбурге.

кратер на обратной стороне Луны.

27.03.1943

Бахчиванджи Григорий Яковлевич

2
Летчик-испытатель
Герой Советского Союза
Дата рождения: 7 февраля 1908 года (112 года назад)
Дата смерти: 27 марта 1943 года (77 лет назад)

Советский летчик-испытатель.
Герой Советского Союза.


Григорий Бахчиванджи родился 7 февраля 1908 года в станице Бриньковская, Краснодарский край. Окончил семь классов школы. В возрасте семнадцати лет начал работать в литейной мастерской. Затем являлся помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

     В 1927 году Бахчиванджи переехал в город Мариуполь, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию. В 1933 году окончил авиатехническое училище, в 1934 году Оренбургскую школу пилотов.

     После окончания Оренбургской школы летчиков в 1935 году Григорий Яковлевич прибыл в полк. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направили в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил Рабоче-крестьянской Красной армии на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте.

     С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, Бахчиванджи добровольно ушел на фронт в составе 402 истребительного авиационного полка. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе. В августе присвоено воинское звание «капитан». Затем летчик откомандировывается на базу научно-исследовательского института Военно-воздушных Сил в город Екатеринбург, для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

     С военного аэродрома «Кольцово» в Екатеринбурге 15 мая 1942 года взлетел первый в мире истребитель БИ-1 первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике. Пилотом был капитан Григорий Бахчиванджи. Полёт продолжался 3 мин 9 сек, за 60 сек работы ЖРД была достигнута высота 840 метров, при максимальной скорости 400 км/ч и максимальной скороподъёмности 23 м/с. Непривычно быстро набирая скорость, самолёт через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только пламя двигателя говорило о том, где он находится. Так прошло несколько минут. Посадка была жёсткой, одна стойка шасси подломилась, колесо отскочило.

     В феврале 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но несмотря на произошедшее от продолжения испытаний не отказался. Уже 15 мая 1942 года с аэропорта «Кольцово» лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем.

     Во время очередного испытательного полета 27 марта 1943 года летчик Бахчиванджи погиб. Задание на последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома.

     Похоронен Григорий Бахчиванджи под городом Екатеринбург - на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награды Григория Бахчиванджи

Награды Григория Бахчиванджи

Медаль «Золотая Звезда»

Орден Ленина

Орден Ленина

 

Память о Григории Бахчиванджи
Память о Григории Бахчиванджи

В честь Григория Бахчиванджи назван посёлок при аэродроме «Чкаловский», там же платформа «Бахчиванджи» пригородного сообщения по Ярославскому направлению Московской железной дороги.

Памятник на могиле героя в посёлке Малый Исток.

Памятник возле международного аэропорта «Кольцово», Екатеринбург

Бюст на улице Бахчиванджи, Екатеринбург.

Памятник в станице Бриньковская.

Памятник в посёлке Патруши.

Имя Бахчиванджи присвоено улицам

в городе Екатеринбург.

в городе Оренбург.

в городе Мариуполь

в городе Приморско-Ахтарск.

в городе Арамил, Свердловская область.

в городе Ахтубинск, Астраханской область.

в городе Щёлково, Московская область.

в городе Первоуральск, Свердловская область.

в городе Краснодар.

в станице Бриньковская, Краснодарский край.

Именем Бахчиванджи также названы

школа № 5 станицы Бриньковской.

школа № 60 города Екатеринбурга.

площадь перед международным аэропортом Екатеринбурга - «Кольцово».

общеобразовательная школа при НИИ ВВС в Екатеринбурге.

кратер на обратной стороне Луны.

... читать ещё >
Новости и события
Трагически погиб летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи
Летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи трагически погиб 27 марта 1943 года во время испытательного полета на первом советском ракетном самолете-моноплане БИ-1 с жидкостным двигателем. Полет осуществлялся на территории Свердловской области в окрестностях поселка Билимбай. Задание предусматривало доведение скорости горизонтального полета до 800 км/ч на высоте 2 000 метров. Разогнавшись до скорости свыше 900 км/ч, самолет плавно вошел в пике и врезался в землю.
Первый реактивный истребитель Би-1 поднялся в небо
С военного аэродрома «Кольцово» в Екатеринбурге 15 мая 1942 года взлетел первый в мире истребитель БИ-1 первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике. Пилотом был капитан Григорий Бахчиванджи. Полёт продолжался 3 мин 9 сек, за 60 сек работы ЖРД была достигнута высота 840 метров, при максимальной скорости 400 км/ч и максимальной скороподъёмности 23 м/с. Непривычно быстро набирая скорость, самолёт через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только пламя двигателя говорило о том, где он находится. Так прошло несколько минут. Посадка была жёсткой, одна стойка шасси подломилась, колесо отскочило.

Истребитель БИ-1
 

Истребитель БИ-1, БИ - Березняк-Исаев, или Ближний Истребитель - ракетный самолет, первый советский самолет с жидкостным ракетным двигателем. Реактивный перехватчик представлял собой одноместный свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок,  в основном деревянной конструкции. Трапециевидное неразъемное крыло самолета БИ имело конструкции кессонного типа. Кабина летчика имела защиту, состоящую из передней бронеплиты, бронеспинки и бронестекла. Перед кабиной в верхней части фюзеляжа на деревянном лафете под съемной крышкой устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 45 снарядов.

Международный аэропорт «Кольцово» имени Акинфия Демидова в Екатеринбурге
 

Международный аэропорт «Кольцово» имени Акинфия Демидова в Екатеринбурге один из крупнейших региональных воздушных портов России по объемам пассажирских перевозок. Обслуживает как сам Екатеринбург, так прилежащие к нему районы Свердловской области. Имеет статус аэропорта федерального значения. В аэропорту расположена главная техническая база и штаб-квартира российской авиакомпании «Уральские авиалинии», для которой Кольцово является и главным хабом. Узловым аэропорт также является для региональной авиакомпании «РусЛайн». Управление аэропортом осуществляется компанией ПАО «Аэропорт Кольцово», входящей в крупный российский аэропортовый холдинг «Аэропорты Регионов», подразделение группы компании «Ренова». Аэропорт обладает многочисленными авиационными наградами, в том числе званием лучшего аэропорта России и лучшего аэропорта в СНГ.

Мемориальный комплекс памяти Григория Бахчиванджи
в Краснодарском крае

Мемориальный комплекс памяти Григория Бахчиванджи расположен в станице Бриньковская Краснодарского края, на его родине. Является культурно-историческим центром сохранения и пропаганды регионального наследия. Скульптурная композиция играет важную роль в патриотическом воспитании молодого поколения.
ruspekh.ru
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.