Малая Пречистая, Оспожинки

Народно-христианский праздник Малая Пречистая, Оспожинки отмечается 21 сентября. Православная церковь в этот день отмечает двунадесятый праздник Рождество Богородицы. Он приурочен рождению Девы Марии - матери Иисуса Христа.

     Другие названия праздника: торые осенины, Оспожинки, Госпожинки, Праздник урожая, Малая Пречистая, Вторая Пречистая, Вторая встреча осени, Богородицын день, Пасекин день, Пасиков день, Луков день, Аспосов день, Вторые осенины, Спосов день, Аспожка, Аспасов день, Спасова, Женское Рождество, Праздник Рожаниц, Багач, Багатнік, Багатуха, Малая Прачистая, Спожка, Другі святок, Богáч, Друга Пречиста, Мати Пречиста, Різдво богородиці, Друга Пречиста, Сватання, Заручини, Bogarodzica, Dzień Narodzin Najswiqtszej Panny Siewnej, Gruszki, Gruszkowy odpust, Jablka, Jabłkowy odpust, Matka Boska Siewna, Matka Boska Żytosiewna, Matki Boskiej Siewnej, Narodzenie Maryi, Narodzenie Najświętszej Marii Panny, Odpust Matki Boskiej Siewnej, Siewna, Węgorzowy odpust, Narození Panny Marie, Panenka Márie, Matka Bozi, Zelinová Раnna Maria, Set'ová Panna Maria, Vel'ká Mara, Mala Mara, Мала Госпоjина, Мала Госпоине, Мала Богороица, Малка Богородица, Мала Госпа, Малка черква, sveta Marija mala, mali šmaren, mala maša, mala gospojnica, Marijino rojstvo.

     На Руси в этот день рано утром девушки и женщины выходили к берегам рек, прудов и озер, чтобы встретить матушку Осенину киселем и новоиспеченным овсяным хлебом - символом достатка, материального благополучия и изобилия. Ее образ в сознании наших предков сливался с образом Богоматери, потому к ней обращались: «Богородица Пречистая, избавь от надсады и маеты, мое житье-бытье освяти».

     На берегах реки девушки водили хороводы, танцевали и пели обрядовые песни. В центре хоровода становилась самая старшая женщина, держа в руках овсяный каравай. Затем хлеб разламывали по количеству присутствующих и несли домой. Им угощали домочадцев, а крошки скармливали скоту. В народе хлеб представляли знаком Божественного покровительства, а его ломти считались отличным оберегом человека от всякого зла.

     По обычаю, в этот день к новобрачным ходили родственники и знакомые, чтобы посмотреть на их жизнь и научить уму-разуму. Столы ломились от лакомств. Для гостей молодая хозяйка пекла специальный круглый пирог, символизирующий солнце и силы природы. После сытного обеда супруга показывала пришедшим дом, а супруг - двор, сараи, амбр и сад. В саду стоял бочонок с пивом собственного производства, которым угощали гостей. Все вместе чествовали Солнце.

     Считалось, что 21 сентября всякому лету - Аминь. В свои права вступила осень. По сути это праздник осеннего равноденствия. Он как бы соединяет в себе два праздника: духовный и земной. По своей духовной природе - это день рождения Пресвятой Богородицы, а по своей земной сути - праздник урожая, сопровождающийся песнями и играми.

     В Древней Руси Осенины - праздник не только урожая, но еще и Лады и Лели - богинь плодородия, брака и любви. После крещения Руси эта традиция не забылась, и Рождество Богородицы отмечали с размахом, потому что в народном представлении его соединили с праздником урожая. Торжество получило название «оспожинки».

     С утра крестьяне обычно шли на молебен, а потом отправлялись к родникам, чтобы помолиться Пресвятой Деве. В сознании наших предков рождение Богоматери связывалось с появлением живительной влаги чистых родников. Воду в родниках освящали, а потом несли домой, чтобы каждое утро пить по глоточку.

     В этот день, как и в день весеннего равноденствия в избах обновляли огонь - старый гасили и зажигали новый. В этом прослеживается повторение вечного мотива умирания и воскрешения природы. Во избежание порчи и сглаза в новом огне сжигали старую обувь и одежду, а деток на пороге окатывали водой. Все эти обряды были только началом празднества, которое порой затягивалось на целую неделю. Ведь чем урожайнее выдался год, тем дольше отмечали встречу осени и праздник урожая.

     У поляков в этот день было принято делать первый посев озимых: высевают несколько горстей ржи из колосьев, освященных в венке на Обжинки. Чехи, моравы и словаки освящали в костеле пшеницу для посева или освящали букетики первых колосьев, и то и другое украшали цветами. По словацким поверьям, в этот день змеи уходят в землю - до Юрия. Верили, что какая погода будет на Рождество Богородицы, такая потом продержится еще четыре недели.

     Словаки и чехи считали, что на Рождество Богородицы улетают ласточки. Много примет и поверий связано с уборкой урожая: «Матерь Божья капустные головки складывает», «На Матерь Божью первые сливы в сушильне», «Малая Мария забрала хлеб, Большая дала хлеба».

     Примечали: «Если погода хорошая - осень будет хорошая». Осенины - вторая встреча осени. Пасекин день. Убирают пчел, собирают лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам. «Всякому лету аминь». «Бабье лето тишь вспугнуло».

     Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг нее поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот. Авелов день. Девушки с именем Алена, Анастасия, Анна, Антонина не носили косу в этот день, так как искали себе суженого. Если на селе были молодцы с именами на букву Б,Д,Г, то считалось, что брак с ними будет счастливым и неразрывным.

     В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось еще «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: «Навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье и поучить их уму-разуму». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом.

     Традиции и обряды 21 сентября:

Главные традиции 21 сентября - встреча осени, окончание полевых работ и сбора урожая, навещают новобрачных.

- В православных церквях совершается богослужение.

- Одна из традиций данного дня - разжигание нового огня в печи старым способом: высеканием искры из кремня или трением двух палочек. Осенины встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом и киселем. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину.

- Осенины традиционно считались женским праздником. Представительниц слабого пола почитали как продолжательниц рода. 21 сентября обращали свои молитвы к Богородице бездетные женщины, чтобы святая заступница послала им ребенка. Женщины, у которых не было детей, накрывали стол и приглашали всех нищих в селе «чтобы помолились за ее детей». Сперва они заказывали службу в церкви, а после богослужения приглашали всех к себе на обед.

- Было принято в этот день навещать новобрачных. Молодая хозяйка после богатого угощения гостей хвасталась женщинам новым домом и хозяйством, а супруг показывал мужчинам свои владения и делился планами на будущее. Гости хвалили молодых и давали им полезные советы.

- Иногда в связи с окончанием сбора урожая устраивалась сельская братчина. Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приемами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.

     Народные поговорки и приметы 21 сентября:

- Какая погода на Рождество Богородицы, такая продержится еще месяц.

- Если зайцы роют глубокие норы, то зима будет холодной.

- Родившимся 21 сентября следует носить алмаз и турмалин.

- Будзь багаты, як восень!

- Осенины - вторая встреча осени.

- Пасиков день - убирают пчел с пасек или пчельников.

- Женщины встречают осень у воды.

- К новобрачным идет в гости родня.

- Бабье лето тишь вспугнуло.

- Всякому лету аминь.

- Если погода в этот день хорошая - осень будет хорошая.

- Земля стремится к заморозкам.

- Озимое поле покрывается всходами.

- Раннее опадание листвы - к ранней зиме.

- Если паутина ложится на растения - к теплой погоде.

- Красное небо - к ветру и дождю.

- Морозный иней на траве - к дождю.

- Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх - к студеной зиме.

- Осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко - к теплой.

- Осенью серенько утро, да жди красного денька.

- Жирные барсуки и зайцы по осени - к ранней зиме.

- Луков день - с этого дня собирают лук с гряд.

     Именины 21 сентября:

Иван, Георгий.

Малая Пречистая, Оспожинки

2
Празднуется: 21 сентября 2019 года

Народно-христианский праздник Малая Пречистая, Оспожинки отмечается 21 сентября. Православная церковь в этот день отмечает двунадесятый праздник Рождество Богородицы. Он приурочен рождению Девы Марии - матери Иисуса Христа.

     Другие названия праздника: торые осенины, Оспожинки, Госпожинки, Праздник урожая, Малая Пречистая, Вторая Пречистая, Вторая встреча осени, Богородицын день, Пасекин день, Пасиков день, Луков день, Аспосов день, Вторые осенины, Спосов день, Аспожка, Аспасов день, Спасова, Женское Рождество, Праздник Рожаниц, Багач, Багатнік, Багатуха, Малая Прачистая, Спожка, Другі святок, Богáч, Друга Пречиста, Мати Пречиста, Різдво богородиці, Друга Пречиста, Сватання, Заручини, Bogarodzica, Dzień Narodzin Najswiqtszej Panny Siewnej, Gruszki, Gruszkowy odpust, Jablka, Jabłkowy odpust, Matka Boska Siewna, Matka Boska Żytosiewna, Matki Boskiej Siewnej, Narodzenie Maryi, Narodzenie Najświętszej Marii Panny, Odpust Matki Boskiej Siewnej, Siewna, Węgorzowy odpust, Narození Panny Marie, Panenka Márie, Matka Bozi, Zelinová Раnna Maria, Set'ová Panna Maria, Vel'ká Mara, Mala Mara, Мала Госпоjина, Мала Госпоине, Мала Богороица, Малка Богородица, Мала Госпа, Малка черква, sveta Marija mala, mali šmaren, mala maša, mala gospojnica, Marijino rojstvo.

     На Руси в этот день рано утром девушки и женщины выходили к берегам рек, прудов и озер, чтобы встретить матушку Осенину киселем и новоиспеченным овсяным хлебом - символом достатка, материального благополучия и изобилия. Ее образ в сознании наших предков сливался с образом Богоматери, потому к ней обращались: «Богородица Пречистая, избавь от надсады и маеты, мое житье-бытье освяти».

     На берегах реки девушки водили хороводы, танцевали и пели обрядовые песни. В центре хоровода становилась самая старшая женщина, держа в руках овсяный каравай. Затем хлеб разламывали по количеству присутствующих и несли домой. Им угощали домочадцев, а крошки скармливали скоту. В народе хлеб представляли знаком Божественного покровительства, а его ломти считались отличным оберегом человека от всякого зла.

     По обычаю, в этот день к новобрачным ходили родственники и знакомые, чтобы посмотреть на их жизнь и научить уму-разуму. Столы ломились от лакомств. Для гостей молодая хозяйка пекла специальный круглый пирог, символизирующий солнце и силы природы. После сытного обеда супруга показывала пришедшим дом, а супруг - двор, сараи, амбр и сад. В саду стоял бочонок с пивом собственного производства, которым угощали гостей. Все вместе чествовали Солнце.

     Считалось, что 21 сентября всякому лету - Аминь. В свои права вступила осень. По сути это праздник осеннего равноденствия. Он как бы соединяет в себе два праздника: духовный и земной. По своей духовной природе - это день рождения Пресвятой Богородицы, а по своей земной сути - праздник урожая, сопровождающийся песнями и играми.

     В Древней Руси Осенины - праздник не только урожая, но еще и Лады и Лели - богинь плодородия, брака и любви. После крещения Руси эта традиция не забылась, и Рождество Богородицы отмечали с размахом, потому что в народном представлении его соединили с праздником урожая. Торжество получило название «оспожинки».

     С утра крестьяне обычно шли на молебен, а потом отправлялись к родникам, чтобы помолиться Пресвятой Деве. В сознании наших предков рождение Богоматери связывалось с появлением живительной влаги чистых родников. Воду в родниках освящали, а потом несли домой, чтобы каждое утро пить по глоточку.

     В этот день, как и в день весеннего равноденствия в избах обновляли огонь - старый гасили и зажигали новый. В этом прослеживается повторение вечного мотива умирания и воскрешения природы. Во избежание порчи и сглаза в новом огне сжигали старую обувь и одежду, а деток на пороге окатывали водой. Все эти обряды были только началом празднества, которое порой затягивалось на целую неделю. Ведь чем урожайнее выдался год, тем дольше отмечали встречу осени и праздник урожая.

     У поляков в этот день было принято делать первый посев озимых: высевают несколько горстей ржи из колосьев, освященных в венке на Обжинки. Чехи, моравы и словаки освящали в костеле пшеницу для посева или освящали букетики первых колосьев, и то и другое украшали цветами. По словацким поверьям, в этот день змеи уходят в землю - до Юрия. Верили, что какая погода будет на Рождество Богородицы, такая потом продержится еще четыре недели.

     Словаки и чехи считали, что на Рождество Богородицы улетают ласточки. Много примет и поверий связано с уборкой урожая: «Матерь Божья капустные головки складывает», «На Матерь Божью первые сливы в сушильне», «Малая Мария забрала хлеб, Большая дала хлеба».

     Примечали: «Если погода хорошая - осень будет хорошая». Осенины - вторая встреча осени. Пасекин день. Убирают пчел, собирают лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам. «Всякому лету аминь». «Бабье лето тишь вспугнуло».

     Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг нее поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот. Авелов день. Девушки с именем Алена, Анастасия, Анна, Антонина не носили косу в этот день, так как искали себе суженого. Если на селе были молодцы с именами на букву Б,Д,Г, то считалось, что брак с ними будет счастливым и неразрывным.

     В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось еще «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: «Навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье и поучить их уму-разуму». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом.

     Традиции и обряды 21 сентября:

Главные традиции 21 сентября - встреча осени, окончание полевых работ и сбора урожая, навещают новобрачных.

- В православных церквях совершается богослужение.

- Одна из традиций данного дня - разжигание нового огня в печи старым способом: высеканием искры из кремня или трением двух палочек. Осенины встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом и киселем. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину.

- Осенины традиционно считались женским праздником. Представительниц слабого пола почитали как продолжательниц рода. 21 сентября обращали свои молитвы к Богородице бездетные женщины, чтобы святая заступница послала им ребенка. Женщины, у которых не было детей, накрывали стол и приглашали всех нищих в селе «чтобы помолились за ее детей». Сперва они заказывали службу в церкви, а после богослужения приглашали всех к себе на обед.

- Было принято в этот день навещать новобрачных. Молодая хозяйка после богатого угощения гостей хвасталась женщинам новым домом и хозяйством, а супруг показывал мужчинам свои владения и делился планами на будущее. Гости хвалили молодых и давали им полезные советы.

- Иногда в связи с окончанием сбора урожая устраивалась сельская братчина. Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приемами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.

     Народные поговорки и приметы 21 сентября:

- Какая погода на Рождество Богородицы, такая продержится еще месяц.

- Если зайцы роют глубокие норы, то зима будет холодной.

- Родившимся 21 сентября следует носить алмаз и турмалин.

- Будзь багаты, як восень!

- Осенины - вторая встреча осени.

- Пасиков день - убирают пчел с пасек или пчельников.

- Женщины встречают осень у воды.

- К новобрачным идет в гости родня.

- Бабье лето тишь вспугнуло.

- Всякому лету аминь.

- Если погода в этот день хорошая - осень будет хорошая.

- Земля стремится к заморозкам.

- Озимое поле покрывается всходами.

- Раннее опадание листвы - к ранней зиме.

- Если паутина ложится на растения - к теплой погоде.

- Красное небо - к ветру и дождю.

- Морозный иней на траве - к дождю.

- Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх - к студеной зиме.

- Осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко - к теплой.

- Осенью серенько утро, да жди красного денька.

- Жирные барсуки и зайцы по осени - к ранней зиме.

- Луков день - с этого дня собирают лук с гряд.

     Именины 21 сентября:

Иван, Георгий.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.