Абдрашитов Вадим Юсупович

Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года на Украине в городе Харьков. Его отец кадровый военный. В 1959-1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта. Затем, в 1961-1964 годах в Московском физико-техническом институте, в 1967 году окончил Московский химико-технологический институт. В 1967-1970 годах работал инженером.

     Учеба во ВГИКе у Абдарашитова пришлась на 1970-1974 годы. Всего лишь год, до смерти мастера, он учился у Михаила Ильича Ромма. В 1974 году стал режиссером киностудии «Мосфильм».

     Первая студенческая работа Абдрашитова, немой, шестиминутный, документальный этюд «Репортаж с асфальта» удостоился высокой оценки Ромма, который включил его в свой фильм «Мир сегодня». В этой миниатюре город, рассмотренный и запечатленный скрытой камерой, представляется моделью жизни; каток социума противостоит человеческой индивидуальности. Эта зарисовка содержит зерна многих ведущих тем и проблем, предзвучие интонаций, почерк режиссуры Вадима Абдрашитова. 

     Ранее режиссер снимал кино только по сценариям Александра Миндадзе. Преимущество долгого и постоянного союза - полнота взаимопонимания и взаимодействия. Работали они, сдваивая усилия в поиске новой драматургии фильма. Фильм «Остановился поезд» (1982) в своем нравственно-публицистическом пространстве сфокусировал энергию критического самопознания общества. 

     «Охота на лис», снятый двумя годами раньше, стал одним из самых противоречивых фильмов режиссера одновременно. По материалу, типу героя, фактуре жизни - он насквозь советский. По силе социально-аналитической и социально-критической - тотально антисоветский.

     У Абдрашитова особый слух на жизненные реалии и на то, как в них пробиваются иррациональные начала и концы. Уже в фильмах «Охота на лис» и «Остановился поезд» ощущалось некое иное измерение реальности. В фильме «Парад планет» иррациональное сгущается в фантастическое. Герои, оставаясь такими живыми, социально конкретными, узнаваемыми, превращались в собственную тень, в духов. Этот фильм открыл новый этап в творчестве Абдрашитова, который составили три фильма: «Парад планет», «Плюмбум», «Слуга». 

     Герои этих фильмов - социальные типы и даже социальные силы, персонифицированные в нечеловеческих, адских фигурах. Роман Чутко обычный советский школьник, но он же Плюмбум и не просто мальчик, а робот. Двойное название фильма - «Плюмбум, или опасная игра» — задавало двойственность восприятия. В «Слуге» реальное полностью растворялось в фантасмогорической, загадочной картине событий и лиц. Есть Хозяин и Слуга, может быть бывшие секретарь обкома и его персональный шофер. Не их прошлое, а вечное интересует авторов. 

     Высокие точки наблюдения за происходящим, за людьми в кадре, впервые появившись в «Параде планет», доминируют в «Слуге». Социальное превращающееся в инфернальное есть признак распада и конца. На эпоху краха, погружения в историю шестой части мира под названием СССР, пришлась работа над фильмом «Армавир». Самой дорогостоящей и впечатляющей сценой картины стало крушение корабля, стремительно ушедшего на дно. «Армавир» был первым двухсерийным, непривычно долго снимавшимся фильмом Абдрашитова. Когда он дошел до экрана, в 1992 году в зрительном зале сидели люди, пережившие крушение страны. К ним был обращен мучительно добытый итог «Армавира»: спасение в памяти людей. 

     Следующий фильм «Пьеса для пассажира» вышел только в 1995 году. Это странная история встречи осужденного и его судьи. Ныне первый - преуспевающий бизнесмен, новый хозяин жизни; второй - потерял прежнюю работу и положение в обществе, работает проводником поезда. Происходит обмен социальными ролями и бывшая жертва берет на себя обязанности палача. Но в конце концов план мести проваливается: каждый шаг по его осуществлению палача делает все более грешным и несчастным, а жертву - более счастливой. Авторами фильма выхвачено из массового подсознания, экранизированно настроение дня - жажда мести прошлому и настоящему, всем и всему. Суицидный пир, который устраивает себе отчаявшийся палач - сцена-метафора, сцена-приговор мести себе, как системе отношений к жизни, к окружающим людям. 

     Эти два фильма 1990-х годов относятся к переходному периоду, к кризисному состоянию Абдрашитова. Несмотря на невероятные производственные сложности, в конце 1997 года выходит фильм «Время танцора». И ключевое слово в названии, как пароль, собирающий своих, как доказательство того, что они спасительно «впали» в наше новое, в свое время.

     Вадим Юсупович является почётным членом РАХ, а также действительным членом Российской Академии кино, член правления Гильдии кинорежиссёров России, член жюри премии «Триумф». Председатель Правления киностудии «Арк-фильм» киноконцерна Мосфильм, профессор ВГИКа, руководитель творческой мастерской; председатель жюри V МКФ «Послание к Человеку» (1995), преподаватель ВКСР.

     В августе 2014 года в рамках международного фестиваля «Край света» Вадим Абдрашитов в качестве почетного гостя и члена жюри посетил Сахалин.

title="Награды:" open="false"

title="Награды:" open="false"

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11.03.2006).

Приз «За лучшую режиссуру» на всесоюзном кинофестивале «Молодость» (1975), Главный приз кинофестиваля ВГИКа - за фильм «Остановите Потапова!» (1973).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля 1977 года в номинации «Приз за режиссуру» и премия Ленинского Комсомола (1979) - за фильм «Слово для защиты» (1976).

Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) - за фильм «Остановился поезд» (1982).

Главный приз кинофестиваля в Авеллино и специальный приз фестиваля в Сан-Ремо (1984) - за фильм «Парад планет».

Золотая медаль Венецианского кинофестиваля (1987) - за фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (1986).

Государственная премия СССР (1991), премия Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве) и Премии Экуменического жюри Берлинского кинофестиваля 1989 года - за фильм «Слуга» (1988).

Приз Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» 1995 года за фильм «Пьеса для пассажира».

Приз за лучшую режиссуру на I-ом международном кинофестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке за фильм «Магнитные бури» (2003).

Приз «Золотой Овен» на кинофестивале «Киношок» (2003).

Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» - за фильм «Магнитные бури» (2004).

Премия «Золотой Орёл» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» - за фильм «Магнитные бури» (2004).

Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года.

Премия Правительства Российской Федерации 2005 года в области культуры за художественный фильм «Магнитные бури».

Специальный приз Совета Академии кинематографических искусств «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа-старшего (2013).

18.01.2018

Абдрашитов Вадим Юсупович

Российский Кинорежиссер
Народный артист РФ
Дата рождения: 19 января 1945 года (74 года)
Новости и события

06.12.2018 Драма «Семь пар нечистых» вышла в широкий прокат

В широкий российский прокат, 6 декабря 2018 года, вышел фильм режиссеров Кирилла Белевича и Юрия Ильина «Семь пар нечистых». Главные роли исполнили Юрий Борисов, Мари Ворожи и Тимофей Трибунцев. Картина, которая снята по приключенческой повести Вениамина Каверина, расскажет историю небольшого советского судна, которое в 1941 году перевозило оружие и заключенных для строительства укреплений. И однажды заключенные поднимают восстание.
Читать дальше

24.08.2018 Кинофестиваль «Восток&Запад - Классика и авангард» стартовал в Оренбурге

Одиннадцатый Международный кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и авангард» 24 августа 2018 года открывается в городе Оренбург. На фестивале будет показано свыше 70 картин. Об этом сообщила пресс-служба министерства культуры и внешних связей региона.
Читать дальше

Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года на Украине в городе Харьков. Его отец кадровый военный. В 1959-1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта. Затем, в 1961-1964 годах в Московском физико-техническом институте, в 1967 году окончил Московский химико-технологический институт. В 1967-1970 годах работал инженером.

     Учеба во ВГИКе у Абдарашитова пришлась на 1970-1974 годы. Всего лишь год, до смерти мастера, он учился у Михаила Ильича Ромма. В 1974 году стал режиссером киностудии «Мосфильм».

     Первая студенческая работа Абдрашитова, немой, шестиминутный, документальный этюд «Репортаж с асфальта» удостоился высокой оценки Ромма, который включил его в свой фильм «Мир сегодня». В этой миниатюре город, рассмотренный и запечатленный скрытой камерой, представляется моделью жизни; каток социума противостоит человеческой индивидуальности. Эта зарисовка содержит зерна многих ведущих тем и проблем, предзвучие интонаций, почерк режиссуры Вадима Абдрашитова. 

     Ранее режиссер снимал кино только по сценариям Александра Миндадзе. Преимущество долгого и постоянного союза - полнота взаимопонимания и взаимодействия. Работали они, сдваивая усилия в поиске новой драматургии фильма. Фильм «Остановился поезд» (1982) в своем нравственно-публицистическом пространстве сфокусировал энергию критического самопознания общества. 

     «Охота на лис», снятый двумя годами раньше, стал одним из самых противоречивых фильмов режиссера одновременно. По материалу, типу героя, фактуре жизни - он насквозь советский. По силе социально-аналитической и социально-критической - тотально антисоветский.

     У Абдрашитова особый слух на жизненные реалии и на то, как в них пробиваются иррациональные начала и концы. Уже в фильмах «Охота на лис» и «Остановился поезд» ощущалось некое иное измерение реальности. В фильме «Парад планет» иррациональное сгущается в фантастическое. Герои, оставаясь такими живыми, социально конкретными, узнаваемыми, превращались в собственную тень, в духов. Этот фильм открыл новый этап в творчестве Абдрашитова, который составили три фильма: «Парад планет», «Плюмбум», «Слуга». 

     Герои этих фильмов - социальные типы и даже социальные силы, персонифицированные в нечеловеческих, адских фигурах. Роман Чутко обычный советский школьник, но он же Плюмбум и не просто мальчик, а робот. Двойное название фильма - «Плюмбум, или опасная игра» — задавало двойственность восприятия. В «Слуге» реальное полностью растворялось в фантасмогорической, загадочной картине событий и лиц. Есть Хозяин и Слуга, может быть бывшие секретарь обкома и его персональный шофер. Не их прошлое, а вечное интересует авторов. 

     Высокие точки наблюдения за происходящим, за людьми в кадре, впервые появившись в «Параде планет», доминируют в «Слуге». Социальное превращающееся в инфернальное есть признак распада и конца. На эпоху краха, погружения в историю шестой части мира под названием СССР, пришлась работа над фильмом «Армавир». Самой дорогостоящей и впечатляющей сценой картины стало крушение корабля, стремительно ушедшего на дно. «Армавир» был первым двухсерийным, непривычно долго снимавшимся фильмом Абдрашитова. Когда он дошел до экрана, в 1992 году в зрительном зале сидели люди, пережившие крушение страны. К ним был обращен мучительно добытый итог «Армавира»: спасение в памяти людей. 

     Следующий фильм «Пьеса для пассажира» вышел только в 1995 году. Это странная история встречи осужденного и его судьи. Ныне первый - преуспевающий бизнесмен, новый хозяин жизни; второй - потерял прежнюю работу и положение в обществе, работает проводником поезда. Происходит обмен социальными ролями и бывшая жертва берет на себя обязанности палача. Но в конце концов план мести проваливается: каждый шаг по его осуществлению палача делает все более грешным и несчастным, а жертву - более счастливой. Авторами фильма выхвачено из массового подсознания, экранизированно настроение дня - жажда мести прошлому и настоящему, всем и всему. Суицидный пир, который устраивает себе отчаявшийся палач - сцена-метафора, сцена-приговор мести себе, как системе отношений к жизни, к окружающим людям. 

     Эти два фильма 1990-х годов относятся к переходному периоду, к кризисному состоянию Абдрашитова. Несмотря на невероятные производственные сложности, в конце 1997 года выходит фильм «Время танцора». И ключевое слово в названии, как пароль, собирающий своих, как доказательство того, что они спасительно «впали» в наше новое, в свое время.

     Вадим Юсупович является почётным членом РАХ, а также действительным членом Российской Академии кино, член правления Гильдии кинорежиссёров России, член жюри премии «Триумф». Председатель Правления киностудии «Арк-фильм» киноконцерна Мосфильм, профессор ВГИКа, руководитель творческой мастерской; председатель жюри V МКФ «Послание к Человеку» (1995), преподаватель ВКСР.

     В августе 2014 года в рамках международного фестиваля «Край света» Вадим Абдрашитов в качестве почетного гостя и члена жюри посетил Сахалин.

title="Награды:" open="false"

title="Награды:" open="false"

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11.03.2006).

Приз «За лучшую режиссуру» на всесоюзном кинофестивале «Молодость» (1975), Главный приз кинофестиваля ВГИКа - за фильм «Остановите Потапова!» (1973).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля 1977 года в номинации «Приз за режиссуру» и премия Ленинского Комсомола (1979) - за фильм «Слово для защиты» (1976).

Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) - за фильм «Остановился поезд» (1982).

Главный приз кинофестиваля в Авеллино и специальный приз фестиваля в Сан-Ремо (1984) - за фильм «Парад планет».

Золотая медаль Венецианского кинофестиваля (1987) - за фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (1986).

Государственная премия СССР (1991), премия Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве) и Премии Экуменического жюри Берлинского кинофестиваля 1989 года - за фильм «Слуга» (1988).

Приз Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» 1995 года за фильм «Пьеса для пассажира».

Приз за лучшую режиссуру на I-ом международном кинофестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке за фильм «Магнитные бури» (2003).

Приз «Золотой Овен» на кинофестивале «Киношок» (2003).

Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» - за фильм «Магнитные бури» (2004).

Премия «Золотой Орёл» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» - за фильм «Магнитные бури» (2004).

Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года.

Премия Правительства Российской Федерации 2005 года в области культуры за художественный фильм «Магнитные бури».

Специальный приз Совета Академии кинематографических искусств «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа-старшего (2013).

... читать ещё >
(1943-2019)

Зайченко Петр Петрович
 

Актер театра и кино. Заслуженный артист Российской Федерации.Директор Волгоградского филиала Союза кинематографистов России. Знаком по фильмам «Такси-Блюз», «Легавый», «Марьина роща», «Ленинград-46».

Харатьян Дмитрий Вадимович
 

Актер театра и кино. Телеведущий. Певец. Кинопродюсер. Народный и Заслуженный артист Российской Федерации. Стал знаменит благодаря ролям в фильмах «Гардемарины, вперед!», «Розыгрыш».

Семь пар нечистых
 

1941 год. Бунт в открытом море u2013 это всегда страшно. Ненависть заключенных и охранников друг к другу копится десятилетиями. Эта ненависть переполняет людей. Бунт заключенных на корабле страшен вдвойне. Слишком много ненависти на ограниченном пространстве. Но все меняется, когда появляется общий враг.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.