Андрей Тотемский

Святой Русской Православной Церкви. Юродивый.


Бла­жен­ный Ан­дрей То­тем­ский ро­дил­ся в июне 1638 года в селе Красное, Вологодская область. Кре­стьяне-ро­ди­те­ли не мог­ли дать сы­ну об­ра­зо­ва­ния, ко­то­ро­го то­гда и не бы­ло на Ру­си, не да­ли да­же про­стой гра­мот­но­сти, сла­бо рас­про­стра­нен­ной в то­гдаш­ней де­ревне сре­ди кре­стьян. Но несо­мнен­но, вос­пи­та­ли в нем дет­ски чи­стую ве­ру в Бо­га, твер­дую и неиз­мен­ную. При­учи­ли сы­на бо­ять­ся Бо­га, мо­лить­ся Ему и Его угод­ни­кам, хо­дить в цер­ковь, стро­го со­блю­дать по­сты - на­учи­ли все­му то­му, в чем са­ми по­ла­га­ли сущ­ность ве­ры Хри­сто­вой.

     Во все вос­крес­ные и празд­нич­ные дни ро­ди­те­ли бла­жен­но­го Ан­дрея по­сы­ла­ли его в при­ход­скую цер­ковь, неда­ле­ко от­сто­я­щую от се­ла Усть-Тол­шем­ско­го. И цер­ковь сде­ла­лась един­ствен­ной шко­лой для бла­жен­но­го от­ро­ка. Здесь ско­ро при­об­рел пер­вые по­зна­ния о Бо­ге, и лю­бовь к Нему проч­но, на всю жизнь утвер­ди­лась в его дет­ском серд­це. Бла­го­че­сти­вым от­ро­ком овла­де­ла мысль о необ­хо­ди­мо­сти слу­жить од­но­му Бо­гу. Все ду­мы и де­ла­ния маль­чи­ка на­прав­ля­лись к то­му, чтобы слу­же­ние Ему по­ста­вить един­ствен­ной за­да­чей жиз­ни и най­ти сред­ства осу­ще­ствить эту за­да­чу.

     В хра­ме Ан­дрей услы­хал, что мир весь во зле ле­жит, и по­то­му по­ки­нул мир. Услы­хал еще, что ис­тин­ный слу­га и по­сле­до­ва­тель Хри­ста дол­жен оста­вить от­ца и ма­терь, и по­то­му ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма в пу­стын­ные ме­ста, жил там, как пти­ца, не за­бо­тясь о пи­ще, ду­мая толь­ко о Бо­ге и об уго­жде­нии Ему. Мир­ская жизнь уже не стес­ня­ла те­перь бла­жен­но­го, и сво­бод­но пре­дал­ся мо­лит­ве. Уход из до­ма ро­ди­те­лей стал пер­вой жерт­вой свя­то­го Бо­гу, и с это­го на­ча­лись его по­дви­ги.

     Неиз­вест­но, сколь­ко вре­ме­ни про­был в уеди­не­нии бла­жен­ный, но ко­гда воз­вра­тил­ся, то не за­стал уже в жи­вых сво­их ро­ди­те­лей. С их смер­тью по­рва­лась по­след­няя связь его с ми­ром: ни­что те­перь не при­вя­зы­ва­ло бла­жен­но­го к род­но­му се­лу, и он ре­шил­ся на­все­гда оста­вить ро­ди­ну. Ушел в Га­лич­ский Вос­кре­сен­ский мо­на­стырь. Дав­но этот мо­на­стырь сла­вил­ся бла­го­че­сти­вой жиз­нью сво­их ино­ков, и святой хо­тел под ру­ко­вод­ством опыт­ных стар­цев про­дол­жать там свои по­дви­ги.

     Андрей при­шел в мо­на­стырь и, не от­кры­вая сво­е­го зва­ния, по­се­лил­ся у од­но­го ино­ка. Нели­це­мер­ное сми­ре­ние при­шель­ца и стро­гое бла­го­че­стие об­ра­ти­ло на него вни­ма­ние бра­тии. Дол­го при­смат­ри­вал­ся к бла­жен­но­му инок, у ко­то­ро­го по­се­лил­ся, и ко­гда уве­рил­ся в его ис­крен­нем бла­го­че­стии и тер­пе­нии, ска­зал о бла­жен­ном на­стоя­те­лю. На­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря был в то вре­мя Сте­фан. Ча­сто бе­се­дуя с мо­ло­дым по­слуш­ни­ком, на­сто­я­тель уви­дел в нем из­бран­ни­ка Бо­жия и по­нял, что для от­ро­ка ма­ло по­дви­гов в ти­ши мо­на­стыр­ской кел­лии, что он в со­сто­я­нии вы­пол­нить по­дви­ги бо­лее труд­ные, и бла­го­сло­вил его без­молв­ство­вать.

     Ка­за­лось бы, бла­жен­ный Ан­дрей до­стиг те­перь пол­ной воз­мож­но­сти слу­жить еди­но­му Бо­гу и со­вер­шен­но ушел от ми­ра. В ти­шине мо­на­сты­ря ни­что не ме­ша­ло ему пре­да­вать­ся мо­лит­ве и раз­мыш­ле­нию о Бо­ге. Но бла­жен­ный не удо­вле­тво­рил­ся этим и стре­мил­ся к боль­ше­му. По со­ве­ту сво­е­го на­сто­я­те­ля при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства о Хри­сте - ед­ва ли не са­мый труд­ный из всех ви­дов хри­сти­ан­ско­го по­движ­ни­че­ства. С непре­стан­ной мо­лит­вой на ус­тах, с по­сто­ян­ной ду­мой о Бо­ге бла­жен­ный стал об­хо­дить окрест­ные го­ро­да и оби­те­ли для по­кло­не­ния свя­ты­ням.

     Бо­сой, в вет­хой разо­дран­ной одеж­де, хо­дил юродивый зи­мой и ле­том, не имея, где гла­вы при­к­ло­нить. Пи­щей бла­жен­но­го бы­ли хлеб и во­да, да и тех при­ни­мал лишь по­столь­ку, чтобы не по­ме­реть с го­ло­да. Окон­чив свое пу­те­ше­ствие по оби­те­лям, бла­жен­ный сно­ва воз­вра­щал­ся в Вос­кре­сен­ский мо­на­стырь, где на­хо­дил все­гда при­ют и ду­хов­ное ру­ко­вод­ство со сто­ро­ны бла­го­че­сти­во­го на­сто­я­те­ля. Сте­фан, как и преж­де, ча­сто бе­се­до­вал с ним, укреп­лял его в труд­ном по­дви­ге, на­став­лял с тер­пе­ни­ем пе­ре­но­сить слу­чав­ши­е­ся скор­би. В этих бе­се­дах бла­жен­ный Ан­дрей на­хо­дил под­держ­ку и укреп­ле­ние к со­вер­ше­нию но­вых по­дви­гов. Так жил то в мо­на­сты­ре, то в хож­де­ни­ях по оби­те­лям, до кон­чи­ны Сте­фа­на Га­лич­ско­го. По­сле смер­ти лю­би­мо­го на­сто­я­те­ля уже ни­что не при­вя­зы­ва­ло Ан­дрея к Вос­кре­сен­ско­му мо­на­сты­рю, и он ушел от­ту­да.

     Необык­но­вен­ная жизнь бла­жен­но­го об­ра­ти­ла на се­бя вни­ма­ние на­ро­да. Ста­ли до­га­ды­вать­ся о его бо­го­угод­ной жиз­ни, и мол­ва о че­ло­ве­ке Бо­жи­ем на­ча­ла рас­про­стра­нять­ся по окрест­но­стям. Но это так­же по­буж­да­ло по­движ­ни­ка оста­вить Га­лич. Из­бе­гая сла­вы люд­ской, бла­жен­ный Ан­дрей ушел от­ту­да в Тоть­му и по­се­лил­ся близ церк­ви в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, на бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны. В Тотьме ни­кто его не знал, и по­то­му с боль­шим удоб­ством про­дол­жал здесь свои ве­ли­кие по­дви­ги. Но­чи бла­жен­ный Ан­дрей про­во­дил в мо­лит­ве, а днем как юро­ди­вый бе­гал по го­ро­ду, со­би­рая ми­ло­сты­ню.

     Са­мо­му бла­жен­но­му нуж­но бы­ло очень ма­ло, лишь бы не по­ме­реть с го­ло­да, по­это­му боль­шую часть по­лу­ча­е­мых по­да­я­ний раз­де­лял с дру­ги­ми ни­щи­ми. Одеж­дой бла­жен­но­го Ан­дрея бы­ло разо­дран­ное ру­би­ще, ко­то­рое толь­ко при­кры­ва­ло его те­ло, не за­щи­щая от до­ждя и мо­ро­за. Обу­ви он ни­ко­гда не но­сил: хо­дил бо­сым и зи­му, и ле­то. По­двиг юрод­ства тру­ден глав­ным об­ра­зом еще тем, что нера­зум­ные лю­ди под­вер­га­ют Хри­ста ра­ди юро­ди­вых, как безум­ных, на­смеш­кам и оскорб­ле­ни­ям, по­ру­га­нию и по­бо­ям. Это при­шлось ис­пы­тать и бла­жен­но­му Ан­дрею. Но он тер­пел все, по­то­му что, ду­мая по­сто­ян­но толь­ко о Бо­ге, к Нему на­прав­ляя все си­лы сво­е­го ду­ха, бла­жен­ный за­бы­вал се­бя, ни во что вме­няя го­лод, хо­лод, оби­ды, на­смеш­ки и по­бои - вся­кие го­ре­сти и скор­би сво­ей мно­го­труд­ной жиз­ни.

     И не на­прас­ны бы­ли по­дви­ги бла­жен­но­го Ан­дрея. В на­гра­ду за них по­лу­чил от Гос­по­да обиль­ные да­ры ду­хов­ные. Уже при жиз­ни сво­ей свя­той про­явил ве­ли­кую си­лу чу­до­тво­ре­ний, и мно­гие боль­ные по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние по его мо­лит­вам. Шел раз бла­жен­ный Ан­дрей на празд­ник свя­то­го ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на в свое род­ное се­ло Усть-Тол­шем­ское. Сто­ял де­кабрь, са­мое хо­лод­ное вре­мя зи­мы, а на бла­жен­ном бы­ла, по обык­но­ве­нию, вет­хая разо­дран­ная одеж­да, ед­ва при­кры­вав­шая на­го­ту. Си­бир­ские ино­род­цы, ко­че­вав­шие в то вре­мя на ре­ке Су­хоне, встре­ти­ли его на до­ро­ге и, ви­дя бо­со­го, по­лу­оде­то­го че­ло­ве­ка, сто­яв­ше­го по ко­ле­на в сне­гу, до­га­да­лись, что это бла­жен­ный.

     По слу­ху зна­ли они о том, что в Тотьме есть угод­ник Бо­жий, слы­ха­ли о его по­дви­гах, о чу­де­сах, через него со­вер­шав­ших­ся, и по­то­му узна­ли бла­жен­но­го. Их стар­ши­на Аж­ба­кай, во Свя­том Кре­ще­нии на­зван­ный Ав­ра­ами­ем, стра­дал в это вре­мя гла­за­ми и, зная о чу­де­сах бла­жен­но­го Ан­дрея, на­чал про­сить его о сво­ем ис­це­ле­нии. В на­гра­ду за ис­це­ле­ние Аж­ба­кай обе­щал мно­го де­нег. Но бла­жен­ный ни­че­го не взял и по­бе­жал, не от­ве­тив ни сло­ва на его прось­бу. То­гда стар­ши­на ино­род­цев по­тер гла­за сне­гом, на ко­то­ром сто­ял юро­ди­вый, и по­лу­чил ис­це­ле­ние.

     То­тем­ский во­е­во­да Ми­ха­ил Гри­горь­е­вич Рти­щев дол­го стра­дал силь­ны­ми го­лов­ны­ми бо­ля­ми. Не по­лу­чая ни­от­ку­да по­мо­щи, во­е­во­да об­ра­тил­ся к бла­жен­но­му Ан­дрею и, при­звав его в свой дом, про­сил его по­мо­лить­ся. Бла­жен­ный ве­лел во­е­во­де при­ло­жить­ся к об­ра­зу Спа­си­те­ля, на­хо­див­ше­му­ся в его ком­на­те, и ко­гда при­ло­жил­ся к свя­той иконе, то по­чув­ство­вал се­бя здо­ро­вым.

     На бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны в Тотьме обык­но­вен­но со­би­ра­лись го­род­ские де­ти и иг­ра­ли в свай­ку. Во вре­мя иг­ры ча­сто спо­ри­ли меж­ду со­бою и, так за­спо­рив од­на­жды, бес­пре­стан­но сквер­но­сло­ви­ли. Бла­жен­ный Ан­дрей слы­шал это из сво­ей хи­жи­ны и, не по­тер­пя их сквер­но­сло­вия, по­гнал де­тей прочь. Де­ти по­бе­жа­ли от него, но один из них об­ру­гал свя­то­го и уда­рил же­лез­ной свай­кою. Гос­подь со­хра­нил бла­жен­но­го от уда­ра без вре­да, но дерз­ко­го маль­чи­ка немед­лен­но на­ка­зал. 

     Десять лет бла­жен­ный Ан­дрей юрод­ство­вал Хри­ста ра­ди. Зная за­ра­нее день сво­ей смер­ти, блаженный при­го­то­вил­ся к ней. При­звав по­но­ма­ря Вос­кре­сен­ской церк­ви Иоан­на Иа­ко­вле­ва, отдал ему свое за­ве­ща­ние. Встав на посмертную молитву он призывал благости Господа всем в миру. Скон­чал­ся Андрей Тотемский 23 октября 1673 года в возрасте тридцати пяти лет, истощив свое те­ло тя­же­лы­ми по­дви­га­ми. Кон­чи­на его бы­ла мир­ной и непо­стыд­ной.

     Вскоре после кончины блаженного Андрея Господь прославил его даром чудотворений. Место погребения его сделалось источником исцелений, и много больных приходило туда за помощью. Больные брали землю с могилы блаженного, и земля эта, по молитвам возвращала им здоровье.

     Жители города Тотьмы просили о постройке церкви над гробом блаженного и 20 октября 1707 года архиепископ Великоустюжский Иосиф дал на это разрешение, и церковь построена. Так как блаженный Андрей не причислен тогда к лику святых, то церковь построена не во имя его, а во имя его Ангела, святого мученика Андрея Стратилата.

     Мощи блаженного Андрея почивают под спудом в каменной Успенской церкви города Тотьмы, у левого клироса. Память блаженного совершается 23 октября и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых.

Память об Андрее Тотемском

Память об Андрее Тотемском

Память совершается 

23 октября

28 июня (переходящая) - Собор Вологодских святых

23.10.1673

Андрей Тотемский

Святой Русской Православной Церкви
Дата рождения: 28 июня 1638 года (381 год назад)
Дата смерти: 23 октября 1673 года (346 лет назад)
Новости и события

23.10.1673 В посмертной молитве скончался Святой Андрей Тотемский

Десять лет блаженный Андрей юродствовал Христа ради. Зная заранее день своей смерти, блаженный приготовился к ней. Призвав пономаря Воскресенской церкви Иоанна Иаковлева, отдал ему свое завещание. Встав на посмертную молитву он призывал благости Господа всем в миру. Скончался Андрей Тотемский 23 октября 1673 года в возрасте тридцати пяти лет, истощив свое тело тяжелыми подвигами. Кончина его была мирной и непостыдной. Вскоре после кончины блаженного Андрея Господь прославил его даром чудотворений. Место погребения его сделалось источником исцелений, и много больных приходило туда за помощью. Больные брали землю с могилы блаженного, и земля эта, по молитвам возвращала им здоровье

Святой Русской Православной Церкви. Юродивый.


Бла­жен­ный Ан­дрей То­тем­ский ро­дил­ся в июне 1638 года в селе Красное, Вологодская область. Кре­стьяне-ро­ди­те­ли не мог­ли дать сы­ну об­ра­зо­ва­ния, ко­то­ро­го то­гда и не бы­ло на Ру­си, не да­ли да­же про­стой гра­мот­но­сти, сла­бо рас­про­стра­нен­ной в то­гдаш­ней де­ревне сре­ди кре­стьян. Но несо­мнен­но, вос­пи­та­ли в нем дет­ски чи­стую ве­ру в Бо­га, твер­дую и неиз­мен­ную. При­учи­ли сы­на бо­ять­ся Бо­га, мо­лить­ся Ему и Его угод­ни­кам, хо­дить в цер­ковь, стро­го со­блю­дать по­сты - на­учи­ли все­му то­му, в чем са­ми по­ла­га­ли сущ­ность ве­ры Хри­сто­вой.

     Во все вос­крес­ные и празд­нич­ные дни ро­ди­те­ли бла­жен­но­го Ан­дрея по­сы­ла­ли его в при­ход­скую цер­ковь, неда­ле­ко от­сто­я­щую от се­ла Усть-Тол­шем­ско­го. И цер­ковь сде­ла­лась един­ствен­ной шко­лой для бла­жен­но­го от­ро­ка. Здесь ско­ро при­об­рел пер­вые по­зна­ния о Бо­ге, и лю­бовь к Нему проч­но, на всю жизнь утвер­ди­лась в его дет­ском серд­це. Бла­го­че­сти­вым от­ро­ком овла­де­ла мысль о необ­хо­ди­мо­сти слу­жить од­но­му Бо­гу. Все ду­мы и де­ла­ния маль­чи­ка на­прав­ля­лись к то­му, чтобы слу­же­ние Ему по­ста­вить един­ствен­ной за­да­чей жиз­ни и най­ти сред­ства осу­ще­ствить эту за­да­чу.

     В хра­ме Ан­дрей услы­хал, что мир весь во зле ле­жит, и по­то­му по­ки­нул мир. Услы­хал еще, что ис­тин­ный слу­га и по­сле­до­ва­тель Хри­ста дол­жен оста­вить от­ца и ма­терь, и по­то­му ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма в пу­стын­ные ме­ста, жил там, как пти­ца, не за­бо­тясь о пи­ще, ду­мая толь­ко о Бо­ге и об уго­жде­нии Ему. Мир­ская жизнь уже не стес­ня­ла те­перь бла­жен­но­го, и сво­бод­но пре­дал­ся мо­лит­ве. Уход из до­ма ро­ди­те­лей стал пер­вой жерт­вой свя­то­го Бо­гу, и с это­го на­ча­лись его по­дви­ги.

     Неиз­вест­но, сколь­ко вре­ме­ни про­был в уеди­не­нии бла­жен­ный, но ко­гда воз­вра­тил­ся, то не за­стал уже в жи­вых сво­их ро­ди­те­лей. С их смер­тью по­рва­лась по­след­няя связь его с ми­ром: ни­что те­перь не при­вя­зы­ва­ло бла­жен­но­го к род­но­му се­лу, и он ре­шил­ся на­все­гда оста­вить ро­ди­ну. Ушел в Га­лич­ский Вос­кре­сен­ский мо­на­стырь. Дав­но этот мо­на­стырь сла­вил­ся бла­го­че­сти­вой жиз­нью сво­их ино­ков, и святой хо­тел под ру­ко­вод­ством опыт­ных стар­цев про­дол­жать там свои по­дви­ги.

     Андрей при­шел в мо­на­стырь и, не от­кры­вая сво­е­го зва­ния, по­се­лил­ся у од­но­го ино­ка. Нели­це­мер­ное сми­ре­ние при­шель­ца и стро­гое бла­го­че­стие об­ра­ти­ло на него вни­ма­ние бра­тии. Дол­го при­смат­ри­вал­ся к бла­жен­но­му инок, у ко­то­ро­го по­се­лил­ся, и ко­гда уве­рил­ся в его ис­крен­нем бла­го­че­стии и тер­пе­нии, ска­зал о бла­жен­ном на­стоя­те­лю. На­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря был в то вре­мя Сте­фан. Ча­сто бе­се­дуя с мо­ло­дым по­слуш­ни­ком, на­сто­я­тель уви­дел в нем из­бран­ни­ка Бо­жия и по­нял, что для от­ро­ка ма­ло по­дви­гов в ти­ши мо­на­стыр­ской кел­лии, что он в со­сто­я­нии вы­пол­нить по­дви­ги бо­лее труд­ные, и бла­го­сло­вил его без­молв­ство­вать.

     Ка­за­лось бы, бла­жен­ный Ан­дрей до­стиг те­перь пол­ной воз­мож­но­сти слу­жить еди­но­му Бо­гу и со­вер­шен­но ушел от ми­ра. В ти­шине мо­на­сты­ря ни­что не ме­ша­ло ему пре­да­вать­ся мо­лит­ве и раз­мыш­ле­нию о Бо­ге. Но бла­жен­ный не удо­вле­тво­рил­ся этим и стре­мил­ся к боль­ше­му. По со­ве­ту сво­е­го на­сто­я­те­ля при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства о Хри­сте - ед­ва ли не са­мый труд­ный из всех ви­дов хри­сти­ан­ско­го по­движ­ни­че­ства. С непре­стан­ной мо­лит­вой на ус­тах, с по­сто­ян­ной ду­мой о Бо­ге бла­жен­ный стал об­хо­дить окрест­ные го­ро­да и оби­те­ли для по­кло­не­ния свя­ты­ням.

     Бо­сой, в вет­хой разо­дран­ной одеж­де, хо­дил юродивый зи­мой и ле­том, не имея, где гла­вы при­к­ло­нить. Пи­щей бла­жен­но­го бы­ли хлеб и во­да, да и тех при­ни­мал лишь по­столь­ку, чтобы не по­ме­реть с го­ло­да. Окон­чив свое пу­те­ше­ствие по оби­те­лям, бла­жен­ный сно­ва воз­вра­щал­ся в Вос­кре­сен­ский мо­на­стырь, где на­хо­дил все­гда при­ют и ду­хов­ное ру­ко­вод­ство со сто­ро­ны бла­го­че­сти­во­го на­сто­я­те­ля. Сте­фан, как и преж­де, ча­сто бе­се­до­вал с ним, укреп­лял его в труд­ном по­дви­ге, на­став­лял с тер­пе­ни­ем пе­ре­но­сить слу­чав­ши­е­ся скор­би. В этих бе­се­дах бла­жен­ный Ан­дрей на­хо­дил под­держ­ку и укреп­ле­ние к со­вер­ше­нию но­вых по­дви­гов. Так жил то в мо­на­сты­ре, то в хож­де­ни­ях по оби­те­лям, до кон­чи­ны Сте­фа­на Га­лич­ско­го. По­сле смер­ти лю­би­мо­го на­сто­я­те­ля уже ни­что не при­вя­зы­ва­ло Ан­дрея к Вос­кре­сен­ско­му мо­на­сты­рю, и он ушел от­ту­да.

     Необык­но­вен­ная жизнь бла­жен­но­го об­ра­ти­ла на се­бя вни­ма­ние на­ро­да. Ста­ли до­га­ды­вать­ся о его бо­го­угод­ной жиз­ни, и мол­ва о че­ло­ве­ке Бо­жи­ем на­ча­ла рас­про­стра­нять­ся по окрест­но­стям. Но это так­же по­буж­да­ло по­движ­ни­ка оста­вить Га­лич. Из­бе­гая сла­вы люд­ской, бла­жен­ный Ан­дрей ушел от­ту­да в Тоть­му и по­се­лил­ся близ церк­ви в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, на бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны. В Тотьме ни­кто его не знал, и по­то­му с боль­шим удоб­ством про­дол­жал здесь свои ве­ли­кие по­дви­ги. Но­чи бла­жен­ный Ан­дрей про­во­дил в мо­лит­ве, а днем как юро­ди­вый бе­гал по го­ро­ду, со­би­рая ми­ло­сты­ню.

     Са­мо­му бла­жен­но­му нуж­но бы­ло очень ма­ло, лишь бы не по­ме­реть с го­ло­да, по­это­му боль­шую часть по­лу­ча­е­мых по­да­я­ний раз­де­лял с дру­ги­ми ни­щи­ми. Одеж­дой бла­жен­но­го Ан­дрея бы­ло разо­дран­ное ру­би­ще, ко­то­рое толь­ко при­кры­ва­ло его те­ло, не за­щи­щая от до­ждя и мо­ро­за. Обу­ви он ни­ко­гда не но­сил: хо­дил бо­сым и зи­му, и ле­то. По­двиг юрод­ства тру­ден глав­ным об­ра­зом еще тем, что нера­зум­ные лю­ди под­вер­га­ют Хри­ста ра­ди юро­ди­вых, как безум­ных, на­смеш­кам и оскорб­ле­ни­ям, по­ру­га­нию и по­бо­ям. Это при­шлось ис­пы­тать и бла­жен­но­му Ан­дрею. Но он тер­пел все, по­то­му что, ду­мая по­сто­ян­но толь­ко о Бо­ге, к Нему на­прав­ляя все си­лы сво­е­го ду­ха, бла­жен­ный за­бы­вал се­бя, ни во что вме­няя го­лод, хо­лод, оби­ды, на­смеш­ки и по­бои - вся­кие го­ре­сти и скор­би сво­ей мно­го­труд­ной жиз­ни.

     И не на­прас­ны бы­ли по­дви­ги бла­жен­но­го Ан­дрея. В на­гра­ду за них по­лу­чил от Гос­по­да обиль­ные да­ры ду­хов­ные. Уже при жиз­ни сво­ей свя­той про­явил ве­ли­кую си­лу чу­до­тво­ре­ний, и мно­гие боль­ные по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние по его мо­лит­вам. Шел раз бла­жен­ный Ан­дрей на празд­ник свя­то­го ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на в свое род­ное се­ло Усть-Тол­шем­ское. Сто­ял де­кабрь, са­мое хо­лод­ное вре­мя зи­мы, а на бла­жен­ном бы­ла, по обык­но­ве­нию, вет­хая разо­дран­ная одеж­да, ед­ва при­кры­вав­шая на­го­ту. Си­бир­ские ино­род­цы, ко­че­вав­шие в то вре­мя на ре­ке Су­хоне, встре­ти­ли его на до­ро­ге и, ви­дя бо­со­го, по­лу­оде­то­го че­ло­ве­ка, сто­яв­ше­го по ко­ле­на в сне­гу, до­га­да­лись, что это бла­жен­ный.

     По слу­ху зна­ли они о том, что в Тотьме есть угод­ник Бо­жий, слы­ха­ли о его по­дви­гах, о чу­де­сах, через него со­вер­шав­ших­ся, и по­то­му узна­ли бла­жен­но­го. Их стар­ши­на Аж­ба­кай, во Свя­том Кре­ще­нии на­зван­ный Ав­ра­ами­ем, стра­дал в это вре­мя гла­за­ми и, зная о чу­де­сах бла­жен­но­го Ан­дрея, на­чал про­сить его о сво­ем ис­це­ле­нии. В на­гра­ду за ис­це­ле­ние Аж­ба­кай обе­щал мно­го де­нег. Но бла­жен­ный ни­че­го не взял и по­бе­жал, не от­ве­тив ни сло­ва на его прось­бу. То­гда стар­ши­на ино­род­цев по­тер гла­за сне­гом, на ко­то­ром сто­ял юро­ди­вый, и по­лу­чил ис­це­ле­ние.

     То­тем­ский во­е­во­да Ми­ха­ил Гри­горь­е­вич Рти­щев дол­го стра­дал силь­ны­ми го­лов­ны­ми бо­ля­ми. Не по­лу­чая ни­от­ку­да по­мо­щи, во­е­во­да об­ра­тил­ся к бла­жен­но­му Ан­дрею и, при­звав его в свой дом, про­сил его по­мо­лить­ся. Бла­жен­ный ве­лел во­е­во­де при­ло­жить­ся к об­ра­зу Спа­си­те­ля, на­хо­див­ше­му­ся в его ком­на­те, и ко­гда при­ло­жил­ся к свя­той иконе, то по­чув­ство­вал се­бя здо­ро­вым.

     На бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны в Тотьме обык­но­вен­но со­би­ра­лись го­род­ские де­ти и иг­ра­ли в свай­ку. Во вре­мя иг­ры ча­сто спо­ри­ли меж­ду со­бою и, так за­спо­рив од­на­жды, бес­пре­стан­но сквер­но­сло­ви­ли. Бла­жен­ный Ан­дрей слы­шал это из сво­ей хи­жи­ны и, не по­тер­пя их сквер­но­сло­вия, по­гнал де­тей прочь. Де­ти по­бе­жа­ли от него, но один из них об­ру­гал свя­то­го и уда­рил же­лез­ной свай­кою. Гос­подь со­хра­нил бла­жен­но­го от уда­ра без вре­да, но дерз­ко­го маль­чи­ка немед­лен­но на­ка­зал. 

     Десять лет бла­жен­ный Ан­дрей юрод­ство­вал Хри­ста ра­ди. Зная за­ра­нее день сво­ей смер­ти, блаженный при­го­то­вил­ся к ней. При­звав по­но­ма­ря Вос­кре­сен­ской церк­ви Иоан­на Иа­ко­вле­ва, отдал ему свое за­ве­ща­ние. Встав на посмертную молитву он призывал благости Господа всем в миру. Скон­чал­ся Андрей Тотемский 23 октября 1673 года в возрасте тридцати пяти лет, истощив свое те­ло тя­же­лы­ми по­дви­га­ми. Кон­чи­на его бы­ла мир­ной и непо­стыд­ной.

     Вскоре после кончины блаженного Андрея Господь прославил его даром чудотворений. Место погребения его сделалось источником исцелений, и много больных приходило туда за помощью. Больные брали землю с могилы блаженного, и земля эта, по молитвам возвращала им здоровье.

     Жители города Тотьмы просили о постройке церкви над гробом блаженного и 20 октября 1707 года архиепископ Великоустюжский Иосиф дал на это разрешение, и церковь построена. Так как блаженный Андрей не причислен тогда к лику святых, то церковь построена не во имя его, а во имя его Ангела, святого мученика Андрея Стратилата.

     Мощи блаженного Андрея почивают под спудом в каменной Успенской церкви города Тотьмы, у левого клироса. Память блаженного совершается 23 октября и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых.

Память об Андрее Тотемском

Память об Андрее Тотемском

Память совершается 

23 октября

28 июня (переходящая) - Собор Вологодских святых

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.