Научно-исследовательское судно «Витязь»
Музей мирового океана в Калининграде

Научно-исследовательское судно «Витязь» - легендарное судно в истории океанологии, которое внесло выдающийся вклад в изучение Мирового океана. Под флагом АН СССР судно совершило 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7 942 научные станции. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных - погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира.

     Решение о сохранении этого судна и создании на его борту музейной экспозиции было принято в 1990 году. С «Витязя» начинался Музей Мирового океана, и сегодня это судно по-прежнему главный экспонат музея и центральный объект Набережной исторического флота. На судне расположены экспозиции, посвящённые истории географических открытий и судоходства. Восстановлены многие исторические интерьеры - каюта капитана, кают-компания и другие.

     Перед тем, как подняться на борт, можно ознакомиться с основной информацией, расположенной на стенде рядом с судном. Экскурсия начинается со спуска на нижнюю палубу. Там находится схема судна и расположение экспозиций на нем. После того, как у посетителей проверят билеты, сотрудники музея указывают маршрут, который в дальнейшем корректируется указателями в виде стрелок. На пути посетителей встречаются множество макетов, картин, инсталяций, монеты, марки, газеты, приборы, детали, различная морская атрибутика и многие другие вещи. В каждом зале экспонаты соответсвуют экспозиции: например на камбузе размещены кухонные принадлежности, в каюткомпании накрыты столы и стоит фортепиано, а хирургический кабинет оснащен медицинскими приборами и характерной мебелью.

Тактико-технические характеристики

Тактико-технические характеристики

Одновинтовой двухпалубный теплоход. Имеет прямой наклонный форштевень, резко разваленные носовые образования и крейсерскую корму.

Технико-эксплуатационные характеристики:

  • наибольшая длина — 109,44 м; ширина по грузовой ватерлинии — 14,56 м;
  • высота борта до верхней палубы по миделю — 8,75 м;
  • осадка с полными запасами — 5,86 м;
  • водоизмещение — 5710 тонн;
  • автономность плавания — 18 500 миль;
  • мощность главного двигателя — 3000 л. с.;
  • скорость хода —14 узлов;
  • рабочие глубины для постановки на глубоководный якорь, траления дна, взятия проб грунта — 11 000 м.

Личный состав:

  • экипаж — 66 человек;
  • научный состав — 70 человек.

История научно-исследовательского судна «Витязь» 

История научно-исследовательского судна «Витязь» 

В 1939 году был спущен на воду построенный на верфи «Шихау» в Бремерхафене (Германия) грузопассажирский теплоход «Марс». Он был предназначен для рейсов в Испанию и Португалию. Однако этому помешала Вторая мировая война. «Марс» стал военным транспортом. В январе-апреле 1945 года «Марс» вывез из Восточной Пруссии более 20 тыс. беженцев.

В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, где его перекрестили в Empire Forth («Империя, вперёд»), однако уже в мае 1946 года после пересмотра части репараций судно вошло в состав торгового флота СССР. Судно было приписано к балтийскому пароходству и совершало рейсы между портами Балтийского и Северного морей. Теперь оно называлось «Экватор».

При организации в 1946 году Института океанологии возникла проблема выбора судна для тихоокеанской экспедиции института. Осенью этого года директор Института П. П. Ширшов направил с этой целью в Ленинград океанолога В. Г. Богорова и капитана дальнего плавания С. И. Ушакова, которые и выбрали трофейное немецкое судно. «Экватор», переименованный в «Адмирал Макаров», нужно было переоборудовать в научно-исследовательское судно Академии наук СССР. «Проект экспедиционного научно-исследовательского судна „Витязь“» за авторством В. Г. Богорова, С. И. Ушакова, Н. И. Олчи-Оглу и Н. Н. Сысоева занесли в книгу Государственного комитета Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство под номером 2739-50-6 и с датой приоритета 11.11.1946. В 1947 году судно переоборудовалось в Висмаре, а в следующем году - в Ленинграде. В 1949 году судно в последний раз сменило название, став «Витязем» в память о двух российских корветах 1862 и 1884 годов.

«Витязь» был первым научно-исследовательским судном Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН. С 1949 года в течение 18 лет оно было флагманом экспедиционного флота СССР. Между 1949 и 1979 годами «Витязь» совершил под вымпелом Академии наук 65 рейсов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, пройдя в общей сложности 800 тысяч морских миль и выполнив 7943 научных станции. Самый большой научный вклад судно сделало в области биологических исследований океанских глубин: в частности, было открыто 1176 новых видов животных и растений.

Первый рейс «Витязя» в Чёрное море был экспериментальным, после чего судно совершило дальний переход и было приписано к Владивостоку. Сначала исследования велись в Охотском, Японском и Беринговом морях, у Курильских островов, а с 1954 года начались работы в открытом океане - Тихом и Индийском. До начала 1960-х годов в рейсах судна велись в основном комплексные научные исследования, а затем, когда общая характеристика океана была достаточно проработана, начали проводить тематические экспедиции. Тематические рейсы были биологической, гидрологической, геологической либо геолого-геофизической направленности.

Исследования «Витязя» закрыли множество «белых пятен» на картах подводного рельефа Тихого и Индийского океанов. Были открыты и исследованы, в частности:

  • Возвышенность Шатского, возвышенность Обручева, возвышенность Академии наук, возвышенность Института океанологии;
  • Восточно-Индийский хребет, хребет Ланка, хребет «Витязя», хребет Ширшова, хребет Богорова, хребет Шокальского;
  • Впадина Дерюгина, впадина Тинро;
  • Курило-Камчатский жёлоб.

Исследования М. Н. Кошлякова в 40-м рейсе заложили основы новой области науки - синоптической океанологии.

Много научных открытий было сделано в геологических рейсах. В 43-м рейсе на срединно-океанских возвышенностях были открыты скопления фосфоритов нового вида - сильно обогащенные фосфором. 48-й рейс был полностью посвящён исследованию железомарганцевых конкреций в Тихом океане, найдены неизвестные ранее их типы и крупные скопления на склонах подводных гор. 54-й рейс помимо Тихого океана проводился и в восточный район Индийского океана до Восточно-Индийского хребта, были обнаружены не только новые виды подводного рельефа, включая 22 горы высотой до 3 км, но и произведено более 600 снимков дна для последующего изучения, в рамках тектонических работ впервые сделано сейсмическое профилирование у Яванского жёлоба, Восточно-Индийского хребта, Северо-Австралийской котловины и Западно-Австралийской котловины.

В 1957 году НИС «Витязь» измерило максимальную глубину Марианского жёлоба и всего Мирового океана, полученное значение 11 022 м часто указывалось в советской учебной и энциклопедической литературе. 1959 году судно установило мировой рекорд глубоководной якорной стоянки - 9 600 м.

В 1979 году судно завершило свою последнюю научно-исследовательскую экспедицию, прибыв из Новороссийска в Калининград. На высшем уровне рассматривался вариант его установки в Москве к летним Олимпийским играм 1980 года, однако провод «Витязя» в Москву по каналам представлялся слишком сложным мероприятием, и этот план был отвергнут. В течение последующих 11 лет велись споры о судьбе заслуженного судна, в то время как сам «Витязь» постепенно гнил и разворовывался, стоя у причала судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде.

В 1992 году судно было передано новообразованному Музею мирового океана. Два года судно ремонтировалось на заводе, а 12 июля 1994 года встало на вечную стоянку у музейного причала в самом центре Калининграда.

В 2014 году «Витязь» отметил четырёхкратный юбилей: 75-летие спуска на воду, 65-летие выхода в первый научный рейс, 35-летие «выхода на пенсию» и 20-летие швартовки у музейного причала.

Помимо упомянутого подводного хребта «Витязя» в честь этого корабля названы также расположенные в Тихом океане гора Витязь и жёлоб Витязь, разлом Витязь в Индийском океане.

ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.