Славянский праздник Семик, Зеленые святки

Славянский праздник Семик ежегодно отмечается на седьмой четверг после Пасхального воскресенья, за три дня до Троицы. В 2020 году он выпадает на 4 июня. Первые летописные упоминания о нем относятся к 11 веку. В некоторых регионах он сливается с Троицей. Иногда его называют Русалчин Велик день, Троица умерших или Зеленые Святки.

     Считалось, что на этой неделе поздняя весна окончательно уходит, а лето вступает в свои права. Популярный у восточных славян Семик принято считать народно-христианским праздником, это значит, что выполнявшиеся на нем языческие ритуалы тесно переплетались с православными обрядами. Русская церковь неоднозначно относится к нему, осуждая гуляющих.

     В Семик поминали покойников, умерших неестественной смертью: самоубийц, утопленников, убиенных. Это связано с поверьем, что их души в Русальную неделю, седьмую неделю после Пасхи, возвращаются на землю в поисках успокоения. Если во времена язычества совершали для них поминальные тризны, то с принятием христианства по ним стали проводить панихиды.

     Семик относится к аграрным и девичьим праздникам. Принято было с этого дня приступать к севу ячменя. Женщины обходили поля, величали будущий урожай. После трапезы, обязательно содержащей яичницу, приступали к играм с мотивами сеяния и роста зерновых культур, катанию на качелях. Иногда девушки под предводительством старшей кумы совершали обряд кумления, позволяющий найти подругу.

     Они завивали березку, на юге клен, украшали ее венками, нательными крестами, платками. Обязательно гадали на венках и пели заклички для лета. Молодые люди и девушки, так называемые семишники, ходили по дворам с поздравлениями, угощаясь вареными яйцами и собирая продукты на трапезу во время Троицы.

     Иногда какой-нибудь парень и самая бойкая девушка, нарядившись в Семика и Семичиху, присоединялись к праздничной процессии, называемой вьюном. Молодежь украшала березку, или Троицкое деревце, водила ее в гости, а затем топила в реке. После парни участвовали в кулачных боях, девушки угощали всех киселем, блинами и яичницей. Жилища, дворы и даже улицы украшали березовыми ветвями.

     На Семик нельзя было работать по дому, заниматься шитьем и трогать воду: последнее могло привести к утопленникам в семье. Также был запрет на омовения в реках и посещение лесов в одиночку. Там могли встретить и завлечь русалки, катающиеся на ветвях деревьев. По поверьям славян, в русалках заключены души утонувших девушек. В седьмую неделю после Пасхи их задабривали угощениями и просили помочь в делах.

ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.