Дмитриев День

Народно-христианский праздник Дмитриев День отмечается 8 ноября. В этот день верующие православной церкви чтут память великомученика Димитрия Солунского. Другие названия праздника: Большие Осенины, Дмитров день, День памяти великомученика Димитрия Солунского.

     Православная церковь 8 ноября почитает память великомученика Дмитрия Солунского, пострадавшего в 306 году за веру во Христа при правлении императора Диоклетиана. Святой занимал высокий пост проконсула при дворе. Император не знал, что Дмитрий является тайным христианином и назначил его наместником в городе Солунь, чтобы он от внешних врагов защищал доверенные земли, а также очистил город от христиан.

     Прибыв на место службы, Дмитрий начал искоренять языческие обычаи и распространять веру во Христа. Император, узнав о происходящем, приказал казнить святого, пронзив копьями. Мученическую смерть Дмитрий принял в 306 году. Его тело погребли верные христиане, а когда к власти пришел Константин Великий над могилой мученика воздвигли храм. Спустя сто лет мощи Дмитрия Солунского были обретены нетленными, при них совершались исцеления и чудеса.

     Существует предание, что когда на рубеже VI-VII веков авары, пришедшие с Дона, осадили Солунь, на городской стене явился святой Дмитрий, и стотысячное вражеское войско обратилось в бегство. Житие святого повествует, что он много раз освобождал пленных от ига неверных и помогал им добраться в Солунь.

     С давних пор на Руси почитали иконы Дмитрия Солунского. У великого князя Всеволода Юрьевича находилась одна из самых ранних икон, которая была написана на гробовой доске святого мученика. Из Солуни во Владимир ее перенесли в 1197 году. Это было расценено как значимое событие, которое внесли в святцы и ежегодно стали отмечать как праздник.

     Некоторое время икона находилась в Киеве, потом во Владимире, а в 1380 году при князе Дмитрии Донском была перевезена в Москву. Поставили икону в Успенском соборе. В честь глубоко почитаемого великомученика многие русские князья называли своих наследников Дмитриями. Дмитрию Солунскому молятся об оказании помощи на поле брани, о даровании терпения и мужества, об исцелении глазных болезней, о прозрении ослепших.

     Еще в дохристианские времена у наших предков зародилась традиция осеннего поминания усопших родственников. Систему таких поминаний упорядочили православные святцы, отнеся их к определенным датам церковного календаря. Дмитриевская суббота - одна из самых важных поминальных сроков. Установлена она была князем Дмитрием Донским в 1830 году после битвы на Куликовом поле, когда в кровопролитном сражении над войсками Золотой орды Мамая была одержана победа, положившая начало освобождению Руси от ордынского ига.

     Русское войско, выступившее против татаро-монголов, в ночь на 7 сентября 1380 года стало переправляться через реку Дон. На другой день утром был густой туман и только в третьем часу просветлело. К этому времени русские полки выстроились уже за Доном. Вражеское войско спустилось с холма на широкое Куликовское поле, и русские последовали их примеру. Сторожевые полки вступили в битву, какой на Руси еще не бывало.

     Дмитрий Донской перед началом битвы встал в первый ряд войска, поменявшись одеждой с Михаилом Бреноком, который вместо него стал под знамя. После сражения Бренока нашли убитым, а рядом с ним полегло много русских бояр и князей, защищавших в бою «князя». Во время битвы великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и нашли его после сражения под срубленной березой.

     Дмитрий Донской приказал совершать вселенскую панихиду о всех воинах, погибших на поле боя, в субботу перед днем памяти его небесного покровителя - Дмитрия Солунского. Со временем этот день признали днем поминовения не только погибших воинов, но и всех усопших. Так Дмитриевская суббота вошла в систему годовых «родительских суббот».

     В Дмитриев день на Руси повсеместно справляли поминки по усопшим. Дмитриевскую неделю называли родительской, дедовой. Суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского особенно почиталась. В народе ее прозвали Дмитриевскою субботой. В Дмитриевскую субботу и Дмитриев день не работали. Накануне Дмитриевской субботы в избах мыли полы, лавки застилали полотном, на полку с иконами вешали чистое полотенце. Согласно поверью, ночью в дом приходят покойные родители. Они ходят по полотну, а потом утираются полотенцем.

     В Дмитриев день устраивали поминальную трапезу и приглашали гостей. Хозяевам хотелось угостить пришедших повкуснее и посытнее. На Руси традиционными поминальными блюдами считались кисель и блины.

     Дмитриев день был одним из сроков сватовства. На Дмитрия девки хитрые, т.е. собираются замуж выйти. После этого дня и до зимнего мясоеда редко в деревнях играли свадьбы. Поэтому 8 ноября считали завершением осеннего брачного сезона.

     Дмитриев день считали началом дмитриевского полугодия, которое длится до 6 мая. Юрьев день открывал второе, юрьевское полугодие. Согласно поверью, в ночь на Дмитриев день, как и на Юрьев, ведьмы с неба сбрасывают луну, превращают ее в корову и доят.

     Традиции и обряды 8 ноября:

Главные традиции 8 ноября - поминки по усопшим, если выпадает на субботу, последний день сватания в осеннем брачном сезоне.

- Дмитрию Солунскому молились об оказании помощи на поле брани, о даровании мужества и терпения, а также об исцелении болезни глаз, о прозрении ослепших. В Дмитриев день, как и накануне, было принято справлять поминки по усопшим, особенно если эта дата выпадала на субботу. Такой же обычай существовал для субботы, предшествующей именинам святого. Эту традицию установил князь Дмитрий Донской, который после победы в Куликовской битве устроил панихиду по всем погибших на поле брани.

- У южных славян Дмитриев день считался основной хозяйственной границей года, отделяющей летнюю его часть от зимней. День, следующий за Дмитриевым днем, назывался во многих местах «разпус». Этим днем заканчивались сроки долговых обязательств и хозяйственных договоров, наниматели расплачивались за полгода работы со слугами, овчарами, пастухами, после чего заключались новые договоры на следующую половину года.

- До 8 ноября необходимо было успеть послать сватов в избу девицы, так как этим днем на Руси завершался брачный осенний сезон. «До Дмитра девка хитра, а после Дмитра не будет такова», - говорили в народе, подразумевая, что девушки после этого дня начнут выходить замуж. В этот день также было принято угощаться свежим пивом. «В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит», - шутили наши предки.

- В этот день обращали внимание и на приметы. Если этот день был холодным и снежным, то и весну ждали такую же. «Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая Пасха по снегу», - подмечали люди. Багряная заря в этот день предвещала сильный ветер, а запотевшие окна - наступление холодов.

     Народные поговорки и приметы 8 ноября:

- Заря окрашена в багряный цвет - ветер будет завывать.

- Иней утром 8 ноября виден - зимой будет очень много снега.

- По данному дню судили о Пасхе и весне в целом. Если много снега выпадет, то и на Пасху он не растает.

- Если в Дмитриев день стоит холод и снег, то весна поздно войдет в свои права и будет холодной.

- Если за окошком оттепель, то погода будет теплой всю зиму и весну.

- Реки 8 ноября еще не покрылись льдом - морозов не будет до конца ноября.

- Если девушка не вышла замуж до этого дня, то еще долго будет в девках ходить.

- Родившиеся 8 ноября будут хранителями семейных традиций. Носить им следует берилл.

- Коли отдохнут на дедовой неделе родители, то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами.

- Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота.

- В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит.

- Дмитриев день - зима уж лезет на плетень.

- Грубая, плохо рвущаяся кожура на луке - к суровой и холодной зиме.

- Звезды при мерцании отливают красноватым и синеватым светом - к устойчивой непогоде.

- Комнатные птицы молчат - к морозу.

- Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая Пасха по снегу.

     Именины 8 ноября:

Марк, Дмитрий, Василий, Афанасий, Антон.

Дмитриев День

2
Празнуется: 8 ноября 2019 года

Народно-христианский праздник Дмитриев День отмечается 8 ноября. В этот день верующие православной церкви чтут память великомученика Димитрия Солунского. Другие названия праздника: Большие Осенины, Дмитров день, День памяти великомученика Димитрия Солунского.

     Православная церковь 8 ноября почитает память великомученика Дмитрия Солунского, пострадавшего в 306 году за веру во Христа при правлении императора Диоклетиана. Святой занимал высокий пост проконсула при дворе. Император не знал, что Дмитрий является тайным христианином и назначил его наместником в городе Солунь, чтобы он от внешних врагов защищал доверенные земли, а также очистил город от христиан.

     Прибыв на место службы, Дмитрий начал искоренять языческие обычаи и распространять веру во Христа. Император, узнав о происходящем, приказал казнить святого, пронзив копьями. Мученическую смерть Дмитрий принял в 306 году. Его тело погребли верные христиане, а когда к власти пришел Константин Великий над могилой мученика воздвигли храм. Спустя сто лет мощи Дмитрия Солунского были обретены нетленными, при них совершались исцеления и чудеса.

     Существует предание, что когда на рубеже VI-VII веков авары, пришедшие с Дона, осадили Солунь, на городской стене явился святой Дмитрий, и стотысячное вражеское войско обратилось в бегство. Житие святого повествует, что он много раз освобождал пленных от ига неверных и помогал им добраться в Солунь.

     С давних пор на Руси почитали иконы Дмитрия Солунского. У великого князя Всеволода Юрьевича находилась одна из самых ранних икон, которая была написана на гробовой доске святого мученика. Из Солуни во Владимир ее перенесли в 1197 году. Это было расценено как значимое событие, которое внесли в святцы и ежегодно стали отмечать как праздник.

     Некоторое время икона находилась в Киеве, потом во Владимире, а в 1380 году при князе Дмитрии Донском была перевезена в Москву. Поставили икону в Успенском соборе. В честь глубоко почитаемого великомученика многие русские князья называли своих наследников Дмитриями. Дмитрию Солунскому молятся об оказании помощи на поле брани, о даровании терпения и мужества, об исцелении глазных болезней, о прозрении ослепших.

     Еще в дохристианские времена у наших предков зародилась традиция осеннего поминания усопших родственников. Систему таких поминаний упорядочили православные святцы, отнеся их к определенным датам церковного календаря. Дмитриевская суббота - одна из самых важных поминальных сроков. Установлена она была князем Дмитрием Донским в 1830 году после битвы на Куликовом поле, когда в кровопролитном сражении над войсками Золотой орды Мамая была одержана победа, положившая начало освобождению Руси от ордынского ига.

     Русское войско, выступившее против татаро-монголов, в ночь на 7 сентября 1380 года стало переправляться через реку Дон. На другой день утром был густой туман и только в третьем часу просветлело. К этому времени русские полки выстроились уже за Доном. Вражеское войско спустилось с холма на широкое Куликовское поле, и русские последовали их примеру. Сторожевые полки вступили в битву, какой на Руси еще не бывало.

     Дмитрий Донской перед началом битвы встал в первый ряд войска, поменявшись одеждой с Михаилом Бреноком, который вместо него стал под знамя. После сражения Бренока нашли убитым, а рядом с ним полегло много русских бояр и князей, защищавших в бою «князя». Во время битвы великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и нашли его после сражения под срубленной березой.

     Дмитрий Донской приказал совершать вселенскую панихиду о всех воинах, погибших на поле боя, в субботу перед днем памяти его небесного покровителя - Дмитрия Солунского. Со временем этот день признали днем поминовения не только погибших воинов, но и всех усопших. Так Дмитриевская суббота вошла в систему годовых «родительских суббот».

     В Дмитриев день на Руси повсеместно справляли поминки по усопшим. Дмитриевскую неделю называли родительской, дедовой. Суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского особенно почиталась. В народе ее прозвали Дмитриевскою субботой. В Дмитриевскую субботу и Дмитриев день не работали. Накануне Дмитриевской субботы в избах мыли полы, лавки застилали полотном, на полку с иконами вешали чистое полотенце. Согласно поверью, ночью в дом приходят покойные родители. Они ходят по полотну, а потом утираются полотенцем.

     В Дмитриев день устраивали поминальную трапезу и приглашали гостей. Хозяевам хотелось угостить пришедших повкуснее и посытнее. На Руси традиционными поминальными блюдами считались кисель и блины.

     Дмитриев день был одним из сроков сватовства. На Дмитрия девки хитрые, т.е. собираются замуж выйти. После этого дня и до зимнего мясоеда редко в деревнях играли свадьбы. Поэтому 8 ноября считали завершением осеннего брачного сезона.

     Дмитриев день считали началом дмитриевского полугодия, которое длится до 6 мая. Юрьев день открывал второе, юрьевское полугодие. Согласно поверью, в ночь на Дмитриев день, как и на Юрьев, ведьмы с неба сбрасывают луну, превращают ее в корову и доят.

     Традиции и обряды 8 ноября:

Главные традиции 8 ноября - поминки по усопшим, если выпадает на субботу, последний день сватания в осеннем брачном сезоне.

- Дмитрию Солунскому молились об оказании помощи на поле брани, о даровании мужества и терпения, а также об исцелении болезни глаз, о прозрении ослепших. В Дмитриев день, как и накануне, было принято справлять поминки по усопшим, особенно если эта дата выпадала на субботу. Такой же обычай существовал для субботы, предшествующей именинам святого. Эту традицию установил князь Дмитрий Донской, который после победы в Куликовской битве устроил панихиду по всем погибших на поле брани.

- У южных славян Дмитриев день считался основной хозяйственной границей года, отделяющей летнюю его часть от зимней. День, следующий за Дмитриевым днем, назывался во многих местах «разпус». Этим днем заканчивались сроки долговых обязательств и хозяйственных договоров, наниматели расплачивались за полгода работы со слугами, овчарами, пастухами, после чего заключались новые договоры на следующую половину года.

- До 8 ноября необходимо было успеть послать сватов в избу девицы, так как этим днем на Руси завершался брачный осенний сезон. «До Дмитра девка хитра, а после Дмитра не будет такова», - говорили в народе, подразумевая, что девушки после этого дня начнут выходить замуж. В этот день также было принято угощаться свежим пивом. «В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит», - шутили наши предки.

- В этот день обращали внимание и на приметы. Если этот день был холодным и снежным, то и весну ждали такую же. «Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая Пасха по снегу», - подмечали люди. Багряная заря в этот день предвещала сильный ветер, а запотевшие окна - наступление холодов.

     Народные поговорки и приметы 8 ноября:

- Заря окрашена в багряный цвет - ветер будет завывать.

- Иней утром 8 ноября виден - зимой будет очень много снега.

- По данному дню судили о Пасхе и весне в целом. Если много снега выпадет, то и на Пасху он не растает.

- Если в Дмитриев день стоит холод и снег, то весна поздно войдет в свои права и будет холодной.

- Если за окошком оттепель, то погода будет теплой всю зиму и весну.

- Реки 8 ноября еще не покрылись льдом - морозов не будет до конца ноября.

- Если девушка не вышла замуж до этого дня, то еще долго будет в девках ходить.

- Родившиеся 8 ноября будут хранителями семейных традиций. Носить им следует берилл.

- Коли отдохнут на дедовой неделе родители, то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами.

- Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота.

- В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит.

- Дмитриев день - зима уж лезет на плетень.

- Грубая, плохо рвущаяся кожура на луке - к суровой и холодной зиме.

- Звезды при мерцании отливают красноватым и синеватым светом - к устойчивой непогоде.

- Комнатные птицы молчат - к морозу.

- Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая Пасха по снегу.

     Именины 8 ноября:

Марк, Дмитрий, Василий, Афанасий, Антон.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.