Антонов Олег Константинович

Российский авиаконструктор. Академик. Доктор технических наук. Профессор. Герой Социалистического Труда. Лауреат государственных премий. Создал более ста типов летательных аппаратов и основал оригинальную школу конструирования. Автор нескольких книг, сотен научных трудов и статей. Ему принадлежат семьдесят два авторских свидетельства на изобретения.


Олег Антонов родился 7 февраля 1906 года в селе Троице, Московская область. С юных лет увлекался авиацией, вместе со сверстниками создал «Клуб любителей авиации», выпускал рукописный авиационный журнал. После школы активно работал в «Обществе друзей Воздушного флота», создавая планеры собственной конструкции.

     В 1930 году, после окончания Санкт-Петербургского политехнического института имени Калинина, Олега Константиновича направили в Москву для организации конструкторского бюро по планерам. Когда завершилось строительство планерного завода в Тушино, Антонова назначили его главным конструктором. Здесь создал более 30 типов планеров самого разнообразного назначения, часть из них строилась серийно, на некоторых были поставлены мировые рекорды.

     В годы Великой Отечественной войны Антонов разработал и наладил производство десантных планеров для снабжения партизан, и много времени посвятил совершенствованию истребителя «Як», одного из самых массовых самолетов войны. При этом не терял мечты о создании своего самолета для мирного неба, и в октябре 1945 года уехал в город Новосибирск руководить созданным конструкторским бюро на авиационном заводе.

     Первенец Антонова самолет «Ан-2» поднялся в небо в августе 1947 года, а через три года внедрен в производство, причем в нескольких модификациях. Самолет стал единственным в мире, находившимся в серийном производстве более пятидесяти лет, завоевав славу исключительно надежной машины и побывав практически во всех уголках земли.

     В 1952 году Олег Константинович и ведущие специалисты бюро переехали в украинский город Киев, где создали новую производственную базу. В последующие годы под его руководством сконструировали целый ряд самолетов самого разного назначения. Это специальные транспортные самолеты: Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124; многоцелевые: Ан-14, Ан-28; пассажирские: Ан-10, Ан-24; планеры: Ан-11, Ан-13, Ан-15 и дельтапланы.

     Генеральным конструктором стал в 1962 году, а его ОКБ прочно заняло место в ряду ведущих самолетостроительных фирм страны. Создал более ста типов летательных аппаратов и основал оригинальную школу конструирования. Под его руководством разработали систему автоматизированного проектирования самолетов, внедрили новейшие материалы.

     За большие успехи в конструировании новой авиационной техники и в связи с 60-летием со дня рождения Антонову Олегу Константиновичу Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 5 февраля 1966 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

     С 1977 года Антонов заведовал кафедрой Харьковского авиационного института, воспитывая достойных продолжателей своего дела. Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. Академик Академии наук СССР и Украины. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Всю свою жизнь занимался спортом, особенно любил теннис. Автор нескольких книг, сотен научных трудов и статей, ему принадлежат 72 авторских свидетельства на изобретения. Также стал прекрасным художником и в тонкостях знал живопись.

     Олег Константинович Антонов скончался 4 апреля 1984 года в городе Киев, Украина. Похоронен великий авиаконструктор на Байковом кладбище украинской столицы.

Награды Олега Антонова

Награды Олега Антонова

За большие успехи в конструировании новой авиационной техники и в связи с 60-летием со дня рождения Антонову Олегу Константиновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1966 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

Три ордена Ленина (12.7.1957, 5.2.1966, 3.4.1975)

Орден Октябрьской революции (26.4.1971)

Орден Отечественной войны I степени (2.07.1945)

Орден Трудового Красного Знамени (2.11.1944)

Медаль «Партизану Отечественной войны» II степени (1944)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

Медаль «20 лет победы над гитлеровской Германией» (1965)

Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970)

Сталинская премия второй степени (1952)  за самолет «Ан-2»

Ленинская премия (1962) - за самолет «Ан-12»)

Академик АН УССР (1968)

Академик АН СССР (1981)

Заслуженный деятель науки и техники УССР

Золотая медаль имени А. Н. Туполева АН СССР (1979)

Грамота Центрального Исполнительного Комитета за создание учебных и рекордных планеров (1933)

Почетный гражданин г. Саратова (1981)

Память об Олеге Антонове

Память об Олеге Антонове

В Киеве именем О. К. Антонова названа улица. На доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Также имя О. К. Антонова носит грузовой аэропорт.

Его имя присвоено киевскому авиационному научно-техническому комплексу - Киевскому механическому заводу.

В Ульяновске имя О. К. Антонова носит проспект.

В Виннице его имя носит улица.

В Саратове его имя носит улица.

В Улан-Удэ его имя носит улица.

ЦБ РФ в 2006 году выпустил памятную монету.

В 2006 году выпущена почтовая марка Украины, посвященная Антонову.

В 2006 году выпущены почтовые марки России, посвященные Антонову и самолетам его конструкции.

Семья Олега Антонова

Семья Олега Антонова

Прадед - Дмитрий Антонов, главноуправляющий казенными металлургическими заводами Урала, чиновник по особым поручениям, действительный статский советник. Покинув Урал, обосновался в Торопце, Псковской губернии, где у Антоновых было имение.

Дед - Константин Дмитриевич Антонов, строил мосты.
Бабушка - Анна Александровна Болотникова, дочь отставного генерала.

Отец - Константин Константинович Антонов, известный в Российской империи инженер-строитель.
Мать - Анна Ефимовна Бикорюкина.

Первая жена - Елена Сергеевна Кочеткова, авиаконструктор.
Сын - Ролан.

Вторая жена - Елизавета Аветовна Шахатуни, авиаконструктор
Дочь - Анна, профессор математики, преподаватель Национального авиационного университета в Киеве.

Третья жена - Эльвира Павлова, инженер-программист.
Сын - Андрей, художник-дизайнер.
Дочь - Елена, авиаконструктор.

04.04.1984
ЗАКРЫТЬ X

Транспортный реактивный самолёт Ан-225 «Мрия»
 

Ан-225 «Мрия» - транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности. Обладает вместительной грузовой кабиной, которая позволяет перевозить внутри фюзеляжа различные грузы
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.