Ван Дейк
Antoon van Dyck

Бельгийский живописец и график.
Создатель нового типа декоративного портрета.
Мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.


Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 года в городе Антверпен, Бельгия. Мальчик являлся седьмым ребенком удачливого купца Франса ван Дейка, который вел торговлю тканями. В 1589 году, потеряв первую жену, вступил в брак с Марией Кейперс, матерью Антониса. Семья занимала внушительный дом, расположенный в самом центре города. В возрасте десяти лет мальчика отдали в обучение к антверпенскому живописцу Хенрику ван Балену. Здесь Антонис занимался четыре года. С 1614 года начинает работать самостоятельно. В 1618 году его приняли в гильдию живописцев святого Луки. Этим годом помечены самые ранние сохранившиеся работы молодого художника: этюды, изображающие головы стариков.

     В этот период Ван Дейк сблизился с Питером Рубенсом и начал работать в его мастерской, сотрудничая с ним в выполнении заказов. После успешного завершения цикла Деция Муса, Рубенс предложил коллеге участвовать в самом большом начинании во всей фламандской религиозной живописи: в росписи церкви иезуитов, достраивавшейся тогда в Антверпене.

     Ван Дейк, в то же время создал ряд самостоятельных произведений, таких как «Самсон и Далила», «Святой Мартин и нищие». От робкого подражания стилю Рубенса в «Поклонении пастухов» художник очень быстро поднялся до картин, подобных брюссельскому «Пьяному Силену». Она хоть и основывается на одной из рубенсовских композиций, равно как и в рубенсовской палитре, сразу позволяет признать в ней работу молодого Ван Дейка. Эта картина отличается совершенно особой мерцающей техникой, смелостью композиции и, в сравнении с Рубенсом, известной легковесностью и недостаточной объемностью форм.

     Сотрудничая с Рубенсом в течение ряда лет, Ван Дейк полностью овладел техникой живописи и в большой мере композиционным мастерством учителя. Мастер создал ряд картин на религиозные и мифологические сюжеты. К числу наиболее известных картин художника, созданных в этот период, относятся: «Несение креста», «Святой Мартин отдает свой плащ нищему», «Поцелуй Иуды».

    Талант Ван Дейка ярко проявился в портретной живописи. Портреты создали непреходящую славу художнику. Он создал определенный тип аристократического репрезентативного портрета, отличающегося особой утонченностью. Вместе с тем оставил много подлинно прекрасных и глубоких портретов интеллигентных людей своего времени.

     С конца 1621 года Ван Дейк в течение шести лет жил и работал в Италии, где окончательно складывается стиль его портретной живописи. Художник объездил итальянские города: Геную, Венецию, Мантую, Рим, испытав влияние мастеров венецианской школы Тинторетто, Веронезе, Тициана. Его особенно привлекают густые горячие тона картин Тициана, их золотистый колорит.

     Работая, главным образом в Генуе, Ван Дейк становится любимым портретистом итальянской знати. Здесь, создает блестящие обстановочные портреты-картины, поражающие своим великолепием и красочностью, отличающиеся благородством и утонченной изысканностью: «Конный портрет маркиза Бриньоле-Сале», «Портрет маркизы Бриньоле-Сале», «Портрет генуэзской дамы с девочкой», «Маркиза Улена Гримальди», «Маркиза Бальбиани», «Семейство Ломеллини», «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора».

     С 1622 по 1623 год художник создает одну из лучших своих картин: портрет кардинала Гвидо Бентивольо. В годы пребывания в Италии Ван Дейк пишет также ряд скромных, сдержанных, лишенных всякой парадности, интимных по характеру портретов, отличающихся большой психологической выразительностью. К их числу относится замечательный «Мужской портрет», который хранится в Эрмитаже, приближающийся к рембрантовским психологизмом и мастерством в использовании светотени.

     Обогащенный большим художественным опытом, новыми впечатлениями, Ван Дейк в 1627 году возвращается в Антверпен. Начинается второй антверпенский период его творчества, явившийся вершиной достижений мастера. Алтарные картины для церквей при всех их художественных достоинствах и на этот раз отступают на второй план по сравнению с портретами.

    Являясь придворным художником инфанты Изабеллы, Ван Дейк писал портреты не только антверпенских бюргеров и близких ему людей, но также портреты фламандской и испанской аристократии. Парадность и элементы театрализации, наблюдаемые в произведениях итальянского периода, уступают место снова более строгому, но изощренному в своих живописных средствах стилю. В характерных образах проходят перед нами современники мастера политические деятели, прелаты, художники, представители городского патрициата, аристократы, светские красавицы.

     К этому периоду относятся, в частности, портреты Марии-Луизы де Тассис, эрцгерцогини Изабеллы, Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах. А также менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству: фламандских художников Гаспара де Крайера, Хендрика Снайерса, Мартина Рейкарта, филолога и издателя Яна ван дер Ваутера, иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай. К этому же периода относится «Автопортрет» художника.

     В 1632 году художник принимает приглашение короля Англии Карла I и, покинув родину, переезжает в Лондон, где проходит последний период его творчества. Ван Дейк занял пост главного живописца на службе его величества, получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Чести позировать ему добивается все высшее общество.

     Созданный ван Дейком еще в Генуе тип парадного портрета находит свое дальнейшее развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. В этих портретах ван Дейк тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора и получил широкое признание в аристократических кругах. Отвечая требованиям английской аристократии, стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, ван Дейк придает осанке портретируемых горделивость, их позам и жестам элегантность и благородство. Таковы портреты Филиппа Уортона, Томаса Уортона, Джорджа Дигби и Уильяма Рассела, Артура Гудвина.

     Ван Дейк пишет около 30 портретов короля, королевы и их детей. Одним из лучших портретов художника английского периода является «Портрет Карла I», написанный в 1635 году. Карл I стоит, лошадь его держит конюх. На короле широкополая черная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Одной рукой оперся на трость, в другой у него лайковые перчатки. Этот портрет продолжает традицию изображения членов царствующего дома в облике охотников, как, например, изображены мать Карла Анна Датская со своими собаками на полотне ван Сомера или принц Генрих с убитым оленем у ног на картине Пика.

     В Англии, заваленный многочисленными заказами, художник принужден работать одновременно над несколькими портретами. На основании рассказа приятеля Антониса ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он уделял заказчику в день не более часа и оставлял исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам, которые дописывали одежды и руки со специальных натурщиков.

     В 1639 году Ван Дейк женился на Мэри Ратвен, молодой фрейлине королевы. Так художник входит в ряды английской аристократии. В последние годы жизни занимался проектами крупномасштабных декоративных работ: циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон.

     За свою недолгую жизнь Ван Дейк написал около 900 полотен: огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около двадцати лет.

     Антонис Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года, в возрасте 42 лет. По его завещанию похоронен в лондонском соборе святого Павла. В 1666 году Лондон охватил страшный пожар и Собор Святого Павла сгорел. Могила художника была утеряна, хотя собор позже восстановлен.

Основные Работы Ван Дейка

Основные Работы Ван Дейка

Портрет Я. Вермелена, 1616, Государственный музей, Вадуц

«Распятие св. Петра», около 1615-1617, Музей старинного искусства, Брюссель

«Юпитер и Антиопа», около 1617-1618, Музей изящных искусств, Гент

«Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем

«Пьяный Силен», 1620, Галереи старых мастеров в Дрездене.

«Мадонна дель Розарио», начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо

«Отдых на пути в Египет», 1630, Старая пинакотека, Мюнхен

Портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена

Портрет живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен

Портрет живописца Адама де Костера, Брайтон Хаус, Кеттеринг

«Амур и Психея», 1638, Кенсингтонский дворец, Королевская коллекция, Лондон

Венера в кузнице Вулкана (1630-1632), Лувр, Париж

«Конный портрет короля Карла I со шталмейстером Сен-Антуаном», 1633, Букингемский дворец

«Портрет Карла I на охоте», около 1635, Лувр

Портрет Ф. Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Портрет Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Семья Ван Дейка

Семья Ван Дейка

Отец - Франс ван Дейк.
Мать - Мария Кейперс.

Жена - Мэри Ратвен (брак с 1639), фрейлина королевы.
Дочь - Юстиниана (род. 1641).

09.12.1641

Ван Дейк
Antoon van Dyck

1
Бельгийский Художник
Мастер Портрета
Дата рождения: 22 марта 1599 года (420 лет назад)
Дата смерти: 9 декабря 1641 года (378 лет назад)

Бельгийский живописец и график.
Создатель нового типа декоративного портрета.
Мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.


Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 года в городе Антверпен, Бельгия. Мальчик являлся седьмым ребенком удачливого купца Франса ван Дейка, который вел торговлю тканями. В 1589 году, потеряв первую жену, вступил в брак с Марией Кейперс, матерью Антониса. Семья занимала внушительный дом, расположенный в самом центре города. В возрасте десяти лет мальчика отдали в обучение к антверпенскому живописцу Хенрику ван Балену. Здесь Антонис занимался четыре года. С 1614 года начинает работать самостоятельно. В 1618 году его приняли в гильдию живописцев святого Луки. Этим годом помечены самые ранние сохранившиеся работы молодого художника: этюды, изображающие головы стариков.

     В этот период Ван Дейк сблизился с Питером Рубенсом и начал работать в его мастерской, сотрудничая с ним в выполнении заказов. После успешного завершения цикла Деция Муса, Рубенс предложил коллеге участвовать в самом большом начинании во всей фламандской религиозной живописи: в росписи церкви иезуитов, достраивавшейся тогда в Антверпене.

     Ван Дейк, в то же время создал ряд самостоятельных произведений, таких как «Самсон и Далила», «Святой Мартин и нищие». От робкого подражания стилю Рубенса в «Поклонении пастухов» художник очень быстро поднялся до картин, подобных брюссельскому «Пьяному Силену». Она хоть и основывается на одной из рубенсовских композиций, равно как и в рубенсовской палитре, сразу позволяет признать в ней работу молодого Ван Дейка. Эта картина отличается совершенно особой мерцающей техникой, смелостью композиции и, в сравнении с Рубенсом, известной легковесностью и недостаточной объемностью форм.

     Сотрудничая с Рубенсом в течение ряда лет, Ван Дейк полностью овладел техникой живописи и в большой мере композиционным мастерством учителя. Мастер создал ряд картин на религиозные и мифологические сюжеты. К числу наиболее известных картин художника, созданных в этот период, относятся: «Несение креста», «Святой Мартин отдает свой плащ нищему», «Поцелуй Иуды».

    Талант Ван Дейка ярко проявился в портретной живописи. Портреты создали непреходящую славу художнику. Он создал определенный тип аристократического репрезентативного портрета, отличающегося особой утонченностью. Вместе с тем оставил много подлинно прекрасных и глубоких портретов интеллигентных людей своего времени.

     С конца 1621 года Ван Дейк в течение шести лет жил и работал в Италии, где окончательно складывается стиль его портретной живописи. Художник объездил итальянские города: Геную, Венецию, Мантую, Рим, испытав влияние мастеров венецианской школы Тинторетто, Веронезе, Тициана. Его особенно привлекают густые горячие тона картин Тициана, их золотистый колорит.

     Работая, главным образом в Генуе, Ван Дейк становится любимым портретистом итальянской знати. Здесь, создает блестящие обстановочные портреты-картины, поражающие своим великолепием и красочностью, отличающиеся благородством и утонченной изысканностью: «Конный портрет маркиза Бриньоле-Сале», «Портрет маркизы Бриньоле-Сале», «Портрет генуэзской дамы с девочкой», «Маркиза Улена Гримальди», «Маркиза Бальбиани», «Семейство Ломеллини», «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора».

     С 1622 по 1623 год художник создает одну из лучших своих картин: портрет кардинала Гвидо Бентивольо. В годы пребывания в Италии Ван Дейк пишет также ряд скромных, сдержанных, лишенных всякой парадности, интимных по характеру портретов, отличающихся большой психологической выразительностью. К их числу относится замечательный «Мужской портрет», который хранится в Эрмитаже, приближающийся к рембрантовским психологизмом и мастерством в использовании светотени.

     Обогащенный большим художественным опытом, новыми впечатлениями, Ван Дейк в 1627 году возвращается в Антверпен. Начинается второй антверпенский период его творчества, явившийся вершиной достижений мастера. Алтарные картины для церквей при всех их художественных достоинствах и на этот раз отступают на второй план по сравнению с портретами.

    Являясь придворным художником инфанты Изабеллы, Ван Дейк писал портреты не только антверпенских бюргеров и близких ему людей, но также портреты фламандской и испанской аристократии. Парадность и элементы театрализации, наблюдаемые в произведениях итальянского периода, уступают место снова более строгому, но изощренному в своих живописных средствах стилю. В характерных образах проходят перед нами современники мастера политические деятели, прелаты, художники, представители городского патрициата, аристократы, светские красавицы.

     К этому периоду относятся, в частности, портреты Марии-Луизы де Тассис, эрцгерцогини Изабеллы, Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах. А также менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству: фламандских художников Гаспара де Крайера, Хендрика Снайерса, Мартина Рейкарта, филолога и издателя Яна ван дер Ваутера, иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай. К этому же периода относится «Автопортрет» художника.

     В 1632 году художник принимает приглашение короля Англии Карла I и, покинув родину, переезжает в Лондон, где проходит последний период его творчества. Ван Дейк занял пост главного живописца на службе его величества, получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Чести позировать ему добивается все высшее общество.

     Созданный ван Дейком еще в Генуе тип парадного портрета находит свое дальнейшее развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. В этих портретах ван Дейк тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора и получил широкое признание в аристократических кругах. Отвечая требованиям английской аристократии, стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, ван Дейк придает осанке портретируемых горделивость, их позам и жестам элегантность и благородство. Таковы портреты Филиппа Уортона, Томаса Уортона, Джорджа Дигби и Уильяма Рассела, Артура Гудвина.

     Ван Дейк пишет около 30 портретов короля, королевы и их детей. Одним из лучших портретов художника английского периода является «Портрет Карла I», написанный в 1635 году. Карл I стоит, лошадь его держит конюх. На короле широкополая черная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Одной рукой оперся на трость, в другой у него лайковые перчатки. Этот портрет продолжает традицию изображения членов царствующего дома в облике охотников, как, например, изображены мать Карла Анна Датская со своими собаками на полотне ван Сомера или принц Генрих с убитым оленем у ног на картине Пика.

     В Англии, заваленный многочисленными заказами, художник принужден работать одновременно над несколькими портретами. На основании рассказа приятеля Антониса ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он уделял заказчику в день не более часа и оставлял исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам, которые дописывали одежды и руки со специальных натурщиков.

     В 1639 году Ван Дейк женился на Мэри Ратвен, молодой фрейлине королевы. Так художник входит в ряды английской аристократии. В последние годы жизни занимался проектами крупномасштабных декоративных работ: циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон.

     За свою недолгую жизнь Ван Дейк написал около 900 полотен: огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около двадцати лет.

     Антонис Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года, в возрасте 42 лет. По его завещанию похоронен в лондонском соборе святого Павла. В 1666 году Лондон охватил страшный пожар и Собор Святого Павла сгорел. Могила художника была утеряна, хотя собор позже восстановлен.

Основные Работы Ван Дейка

Основные Работы Ван Дейка

Портрет Я. Вермелена, 1616, Государственный музей, Вадуц

«Распятие св. Петра», около 1615-1617, Музей старинного искусства, Брюссель

«Юпитер и Антиопа», около 1617-1618, Музей изящных искусств, Гент

«Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем

«Пьяный Силен», 1620, Галереи старых мастеров в Дрездене.

«Мадонна дель Розарио», начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо

«Отдых на пути в Египет», 1630, Старая пинакотека, Мюнхен

Портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена

Портрет живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен

Портрет живописца Адама де Костера, Брайтон Хаус, Кеттеринг

«Амур и Психея», 1638, Кенсингтонский дворец, Королевская коллекция, Лондон

Венера в кузнице Вулкана (1630-1632), Лувр, Париж

«Конный портрет короля Карла I со шталмейстером Сен-Антуаном», 1633, Букингемский дворец

«Портрет Карла I на охоте», около 1635, Лувр

Портрет Ф. Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Портрет Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Семья Ван Дейка

Семья Ван Дейка

Отец - Франс ван Дейк.
Мать - Мария Кейперс.

Жена - Мэри Ратвен (брак с 1639), фрейлина королевы.
Дочь - Юстиниана (род. 1641).

... читать ещё >
(1577-1640)

Питер Пауль Рубенс
Pieter Paul Rubens

Фламандский живописец. Дипломат. Коллекционер. Один из основоположников направления искусства барокко. Воплотил в своих произведениях подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.