Рош ха-Шана

Рош ха-Шана в 2019 году отмечается 29 сентября. Это праздник, отмечающий начало года в еврейском календаре. Относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами. Другие названия праздника: Рош хашана, Рош а-Шана.

     Новый год, или Рош ха-Шана, что в переводе с иврита означает «голова года», начинается в первый день месяца тишрей по лунному иудейскому календарю, который по светскому календарю приходится обычно на сентябрь или октябрь. Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней, которые носят название «йом-ха-арихта» - «один длинный день», и в это время запрещена любая работа, кроме приготовления еды.

     В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы и читать специальные молитвы раскаянья слихот. Согласно традиции, десять дней, от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура - время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому - жить, а кому - умереть. Это время называют «Страшными днями» или «Днями трепета».

     В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть вписанными в «Книгу жизни», куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.

     Поэтому Рош ха-Шана - это не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. Атмосфера Рош ха-Шана лишена даже намека на праздность. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве.

     В течение всего праздника в синагоге читаются специальные молитвы, которые должны повлиять на решение Всевышнего. Самым эмоциональным моментом Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар - специальный инструмент, изготовленный из бараньего рога. В шофар трубят в синагоге во время утренней молитвы, сто раз в каждый из двух дней праздника.

     Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то трубят только во второй день, который никогда не выпадает на субботу. По традиции шофар должен издавать три различных звука: длинный, постепенно снижающийся, короткий, жалобный и отрывистый, резкий.

     Звуки шофара призывают человека к раскаянию. «Трубный глас» слушают стоя. Согласно традиции, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем вживую, а не в записи и не посредством электронных носителей.

     В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. В основном выполнение этой заповеди возложено на женщину - хозяйку дома, она зажигает свечи за всех членов семьи. Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи, и делает это сам. Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.

     Праздничные свечи зажигают также и девушки. Их к этому приучают родители примерно с трехлетнего возраста. Причем дочь зажигает только одну свечу и делает это раньше матери. В канун первого дня свечи зажигают за 18 минут до заката солнца. Но если праздник не выпал на субботу и свечи не были зажжены до захода солнца, то можно зажечь их и позднее, до начала праздничной трапезы. Причем новый огонь создавать в праздник нельзя - запрещено пользоваться спичками, зажигалками, но зажечь от уже горящего можно.

     Обычно до наступления праздника зажигается свеча, которая горит целые сутки. От нее хозяйка дома переносит огонь на праздничные свечи. Свечи в честь праздника зажигаются также и во вторую ночь, но только после появления звезд на ночном небосводе. В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, а если есть возможность, приглашают гостей.

     Как и во все праздники, каждая из трапез предваряется кидушем - благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Время вечернего кидуша - от выхода на небе звезд и до рассвета. Время дневного кидуша - днем, после молитвы и до заката. Во время вечерней трапезы, первой трапезы Рош ха-Шана, принято есть сладкое и не есть горькое, кислое и острое, а также орехи.

     Все блюда вечерней трапезы символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. На стол подается рыба - символ плодородия, голова барана или рыбы - знак первенства, успеха и процветания, овощи и фрукты - в надежде на обильный урожай, морковь, порезанная кружочками, - по форме и цвету она напоминает золотые монеты и символизирует богатство, круглая сладкая хала с изюмом - чтобы год принес здоровье и достаток, жирное мясо и различные деликатесы. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед, чтобы год был сладким и счастливым.

     В Рош ха-Шана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят, «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате». В первый день Рош ха-Шана после дневной молитвы, но до захода солнца, совершают ташлих - сбрасывание грехов.

     Верующие собираются возле реки или другого водоема, в котором водится рыба, произносят молитву покаяния и просят Всевышнего отбросить в пучины морские все их грехи. Во время чтения молитвы они в воду производят символическое «стряхивание» с одежд совершенных прегрешений или вытряхивают карманы. Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то ташлих переносится на второй день. В праздничные дни все дарят друг другу подарки, отправляют открытки и посылки тем, кто живет далеко.

Рош ха-Шана

Празнуется: 29 сентября 2019 года

Рош ха-Шана в 2019 году отмечается 29 сентября. Это праздник, отмечающий начало года в еврейском календаре. Относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами. Другие названия праздника: Рош хашана, Рош а-Шана.

     Новый год, или Рош ха-Шана, что в переводе с иврита означает «голова года», начинается в первый день месяца тишрей по лунному иудейскому календарю, который по светскому календарю приходится обычно на сентябрь или октябрь. Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней, которые носят название «йом-ха-арихта» - «один длинный день», и в это время запрещена любая работа, кроме приготовления еды.

     В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы и читать специальные молитвы раскаянья слихот. Согласно традиции, десять дней, от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура - время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому - жить, а кому - умереть. Это время называют «Страшными днями» или «Днями трепета».

     В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть вписанными в «Книгу жизни», куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.

     Поэтому Рош ха-Шана - это не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. Атмосфера Рош ха-Шана лишена даже намека на праздность. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве.

     В течение всего праздника в синагоге читаются специальные молитвы, которые должны повлиять на решение Всевышнего. Самым эмоциональным моментом Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар - специальный инструмент, изготовленный из бараньего рога. В шофар трубят в синагоге во время утренней молитвы, сто раз в каждый из двух дней праздника.

     Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то трубят только во второй день, который никогда не выпадает на субботу. По традиции шофар должен издавать три различных звука: длинный, постепенно снижающийся, короткий, жалобный и отрывистый, резкий.

     Звуки шофара призывают человека к раскаянию. «Трубный глас» слушают стоя. Согласно традиции, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем вживую, а не в записи и не посредством электронных носителей.

     В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. В основном выполнение этой заповеди возложено на женщину - хозяйку дома, она зажигает свечи за всех членов семьи. Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи, и делает это сам. Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.

     Праздничные свечи зажигают также и девушки. Их к этому приучают родители примерно с трехлетнего возраста. Причем дочь зажигает только одну свечу и делает это раньше матери. В канун первого дня свечи зажигают за 18 минут до заката солнца. Но если праздник не выпал на субботу и свечи не были зажжены до захода солнца, то можно зажечь их и позднее, до начала праздничной трапезы. Причем новый огонь создавать в праздник нельзя - запрещено пользоваться спичками, зажигалками, но зажечь от уже горящего можно.

     Обычно до наступления праздника зажигается свеча, которая горит целые сутки. От нее хозяйка дома переносит огонь на праздничные свечи. Свечи в честь праздника зажигаются также и во вторую ночь, но только после появления звезд на ночном небосводе. В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, а если есть возможность, приглашают гостей.

     Как и во все праздники, каждая из трапез предваряется кидушем - благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Время вечернего кидуша - от выхода на небе звезд и до рассвета. Время дневного кидуша - днем, после молитвы и до заката. Во время вечерней трапезы, первой трапезы Рош ха-Шана, принято есть сладкое и не есть горькое, кислое и острое, а также орехи.

     Все блюда вечерней трапезы символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. На стол подается рыба - символ плодородия, голова барана или рыбы - знак первенства, успеха и процветания, овощи и фрукты - в надежде на обильный урожай, морковь, порезанная кружочками, - по форме и цвету она напоминает золотые монеты и символизирует богатство, круглая сладкая хала с изюмом - чтобы год принес здоровье и достаток, жирное мясо и различные деликатесы. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед, чтобы год был сладким и счастливым.

     В Рош ха-Шана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят, «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате». В первый день Рош ха-Шана после дневной молитвы, но до захода солнца, совершают ташлих - сбрасывание грехов.

     Верующие собираются возле реки или другого водоема, в котором водится рыба, произносят молитву покаяния и просят Всевышнего отбросить в пучины морские все их грехи. Во время чтения молитвы они в воду производят символическое «стряхивание» с одежд совершенных прегрешений или вытряхивают карманы. Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то ташлих переносится на второй день. В праздничные дни все дарят друг другу подарки, отправляют открытки и посылки тем, кто живет далеко.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.