День Рогатого Бога Британии

День Рогатого Бога Британии - древний языческий праздник, традиционно отмечающийся ежегодно 18 октября. Это лесное божество, отвечающее за плодородие и плодовитость растений и животных, имело множество имен и было известно далеко за пределами Британии.

     В Уэльсе его называли Ато, Рогатый Бог, в Виндзорском лесу - Эрни-Охотником, иногда его называли еще Цернунном. Однако, это были аспекты одного и того же божества и его сил. Но какое бы имя он не носил, как бы его ни изображали, у него была одна неизменная отличительная черта - оленьи рога на голове, и, по легенде, он являлся распорядителем природы. Местные жители утверждают, что Эрни-Охотник до сих пор бродит по лесам в окрестностях Виндзорского замка. В 1964 году его видели мчащимся верхом на огнедышащей лошади.

     И в наше время в некоторых местностях Британии осенью отмечают праздник Великого Рога. Мужчины расхаживают по улицам с прикрепленными к головам оленьими рогами. Это напоминание о том, что древнее лесное божество распоряжается плодовитостью лесных животных и растений. Этот бог отворяет Врата Жизни и Смерти, является Великим Отцом, Хозяином всей Природы. Друиды знали его, как Ху Гадерна, Рогатого Бога плодородия.

     Маргарет Мюррей в своей популярной работе об истории ведовства в Европе «Культ ведьм в Западной Европе» отстаивает идею о том, что изображение дьявола и сатанинских шабашей, на которые собирались якобы ведьмы, являются искаженными отражениями действительно существовавшего с предысторических времен на территории Европы языческого культа. Преследовавшихся же инквизицией в Средневековье ведьм и колдунов Мюррей рассматривала как последних последователей этой древнейшей религии.

     В книге «Бог ведьм» Мюррей предприняла попытку исторически обосновать существование еще во времена каменного века почитания «рогатого бога». При этом она ссылается на свидетельство наскальной живописи: например, образ «шамана» во французской пещере Труа-Фрер. Сюда же Мюррей подверстывала рогатых богов из различных культур Древнего Востока: древнеегипетские Амон с рогами овна и Хатор с рогами коровы, рогатый «Повелитель зверей» на печати из Мохенджо-Даро.

     Подобные образы встречаются и в древнегреческой мифологии - критский Минотавр, бог Пан, Дионис Загрей. В своей книге Мюррей упоминает и о кельтском боге Кернунне, изображение которого в шапке с рогами, якобы напоминавшей шаманскую, обнаружено на части рельефа древнего алтаря под собором Парижской Богоматери. Позднее он трансформировался в фольклорный образ Херна-Охотника.

     Согласно построениям Мюррей, которые не получили поддержки в академическом сообществе, поклонение «рогатому богу» в Европе и прилегающем к ней Средиземноморском регионе существовало по крайней мере со времени окончания последнего ледникового периода вплоть до завоевания римлянами кельтской Галлии.

     В качестве подтверждения наличия культа рогатого бога в христианскую эпоху Мюррей цитирует Феодора Тарсийского, архиепископа Кентерберийского конца VII века, который в своем послании Liber poenitentialis угрожает трехлетним отлучением от церкви каждому, кто в январские календы переоденется в звериные шкуры и будет изображать быка или оленя. Массовую охоту на ведьм в XV-XVII веках Мюррей трактует в том же духе.

     Тем же объясняет она рога в традиционной иконографии дьявола и чертей: духовенство ассоциировало их с темной силой с тем, чтобы истребить в сознании населения древний культ рогатого божества. «Это сохранившееся вероучение свидетельствует, что под сенью христианской религии господствующих существовал практически в неприкосновенности старый культ со всеми его обрядами», - такой вывод делает исследовательница.

     Одним из новейших свидетельств культа Мюррей называет «Дорсет Осера» - некий карнавальный образ-маску, вместе с маской было принято надевать и звериную шкуру. Сама маска якобы исчезла в конце XIX века. До 1967 года была известна также деревянная скульптура, изображавшая Ато, каким - согласно мнению последователей неоязыческого культа Викка - было собственное имя Рогатого бога.

     Подавляющее большинство ученых признают аргументацию британской писательницы и антрополога недостаточно весомой, чтобы допустить параллельное существование некоего широко распространенного, зародившегося еще в каменном веке тайного языческого культа - в уже более чем тысячу лет христианизированной Европе. Идея культа рогатого бога в основном рассматривается как фантазия. Несмотря на это, некоторые менее важные аспекты ее исследования пользуются некоторой поддержкой.

День Рогатого Бога Британии

2
Празднуется: 18 октября 2019 года

День Рогатого Бога Британии - древний языческий праздник, традиционно отмечающийся ежегодно 18 октября. Это лесное божество, отвечающее за плодородие и плодовитость растений и животных, имело множество имен и было известно далеко за пределами Британии.

     В Уэльсе его называли Ато, Рогатый Бог, в Виндзорском лесу - Эрни-Охотником, иногда его называли еще Цернунном. Однако, это были аспекты одного и того же божества и его сил. Но какое бы имя он не носил, как бы его ни изображали, у него была одна неизменная отличительная черта - оленьи рога на голове, и, по легенде, он являлся распорядителем природы. Местные жители утверждают, что Эрни-Охотник до сих пор бродит по лесам в окрестностях Виндзорского замка. В 1964 году его видели мчащимся верхом на огнедышащей лошади.

     И в наше время в некоторых местностях Британии осенью отмечают праздник Великого Рога. Мужчины расхаживают по улицам с прикрепленными к головам оленьими рогами. Это напоминание о том, что древнее лесное божество распоряжается плодовитостью лесных животных и растений. Этот бог отворяет Врата Жизни и Смерти, является Великим Отцом, Хозяином всей Природы. Друиды знали его, как Ху Гадерна, Рогатого Бога плодородия.

     Маргарет Мюррей в своей популярной работе об истории ведовства в Европе «Культ ведьм в Западной Европе» отстаивает идею о том, что изображение дьявола и сатанинских шабашей, на которые собирались якобы ведьмы, являются искаженными отражениями действительно существовавшего с предысторических времен на территории Европы языческого культа. Преследовавшихся же инквизицией в Средневековье ведьм и колдунов Мюррей рассматривала как последних последователей этой древнейшей религии.

     В книге «Бог ведьм» Мюррей предприняла попытку исторически обосновать существование еще во времена каменного века почитания «рогатого бога». При этом она ссылается на свидетельство наскальной живописи: например, образ «шамана» во французской пещере Труа-Фрер. Сюда же Мюррей подверстывала рогатых богов из различных культур Древнего Востока: древнеегипетские Амон с рогами овна и Хатор с рогами коровы, рогатый «Повелитель зверей» на печати из Мохенджо-Даро.

     Подобные образы встречаются и в древнегреческой мифологии - критский Минотавр, бог Пан, Дионис Загрей. В своей книге Мюррей упоминает и о кельтском боге Кернунне, изображение которого в шапке с рогами, якобы напоминавшей шаманскую, обнаружено на части рельефа древнего алтаря под собором Парижской Богоматери. Позднее он трансформировался в фольклорный образ Херна-Охотника.

     Согласно построениям Мюррей, которые не получили поддержки в академическом сообществе, поклонение «рогатому богу» в Европе и прилегающем к ней Средиземноморском регионе существовало по крайней мере со времени окончания последнего ледникового периода вплоть до завоевания римлянами кельтской Галлии.

     В качестве подтверждения наличия культа рогатого бога в христианскую эпоху Мюррей цитирует Феодора Тарсийского, архиепископа Кентерберийского конца VII века, который в своем послании Liber poenitentialis угрожает трехлетним отлучением от церкви каждому, кто в январские календы переоденется в звериные шкуры и будет изображать быка или оленя. Массовую охоту на ведьм в XV-XVII веках Мюррей трактует в том же духе.

     Тем же объясняет она рога в традиционной иконографии дьявола и чертей: духовенство ассоциировало их с темной силой с тем, чтобы истребить в сознании населения древний культ рогатого божества. «Это сохранившееся вероучение свидетельствует, что под сенью христианской религии господствующих существовал практически в неприкосновенности старый культ со всеми его обрядами», - такой вывод делает исследовательница.

     Одним из новейших свидетельств культа Мюррей называет «Дорсет Осера» - некий карнавальный образ-маску, вместе с маской было принято надевать и звериную шкуру. Сама маска якобы исчезла в конце XIX века. До 1967 года была известна также деревянная скульптура, изображавшая Ато, каким - согласно мнению последователей неоязыческого культа Викка - было собственное имя Рогатого бога.

     Подавляющее большинство ученых признают аргументацию британской писательницы и антрополога недостаточно весомой, чтобы допустить параллельное существование некоего широко распространенного, зародившегося еще в каменном веке тайного языческого культа - в уже более чем тысячу лет христианизированной Европе. Идея культа рогатого бога в основном рассматривается как фантазия. Несмотря на это, некоторые менее важные аспекты ее исследования пользуются некоторой поддержкой.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.